Доклад
по
литературе
Владимир Высоцкий
(25/I/1938 - 25/VII/1980)
Выполнил:
Ученик 11 ”Б” класса
средней общеобразовательной
школы №8 города
Воронежа
Мальцев
Никита.
Воронеж – 2000
И снизу лёд, и сверху -
маюсь между.
Пробить ли
верх иль пробуравить низ?
Конечно – всплыть и не терять
надежду,
А там – за дело, в ожиданье виз.
Лед надо мною,- надломись и
тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня – даже старые
стихи.
Мне меньше полувека – сорок с
лишим,
Я жив, 12 лет тобой храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет, чем ответить
перед Ним.
Историческая
справка:
Владимир Семёнович Высоцкий родился в Москве 25
января 1938 года в семье военнослужащего. В начале Великой Отечественной войны
с матерью, Ниной Максимовной, эвакуировался в Оренбургскую область. Летом 1943
года они возвращаются в Москву.
1 сентября 1945 года пошел в первый класс 273-й
Московской школы. Через два года, в 1947 году уехал с отцом и мачехой в
Германию - город Эберсвальд. Пробыв там два года, в октябре 1949 года вернулся
в Москву. Поселился в Большом Каретном, 15. Учился в 186-й мужской школе и в
1955 году окончил 10 классов. В этом же году поступил в Московский
Инженерно-строительный институт им.Куйбышева, но уже через несколько месяцев, в
начале 1956 года ушел из института.
Летом 1956 года поступил в Школу-студию МХАТ им.
Немировича-Данченко на актерское отделение на курс Б.И.Масальского и
А.М.Комиссарова. В мае 1958 года женился на студентке Школы-студии МХАТ Изольде
Жуковой. В июне 1960 года окончил Школу-студию МХАТ. Устроился в Московский
драматический театр им. А.С.Пушкина, затем в театр Миниатюр.
В 1961 году написана первая песня - «Татуировка».
Осенью 1961 года в Ленинграде познакомился с
киноактрисой Людмилой Абрамовой, будущей второй женой. В ноябре 1962 года у
Высоцкого и Л.Абрамовой родился первый сын - Аркадий.
С сентября 1964 года творческая жизнь Владимира
Семёновича Высоцкого связана с Театром драмы и комедии на Таганке, куда он был
зачислен в штат актеров. В 1965 году в Москве проходят первые сольные концерты.
К тому времени им уже написано около сотни песен.
В июне 1966 года в Театре на Таганке премьера -
«Жизнь Галилея». В главной роли - Владимир Высоцкий.
Летом 1966 года он снимался в двух фильмах:
«Вертикаль» и «Короткие встречи». Свет увидела первая гибкая пластинка с
песнями Высоцкого из фильма «Вертикаль». В 1967 году снялся в фильмах: «Служили
два товарища» и «Интервенция». (Последний фильм при его жизни на экраны не
вышел).
В
июле 1967 года в Москве познакомился с французской киноактрисой де Полякофф Марина-Катрин,
более известной нам, как Мариной Влади.
В марте 1968 года Высоцкого увольняют из Театра на
Таганке, затем вновь принимают с множеством оговорок.
Август 1968 года - в Сибири написаны стихи для
песен «Охота на волков» и «Банька».
В июле 1969 года первая клиническая смерть.
1 декабря 1969 года состоялась свадьба Высоцкого и
М.Влади.
29 ноября 1971 года премьера «Гамлета» в Театре на
Таганке. В главной роли - Высоцкий.
Летом 1973 года впервые едет на Запад - во
Францию. В этом же году в США вышли первые два диска-гиганта с песнями
Высоцкого
Весной 1975 года Высоцкий и Влади получили
отдельную трехкомнатную квартиру на Малой Грузинской, 28.
10 мая 1978 года был первый съемочный день фильма
«Место встречи изменить нельзя». Съемки закончились в феврале 1979 года.
25 июля 1979 года - вторая клиническая смерть - на
гастролях в Бухаре.
1979 год - снялся в своем последнем фильме -
«Маленькие трагедии».
17 июля 1980 года - последний концерт - в Болшево.
18 июля 1980 года - последний выход на сцену
театра - в спектакле «Гамлет».
20 июля 1980 года - написано последнее
стихотворение: «И снизу лед, и сверху - маюсь между...»
25 июля 1980 года - Скончался в 4.10 утра в своей
квартире на Малой Грузинской, 28.
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Наверное, у каждого человека, знакомство
с творчеством Владимира Высоцкого, есть "свой собственный Высоцкий",
есть стихи или песни, которые нравятся больше других. Нравятся потому, что они
чем-то роднее, ближе, убедительнее.
Для меня это "Охота на волков".
