рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Контрольная: История физиологии высшей нервной деятельности

ИСТОРИЯ ФИЗИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

История развития взглядов на ВНД. История исследования высших функций
мозга тесно связана с изучением психической деятельности, начало
которого относится к временам глубокой древности. Понятие психического,
как показывает само название, возникло у античных мыслителей и
философов.

Первые обобщения, касающиеся сущности психики, можно найти в трудах
древнегреческих и римских учёных (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит,
Платон, Аристотель, Эпикур, Лукреций, Гален). Уже среди них были
материалисты, считавшие, что психика возникла из естественных начал
(воды, огня, земли, воздуха), и идеалисты, выводившие психические
явления из нематериальной субстанции (души).

Представители материалистического направления считали, что душа и тело
едины, и не видели особых отличий между душой человека и душами
животных. Напротив, представители идеалистического мировоззрения, Сократ
и Платон, рассматривали душу как явление, не связанное с телом и имеющее
божественное происхождение. Платон считал, что душа старше тела, что
души человека и животных резко отличаются, что душа человека
двойственна: высшего и низшего порядка. Первая бессмертна, она обладает
чисто мыслительной силой и может переходить от одного организма к
другому и даже существовать самостоятельно, независимо от тела. Вторая
(низшего порядка) душа смертная. Для животных свойственна только низшая
форма души – побуждение, инстинкт.

Материалистические взгляды получили своё развитие в трактате «О душе»
Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), где он рассматривал единую основу
психический явлений у человека и животных, признавая, однако, учение
Платона о бессмертии души. Отдельные мыслители того времени (Алкмеон,
Кротонский, Герофил, Эразистрат) высказывали догадки о связи психической
деятельности с мозгом. Выдающийся древнегреческий врач Гиппократ (460 –
377 гг. до н.э.) и его последователи, тщательно изучая физиологию и
анатомию, обобщая свой врачебный опыт, пытались выявить особенности и
закономерности поведения людей в зависимости от их темперамента, хотя
объяснения замеченных ими явлений часто были весьма наивными.

Первые экспериментальные исследования на животных связывают с именем
римского врача Галена (129 – 201), по мнению которого душевная
деятельность осуществляется мозгом и является его функцией. Гален
испытывал действие различных лекарственных веществ на животных
организмах, наблюдал их поведение после перерезки нервов, идущих от
органов чувств к мозгу. Гален описал некоторые мозговые центры,
управляющие движениями конечностей, мимикой лица, жеванием и глотанием.
Он различал разные виды деятельности мозга и впервые выдвинул положения
о врождённых и приобретённых формах поведения, о произвольных и
непроизвольных мышечных реакциях. Однако из-за слабого развития
экспериментальных наук на протяжении многих веков изучение психических
процессов проходило без связи с морфологией и физиологией мозга.

Исключительное значение для развития материалистических взглядов в
изучении физиологических основ психической деятельности имело
обоснование Рене Декартом (1596 – 1650) рефлекторного механизма
взаимоотношения организма и среды. Отождествляя животный организм с
работой несложных механизмов, Декарт представлял, что все действия
организма, как и происходящие в нём процессы, сводятся к механическому
движению и управляются законами механики. Он считал, что под действием
внешнего предмета на органы чувств натягиваются «нервные нити», идущие
внутри нервных трубок к мозгу, и открываются клапаны, через которые из
полостей мозга выходят в нервы потоки мелких частиц («животные духи»),
устремляющиеся к мышцам и раздувающие их. Таким образом, через
посредство нервной субстанции мозга, по Декарту, возникает двигательная
реакция в ответ на внешнее воздействие. На основе рефлекторного
механизма Декарт пытался объяснить поведение животных и просто
автоматические действия человека. Однако, отмечая сходство в строении
тела и функциях различных органов человека и животного, Декарт видел
различие только в «разумной душе», которую «никак нельзя навлечь из
свойств материи» и которая присуща только человеку. Введя понятие
«высшего разума», независимого от материи, являющегося проявлением
духовной субстанции, Декарт уступил идеализму и стал на путь
дуалистического воззрения. Однако материалистическая сторона его учения
сыграла в развитии физиологии огромную роль. Его схема связи между
раздражением органов чувств и мышечной реакцией, несомненно, является
прототипом учения о рефлекторной дуге.

