ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
УПРАВЛЕНИЯ им.С.ОРДЖОНИКИДЗЕ
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
РЕФЕРАТ
по специальности:
"культурология"
на тему:
"ХАРД-РОК.Истоки.Развитие.Сущность."
Выполнил: студент
факультета
"мировая
экономика", I курса, 1 группы
Грибков С.А.
ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
МОСКВА,1993 год.
Д 1 Д
...Они (подростки) сегодня
обожают
роскошь,у них плохие манеры
и нет
ни какого уважения к автори-
тетам,они высказывают неуважение
старшим,слоняются без дела и посто-
янно
сплетничают.
Они все время спорят с роди-
телями,они постоянно вмешиваются
в
разговоры и привлекают к себе
вни-
мание,они прожорливы и тиранят учи-
телей...
Cократ (470/469-399 гг.до н.э.)
Мне кажется,что эти слова являются
прекрасным началом реферата
по теме "Рок".Тем более,что
рок считается молодежной культурой,пото-
му что...Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата.Взявшись за
тему "Рок-культура",я ни в
коем случае не пытаюсь облегчить себе за-
дачу.Наверное даже я ее
усложняю.Рок-музыка - это настолько
спорное
направление искусства,что очень
сложно выбрать правильную
точку
рассмотрения вопроса.Я немного ограничил
тему,так как не считаю воз-
можным рассмотреть все вариации и
направления рока за столь короткое
время и в столь ограниченном объеме.
К сожалению, долгое время мы были
лишены какой-либо информации о
законодателях рока.Вся моя информация
базируется на моем архиве пе-
реведенных зарубежных журналов,а
также на том количестве советских
журнальных и газетных
статей,пластинок,накопившихся у меня за те го-
ды,которые я серьезно увлекаюсь роком.
Еще сразу хочется оговориться,что
любая область человеческой де-
ятельности не лишена "ченухи",поэтому общие фразы,последующие далее
не следует распространять на всех
исполнителей (поклонников) рок-му-
зыки.
Итак...
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ "ПЕРВОЙ
СКРИПКИ" В РОК-ГРУППЕ.
Начать свою работу я хотел бы с
небольшого экскурса в прош-
лое.Как,почему возник новый стиль
музыки,с чего все началось?
А началось все с того,что в 1920
году советский инженер Л.Тремен
изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.Он был
устроен
следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения
к
антенне или удаления от нее руки исполнителя.Желание использовать
электричество в музыке побуждало
изобретателей придумывать необычные
инструменты с причудливыми названиями -
эмиритон,траутониум,виолен.В
тридцатые годы появились первые электрогитары.Но с современной
электрогитарой общего у них нет,пожалуй,ничего,кроме ремня,на
кото-
рый она вешается.Да и
электрогитарой те инструменты
назвать было
сложно.Просто из побуждения как-то выделить гитару
в оркест-
ре,сделать ее звук более громким,к акустической гитаре приставили
звукосниматель.Но и это не вывело гитару
на место лидера в оркестре,
чего так хотели добиться.Звук стал
громче,но сущность гитары (акком-
панемент) осталась.Позднее было
обнаружено,что посредством обработки
звука до усилителя можно добиться невероятного результата.Тогда и
была рождена электрогитара,которая
приобрела со временем цельный
корпус и массу электроники в придачу.В
последствии именно гитара и
стала "первой скрипкой" рок-ансамбля ,правда, в
последнее время и
бас-гитара,ранее исполнявшая только
функцию аккомпанемента в группе,
приобретает такие сольные партии,что и
ее с успехом можно причислить
к разряду лидеров в группе.
- 2 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
"THE
BEATLES".ИСТОКИ РОКА ?
О "Beatles" написано
столько, что новых открытий в этой
области
не сделаешь.Многие считают 4-х
ливерпульских парней основателями
стиля "рок".Так ли это? - Сложно сказать.Вероятно, так.Хотя мне ка-
жется, что "Beatles" дали
толчок к развитию стиля, который впоследс-
твии назвали "софт-рок" и
который еще позже перерос в так называемую
"поп-музыку".Одна из черт
"Beatles", позволивая мне
причислить их к
"попслвикам" - это относительная простота их музыки и
текстов, хотя
это, скорее, следствие потребностей
молодежи, чем отсутствие способ-
ностей у музыкантов.Молодежь тогда
устала от сложностей жизни, ей
хотелось чего-то легкого и доступного
для понимания.Нельзя отрицать,
вклад в
развитие молодежной музыки "Beatles" внесли огромный.Безус-
ловно, они дали духовную основу рока,
подготовили для него аудиторию
слушателей, но они не могли основать рок
с точки зрения музыки.Много
говорит за "Beatles"
высказывание Боба Дилана, одного
из творцов
стиля "фолк-рок":
- Они сделали то, что было
невозможно, то что не могло быть воз-
можным... Я сказал себе: теперь все
будет не так; я был потрясен.И я
не мог поверить, что еще несколько часов
назад не видел "Beatles"...
HARD-ROCK (Справка из
энциклопедии).
Хард-рок.Дословно: жесткий или
тяжелый рок.Понятие настолько
всеобемлющее,что многие не видят разницы
между собственно рок-музы-
кой и этим,одним из ее наиболее массовых
и популярных ответвлений.
Резкости в рок-музыке хватало всегда
- первые рок-н-роллы именно
поэтому раздражали слушателей,привыкших
к обтекаемой,плавной переда-
че музыкальных
идей.Хард-рок,"призрак" которого витал в композициях
поп-групп с первой половины 60-х
годов,впервые принял относительно
четкую форму в музыке таких групп,как
"Блю чиэр" и "Крим" (хотя
од-
нозначно определить авторство невозможно: идея действительно носи-
лась в воздухе,элементы хард-рока
появились и в музыке "Битлз","Рол-
линг Стоунз","Ярдбердз").
Композиции в стиле "хард-рок" вызывают
субъективное ощущение
тяжести,достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний
план,
что требует от музыкантов виртуозного
владения своими инструментами.
В
хард-роке,помимо "выпуклости" ритм-секции,все входящие в нее
инс-
трументы напрямую связаны с мелодическим
лидером - гитаристом, поэ-
тому здесь не может быть обособленной
импровизации одного инструмен-
та,а это означает,что в импровизации участвуют все инструменты
группы,создавая целостность и
монолитность произведения.