Рвусь из сил - и
из всех сухожилий,
Но сегодня - опять
как вчера:
Обложили меня, обложили -
Гонят весело на
номера!…
Важное
место в его творчестве занимают песни о войне. При прослушивании его военных
песен, встает вопрос: почему поэт, человек,
который по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, все-таки
пишет о ней, более того - не может не писать? Песни Высоцкого о войне - это,
прежде всего, песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных,
усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь,
и Родину. Такие не подведут.
Каждый
раз у этих песен начиналась своя (и очень интересная!) жизнь. Они сразу же шли
к людям, шли, будто бы минуя экран и сцену.
Сегодня не слышно биения сердец.
Оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
Подумать успев напоследок:
"На этот раз мне не вернуться.
Я ухожу - придет другой.
Мы не успели, не успели, не успели оглянуться,
А сыновья, а сыновья уходят в бой"…
В фильме
"Служили два товарища", где я играл роль белогвардейского поручика
Брусинцова, в самом конце фильма он должен был стрелять себе в рот, падать с
борта судна, отправляющегося за границу. Я долго просил, чтобы это мне
разрешили. Ну, режиссер сказал: "Ладно. Я не видал, не знаю". В
полной одежде 3-4 раза я падал в воду, а вода была ледяная. Был март месяц, три
градуса Цельсия. Ну, после этого вытаскивали, приносили спирт... Растирать. Так
что к четвертому дублю я сказал: "Еще сколько угодно"…
(В.С.
Высоцкий)
Первые песни Владимира Высоцкого, как правило, имели конкретный адрес,
были вызваны каким-то случаем, поводом. Например, фраза: "Что же ты,
зараза... недавно головой быка убил..." о Левоне Кочаряне. А. Б. Утевский
вспоминает: "Лева был очень справедливым человеком. Если в его присутствии
кого-то обежали, он немедленно бросался на защиту. Лева хорошо дрался головой,
он, действительно, как бык, шел напролом... Никогда не забуду случай... Мы шли
втроем по улице Горького, к нам пристали несколько пьяных парней. Мы их побили,
вернее не мы, а один Лева. Но в милицию забрали нас, и забрали, как мы считали,
совершенно несправедливо... Но был составлен протокол. Когда Леве дали его подписать,
он взял этот протокол и съел! Составили второй протокол, а Леве в руки его не
дают. Но он все-таки сумел его вырвать и проглотить. Милиционерам это надоело:
"Идите отсюда к чертовой матери! Едоки бумаги!.."
Или фраза: "Бить человека по лицу я с детства не могу..." была
обязана своим появлением следующему случаю. Владимир Высоцкий, Артур Макаров и
Михаил Туманишвили ехали в троллейбусе. На старой Арбатской площади в салон
зашла большая компания, и кто-то из них имел неосторожность грубо приставать к
девушке. Миша заступился, и кончилось это коротким спором и дракой. На
Арбатской площади потасовка продолжилась. Силы были неравны, и потому
Высоцкому, Макарову и Туманишвили с трудом удавалось избежать свистящих
кулаков. Миша стоял за спиной у Артура и тот, не ожидая удара сзади, разбирался
с передними, но вдруг получил сильный удар из-за спины...
Когда драка закончилась, он спросил Туманишвили:
-
Как же так - ты был сзади и мне оттуда навесили? Как это называется?
Миша ответил:
-
Артур! Люди разные. Ты без размышления можешь ударить любого, а я с детства не
могу бить человека по лицу!
Владимир громко рассмеялся:
-
Миша, родной! О таких вещах заранее
предупреждать надо!..
У
Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожу на роли. Роли из никем не
поставленных и - более того - никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими
ролями, конечно, могли бы быть написаны, появиться на сцене. Пусть не сегодня,
так завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не
хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И потому сочинял
их сам, сам был режиссером и исполнителем.
Он
торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и
серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их
заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ
мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был
дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. Причем все это
он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми
персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и - восторгались.
Путали и - недоумевали.
А Высоцкий вроде бы и не
обращал на это никакого внимание. Он снова и снова выходил на сцену, продолжал
сочинять и петь свои - всегда неожиданные, разноплановые, злободневные -
"песни-роли". И в общем-то это уже были не роли, а, скорее, - целые
пьесы со своими неповторимыми характерами, не придуманными конфликтами, точно выстроенным
сюжетом.
Исполняя их, Высоцкий мог быть таким грохочущим, таким
штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного
ветра, закрывать глаза и втягивать головы в плечи. И казалось: - еще секунда -
и рухнет потолок, и взорвутся динамики, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий
упадет, задохнется, умрет прямо не сцене... Казалось: на таком нервном накале
невозможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он дышал.