Развивая материалистические идеи Декарта о рефлекторном принципе
взаимодействия организма с внешней средой, прогрессивные учёные и
философы XVII и XVIII вв. (Ж.Ламетри, К.Гельвеций, П.Гольбах, Д.Дидро,
П.Кабанис, Д.Гартман, Дж.Пристли, М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев и др.)
решительно отстаивали возможность естественнонаучного объяснения всех
без исключения психических явлений как у животных, так и у человека.
Большое значение для развития этих взглядов имели возникшие в то время
представления натуралистов о видовых признаках и появление классификации
животного мира. Французский исследователь Ф.Кювье (1769 – 1832) впервые
стал рассматривать поведение как видовой признак, связанный со степенью
развития мозга. Он считал, что отдельным видам животных свойственны
определённые формы инстинктивного поведения, что животным присуща
инстинктивная деятельность как врождённая, которая как неодолимая
внутренняя сила направляет действия животного. Сравнивая строение мозга
ряда животных (от грызунов до приматов), Ф.Кювье пришёл к выводу, что с
развитием мозга значение индивидуального опыта, обучения в жизни
животных возрастает.

В начале XIX в. весьма прогрессивные идеи высказал выдающийся чешский
анатом, физиолог и врач Й.Прохазка (1749 – 1820). Он впервые подошёл
вплотную к истинному пониманию физиологических механизмов высшей нервной
деятельности. Говоря о психофизиологических исследованиях Прохазки,
следует прежде всего отметить, что именно им в 1800 г. был введён в
науку сам термин «рефлекс» и впервые дано классическое описание
рефлекторной дуги. Основываясь на концепции Р.Декарта об отражении
мозгом внешних воздействий, воспринимаемых нервной системой, Й.Прохазка
развивает понятие рефлекса как принцип и распространяет принцип
рефлекса на деятельность всей нервной системы, в том числе и на
психическую деятельность.

К сожалению, прогрессивные взгляды Й.Прохазки о рефлекторном характере
психической деятельности, не подкреплённые экспериментальными
исследованиями, не получили широкого распространения и признания.
Отсутствовали экспериментальные данные о механизмах деятельности
головного мозга, которые могли бы натолкнуть на мысль о существовании
рефлексов более высокого порядка, чем спинномозговые рефлекторные
реакции. В связи с этим допускалось, что психическая деятельность
осуществляется исключительно в силу внутренних, присущих только ей
закономерностей и является независимой от физиологической деятельности
нервной системы. По существу, признавалось в организме человека и
животных наличие двух начал: телесного (физиологического) и духовного
(психического), наличие двух рядов функций: телесных (физиологических) и
духовных (психических), обособленных и независимых друг от друга.

Во второй половине XIX в. психология стала самостоятельной областью
знаний. Несомненно, дуалистические течения в экспериментальной
психологии заметно тормозили исследования физиологических
закономерностей психической деятельности. Последовательно
материалистическим взглядам на психическую деятельность противостояли не
только идеализм, но и вульгарно-материалистические течения, упрощающие
эту деятельность до механических и физико-химических процессов, а также
антропоморфические тенденции. Постепенно материалистическое
представление о психике завоевало место в науке, хотя и не без упорной
борьбы.

В психологии выделяются перспективные направления: новая
экспериментальная психология с установкой на внедрение объективных
психофизических методов изучения психических явлений и зоопсихология,
возникновение которой в значительной степени связано с именем Ч.Дарвина
(1809 – 1882).

Эволюционное учение Ч.Дарвина, открытие им общебиологического закона
непрерывности эволюционного процесса видообразования обусловило
революцию в биологическом познании. Биология перешла на новый этап
осознания объективной диалектики живой природы и диалектики способов её
исследования. Дарвиновская революция в биологии привела к изменению
многих традиционных научных дисциплин (сравнительная анатомия,
морфология и систематика животных и др.) и способствовала появлению
новых дисциплин – физиологии человека и животных, микробиологии,
генетики. Ч.Дарвин своим учением создал научные предпосылки для
сравнительного изучения поведения человека и животных. Его учение
получило широкий резонанс в научных кругах естествознания и философии.