Как самостоятельное
направление"хард-рок"выделился в
конце 60-х
годов,и благодаря тому,что в законченном
виде его донес до слушателя
выдающийся гитарист Джимми
Хендрикс,"хард-рок" с тех пор предполага-
ет исполнение виртуозными
инструменталистами,что
пошло только на
пользу и музыке, и ее поклонникам.К
началу 70-х появились группы-ис-
полины,блиставшие не только тяжестью своего
"хард-рока",но и исклю-
чительным композиторским талантом
и исполнительским мастерством:
"Лед Зеппелин","Дип
Перпл","Блэк Сэббэт","Назарет","Гранд Фанк Рейл-
роуд" и многие,многие другие,почти
30 лет назад определили законы и
рамки хорошего тона хард-рока
сегодняшнего дня.
В заключение можно сказать, что
синтез хард-рока с другими нап-
равлениями рок-музыки,как правило,
дает интересные результаты - так
появился "тяжелый
арт-рок","хард-фьюжн","тяжелая психоделия",а также
такие стили,как
"глиттер-рок","тяжелый ритм-энд-блюз","хард-кор".
- 3 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
Rolling Stones
("катящиеся камни")
Самое начало 60-х годов -
интереснейшее время в английской музы-
ке.
Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того вре-
мени был гитарист и пианист Алексис
Корнер. В 1962 году Корнер осно-
вал
свой легендарный ансамбль
"Блюз
инкорпоретед", в составе
которого играли в разное время многие прославленные
музыканты, в
числе которых были и будущие участники
"Роллинг Стоунс": Мак Джег-
гер, Кит Ригард, Брайан Джонс, Билл
Уаймен, Чачли Уоттс. Еще играя в
"Б.И" они как-бы выделились в
отдельный коллектив. В один из вечеров
они играют вместо "Б.И" в
клубе "Марки" - этот концерт и положил на-
чало карьеры R.S. Основу репертуара
группы составляли городские блю-
зы
с характерным, усиленным
гитарным звуком. В ранних песнях R.S.
нетрудно услышать влияние того или иного
исполнителя, но, вместе с
тем, группа упорно создавала свой
музыкальный язык, свое звучание, с
годами становившееся все более и более
отчетливым. Известность, хотя
и несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были
шокированы их музыкой, песнями с массой
жаргонных выражений, манерой
держаться на сцене, исходившим от них
духом неприкрытой чувственнос-
ти.
Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие
поклонники. История R.S. после
1965 года, особенно после песни
"Удовлетворение" (нашему
широкому кругу слушателей известна по
рек-
ламе
"Snikers", на мой взгляд испохабившей песню), - это история
стремительного взлета группы
к суперславе, к
положению лучшего
рок-ансамбля мира. Но трагедия
в Атламонте в 1969 г.
("ангелами
ада" перед сценой убит один из
зрителей) стала огромным шоком
для
музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты
по-новому взглянули
на ответственность исполнителя
перед слушателем. Они
не изменили
свой облик, но надлом произошел. Их
альбомы становятся все более и
более искуственными, но главное - неровными. В
80-е годы многие
пластинки звучали уже как
самопародии и в 1987 г. ансамбль
R.S.
прекратил свое существование, но
его участники (кроме
Джонсона,
умершего в июле 1969 г.) продолжили
работу сольно.
Led Zeppelin.
("Свинцовый дирижабль")
Группа образовалась в 1968 г.
в Великобритании. После распада
известной английской группы
"Yardbirds" ее гитарист Дж.
Пейдж соби-
рает новую группу, чтобы провести
гастроли, запланированные по конт-
ракту "Yardbirds". В состав
группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейд-
жем
до этого, а
также работавший с "Роллинг
Стоунз" и, вообще,
имевший солидное прошлое.
Под названием "New
Yardbirds" музыканты провели гастроли по Шве-
ции и Финляндии. Позже
менеджер группы Питер Грант предложил назва-
ние "Led Zeppelin" (искаженное
от "lead", т.е.
"покрытый свинцом").
Грант сумел получить выгодный контракт,
и в конце 1968 г. группа вы-
пустила
первый альбом, записанный за
сутки с небольшим. В феврале
1969 г.
"Лед Зеппелин" провели гастроли по США, в это же время их
диск попал в "Топ 10", затем
стал "золотым". Второй альбом через два
месяца после выхода достиг первого места
и получил "платину" (с тех
пор каждый диск группы становился
"платиновым").
"Led Zeppelin"
исповедовали блюзовую манеру игры.
Однако Дж.
Пейдж припес в классический блюз свое
собственное понимание этой му-
зыки,
его "чувство гитары" было поистине уникальным (не
говоря о
технике игры), он тщательно "выписывал" каждый звук. Мощнейшая ритм
- секция и уникальный для белого певца
негритянский тембр голоса
Р.Планта сделали подрожание "Лед
Зеппелин" невозможным (манеру груп-
пы можно было лишь слепо копировать).
- 4 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
Импровизация, на которой основывалось творчество
"Л.З." имела и
свою обратную сторону: композиции были, как правило, длинными и ра-
диостанции отказывались их
транслировать.
После выхода четвертого альбома
группа несколько сократила свои
гастрольные поездки, а после
американского турне 73 г., побившего
все рекорды продажи билетов, и вовсе
прекратила их. В 1974 г. группа
учредила свою собственную студию
грамзаписи. В 1975 г. группа выпус-
тила двойной альбом "Physical
Graffiti", композиции которого
значи-
тельно
опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для
групп, пришедших на смену "Led
Zeppelin".
В 1976 году группа выпустила двойной концертный альбом и фильм,
популярность "Лед Зеппелин"
была беспредельной, но в 1977 году
от
вирусной инфекции умер сын Р.Планта,
Карак, и вновь группа отказыва-
ется от концертов почти на два года.В
это время поползли слухи о
возможном распаде "Лед
Зеппелин".Однако в конце 78 года группа запи-
сывает в Швеции очередной альбом (он
вышел летом 79-ого).
В августе 1979 года "Лед
Зеппелин" дали большой концерт в Анг-
лии, приготовились к записи студийной
пластинки, однако приступили к
работе лишь через год.А 25 сентября 1980 года, вследствие злоупот-
ребления алкоголем гибнет Дж.Бонхэн.С
этого дня "Лед Зеппелин" боль-
ше не существует...
С того же самого дня ходят упорные
слухи о воссоединении группы,
публика и журналисты называли возможные
кандидатуры барабанщиков, но
музыканты отвергают все гипотезы.Хотя в
последнее время у
Бонхэна
появился достойный преемник, его сын
Джесон.
После некоторого перерыва
каждый участник группы
приступил к
сольной работе.В 1984 году Плант
и Пейдж организовали группу
"Honeydrippers", а Дж.П.Джонс
сейчас продюсирует английскую группу
"The Mission".
"Deep
Purple".