Даже в дозоре можешь не встретить врага.
Это не горе, если болит нога.
Петли дверные многим скрипят, многим поют.
Кто вы такие? – вас здесь не ждут.
Но парус! Порвали парус!
Каюсь! Каюсь, каюсь…
(Парус. Песня беспокойства – 1966 год)
Зато его следующая песня
могла быть потрясающе тихой. И от этого она еще больше западала в душу.
Высоцкий только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился
воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком, постигшим все тайны
бытия. И каждое слово звучало по-особому трепетно.
Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было – сорок сороков.
(Баллада о Любви - 1975
год)
Однажды Высоцкого спросили, почему он такой
грустный. Он ответил: "А чего особенно веселиться?!" И действительно,
веселиться было не от чего: его травили, запрещали, унижали, распространяли
всевозможные слухи и сплетни. КГБ в этом плане всегда преуспевал: несколько раз
он был похоронен, несколько раз он "уезжал за бугор" и не
возвращался, несколько раз отсидел.
Не
выдержав тягот и невзгод, доведенный до отчаяния, В. Высоцкий пишет письмо
кандидату в члены Политбюро, Секретарю ЦК КПСС, министру культуры СССР
Демичеву.
Письмо было зафиксировано общим отделом ЦК КПСС за No. 63382 от 17 апреля 1973
года.
От артиста Московского театра Драмы и комедии
на Таганке ВЫСОЦКОГО В.С.
В
последнее время я стал объектом недружелюбного внимания прессы и Министерства
культуры РСФСР.
Девять
лет я не могу пробиться к узаконенному официальному общению со слушателями моих
песен. Все мои попытки решить это на уровне концертных организаций и
Министерства культуры ни к чему не привели. Поэтому я обращаюсь к Вам, дело
касается судьбы моего творчества, а значит, и моей судьбы.
Вы, вероятно, знаете, что в стране проще отыскать магнитофон, на котором
звучат мои песни, чем тот, на котором их нет. 9 лет я прошу об одном: дать мне
возможность живого общения со зрителем, отобрать песни для концерта,
согласовать программу.
Почему я поставлен в положение, при котором мое граждански-ответственное
творчество поставлено в род самодеятельности?
Разумеется, "внимания и участия руководства" ожидать не
приходилось. Демичев даже не соизволил ответить Высоцкому. Он передал его
письмо зав. отделом культуры ЦК Шауро. Тот, в свою очередь, передал письмо
своему заместителю Тумановой, таким образом, ответа так и не последовало.
Вот когда я выступаю с песнями, у меня всегда такое странное ощущение.
Я смотрю в зрительный зал и вижу обычно такие, улыбающиеся лица и вдруг
нахожу одно мрачное лицо и какая-то магическая сила к нему тянет, и вот когда
он в первый раз улыбнется, для меня – праздник”… (В.С. Высоцкий)
Высоцкий
пробовал себя в различных интонациях. Он искал для своих "пьес" все
новые и новые краски, новые детали, и потому его песни имеют несколько
вариантов, изменений, сокращений. И в этом - тоже он, Высоцкий, - его натура,
его неудовлетворенность собой, его способ творчества.
Можно сказать, что дверь в
его "творческую лабораторию" была постоянно распахнута. Он был весь
на виду. Со всему удачами и неудачами, находками и приколами, сомнениями и
убежденностью.
Я весь в свету, доступен всем глазам, -
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал, как к образам…
Нет, нет! Сегодня – точно к амбразуре.
И микрофону я не по нутру –
Да, голос мой любому опостылет.
Уверен, если где-то я совру,-
Он ложь мою безжалостно усилит…
(1971-1972 год)
Владимир Высоцкий писал очень разноплановые песни.
Были среди них и лирические, и песни о войне, и
шуточные песни, и конечно же лагерные песни. В которых показывается
поведения человека в местах лишения свободы (тюрьмах, лагерях):
Мой первый срок я выдержать не смог.
Мне год добавят а может быть, - четыре.
Ребята,
напишите мне письмо,
Как там дела в свободном вашем мире!…
(1964 год)
Он
был невероятно популярен. Достать билет на его выступление было намного
труднее, чем "пробиться" летом в сочинскую или ялтинскую гостиницу.
Но
если для нормальных людей Владимир Высоцкий был своим, был близким, необходимым
и любимым человеком, то для мещанствующих снобов он, прежде всего, был
"молодым".
А он
ненавидел мещан. И снобов - презирал. Любых. Недаром у него есть горькая и злая
песня, которая заканчивается такими словами:
Не надо подходить к чужим столам
И отзываться, если окликают.