Конец XIX – начало XX вв. – это был период расцвета экспериментальной
психологии, но и вместе с тем начало её кризиса. Научный подход,
ориентация на объективные методы исследования психических явлений
(Э.Вебер, Т.Фехнер, В.Вундт) открывали широкие перспективы изучения
функций мозга. Однако доминирование взгляда на психику как на особое
явление, не имеющие ничего общего с физиологическими процессами,
препятствовало этому. Противоречия между научными фактами и
умозрительными объяснениями привели к распаду психологии на несколько
направлений, пытавшихся преодолеть кризис, возникший в недрах этой
науки.

Значительным событием в экспериментальной психологии конца XIX в. было
появление нового направления – бихевиоризма. Один из основоположников
бихевиоризма – американский психолог Э.Торндайк (1874 – 1949) – изучал
поведение различных животных объективным путём. Животное помещалось в
ящик и могло выйти из него к пище или на свободу, выучившись открывать
дверцу. В результате наблюдения Торндайк сформулировал три главных
закона обучения – пользы, эффекта и упражнения. Суть этих законов в том,
что полезные действия животного в силу их связи с приятным чувством
закрепляются, а вредные, вызывающие неприятные чувства, исчезают.
Полезные действия становятся тем прочнее, чем больше организм в них
упражняется. В отличие от Д.Гартли (1705 – 1757) и Дж.Пристли (1733 –
1804) – основоположников ассоциативной психологии, от своих
предшественников-психологов, оперировавших понятием ассоциации идей,
Торндайк обратил внимание на ассоциации между стимулом и реакцией
организма как основу поведения животного. Хотя Торндайк в своих
объяснениях экспериментальных фактов пытался ссылаться на
нейрофизиологические представления о нервной системе как субстрате
обучения, решение же проблемы сводилось, по существу, только к
констатации того, что животные могут приобретать полезные навыки,
закрепляющиеся в результате упражнения. Бихевиористы, проводя
эксперименты, фокусировали внимание главным образом на внешних
детерминантах (факторах, причинах) поведения и не исследовали мозговые
процессы, возникающие в результате действия стимула, вследствие которых
развивается ответная деятельность организма.

Возникновение бихевиоризма было прогрессивным явлением в истории
психологии, нанёсшим удар идеалистическим представлениям о психической
деятельности. Это направление впервые показало, что ассоциация – связь
не между идеями, а между стимулом и ответом организма. Однако отказ от
изучения нервных механизмов поведения сильно сужал значение этого
направления. Противоречие между результатами эксперимента и попытками их
объяснить привело в 20-х гг. к разделению бихевиоризма на несколько
ветвей. Так, одни считали, что вся психическая деятельность сводится к
операциям, действиям (Б.Скиннер), а другие придавали исключительное
значение мотивам, потребностям, стремлениям организма к цели (Э.Толмен).

Позднее небихевиористы (30 – 60-е гг. ХХ в.) стали широко пользоваться
достижениями нейрофизиологии, биологии, физики, химии, математики и их
методиками при объяснении результатов своих экспериментов. Однако
методологических трактовках экспериментов небихевиористы недалеко ушли
от родоначальников своего направления. Их убеждения остались
позитивистскими: связь стимула и реакции они понимают не как результат
причинно-следственной зависимости, а как корреляционное отношение.
Теоретическая несостоятельность направления является закономерным
результатом базисной установки, восходящей к Уотсону, - на исключение
сознания из психологии. Включение промежуточных переменных, природа
которых понимается разными авторами различно, не освободило это
направление от механицизма и натурализации человека. В психологии
постепенно нарастает общее разочарование ортодоксальной позицией
бихевиоризма, направленной на исключение психики их области научного
исследования.

Иной подход к изучению психических явлений связан с направлением,
получившим название гештальтпсихологии. Представителями этого напрвления
были главным образом немецкие психологи: К.Коффка, В.Кёлер, К.Левин и
др. Основная идея этих психологов состояла в том, что восприятие всегда
целостно, а в связи с этим обучение должно рассматриваться не как
образование ассоциации между стимулом и реакцией, а как некоторая
«реорганизации перцептивной деятельности». С точки зрения гештальтистов,
бихевиористы незаслуженно упрощают взаимоотношения между восприятием
организмом внешней среды и ответной реакцией организма. Целостное
восприятие, по мнению сторонников этого направления, не может быть
выведено из отдельных его частей, в нём всегда присутствует ещё нечто,
некий фон, что характеризует своеобразие данного образа или, пользуясь
терминологией К.Левина, данного перцептивного поля. Однако гештальтисты,
так же как и бихевиористы, не пытались связывать свои представления с
конкретными механизмами мозговой деятельности.

