Тысячу лет назад в Бухаре жил
гениальный человек по имени Абу Али
Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Али ибн-Сина.
Ибн-Сина был
ученым-энциклопедистом. Его научное наследие весьма обширно и охватывает все
отрасли знания того времени: философию, логику, музыку, поэтику,языкознание,
медицину, математику, астрономию, химию,биологию, геологию, и другие.
Через сто с небольшим лет после его смерти по
приказу религиозных фанатиков в Багдаде на главной площади сожгут философские книги Ибн-Сины, а еще через несколько сотен лет в Европе после
изобретения печатного станка сразу после Библии напечатают огромные пять томов
"Канона врачебной науки".
Абу Али аль Хусейн ибн-Абдаллах ибн-Сина родился в
сентябре 960 года в небольшом селении Афшана близ
Бухары. В своей биографии Ибн-Сина писал:
"Отец мой был из Балха и приехал оттуда в
Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и
занялся там работой в диване - канцелярии. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром
одного из бюликов (районов) в окрестностях
Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений,
он взял себе в жены мою мать по имени Ситара -
звезда. Там же и родились сначала я, а затем мой брат."
Ибн-Сина принадлежал к
населению Средней Азии,
говорившему на языке фарси-дари. На этом языке он писал короткие стихи -
четверостишья "для отдохновения души..."
Отцу
Ибн-Сины Абдаллаху и его жене нравилось имя Хусейн.
Ими давно было решено назвать первого сына Хусейном, но в благородных домах
нужно было дать сыну и кунью - почетное прозвище. "У моего мальчика
обязательно будет свой сына смеялся Абдаллах. Так
пусть же не мучается мой мальчик Хусейн. Я уже дал имя его будущему сыну Али. Кунья будет Абу
Али". Откуда было знать Абдаллаху, что
напрасно он выдумал эту , затею со вторым именем. Не будет у Хусейна сына, и
семьи у него своей не будет. А станет скитаться он всю жизнь по караванным
путям от города к городу, от правителя к правителю.
Маленький Хусейн был очень
любопытным мальчиком. Слово "Почему?" он повторял много раз в день,
удивляя и детей и взрослых своей любознательностью. Когда Хусейну исполнилось
пять лет, семья переехала в Бухару. Мальчика
поместили в начальную мусульманскую школу - мактаб , где он
проучился до 10 лет. Хусейн был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Главы из Корана - суры - ученикам школы
читались по-арабски. Многие мальчики плохо знали арабский язык. Хусейн сразу
подступил к учителю с вопросами, но тот говорил: "Учи Коран. Там на все
есть ответы." Одновременно Хусейн ходил и к другому учителю,который обучал
его грамматике , стилистике
и арабскому языку.
Однажды Хусейн сказал: "Я
выучил весь Коран. Теперь я
могу задать свои вопросы?" Учитель обиделся: "Коран учат долгие годы
и редким мусульманам, знающим его наизусть,дают почетное звание - хафиз".
"Значит
я хафиз!" - сказал мальчик. На экзамене
Хусейн рассказал все суры, не пропустив ни одного слова. Так не знал
Коран даже сам хатиб Убайд. С тех пор Хусейн
не ходил в
маетаб. К десятилетнему возрасту, то есть к
990 году, будущий великий ученый заканчивает первый, начальный. Цикл своего образования.
Он поражает всех памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, и восхищает
знанием арабской литературы. С этого времени Ибн-Сина
становится шейхом. Из его собственной биографии:
"К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие
успехи, что все поражались".
Выдающиеся способности мальчика
были рано замечены. После десяти лет отец взял его из школы, и дальнейшее образование
подросток получил, занимаясь с приходящими на дом учителями. Он усиленно изучал
математику, физику, логику, законоведение, астрономию,философию, географию и
многое другое. Обстановка в семье способствовала духовному развитию юноши. Отец
Ибн-Сины,человек состоятельный и образованный,
был близок к исмаилитам, которые и сделали его
своим последователем. (Исмаилиты - противники
ортодоксального ислама).
Ибн-Сина
не принадлежал к исмаилитам, но живо
интересовался содержанием их проповедей. Возможно, от
исмаилитов Ибн-Сина, воспринял критическое
отношение к
Корану. Исмаилитом был и первый учитель,
преподававший
Ибн-Сине философию и математику. Лбу Абдаллах ан-Натили.