Однако
когда Владимира Высоцкого окликали не снобы, люди - просто люди, - он
поворачивался всем корпусом и отзывался всем сердцем и всей душой!
Вспомним,
к примеру, его "сказочные песни". Те самые, которые он писал для
"Алисы в стране чудес", для кинофильма "Иван-да-Марья" и
просто - для себя.
По
этим сказкам видно, как радостно он работал над ними, буквально
"купаясь" в теме! Он очень любил свою Родину, свою Россию:
В синем небе, колокольнями проколотом,-
Медный колокол, медный колокол
То ль возрадовался, то ли осерчал.
Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал…
(Песня о России – 1975 год)
Как пишутся песни? Ну, об этом я никогда не рассказываю. Да это и
невозможно объяснить или рассказать. Я не отношу себя к числу тех, кого
называют бардами или менестрелями или еще как-нибудь. Я недавно слышал, как
один из них рассказывал, что вот он сидел на берегу и у его ног плескалась
волна... И вот он подумал... Нет, я сажусь работать. У меня какая-то мелодия,
какое-то настроение. Иногда получается смешно, иногда грустно, иногда не
очень... Но песни сами за себя говорят, а рассказывать... Это ни к чему... (В.С. Высоцкий)
Так
кем же он все-таки был - Владимир Высоцкий? Кем он был больше всего? Актером?
Поэтом? Певцом? Неизвестно.
Известно
только, что он был личностью. Явлением. И факт этот в доказательствах уже не
нуждается...
Песни Владимира Высоцкого - для жизни. Они - друзья
людей. В песнях этих есть то, что может поддержать тебя в трудную минуту, -
есть неистощимая сила, непоказанная нежность и размах души человеческой. А еще, в них есть память. Память
пройденных дорог и промчавшихся лет. Наша с вами память...
Когда-то
он писал:
... Но кажется мне, не уйдем мы с гитарой
В заслуженный и нежеланны покой...
(1968 год)
Правильно
писал!
Владимиром
Высоцким написано более 600 песен и стихов, сыгранно более 20 ролей на сцене
театра, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в радио спектаклях.
Владимир
Высоцкий умер 25 июля 1980 года и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Его могила круглый год усыпана живыми цветами.
Еще
в далеком 1973 году, почти за 7 лет до смерти, Владимир Высоцкий написал
стихотворение, которое прошло через всю его жизнь.
Когда я отпою и отыграю,
Чем кончу я, на чём – не угадать.
Но лишь одно наверняка я знаю –
Мне будет не хотеться умирать!
Посажен на литую цепь почёта,
И звенья славы мне
не по зубам…
Эй! Кто стучит в
дубовые ворота
Костяшками по кованым
скобам?!
Ответа нет. Но там стоит, я знаю,
Кому не так страшны цепные псы,-
И вот над изгородью замечаю
Знакомый серп отточенной косы.
Я перетру серебряный ошейник
И золотую цепь перегрызу,
Перемахну забор, ворвусь в репейник,
Порву бока – и выбегу в грозу!
О
нем много пишут, о нем делают кинофильмы и телепередачи, выходят его пластинки
и книги. Садоводы называют его именем лучшие сорта цветов, альпинисты -
труднодоступные горные перевалы. Поэты, художники, композиторы посвящают ему
свои произведения. Слова его песен высекают на мраморе обелисков в честь
погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он продолжает жить в стихах,
песнях, названием улиц. Его именем работники Крымской астрофизической
обсерватории назвали малую планету "Владимир Высоцкий".
Лучше
всего, на мой взгляд, творчество В.С.Высоцкого охарактеризовал Евгений
Евтушенко:
Тебя, как древнего героя, держава на щите
несла,
Теперь неважно, что порою несправедливою
была.
Тебя ругали и любили, и сплетни лезли по
земле,
Но записи твои звучали и в подворотне и в
Кремле.
Реферат на тему использование интерактивных методов на уроках производственного обучения. Рефекрат на тему Жизнь и творчество Владимира Семёновича Высоцкого. Стихотворение В Высоцкого в моем районе у нее была хорошая фигура. Авторская песня в современной литературе В Высоцкий реферат. Ваганьковское кладбище могила Владимира Высоцкого. Высоцкий То сверху лёд то снизу маюсь между. Доклад по литературе на тему барды Высоцкий. Бить я по лицу просто не могу высоцкий. Жизнь проклятая роль владимир высоцкий. Высоцкий я жив лет тобой храним стихи. Высоцкий июля ваганьковское кладбище. Высоцкий стихотворение про кладбище. СТИХОТВОРЕНИЕ ЧТО С РОССИЕЙ БУДЕТЬ. АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ ВЫСОЦКИЙ РЕФЕРАТ. Владимир высоцкий на роли врагов.