Первые научные познания физиологических механизмов деятельности мозга
связывают с разработкой и систематическим применением метода экстирпации
(удаления) отдельных частей нервной системы. Однако до 70-х гг. XIX в.,
как писал И.П.Павлов, не было даже никакой физиологии больших полушарий.
В эти годы исследования Г.Фрича и Э.Гитцига по экстирпации и
раздражению отдельных участков коры больших полушарий, а позднее
исследования Ф.Гольца с удалением больших полушарий у собаки положили
начало изучению функций коры головного мозга. Однако эти приёмы дали
материал лишь для общей и чисто внешней характеристики роли коры мозга,
ничего не объяснив и даже не наметив путей в изучении закономерностей
физиологической деятельности коры и подкорковых образований. Такое
положение сохранялось в физиологии до конца XIX в.

Характеризуя состояние физиологии нервной системы к началу ХХ в.,
И.П.Павлов писал: «Что нам объясняют в поведении высших животных
имеющиеся сейчас у физиологов факты относительно больших полушарий? Где
общая схема высшей нервной деятельности? Где общие правила этой
деятельности? Перед этими законнейшими вопросами современные физиологи
стоят поистине с пустыми руками».

И.П.Павлову наука обязана всесторонними исследованиями физиологии
головного мозга и создания материалистического учения о высшей нервной
деятельности.

Предпосылки возникновения учения И.П.Павлова о физиологии высшей
нервной деятельности. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности
было создано на базе обобщения и дальнейшего развития достижений
естествознания за предшествующие периоды. Создание этого учения было
подготовлено всем ходом развития познания деятельности мозга, и в первую
очередь экспериментальной психологии и зоопсихологии, однако значительно
большее влияние на него оказали успехи в физиологии центральной нервной
системы. Учение И.П.Павлова тесно связано своими идейными корнями с
развитием философии и естествознания в России.

Передовые русские мыслители XIX в., поднимая в своих трудах вопрос о
путях всестороннего изучения человека, прежде всего со всей
решительностью подчёркивали, что человек представляет высшую ступень
развития органического мира и не должен противопоставляться остальной
природе, частью которой он является, подчиняясь всецело её законам.
Согласно взглядам русских революционных демократов XIX в.
(В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов), психическая деятельность есть продукт
высокоорганизованной материи – мозга; в её основе лежат физиологические
процессы, протекающие в головном мозге. Подчёркивая обусловленность
психической деятельности условиями жизни, они, естественно, придавали
большое значение в развитии мозга, в формировании его высших функций
влияниям внешней среды, воспитанию.

Материалистические взгляды передовых русских мыслителей XIX в. оказали
огромное влияние на развитие отечественной физиологии, пробудив живейший
интерес к всестороннему изучению природы человека, к естественнонаучному
анализу психической деятельности. Под влиянием этих взглядов находился,
по его собственному признанию, также И.П.Павлов.

На формирование физиологических взглядов И.П.Павлова оказали большое
влияние идеи, развиваемые основоположником отечественной медицины
С.П.Боткиным. Рассматривая человеческий организм во взаимосвязи с
внешней средой, представляя (вслед за Сеченовым) деятельность организма
как рефлекторную, Боткин подчёркивал ведущую роль нервной системы в
регуляции функций организма, в поддержании его целостности и адаптации к
среде. На основе клинических наблюдений Боткин высказывает идею
«нервизма», в которой обосновывает роль психического фактора и других
влияний через нервную систему в возникновении и развитии многих
патологических нарушений и заболеваний, в их профилактике и терапии.
Идея «нервизма», выражающаяся в непосредственной связи и влиянии нервной
системы на деятельность организма как в норме, так и в патологии,
несомненно, представляла благоприятную почву для развития павловского
представления о деятельности нервной системы.

В разработке вопросов высшей нервной деятельности идейным вдохновителем
И.П.Павловым, о чём он сам говорил неоднократно, являлся И.М.Сеченов
(1829 – 1905). И.М.Сеченов впервые в истории естествознания высказал
мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной
действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при
помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным
источником всей психической деятельности. И.М.Сеченов был глубоко
убеждён, что первопричина всякого человеческого действия лежит вне его.
Наблюдая за поведением и формированием сознания ребёнка, Сеченов
показал, как врождённые рефлексы с возрастом усложняются, вступают в
разнообразные связи друг с другом и создают всю сложность человеческого
поведения. Он писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни
по способу происхождения суть рефлексы.