В 1968 году британская рок-сцена
представляла собой очень инте-
ресную картину. Отходила в прошлое "власть цветов"
- вершина движе-
ния хиппи. Группы типа "Кэджалс",
"Пластик Пенни" лишь ненадолго
привлекали внимание,неожиданный успех
выпал на долю "Статус Кво",ан-
самбля,
который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Битлз
выпустили "Леди Мадонну", двойной "белый" альбом,
сорокопятку "Хей,
Джуд". Джордж Харрисон закончил работу над первым большим
сольным
проектом. Джон Леннон И Йоко Оно издали скандальный диск "Два девс-
твенника". Начались репетиции "Лед
Зеппелин"; "Роллинг
Стоунз" вы-
пустил "Банкет нищих".
Разной музыки было очень много, в
хит-парадах соседствовали инс-
трументальные пьессы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и
Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась.
Привлечение джазовых или
симфонических элементов было еще в
новинку, но уже не вызывало удив-
ления.
Рок еще не успел, как сегодня,
рассечься по разным возраст-
ным, социальным, культурным слоям, когда
каждый занимается своим де-
лом. Взаимовлияние было очень сильным.
Вот в таких условиях в
феврале 1968 года
три английских
музыканта решили создать новую группу.
Это были Джон Лорд, Ян Пейс и
Ритчи
Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире
английского
рока.
О Блэкморе мы поговорим позже.
Барабанщик Ян Пейс, которому
едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными
коллективами. Джон Лорд, органист,
долго и серьезно изучал класси-
чечкую
музыку, пробовал свои силы в
театре, потом увлекся джазом,
много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочета-
ния своих увлечений классикой и
эстрадой.
- 5 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили
басиста Ника Семилера и гитарис-
та Рода Инанса и записали свой первый
сингл "Тише". Пластинка вошла
летом того же года в первую пятерку в
США. Вскоре в американских хит
-парадах появился и первый диск -
гигант группы "Дип Перпл" - "The
shades of Deep Purple". Сейчас эта пластинка представляется во мно-
гом
наивной и неумелой, но в
некоторых композициях уже чувствуется
незаурядное мастерство
инструменталистов, которое от
пластинки к
пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последовате-
лей.
Следующая пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспери-
ментами Лорда в области сближения рока и
классики. Вскоре сложилась
парадоксальная ситуация - пластинки
"Deep Purple" поподали в
амери-
канские хит -парады, а у себя на родине,
в Англии, группа была прак-
тически неизвестна. "Deep
Purple" решили сделать что-то у себя дома.
Для начала они заменили Иванса и
Симплера Яном Гилланом и Родже-
ром Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как
поэт,
автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в
различных ансамблях. В таком составе
"Deep Purple" и Королевский фи-
лармонический оркестр (дирижер -
Малькольм Арнольд) исполнили кон-
церт, написанный Джоном Лордом в 1969
году. "Концерт" Лорда стал тем
редким случаем, когда попытка соединения рока и
"академической" му-
зыки была одинаково восторженно
встречена поклонниками и той и дру-
гой музыки. "Живая" запись из
Альберт - холла была выпущена на плас-
тинке. Кстати, "Концерт" был
не единственным таким опытом Лорда.
Поворотным моментом в истории "Deep Purple" послужила
пластинка
"Deep Purple in Rock". Диск
вышел летом 1970 года, почти одновремен-
но с сорокопяткой "Black Night", ознаменовав новый
этап в творчестве
группы.
"Тяжелый металл" тогда
только набирал скорость. Для
миллионов
слушателей "крестным отцом"
жанра - если не строго хронологически,
то духовно - стал ансамбль
""Deep Purple"" В почерке коллектива поя-
вилось все, что потом использовали другие "металлические"
группы -
громкость, как эстетическая составная,
простые риффы-гитары и
бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный
вокал, мощный мотор
ударных. Что отличает "Deep
Purple" от своих последователей, так это
готовность постоянно впитывать
новое, что появляется в других жан-
рах,
открытость другим музыкальным влияниям.
Ни "Deep Purple", ни
"Led Zeppelin", также стоящий у идейных истоков
"тяжелого металла"
замкнутостью не отличались. Может быть,
именно поэтому многое в их
музыке интересно и сегодня.
Вскоре, группа предприняла турне по
нескольким европейским стра-
нам.
Везде их встречали восторженные толпы поклонников. Ян
Гиллан
был приглашен исполнять главную партию в
знаменитой рок-опере "Иисус
Христос - Суперзвезда". Тогда же
Лорду впервые поручили написать му-
зыку для кинофильма.
В 1971 году первые места хит-парадов
многих стран заняли сингл
"Дип Перпл" "Странная
женщина" и гигант "Fireboll". Эти пластинки, а
также последующие "Machine
Head", "Сделано в Японии", "Что мы о себе
думаем" выдвинули группу в число суперзвезд мирового рока. На этих
пластинках есть первокласные вещи, но у
слушателя начало создаваться
впечатление, что музыканты разрабатывают
одну и ту же жилу, и в 1973
году Гиллан и Гловер ушли из "Deep
Purple", мотивируя свое решение
отсутствием какого-либо продвижения
вперед. Им нашли замену (Дейв
Кавердейл и Хьюз), но в 1975 году из
"Deep Purple" ушел Блэкмор. За-
менили и его, но, несмотря на это в 1976 году "Deep Purple" прекра-
тил свое существование.
Все его участники, впрочем, продолжали играть со своими группа-
ми.
Но старые старые привязанность оказались сильнее разногласий. В
1984 году Лорд, Пейс Блэкмор, Гловер и Гиллан собрались в студии и
- 6 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
записали "Абсолютно ненормальных
людей". В 1986 году вышел еще один
гигант возродившегося "Deep
Purple" - "Дом голубого цвета".
История современного рока не может
не включить в себя творчество
"Deep Purple" Группа оказала
огромное влияние на
все развитие
рок-музыки, влияние, которое
продолжает ощущаться сегодня в твор-
честве самых разных коллективов.
НЕКОРОНОВАНЫЙ КОРОЛЬ
ХАРД-РОКОВОЙ ГИТАРЫ.
Далее пойдет речь о Ритчи Блэкморе,а
вовсе не о Джиме Хендриксе,
как это могло показаться из названия.Не
ущемляя заслуг Хендрикса,по-
ложившего начало роковой
гитары,надо сказать,что Блэкмор
достиг
большего.Давая такую оценку,я вовсе не
придерживаюсь сегодняшних по-
зиций,когда хорош тот гитарист,кто
быстрее перебирает пальцами
по
грифу.Рок-гитара - это прежде всего
импровизация.
