рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Сочинение: Жизнь природы в лирике Ф.И. Тютчева

Жизнь природы в лирике Ф.И. Тютчева

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг

бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной

бездной.

Ф. И. Тютчев

Пожалуй, трудно найти русского человека, ко­торый бы ни разу не встречался с произведениями Федора Ивановича Тютчева. И каждый, конечно же, воспринимает их по-своему, но никогда стихо­творения его не могут оставить человека равно­душным. Ведь все творчество Тютчева — это обя­зательно что-то светлое, доброе, простое и неизменно свое — русское, проникающее в душу, «хватающее» за сердце, рождающее в человеке высокое чувство любви. Любви к природе, к роди­не, к женщине, к жизни наконец. И каждый, кто хоть раз соприкоснулся с произведениями Тютче­ва, проносит это чувство через всю свою жизнь, черпая его, как из источника, из тех же тютчев­ских стихов. Их тематика многообразна, и тем не менее почти все так или иначе связаны с темой природы. А во многих стихотворениях это глав­ный предмет изображения.

Природа, воспетая Тютчевым, близка и понят­на каждому русскому человеку, она неразрывно связывается в его сознании с образом Родины. Так, великий наш писатель Л. Н. Толстой призна­вался, что каждой весной в его памяти неизменно встают строки тютчевской «Весны»:

Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман,

Как ни браздят чело морщины,

И сердце как ни полно ран;

Каким бы строгим испытаньям

Вы ни были подчинены, —

Что устоит перед дыханьем

И первой встречею весны!

Природа никогда не предстает перед вами во время каких-нибудь могущественных катаклиз­мов, которые вызывают у человека страх и беспо­мощность. Она всегда близка нам и проста для восприятия. И в этом ее необыкновенная пре­лесть:

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река,

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

При более глубоком проникновении, однако, можно увидеть, что за внешней простотой скрыт величественный мир, полный гармонии и красо­ты, которая поражает читателя своим совершенст­вом. И главное — этот мир живой. Природа для Тютчева — храм. Но не мертвый, созданный из камня руками человека, а полный жизни, естест­венный и одухотворенный:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

У Тютчева нет «мертвой природы» — она всег­да полна движения, на первый взгляд незаметно­го, но на самом деле непрерывного, почти вечного. И Тютчев преклоняется перед этим движением жизни, благодаря которому, может быть, сущест­вует человек:

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем

Себя самих — лишь грезою природы.

Тютчев дает понять, что, как бы ни пытался человек выделиться, он все равно останется «гре­зою природы», лишь ее творением, пусть даже и «венцом» его. И вместе с тем тютчевская природа чаще всего предстает перед нами как что-то сла­бое, хрупкое и беззащитное, зависимое от челове­ка.

Природа Тютчева всегда многолика и разнооб­разна. Мы видим ее в постоянном движении, не­прерывной смене явлений, в переходных состояниях — от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

И каждое такое явление, будь то прилет птиц или закат солнца, гроза или снегопад, раскрыва­ется поэтом во всей красе и величии — это харак­терная особенность описаний Тютчева. При этом следует отметить, что во всех картинах природы, изображенных поэтом, нет ни капли вымысла, они всегда реальны и жизненны. И если, допус­тим, нам встречается солнце, глядящее «исподло­бья на поля», или плачущая осень, или ликующие и поющие «весенние воды», то, значит, именно та­кими увидел их Тютчев и, наделив свойствами живых существ, только подчеркнул неброскую красоту и колоритность. Поэтому можно сказать, что у Тютчева природа живет, а он эту жизнь опи­сывает.

Прием олицетворения природы необходим поэту, чтобы показать ее неразрывную связь с жизнью людей. Часто его стихи о природе — не что иное, как выражение дум о человеке. Так, кроткую улыбку увядания Тютчев сравнивает с «стыдливостью страданья» разумного существа. В стихотворении «Слезы людские, о слезы люд­ские...» дождевые капли — это слезы человека. Здесь проявляется еще одна сторона тютчевского творчества. Поэт затрагивает очень сложную про­блему взаимосвязи человека с окружающим его миром.

Для Тютчева природа — загадочный собесед­ник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. «О чем ты воешь, ветр ноч­ной?» — вопрошает поэт. И тут же отвечает:

Понятным сердцу языком

Твердишь о непонятной муке —

И роешь и взрываешь в нем

Порой неистовые звуки!..

Мастерство Тютчева всегда поражает. Он под­мечает в самых обыкновенных природных явлени­ях что-то такое, что при всей своей невзрачности служит точнейшим, просто зеркальным, отобра­жением неземной красоты. И выражено это «что-то» не в витиеватых фразах, а в простых и обыч­ных словах, но идущих от самого сердца поэта:

Лил теплый летний дождь — его струи

По листьям весело звучали...

Не загромождая описания обилием подробнос­тей, Тютчев выбирает самое необходимое, благода­ря чему достигает большой художественной выра­зительности.

Поэту удавалось улавливать, как сказал Не­красов, «именно те черты, по которым в воображе­нии читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Такое под силу толь­ко человеку, увидевшему в природе «душу», осоз­навшему, что «в ней есть свобода, в ней есть лю­бовь».


© 2011 Рефераты