Однако И.М.Сеченов не отождествлял психические явления с рефлексами, он
говорил лишь о рефлекторном происхождении психических процессов, об их
закономерной детерминированности (обусловленности) воздействиями условий
внешней среды и прошлым опытом человека, о возможности и необходимости
их физиологического, т.е. научного анализа.

Произвольные движения, Согласно Сеченову, формируются в процессе
индивидуального развития организма, путём повторных ассоциирований
элементарных рефлексов. В результате организм обучается множеству таких
действий, для которых ни плана, ни способа организации в его
генетическом фонде нет. При помощи индивидуального опыта и повторения
формируются простые и сложные навыки, знания, возникают представление,
речь и сознание.

И.М.Сеченов пишет, что непосредственным началом рефлекса является
чувственное возбуждение, вызываемое извне, а концом – движение, однако
физиология должна изучать и середину рефлекторного акта, то есть
«психический элемент в тесном смысле слова», который очень часто, если
не всегда, оказывается, по существу, не самостоятельным явлением, а
интегральной частью всего процесса в целом, развивающегося в мозге по
принципу ассоциации.

Развивая понятие ассоциации в чисто физиологическом смысле как связь
между рефлексами, И.М.Сеченов указывал, что процесс ассоциирования
«представляет обыкновенно последовательный ряд рефлексов, в котором
конец каждого предыдущего сливается с началом последующего во времени».
Цепь таких рефлексов обусловливается тем, что любая реакция организма на
раздражение является в свою очередь источником новых раздражений,
воздействующих на те или иные рефлекторные аппараты мозга и побуждающих
их к ответной деятельности.

В этих положениях И.М.Сеченова о последовательной «стимуляции»
рефлексов совершенно очевидно выражена идея рефлекторной внутренней и
внешней замкнутости как функциональной основы связи между организмом и
внешним миром. Дальнейшее конкретное своё развитие идея рефлекторного
кольца получила в исследованиях Н.А.Бернштейна (1896 – 1966), которые он
начал в 1929 г., заложив позднее теоретические основы современной
биомеханики.

Согласно мнению И.М.Сеченова, мысль – это психический «рефлекс с
задержанным окончанием», развивающийся по внутренней цепи
ассоциированных рефлексов, а «психический рефлекс с усиленным
окончанием» – это то, что обычно называют аффектом, эмоцией. Благодаря
«психическому элементу», интегральной части рефлекторного процесса,
организм может активно приспосабливаться к среде, уравновешивать её,
саморегулироваться, проявляя широкое многообразие поведенческих реакций.

В своих трудах («Рефлексы головного мозга», «Предметная мысль и
действительность», «Элементы мысли», «Кому и как разрабатывать
психологию?») И.М.Сеченов аргументировано раскрывает, что ассоциативные
процессы мозга чрезвычайно многообразны, крайне подвижны,
взаимообусловлены, переплетены между собой. С каждым новым раздражением
они усложняются, уточняются, приобретают качественно новый вид и новую
форму. При этом обнаруживается, что малейший внешний намёк на часть
влечёт за собой воспроизведение целоё ассоциации.

Прогресс психики, по Сеченову, обусловлен усовершенствованием нервной
организации мозга, его историческим и индивидуальным развитием и
осуществляется по принципу усложнения ассоциативного процесса.

С деятельность больших полушарий головного мозга И.М.Сеченов связывает
четыре категории: инстинкты (внутренне побуждение), осмысленное
чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних в
осмысленное действие (поведение). Правда, за счёт каких механизмов всё
это происходит, ещё неизвестно, подчёркивает Сеченов.