Создавая свою первую группу в 15
лет,Ритчи еще и не догадывался,
что спустя десятилетия гитаристы будут
"держать равнение" на него, а
молодежь в клубах будет разбирать его
композиции, пытаясь научиться
играть также, как он.Я не ставлю своей
целью проследить путь Блэкмо-
ра к мировой известности, а хочу
поговорить о его творении - группе
"Rainbow", которую он создал,
уйдя из "Deep purple".
Итак, в 1975 году Р.Блэкмор уходит
из "Deep purple", мотивируя
свое решение тем, что ему "надоело
торговое предприятие, из которого
качали песни-"хиты"".Свои
надежды на возрождение любимого рок-н-рол-
ла Блэкмор связал с: Ронни Джеймсом
Дио(вокал), Гэри Дисколлом(удар-
ные), Крейгом Грубером(бас) и Микки Ли Соулом(клавишные).Первый
же
альбом "Ritchie Blackmore's
Rainbow"(1975) привлек внимание критиков
и поклонников нарождавшегося в то время
стиля "Hard and Heavy".Кри-
тика сразу же отметила удачное сочетание элементов классической му-
зыки и импровизаторский талант Блэкмора,
увлечение Дио средневековой
поэззией, сыгранность нового состава.
Второй альбом, записанный с помощью Мюнхенского симфонического
оркестра, представлял поклонникам новый
состав группы, реорганизация
которого помогла Блэкмору дать заряд
новой энергии сценическому шоу
группы.После выхода пластинки музыканты
отправились в турне, где был
записан новый альбом "На
сцене"(1977).Еще раз оправдывает
фразу
"Блэкмор всегда стремится
к совершенству" то, что в 1978 г. был
опять сменен состав группы, в котором появились: Боб Дейсли(бас) и
Дэвид Стоун(клавишные).Новая пластинка
"Long live Rock-n-Roll"(1978)
объединила те музыкальные стили, которые всегда стремился сочетать
Блэкмор,- барокко,классицизм и
"тяжелый рок".
Летом 1979 г. появился пятый альбом группы, под названием
"Down
to
Earth", который возвестил о
воссоединении Ритчи с его другом по
"Deep purple" Роджером
Гловером(бас-гитара).Вместе с ним и Доном Эй-
ри(клавишные), Кози Пауэллом(ударные),
Гремом Боннетом(вокал), Ритчи
создал наиболее сильный и гибкий состав
"Rainbow".Известная в прош-
лом,
как группа "тяжелого рока", в альбоме "Вниз к Земле" группа
подчеркнула изысканную постановку
"шоу", акцентировала внимание слу-
шателей на тексты исполняемых
песен, которые были столь же футурис-
тичны,
как и музыка.Выпущенные в 1981 и 1982 годах альбомы "Трудно-
излечимый" и "Прямо между
глаз" объединяются блестящей, непредсказу-
емой, виртуозной гитарой Ритчи
Блэкмора.Также здесь заметны
новые
интонации вокала: группу был взят Джо
Линн Тернер.
В середине 1986 года группа
"Rainbow" прекратила свое
существо-
вание.Она всегда была детищем Ритчи
Блокмора, поэтому можно сказать,
что изменения состава, происходившие с
вызывающей тревогу быстротой,
не приносили ущерба ни музыке,
ни сценическому облику группы.Все
время своего существования группа была
творческой мастерской стиля
- 7 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
"Hard and
Heavy", тем необходимым инструментом, который позволял
виртуозному гитаристу и импровизатору
Ритчи Блэкмору сохранять свою
творческую форму.
Ритчи Блэкмор ушел в возродившийся
"Deep purple", оставив
нам
фразу с
дебютного альбома
"Rainbow", которая актуальна
и сегодня:
"...Если ты не любишь рок-н-ролл,
то никогда уже не поймешь, что это
музыка.Если ты не любишь рок-н-ролл, то
сегодня его понять будет уже
сложно".
СОВРЕМЕННЫЙ ХАРД-РОК: "SCORPIONS".
По поводу слова
"современный" в подзаголовке
можно долго спо-
рить,
так как группа "Scorpions" образовалась в 1972 году и их при-
нято считать одними из классиков рока.Но
все дело в том,что размеры
реферата не позволяют мне
описывать особенности не то что каждой
группы, но даже из круга наиболее
известных комманд придется выбрать
одну-две, а так как
"Scorpions" одна из самых почитаемых групп, то я
и выбрал ее, тем более, что из общей
массы коллективов она вырывает-
ся благодаря своей необычной для
"харда" мелодичности.
Итак "Scorpions"
принадлежит к числу комманд-"старичков".Однако,
если приглядеться к року конца 80-х -
начала 90-х годов, то будет не
трудно понять, что погоду здесь делают
те, кто начинал в начале 70-х
и кому
уже около сорока
лет."Scorpions"
начинали на том рубеже,
правда известными они стали только
девять лет спустя, но у каждого
свой срок.Сейчас "Scorpions"
знают во всем мире, даже в США, а это
для музыкантов показатель, особенно для рок-музыкантов из неанглоя-
зычных стран.Статус рок-группы
определяется ее международной попу-
лярностью, успех на родине критерием
не является: группу
должны
признать в двух столицах
рок-музыки, в Лондоне и в
Нью-Йорке.Только
после этого группа может претендовать на выступления в
качестве
"гвоздя программы".А сорок лет
- возраст творческого рассвета, попу-
лярности музыканта, так считает Клаус
Майне.
Рубежей у "Scorpions"
было предостаточно.По словам Майне,
они
никогда не испытывали недостатка в
материале, мелодические решения
всегда были естественными, но начинали
"Scorpions" очень трудно, ве-
ли настоящую борьбу за
существование.Порой надо было решать финансо-
вые
проблемы типа "купить сигарет или заправить машину, чтобы пое-
хать
на концерт ".
Пришлось бросить курить.
К середине 70-х
"Scorpions" была
уже довольно популярной группой дома,
в Западной
Германии.Но когда приезжали на гастроли
знаменитости,то о "Скарпах"
забывали, в лучшем случае доверяли
раскачивать публику. Так они учи-
лись у "Аэросмита",
"Кисс" и других.В конце 70-х "Scorpions" осмели-
ваются на турне по штатам, и вот это был рубеж: группу из Англии
американцы еще как-то воспринимают, но концерт
западно-германского
ансамбля! Каждый раз, выходя на сцену
"Scorpions" доказывал публике,
что рок - явление
интернациональное.Правда с оговоркой:
чтобы стать
частью этого явления, группа должна не только хорошо играть и
сочи-
нять хорошую музыку, она должна еще
исполнять свои песни по-английс-
ки.Альтернативы нет: у рок-музыки есть
определенные традиции, сущес-
твуют законы жанра, связанные и с
фонетической структурой языка.