Учение шло столь успешно,
что вскоре ученик не только догнал учителя, но и неоднократно ставил его в
тупик. В автобиографии Ибн-Сина описывает
такой случай: "Я дал
такой анализ данного определения, подобного какому он не
слыхал.
Он удивился мне , как только мог и советовал родителю
моему не
занимать меня ничем , кроме наук... То же было и с книгой Евклида. пять-шесть
теорем я изучил при помощи учителя . а остальные - самостоятельно. Натили
оказался не в силах обучать меня. Он сказал : “Читай сам , решай теорему , а
затем приходи ко мне и показывай итоги. Тогда я самостоятельно занялся
изучением книг много было таких вопросов , которые он до того не знал и
научился им от меня”.
Медициной Ибн-Сина заинтересовался
очень рано, Не имея еще 12 лет от роду , Ибн-Сина , согласно традиции , занялся
ее изучением по совету знаменитого врача и философа Абу Салаха ал-Масихи.
Затем я пристрастился к науке врачевания , - говорится в автобиографии , - и
стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук , и ,
конечно , я преуспел в ней в кратчайшее время так , что известные врачи того
времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных , и в результате
достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления . что это
не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет”.
Изучал медицину Ибн-Сина под
руководством Абу-л-Мансура Камари , известного бухарского медика , автора ряда
научных трудов. Обучение у Камари продолжалось не долго. ибн-Сина быстро
начинает заниматься самостоятельной практикой и вскоре становится настолько
известным врачом , что его приглашают во дворец для лечения тяжело заболевшего
эмира Бухары Нуха ибн-Мансура. В автобиографии Ибн-Сина вспоминает : “Однажды
эмир заболел и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно
. и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и
участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему”.
Чем болел
эмир Бухары , и как его лечил Ибн-Сина , точно
не известно. Известно лишь , что лечение помогло , и Нух ибн-Мансур
благополучно правил Бухарой еще год. Известно также , что в благодарность за
излечение Ибн-Сина получил доступ в знаменитое книгохранилище Саманидов.
Бухарская библиотека - одно из крупнейших собраний книг того времени. Сам
ибн-Сина считал работу в Бухарской библиотеке важнейшим этапом в своей жизни.
Здесь завершилось его образование и началось самостоятельное творчество.
Библиотекой Саманидов Ибн-Сина
пользовался несколько лет. Возможно , именно во время работы в Бухарской
библиотеке у него зародилась идея создать обобщающий труд по медицине , где
можно было бы найти название болезни со всеми ее признаками , а также указание
на то , отчего она возникает и как ее можно излечить. Для этой цели Ибн-Сина
делал необходимые выписки из различных книг , а затем периодически обобщал их.
Так началась подготовка материала для “Канона врачебной науки” . над которым
Ибн-Сина работал долгие годы.
В 999 году умер отец - Абдаллах ибн
Хасан , и на плечи Ибн-Сины легла забота о близких. Но к семье бывшего исмаилита
власти относились с подозрением , положение Ибн-Сины было непрочно и даже
опасно , и он принял решение переехать в Гургандж , столицу Хорезма.
До самой смерти Ибн-сина не смог
вернуться на родину , скитаясь по чужбине из одного города в другой. Он побывал
у властителей Хорезма ,Абиверда , Нишапура , Туса , Гургана , Рея, Хамадана ,
Исфагана. Испытывал лишения и поднимался к вершинам власти , то становился
визирем , то попадал в тюрьму , жил и в роскоши и в нищете , но не на один день
не прекращал творческой и научной работы. Имущество его не один раз было разграблено
, погибла его библиотека , в том числе
рукопись
философской энциклопедии в двадцати томах “Ал-Инсаф” (“Справедливость”).
“Канон врачебной науки”
При жизни
Ибн-Сины большой известностью пользовался обширный труд основателя и
руководителя госпиталя в Багдаде Али ибн-Аббаса под названием “Царская книга”.
Одним из непосредственных предшественников “Канона” был 30-ти томный труд Абу
Бакара ар-Рази “Всеобъемлющая книга по медицине”. Однако эти труды страдали
общими недостатками. Изложенные в них сведения не были в достаточной степени
систематизированы , результаты наблюдений переплетались с явным вымыслом , рекомендации
дополнялись мистическими истолкованиями. Построение книг было очень нечетким, а
изложение настолько сложным, что пользоваться ими мог только достаточно опытный
врач.