Открытие одного из фундаментальных механизмов деятельности мозга –
центрального торможения – механизма, совершенно необходимого для точной
координированной деятельности нервной системы, а также экспериментальные
факты и тонкая наблюдательность позволили И.М.Сеченову выдвинуть
постулат о непременном существовании по крайней мере трёх основных
механизмов, формирующих целостную деятельность мозга. Это: 1)
деятельность «чисто отражательного аппарата», то есть совокупность
структур, обеспечивающих преобразование воздействий среды в нервные
сигналы, их переработку и передачу к исполнительным органам (так
называемые специфические системы мозга); 2) механизмы «центрального
торможения»; 3) деятельность особых «станций усиления» рефлекторных
актов. Однако почти целое столетие после выхода в свет книги
И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» оставалась не вполне ясной
морфологическая и функциональная сущность «тормозящих» и «усиливающих»
центров в интегративной деятельности мозга, выступающих в форме
допущений. Лишь в 1949 г. выдающийся американский физиолог Г.Мэгун
совместно с итальянским исследователем Г.Моруцци сделали открытие,
которое существенно изменило представления о строении и принципах
функционирования мозга, и подтвердили предвидения И.М.Сеченов.

Замечательная книга И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга», по
выражению И.П.Павлова, «гениальный взмах русской научной мысли»,
перевернула мировоззрение целого поколения учёных, указала новые пути в
науке. Идеи о рефлекторном принципе деятельности мозга, высказанные в
ней, стали фундаментом учения о высшей нервной деятельности животных и
человека, которое было создано И.П.Павловым и его физиологической
школой.

Развивая идеи Сеченова, Павлова открыл совершенно особый класс
проявлений работы головного мозга – условные рефлексы. Именно в этих
рефлексах закрепляется и реализуется индивидуальный опыт высших живых
существ от элементарных поведенческих актов до грандиозной системы
специально человеческих речевых сигналов. Павловское учение подняло
рефлекторную теорию на качественно новую ступень, поставило эту теорию
на незыблемую почву точных экспериментальных фактов.

Предмет и задачи физиологии высшей нервной деятельности. Для
современных представлений о работе мозга решающим явилось открытие
И.П.Павловым принципа условнорефлекторной связи – условного рефлекса –
этой своеобразной функциональной единицы, основного и наиболее
характерного вида деятельности головного мозга, основы, на которой в
конечном итоге строится высшая нервная деятельность, почти всё поведение
высокоразвитого организма. «Центральное физиологическое явление в
нормальной работе больших полушарий, - писал Павлов, - есть то, что мы
называли условным рефлексом. Это есть временная нервная связь
бесчисленных агентов окружающей животное среды, воспринимаемых
рецепторами данного животного, с определёнными деятельностями организма.
Это явление психологии называют ассоциацией».

Новый класс рефлексов, открытый И.П.Павловым, является механизмом
срочной и пластической перестройки поведения, деятельности организма в
соответствии с изменениями среды. Основным физиологическим фондом, на
базе которого формируются условнорефлекторные, или временные, связи,
являются врождённые, или, как Павлов их называл, безусловные рефлексы.

Безусловный рефлекс – это врождённая видоспецифическая реакция
организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие
раздражителя, на воздействие биологически значащего (боль, пища,
тактильное раздражение) стимула, адекватного для данного вида
деятельности. Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными
биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного
рефлекторного пути. Они составляют основу механизма уравновешивания
влияний внешней среды на организм. Безусловные рефлексы возникают на
непосредственные сенсорные признаки адекватного для них раздражителя и,
таким образом, могут быть вызваны сравнительно ограниченным числом
раздражителей внешней среды.

Совпадение во времени любого стимула, воспринимаемого органами чувств,
с действием факторов, вызывающих врождённый рефлекс, придаёт этому
индифферентному раздражителю сигнальное значение, то есть значение связи
с той или иной потребностью организма. Этот ранее индифферентный
раздражитель становится условным сигналом к определённой деятельности и
может самостоятельно её вызывать. Таким образом, условнорефлекторная
связь в противоположность безусловнорефлекторной не является врождённой
и образуется в результате обучения.

Условный рефлекс – индивидуально приобретённая реакция организма на
ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс.
В основе условного рефлекса лежит формирование новых или модификация
существующих нервных связей, происходящие под влиянием изменений внешней
и внутренней среды. Это временные связи, которые тормозятся при отмене
подкрепления, изменении ситуации.

Условные рефлексы как индивидуально приобретаемый опыт безгранично
расширяют возможности животных и человека реагировать любым видом
деятельности на всё многообразие стимулов внешней среды. Обширный
репертуар условных рефлексов обогащается более сложными формами
условнорефлекторной деятельности. Конкретные формы условных рефлексов,
индивидуального приспособления могут быть весьма различными. Здесь и
непосредственная связь сигнала с реакцией, и связь индифферентных
раздражителей (ассоциация), и сложнейшие цепные рефлексы, и образование
систематизированных комплексов реакций (динамический стереотип), и
переключение условных сигналов, имеющих в зависимости от обстановки то
одно, то другое значение. И так вплоть до особых обобщённых речевых
сигналов у человека (слово как сигнал, символ значащего раздражителя –
вторая сигнальная система).