У "Scorpions", как
и у всех других групп был
трудный период -
нет,
они не собирались расходиться,
просто пластинка 1984 года под
названием "Любовь с первого укуса" получилась очень сильной, а это
означало, что следующий студийный
альбом должен быть
еще луч-
ше."Scorpions"
отправились в кругосветное турне, из которого они
привезли концертный альбом, вышедший в 1985 году.Но из
турне они
привезли и несколько новых песенок,
которые легли в основу пластинки
1988 года "Savage
amusement".Новый диск рождался очень тяжело, почти
- 8 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
три года проб и ошибок, записей и
перезаписей.Но вот мнение Клауса
Мейне: "Проблемы? Они есть всегда,
и это хорошо.Нет проблем,- значит
нет и творчества."
О чем поют
"Scorpions"? - Отвечает
Рудольф Шенкер: "Мы не поли-
тическая группа, мы не поем песен протеста, наша задача - зарядить
слушателей положительной энергией,
энергией созидания." О чем тексты
"Scorpions" - конечно о
любви, о чем же еще?! Только любовь правит
миром, только любовь выводит
"Scorpions" на подмостки.Что
противос-
тоит любви? - Война.А какой нормальный человек может равнодушно от-
носиться к войне - человек ненавидит
войну - это аксиома.Так зачем
же об этом еще и петь?! Петь надо о
любви, чтобы люди учились любить
друг-друга.То, что в репертуаре
"Scorpions" нет
политических песен
не означает, что им чужды человеческие
проблемы - просто им кажется,
что решить их можно полюбовно.Песню
"Still loving you" "Scorpions"
написали еще в 1976 году, а включили в
пластинку только через восемь
лет.Почему? - "Во-первых, она
опередила свое время, в 76-ом ее вряд
ли сочли бы лучшей песней года, она выпадала из стилистики того де-
сятилетия, а во-вторых, в 84-ом дефицит
любви был более острым, поэ-
тому тогда она была более уместна."
Это было мнение Рудольфа
Шенкера.Впрочем, с ним многие не сог-
ласны, особенно с тем, что о войне петь
не надо.
"Scorpions" принадлежит к
числу групп, которых удалось
вживую
послушать фанатам из России:
в 88-ом году (правда тогда московские
концерты отменили) и в 89-ом на
Московском Музыкальном Фестивале Ми-
ра.
"HEAVY METAL"
(Справка из энциклопедии).
"Тяжелый металл",или "тяжелые орудия", - так переводится это
словосочетание - одно из
ответвлений "хард-рока",получившее
широкое
распространение в начале 80-х годов.
Так же как и в хард-роке,основы
"хэви-метал" были заложены таки-
ми исполнителями,как "Лед Зеппелин","Блэк
Сэббэт","Гранд Фанк Рейл-
роуд","Дип
Перпл","Блю Чиэр".Выделив из музыки этих групп
исключи-
тельно мощные гитарные
риффы,доведенные до виртуозности соло и
"канонадные" ударные,группы
"новой волны" английского тяжелого рока-
такие,как "Даймонд
Хэд","Саксон" и "Айрон Мэйден",- лишь разработали
инструментальную структуру стиля,позже
получившую окончательное раз-
витие в
музыке представителей так называемого "спид"- и
"трэш"-"ме-
талла".
До сих пор существует путаница в
определении "хард-рока" и "тяж-
елого металла".Если в США
"хэви-метал" - это
понятие,объединяющее и
"металл",и
"хард-рок",то в Англии
классификация очень близкая к на-
шей,хотя при сравнении, например, музыки
"Металлики" и "Деф Леппард"
только первую группу - по английским стандартам - можно отнести к
"металлу".
Элемент импровизации в
истинном "металле" практически сведен к
нулю,точнее - он отсутствует в
традиционном смысле этого слова,одна-
ко опытные "металлические"
группы ("Металлика","Слейер","Мегадет")
часто вводят в свои композиции очень
сложные изменения ритма,и у не-
подготовленного слушателя может
возникнуть ощущение какофонии,хотя
речь идет о ритмтческой импровизации,по
духу очень близкой той,кото-
рую исследуют серьезные современные композиторы.
Выражение "хэви-метал"
впервые появилось в романе
американского
писателя Уильяма Берроуза "Naked
Lunch"(1959),где он использует этот
термин для описания резкой,непривычной
музыки.Широкое распростране-
ние
термин получил после
песни американской группы "Степпенвулф"
"Born to be wild"(1968),в
которой есть слова "heavy metal
thunder",
- 9 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
то есть "гром тяжелых орудий".
"BLACK SABBATH" -
НАЧАЛО "НЕАVY METAL".
Группа "Black Sabbath" была образована в 1968 году в
Англии, в
городе Бирмингем.В исходный состав
группы вошли: Оззи Осборн(вокал),
Тони Йомми(гитара), Терри Батлер(бас),
Билл Уорд(ударные). Называясь
еще "Земля" будущие
"Black Sabbath" решили не копировать своих пред-
шественников и "учителей"
"Лед Зеппелин" и "Дип Перпл" и одними из
первых начали играть так называемый "тяжелый блюз".Хотя сам Тони
Йомми говорил: "Мы не знали как
назвать свою музыку,- единственным
нашим желанием было играть ее и как
можно громче."
В 1969 году они стали называться
"Black Sabbath", взяв для груп-
пы название одноименного фильма.Этот же
фильм стал неплохой основой
для нескольких песен с нового альбома
коллектива.В принципе ничего
революционного "Black Sabbath"
не предложили, но в отличие от "
Дип
Перпл" и "Лед
Зеппелин", они решили избавиться в своих песнях от
различных "аранжементных"
добавок.Полностью были исключены клавиш-
ные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой
ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады.Ужасы и оккуль-
тная тематика песен (автор текстов, в
основном, Батлер) стали визит-
ной карточкой "Black
Sabbath", которые стали неожиданно
очень попу-
лярными среди студенческой молодежи.На
самом деле сверхужасного в их
песнях ничего не было - тексты песен
больше напоминали сказки
для
взрослых.В начале 70-х годов "Black
Sabbath"зарекомендовали себя еще
и как самая громкая группа в мире, и
этот факт нашел свое место
в
Книге рекордов Гиннеса (по тем временам,
конечно).
В 1975 году появились первые
проблемы.
