Доклад: Южно-портовый округ
ЮЖНОПОРТОВЫЙ ОКРУГ
"Южнопортовый" относится к "рабочим" районам Москвы. Расположен на левом берегу реки Москвы на месте бывшимх деревень
Дубровка и Кожухово.
До начала бурных революционных событий, в мае 1917 года деревня Дубровка вошла в состав Москвы. А в 1923 году село Кожухово было признано
находящимся в городской черте.Эти подмосковные селения известны по летописям Х1Y века. Кожухово расположено на левом берегу Москвы-реки, а Дубровка на
ходилась на левом берегу Сарры- притока Москвы-реки. Здешняя территория до середины ХY111 века пренадлежала Крутицкому
подворью. Древнее урочище Крутицы существовало здесь с Х11 века. Крутицкое подворье,бывшее долгое время монастырем , является уникальным архитектурным
ансамблем. Он создавался во второй половине ХY11 века. Наивысшего расцвета Крутицкое архиерейское подворье достигло в то время, когда Крутицы становятся
официальной резиденцией патриарха. При Николае 1 сюда переезжает жандармский корпус графа Бенкендорфа и при монастыре с его каменными подземными помещениями
образуется политическая тюрьма. Здесь осенью 1843 года сидел А.И.Герцен.
Другой знаменитый монастырь- Симонов известен с XIY века. В его основании принимал участие митрополит
Алексий, князь Дмитрий Иванович (Донской), Сергий Радонежский. Икона, пренадлежащая Сергию Радонежскому
хранилась в храме в XIX веке.По преданию будущий святой благословил Дмитрия на Куликовскую битву. Здесь учился и
постригся в монахи знаменитый Кирилл - основатель Кирилло-Белозерского монастыря. Храм Успения Богородицы Симонова монастыря до сих пор высится на массивном
белокаменном подклете.
В середине XYIII в.(1745г.) деревни Кожухово и Дубровка числились за членом Святейшего Синода
Преосвященнейшим(?) Платоном, архиепископом Сарским.В Дубровке в то время проживало 25 душ мужского пола, в Кожухове - 32 души. Спустя двадцать лет в
Дубровке числилось 36 дворов, 98 крестьян мужского пола, 101 женского, в Кожухове - 69 дворов, 210 мужчин, 192 женщины.
В XIX веке здесь появляюся первые предприятия, строятся бойни. К Концу века появилось множество небольших
заводов. К предприятиям от ближних железнодорожных станций подводят специальные пути. В 1908 году стало действовать 54-километровое кольцо Московско-Окружной
железной дороги и на нем появились станции "Угрешская" и "Кожухово".
Позже были продолжены старые традиции"рабочего" района. Промышленному освоению территорий бывших
деревень предшествовала организация на этих землях свалки твердых бытовых и промышленных отходов еще в начале прошлого
века, с их помощью произоло осушение дубровинских болот.
А конце двадцатых- начале тридцатых годов в эти места пришла индустриализация - началось строительство
двух первых крупных предприятий. Строительству химического завода предшествовали решения первого съезда советских химиков 1926 года. Место для
комбината было выбрано рядом со станцией Угрешская. Люди набирались с биржи труда. Для жилья были построены 32
барака. вдоль полотна железной дороги. Предприятие запущено в августе 1930 года и называлось Завод № 1 им.Краснознаменной дальневосточной армии.
На открытии завода присутствовал легендарный полководец В.К.Блюхер. В 1931 году открылись цеха
электролиза, упарки, рассольная станция, котельная, некоторые другие подразделения. Предприятие стало называться завод №93. В настоящее время это
производственное объединение "Синтез".
1 марта 1931 года началось строительство завода гиганта -1 ГПЗ им.Кагановича - самого большого в мире
подшипникового завода. В марте 1932 года пущена первая очередь. В октябре 1933 года строительство завода
закончено .Тогда же для рабочих завода были построены 5-ти этажные дома в Дубровках и на улице Шарикоподшипниковская, Стандартный городок, деревянные двухэтажные дома в Кожухово.
На уже построенных новых площадях 1-го ГПЗ обосновался и Московский шинный завод. Ему отвели 4-х этажное здание на северо-западной части
территории подшипникового завода. С восточной стороны 1-го ГПЗ разместились корпуса нового завода малолитражных автомобилей ( "Москвич", позже
"АЗЛК")
В начале тридцатых годов здесь же, на Велозаводской улице, был построен завод по производству
велосипедов. Однако велосипеды он выпускал недолго. В 1946 году при Велозаводе, получившем название " Мосприбор", начало формироваться
проектно-конструкторское бюро радиоэлектронного направления, которое разрабатывало и выпускало различную контрольно- измерительную аппаратуру и всем
известные радиоприемники "Москвич", "Маяк", "Звезда- 54".
На Шарикоподшипниковской улице, д.2, расположено созданное в 1928 г. московское отделение Ленинградского
института металлов ( МОИМ ).Впоследствии оно получило статус Государственного научного центра - ЦНИИТМАШ. В предвоенные годы здесь была выполнена знаменитая
скульптура В.И.Мухиной "Рабочий и колхозница", сконструированы и изготовлены кремлевские звезды пяти самых высоких башен Кремля.
Сегодня на территории района размещаются более тридцати промышленных предприятий, многочисленные организации
транспорта, связи, автосервиса, культурно-просветительные, зрелищные, спортивные, общественные. В раоне 25 улиц, 2 переулка, 5 скверов, 67 дворов,
212 домов. В них проживает около 58-и тыс. жителей. Площадь района составляет 410 га, он самый маленький в городе,а также
самый плотнонаселенный и самый "промышленный".
Материал взят http://moskvoved.narod.ru/
|