Условный рефлекс в том смысле, в каком о нём говорил И.П.Павлов,
представляет собой не частный случай, не одну из многочисленных
способностей мозга, а универсальный принцип, функциональный «кирпичик»
грандиозного здания высшей нервной деятельности животных и человека.

В процессе эволюции животных, филогенетического развития мозговых
структур соотношение врождённых и приобретённых реакций закономерно
меняется: в поведении беспозвоночных и низших животных врождённые формы
деятельности преобладают над приобретёнными, а у более развитых животных
начинают доминировать индивидуально приобретённые формы поведения,
которые непрерывно развиваются, усложняются и совершенствуются. Исходя
из этого И.П.Павлов вводит разделение понятий высшей нервной
деятельности и низшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность была определена как условнорефлекторная
деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных –
больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающие адекватные и
наиболее совершенные отношения целого организма к внешнему миру, то есть
поведение. Низшая нервная деятельность определена как деятельность
низших отделов головного и спинного мозга, заведующих главным образом
соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

При помощи условного рефлекса как функционального индикатора И.П.Павлову
и его ученикам удалось весьма тонко исследовать структурные и
функциональные единицы высшей нервной деятельности. Индикатором
формирования и функционирования условнорефлекторных ассоциативных связей
в большинстве случаев экспериментов павловской школы служила величина
секреции слюнной околоушной железы собаки. И.П.Павловым и его учениками
были установлены факты и разработаны основные теоретические положения о
динамической локализации функций в коре больших полушарий, о корковом
представительстве безусловных рефлексов, о функциональной мозаике
кортикальных структур, о корковых и подкорковых механизмах динамики
основных нервных процессов. Были выявлены и детально изучены
закономерности, правила образования временной связи,
аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Позднее
получили физиологическое обоснование и такие сложные процессы, как
память, ассоциации, различные формы обучения, эмоции, функциональные
состояния, характер, речь, мышление, сознание. Шло дальнейшее развитие
категориального, понятийного аппарата. Бурный расцвет физиологии высшей
нервной деятельности за последнее время подтверждает правильность
идейной и методологической основы этой науки. Физиология высшей нервной
деятельности, которую И.П.Павлов называл «физиология психической
деятельности», в настоящее время определилась как наука о мозговых
механизмах поведения и психики.

С целью познания высших функций мозга современные исследователи
обратились к изучению системных и межсистемных механизмов деятельности
мозга, выявлению роли отдельных структур мозга, к молекулярным,
клеточным и субклеточным основам его функционирования. В настоящее время
используется широкий ассортимент методических приёмов регистрации
активности мозговых образований: электроэнцефалография, метод вызванных
потенциалов, оптические и электрофизиологические методы регистрации
мультиклеточной активности популяции нейронов, а также различные приёмы
внеклеточной и внутриклеточной стимуляции и регистрации активности
отдельного нейрона. Электрофизиологические и нейрохимические методы,
электронно-микроскопическая и вычислительная техника позволяют
современным исследователям накапливать сведения о внутримозговых
процессах, обусловливающих поведение, психические процессы и состояния.
При этом достижения классической физиологии высшей нервной деятельности,
её принципы не отвергаются, а уточняются и становятся базой дальнейшего
познания высших функций мозга.

Успехи физиологии высшей нервной деятельности оказали широкое влияние на
развитие наук о мозге и поведении. В последние годы в мировой науке
отчётливо выражена тенденция к интеграции сведений, полученных в смежных
областях знания, и созданию на этой почве системы нейронаук. Таким
образом, физиология высшей нервной деятельности оказалась тесно
связанной с психофизиологией, нейропсихологией, сравнительной
психологией, нейрофизиологией, генетикой поведения и другими областями
знаний, составляющими систему нейронаук.

Литература:

Данилова Н.Н., Крылова А.Л. «Физиология высшей нервной деятельности».М.,
1989.

Коган А.Б. «Основы физиологии ВНД». Высшая школа, М.,1988.

Соколов Е.Н. «Физиология ВНД». М., 1989.




© 2011 Рефераты