Альбомы "Торжество
техники" и "Не унывай" не могли повторить ус-
пех предыдущих пластинок, и часть
фанатов отвернулась от группы. Сам
Йомми объясняет это факт следующим
образом:
- В те годы мы брали с собой на
концерты в качестве разогреваю-
щих такие группы, как "Ван
Халлен" и "Аэросмит".Они работали перед
нами, и это сыграло нам отрицательную
роль.Ребята пели о сексе, люб-
ви причем их музыка была проще и
доступнее, как и тексты.Мы видели,
что с появлением конкурентов нас ждет
кризис, если мы не
создадим
нечто новое.Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно
ушел
Оззи Осборн и встала проблема с поисками
вокалиста.
В 1980 году в "Black
Sabbath" пришел Рони
Джеймс Дио из
"Rainbow", что сразу же
принесло группе огромный приток новых фэнов.
Был найден новый продюсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и
"Законы тол-
пы"(1981) стали фантастическими
примерами классического английского
"хэви метал".
В следущем году состав группы стал
постоянно меняться, и поклон-
ники стали сомневаться: а не нобирает
ли Йомми футбольную команду?
Нет нужды описывать все изменения
состава, достаточно лишь сказать,
что в нем успели побывать Йен Гиллан,
Бев Беван и Винни Эпайс. Затем
последовало фантастическое выступление
на фестивале "Life End" в
первоначальном составе, который
продержался вместе лишь один день.
Злоключения с составом
продолжались.В 1986 году
удалось записать
пластинку "Седьмая Звезда", но
она осталась маловыразительной, а из
оригинального состава в группе остался
лишь Йомми.Наконец, в
1987
году в "Black Sabbath" был
приглашен Тони Мартин, с чьей помощью был
записан "Aternal Idol" - вокал
был просто идеален, тем более,
что
он был
очень похож на
голос Дио.Взяв в
состав еще и ветерана
рок-н-ролла на ударные, они тотчас же записывают "Headless
Cross" -
альбом, имеющий очень высокие оценки
критиков, часть из которых во-
обще называют его лучшим среди всех
альбомов "Black Sabbath".
- 10 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
А в
течении 1989-1990 годов "Black Sabbath" находились в турне,
концерты которого проходили с
аншлагами.Московские концерты не были
исключением.
"JUDAS
PRIEST".ИУДЕЙСКИЙ СВЯЩЕННИК.
Продолжая разговор о развитии такого
стиля, как "heavy metal",
группу "Judas Priest" обойти стороной нельзя.Группа образовалась в
Великобритании в 1969 году.Два дебютных
альбома, вышедшие в 1974 и
1976 годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих
работах был представлен интересный
музыкальный материал.Несмотря на
постоянную смену барабанщиков (это хроническое заболевание
группы),
к 1977 году "Judas Priest"
приобрели популярность не только в Анг-
лии, но
и за ее пределами.в апреле 1977
года группа выпустила свой
первый коммерчески удачный альбом
"Sin after Sin", продюсером
кото-
рого был Роджер Гловер (экс-"Дип
Перпл").
1978 год прошел в непрерывной борьбе
с захлестнувшей британскую
сцену "новой волной": два последующих альбома стали квинтэссенцией
"тяжелого металла" и
впоследствии послужили моделью для таких групп,
как "Деф Леппард" и "Уайт
Лайон".
Критики всячески издевались над
группой (как правило предметом
насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор),
но в молодежной аудитории, увлеченной "новой волной английского
ме-
талла", "Judas Priest"
стали кумирами.Это подтвердилось в 1979 году,
когда сингл "Take on the
World" занял в английском
хит-параде 14-ое
место.С появлением нового барабанщика,
группа записала диск "British
Steel"(1980), ознаменовавший
изменение стилистики группы.
Только после выхода
этого альбома критики наконец "признали"
"Judas Priest", популярность которого распространилась
и на
США.В
ответ на обвинения поклонников в отходе
от идеалов "металла", группа
записала альбом "Screaming for
Vengeans"(1982), развеявший
сомнения
относительно "облегчения" звучания и ставший
"платиновым".Еще одним
шагом в новом направлении стал альбом
1986 года "Turbo", который не
производит впечатления "тяжести
ради тяжести", также удачными оказа-
лись и последующие альбомы.Несмотря
на сдержанное отношение музы-
кольной критики,"Judas Priest" за долгие годы своей карьеры сумели
сохранить творческий почерк и не
превратиться в пародию на
самих
себя.
"ГЛИТТЕР-РОК"."KISS".
Своим рождением
"глиттер-рок" обоязан Англии, такие исполнители,
как Гэри Глиттер и Дэвид Боди заложили
его основы, но максимального
развития этот стиль достиг в США, где
его взяли на вооружение Элис
Купер, Лу Рид и "Kiss" -
именно "Kiss" довели этот стиль
до совер-
шенства, и сейчас он является
полноправным музыкальным направлением.
В 1970 году группа выступала под
названием "Love Gun" и
ее ре-
пертуар состоял из апробированных хитов
и нескольких соьственных пе-
сен, отличительной чертой
которых был ярко-выраженный мелодизм
(который "Kiss" сохраняет
на протяжении всей своей карьеры).Вскоре
"Kiss" обнаружил независимый
телепродюсер Билл Окойн, и спустя неко-
торое время группа подписала контракт с
фирмой "Касабланка Рекордз".
Составной частью плана по
"завоевыванию мира" стал сложный
сце-
нический грим музыкантов - в сумме с их
театральными шоу и мощной,
динамичной музыкой это дало мгновенный
результат, и практически с
первого альбома ("Kiss",1974г.) "Kiss" не знают,что такое забвение
публики.Тем не менее первые три альбома
критики подвергли разгрому,
хотя их претензии относились к имиджу
группы - музыкальные достоинс-
- 11 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
тва "Kiss" никогда не
подвергались сомнению.Четвертый диск
группы
(концертный "Alive",1975) стал платинавым в рекордно короткий срок,
а на следующий год "Kiss"
отпразновали свой первый хитовый
сингл,
"Rock-n-Roll all night"(12-е
место в хит-параде США).
В 1976 году группа несколько
смягчила звучание, и это был пра-
вильный шаг: первая же композиция,
созданная в новой манере ("Beth",
автор П.Крисс), разошлась милионным тиражом и заняла
7-ое место в
национальном хит-параде.Пик популярности "Kiss" пришелся
на 76-78
года; в этот период все их альбомы
неизменно становились "платиновы-
ми".В 1977 году "Kiss"
сборник комиксов, в которых фигурировали сами
музыканты,а в конце 78-ого был снят
мультфильм ""Kiss" встречаются с
приведением парка";кроме того, в 1978 году все участники группы вы-
пустили сольные альбомы.