Ибн-Сина
, работая над книгой , поставил перед собой задачу избежать ошибок своих
предшественников и справился с ней , создав один из крупнейших в истории
медицины энциклопедических трудов - “Канон врачебной науки”.
Канон
врачебной науки” - одна из самых знаменитых книг в истории медицины. По
существу - это целая медицинская энциклопедия , рассматривающая с большой
полнотой (в пределах знаний того времени) все , что относится к здоровью и
болезням человека.
Этот
капитальный труд , включающий в себя около 200 печатных листов , уже в
двенадцатом веке был переведен с арабского языка на латинский и разошелся во
множестве рукописей. Когда был изобретен печатный станок , “Канон” оказался
среди первых печатных книг , и по числу изданий соперничал с Библией. Латинский
текст “Канона врачебной науки” был
издан впервые в 1473году , а арабский - в 1543году.
Точная
дата завершения работы над “Каноном” не установлена. Предположительно это 1020
год.
Канон
врачебной науки” - это обширный труд , состоящий из 5 книг.
В книге
1-ой излагается теоретическая медицина. Книга разбита на четыре части. В первой
части дается определение медицины , во второй - речь идет о болезнях , в
третьей - о сохранении здоровья и в четвертой - о способах лечения.
В книге
2-ой описаны “простые” лекарства , излагается учение Ибн-Сины о лекарствах , их
природе , их испытании. по алфавиту расположены 811 средств растительного ,
животного и минерального происхождения с указанием их действия , способов
применения , правил сбора и хранения.
Книга 3-я
, самая обширная , посвящена патологии и терапии - описанию отдельных болезней
и их лечению. Каждый раздел снабжен анатомо-топогрофическим введением.
Книга 4-я
посвящена хирургии , лечению вывихов и переломов , общему учению о лихорадке
(кризисах при болезнях). В ней говорится об опухолях , гнойных воспалениях
подкожной клетчатки , а также о заразных болезнях. Освещаются основные вопросы
учения о ядах.
Книга 5-я
содержит описание “сложных” лекарств , а также ядов и противоядий.
Фармация
и фармакология представляют собой попытку объединить собранные многочисленные
материалы в систему , связать их с клиническими наблюдениями. Рекомендуемые в
Канонах врачебной науки” лекарственные средства разнообразны , многие из них
позднее вошли в научную фармакологию.
Систематичность
и логичность как большие достоинства “Канона” отмечали даже те , кто склонен
был преуменьшать значение Ибн-Сины в истории медицины. Успех “Канона врачебной
науки” был вызван ясностью , убедительностью , простотой описания клинической
картины болезней , точностью терапевтических и диетических предписаний. Эти
особенности быстро создали “Канону” огромную популярность , а его автору
обеспечили “самодержавную власть в течении пяти столетий во всем медицинском
мире средних веков”.
Умер Абу
Али Хусейн ибн-Сина 24 июня 1037 года. Его похоронили в Хамаране возле
городской стены , но по прошествии 8 месяцев прах Ибн-Сины был перевезен в
Исфахал и погребен в мавзолее Ала ал-Даула.
Используемая
литература :
Ю.Н. Завадовский : “Абу Али Ибн-Сина” ;
В.М. Воскобойников : “Великий
врачеватель” ;
Б.Д. Петров : “Ибн-Сина ( Авиценна ) ;
В.А. Смирнова-Ракитина : “Повесть об
Авиценне” ;
А.А. Семенов : “Абу Али Ибн-Сина (
Авиценна )” .
Рефераты на тему международное сотрудничество медсёстер в облости медицины. История медицины как наука определение значение для подготовки врачей. История россии как неотъемлемая часть истории человечества. Реферат на тему нормативные документы в области медицины. Реферат по математике на тему математека в медицине. Реферат по истории и философии медицинской науки. История Медицины как часть истории человечества. Реферат Почему я посвятила свою жизнь медицине. Биография и психологическое наследие Ибн Сины. Реферат зачем медики изучают латинский язык. Реферат на тему роль математики в медицине. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНЫ Реферат курсовая работа. Философия медицины и медицина как наука. Определение истории медицины как науки. Реферат на тему математика и медицина.