В мае 1980 года П.Крисс начал
сольную карьеру, а его место занял
Эрик
Карр; в этот период музыканты
отказываются от грима и впервые
публика увидела их лица, оказавшиеся весьма симпатичными.Замена ба-
рабанщика, к удивлению многих лишь усилила потенциал группы, что
подтвердили очень сильные альбомы, издание в первой половине 80-х.
Затем
из состава вышел Э.Фрели, замену
которому подыскивали долго.
Перепробовав множество гитаристов, музыканты остановились на Брюсе
Калине, работавшим до зтого в
"Blackjack".
После некоторого спада
"Kiss" вновь заявили о себе, выпустив ве-
ликолепный альбом в 1989 году, ставший
предвестником новой трактовки
"хэви-метала".Впрочем,
это был не последний их альбом,- группа
про-
должает играть (и довольно успешно) и
сейчас.
"IRON
MAIDEN"."СТАЛЬНАЯ ДЕВА".
Группа "Iron Maiden", один из грандов "тяжелого
металла", обра-
зовалась в 1977 году в
Великобритании.Наряду с некоторыми
другими
группами "Iron Maiden"
представляла собой так называемую "новую вол-
ну английского хэви метала".Взяв за
модель звучание таких групп на-
чала 70-х, как "Лед Зеппелин" и "Блэк Сэббэт", "Iron Maiden" в ко-
роткое время нашла свою музыкальную
стилистику, ставшую, в
свою
очередь ориентиром для
других групп.Известнасть на родине пришла в
1979 году, когда композиция "Running Free" попала в
"горячую трид-
цатку".В то же время группа выступила с концертной
программой в пе-
редаче "Top of the Pops", став
второй после "The Who" группой, кото-
рая удостоилась этой
чести в 1973
году.В марте 1980 года
"Iron
Maiden" отправилась на концерты по
Англии, в качестве группы, сопро-
вождающей выступления "Judas
Priest".Альбом группы был на 4-ом месте
в хит-парадах.Вскоре "Iron
Maiden" начала гастролировать самостоя-
тельно.Диск "Killers", выпущенный в 1981 году, принес группе между-
народную популярность; почти весь год группа интенсивно гастролиро-
вала по
всему миру.В том же году в составе появился вокалист Брюс
Диккенсон, вместе с которым "Iron
Maiden" заработала статус
"супер-
группы"."Iron
Maiden" с заметным отрывом обогнала многие
"металли-
ческие" группы, хотя стиль группы
больше тяготеет к хард-року, прав-
да, с более жесткой гитарной структурой.
Великолепные рецензии
получил альбом "Седьмой сын седьмого
сына"(1988). По итогам 1989 года
"Iron Maiden" признана личшей груп-
пой года (журнал "Metal
Hammer"), а Диккинсон -
лучшим вокалистом.
Примечательно то, что "Iron
Maiden" - одна из немногих групп, за всю
свою карьеру не выпустивших ни одного
сборника.Остается лишь сожа-
леть о том, что группа много потеряла после ухода из нее Брюса Дик-
кенсона весной 1993 года.
Это из истории "Iron Maiden".Можно было бы этим и
ограничиться,
но поскольку уже хочется проникнуть
подальше в механизм "металличес-
- 12 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
кой группы" и посмотреть, как он работает, я отыскал интервью, взя-
тое у "главного механика"
группы Брюса Диккенсона журалистом из "Ме-
тал Хаммера".Что же мы узнаем
нового?
Брюс пришел в "Iron
Maiden" уже после того, как они
выпустили
два
альбома.До этого он входил в
состав группы "Саксон",
умеренно
известной в США, а еще ранее он пел в
самых различных диско-группах.
Брюс учился в консерваториии, и если учесть, что тогда все были за-
циклены на роке, ничего удивительного в его
теперяшнем положении
нет.Но
поклонником хард-рока Брюс стал не сразу.По началу его прив-
лекал блюзовый
авангард."По-настоящему я оценил хард-рок только пос-
ле
дебюта "Black Sabbath","- говорит Брюс.Тогда же
появилось мно-
жество групп, играющих "тяжелый арт-рок"."Что касается музыки,
то
меня в равной степени привлекают
"Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и "Пинк
Флойд".Они играют в разных стилях,
но уровень профессионализма у них
очень высок, в этом рок ничем не
отличается от классики." На вопрос,
как он пришел в "металл", Диккенсон восклицает:"А есть
"металл" во-
обще?
- Был блюз, блюз и остался,
только он изменился.Для меня это
не стиль и не жанр, это музыка, и ради этой музыки я пришел в
рок."
Законодателями моды в "тяжелом
блюзе" были "Лед Зеппелин",
но им-
пульсивность, неуправляемость заглушала собственно музыку.Та же си-
туация,
по мнению, Брюса была и у Джими Хендрикса."Я не против имп-
ровизации,но она не должна заглушать
мелодику,становиться самоцелью.
Образцом рок-группы для меня остается
"Дип Перпл", я не знаю других
исполнителей, которые играли бы так
свободно,непринужденно и в то же
время мощно."
Сейчас Брюс считает, что блюз еще
далеко не исчерпал себя.И вов-
се не
обязательно "переливать ему
кровь из других стилей".Хотелось
бы верить, что Брюс Диккенсон достиг
всего, чего хотел, но еще боль-
ше хочется верить в его возвращение в
"Iron Maiden".
"HELLOWEEN".Вагнеровский металл.
Группа "Канун всех
святых" представляет еще одно направление
стиля "Heavy
Metal".Популярность "Helloween" на родине (группа была
образована в ФРГ в 1983 году) с момента
выпуска первого мини-альбома
в 1985 году была стабильной, но
международный успех пришел не сразу,
ему предшествовала напяженная студийная
и концертная работа.Перелом-
ным в этом отношении стал 1987 год, когда в составе группы появился
вокалист Михаэль Киске,
хотя и бывший вокалист,
Хаске, по итогам
1986 года входил в десятку лучших певцов
ФРГ.С участием Киске
был
записан альбом "Хранитель семи ключей.Часть I." Благодаря этому
группу заметили в Англии и в США.Этот
альбом достиг высокого места в
национальном хит-параде и до сих пор фигурирует в "горячей
сотне" в
Германии.Год завершился совместными
гастролями с группой "Overkill",
выступлением на популярном
международном фестивале
"Металлмания",
ежегодно проводимом в
Польше.Пиком стали новогодние
выступления
группы в легендарном Лондонском
"Одеоне".
Летом 1988 года группа выступила на
английском фестивале "Монс-
тры Рока", где группа играла с такими грандами, как
"Айрон Мэйден",
"Кисс", Дэвид Ли Рот, "Мегадет"."Helloween"
и американская группа
"Ганз энд Роузез" стали тогда
открытием фестиваля.
В музыке "Helloween"
заметно влияние классических
произведений,
некоторые обозреватели называют
стиль группы "вагнеровским
метал-
лом".А творческий потенциал группы
на данный момент дает все основа-
ния для самых оптимистических прогнозов.
- 13 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
"GUNS'N'ROSES".
Можно сказать, что группа "Guns'n'Roses"
представляет сегодняш-
ний день "хэви-метала",
так как образовавшись сравнительно недавно
(1985 год, США) онадовольно быстро приобрела мировую известность и
популярность.
Избрав в качестве ориентира стиль
таких групп, как "Аэросмит" и
"Назарет",
"Guns'n'Roses" в короткое время зарекомендовали себя, как
одна из наиболее интересных групп, играющих "ураганный хард-рок" -
так определили их манеру игры
музыкальные критики.Группа выступала в
качестве "разогревателя"
перед концертами "Аэросмит", причем
мо-
лодежь воспринимала "Guns'n'Roses" с
гораздо большим энтузиазмом,
чем "гвоздь программы".В 1987
году был выпущен альбом, ставший самым
феноменальным дебютом среди
американских групп за
всю историю
рок-музыки: за год тираж пластинки
превысил 7 млн. , а практически
все песни, вошедшие в диск были
изданы в виде синглов.Песня "Sweet
child of mine" стала международным
хитом.
В августе 1989 года "Guns'n'Roses" выступали на традиционном
фестивале "Monsters of Rock" в
Англии - программа, в которую музы-
канты обычно включают композиции
"Led Zeppelin" и "Rolling Stones"
была признана самой интересной, затмив выступления "Iron
Maiden" и
Дэвида Ли Рота.Последние
альбомы группы говорят
о том, что
"хард-рок" и
"металл" приобрели новое звучание,
а это значит, что в
лице "Guns'n'Roses" рок-музыка
приобрела нового лидера, не уступаю-
щего по своим возможностям признанным
королям прошлого.
"TRASH"
И "METALLICA".
"Трэш" - одно из самых
"тяжелых" направлений рок-музыки (от сло-
ва "thrash" - дрянь,
гадость).Одним из первопроходцев этого стиля по
праву считается "Metallica".Ее
феномен заключается в том, что
без
"сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима,
без трансляции композиций по радио и
телевидению, под аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной
прессы, группа не только встала во
главе нового "тяжелого"
андерграунда, но и приобрела
репутацию су-
пергруппы вне его."Metallica" играет "рафинированный
металл", сво-
бодный даже от "наследственных примесей" - ритмическое богатство
композиций, предельная лаконичность
музыкальных тем, скрытая динами-
ка аранжировок мгновенно выделяют группу
среди множества подобных,
взявших за основу внешние признаки
"металликовского" "металла".В
свох работах музыканты настолько честны
и искренны, что создается
впечатление, будто 70-х - с их
компромиссами, усталостью, лицемери-
ем, прагматизмом, комплексами
неполноценности и животным страхом пе-
ред будущим - никогда не
было.Группа, способная гитарным риффом
пе-
речеркнуть наследие
"постреформистского десятилетия", может с полным
основанием претендовать на
звание наследницы 60-х, эры
Вудстока и
наивных "детей цветов".Только
"Metallica" не наивна,
а предельно
ожесточена - утратой разноцветных иллюзий,своим временем и его жес-
токостью, и тем не менее она - второе
поколение Вудстока.
Но история "Металлики" -
это не только искренность 60-х, с их
вызовом ханжеской морали; это и конец
70-х, когда "новая волна" анг-
лийского хэви-метала снова поставила
вопрос: как жить дальше? Беше-
ная динамика музыки
"Моторхэд","Саксон" и "Даймонд Хэд"
давала на
него свой ответ: спасение в движении, в скорости - под лежачий ка-
мень вода не течет.Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам
хозяин своей судьбы!
...Датчанин Ларс Ульрих серьезно
занимался теннисом.Настолько
серьезно, что стал чемпионом
Копенгагена среди юниоров.В 1980 году
- 14 -
его родители перебрались в Лос-Анджелес.Спортивная карьера
прерва-
лась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными.Спустя
год
ему попалось объявление в газете: некий
Джеймс Хэтфилд ищет музыкан-
тов для
группы.Они быстро сошлись,
обоюдная симпатия переросла в
дружбу.Прииятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитарис-
том, для соло пригласили черного
гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэт-
филда по силе и тембру оказался очень
похожим на голос Оззи Осборна
(это впоследствии отмечал и сам Оззи).
Грант выбыл из состава через неделю
репетиций: ритмические экс-
перименты Хэтфилда оказались не под силу
этому, в общем-то, преспек-
тивному гитаристу.На его место пришел
Дэйв Мастейн, и летом 1982 го-
да "Metallica" записала
свою первую композицию.Лента с записью
попала на фирму "Мегафорс" и
через две недели "Metallica"
подписала
контракт на первую пластинку.Однако в
самом разгаре работы бас-гита-
рист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может:
"От его ритмических сбивок у меня
мозги вставали дыбом, он же чокну-
тый - мы играем рок или
Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно выле-
тели в
Сан-Франциско, где они
нашли великолепного басиста Клиффа
Бертона, в то время игравщего в группе
"Травма".
Клифф Бертон был
профессиональным музыкантом с
большим стажем
работы.Как любой хороший
бас-гитарист,Бертон прекрасно играл на роя-
ле, владел музыкальной теорией - шаг за
шагом он, словно педагог,вел
своих менее опытных коллег к постижению
основ музыки, закладывал
фундамент для дальнейшей
работы,высвобождал из оков невежества твор-
ческкий потенциал Хэтфилда.Клифф научил
Хэтфилда работать, и ему это
понравилось.
В марте 1983 года группа приступила
к записи прерванного альбо-
ма.Музыканты работали по двадцать часов
в день, но... Появление Бер-
тона, его "школа хороших
манер" не прошли бесследно, Ульрих
и Хэт-
филд почувсвовали дискомфорт,
хотя ничего вроде бы не
изменилось.
Однако изменилось.Изменилось их
восприятие музыки, критерии, требо-
вания, предьявляемые к материалу."Дэйв Мастейн - отличный
гитарист,
наверное,он самый быстрый гитарист в
"металле",- говорит Хэтфилд,-но
мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как
будто
ничего не произошло.Нам нужен был
другой, кто смог бы управляться и
с
мелодиями."
Этим "другим оказался Кирк
Хэммет из сан-франциской группы
"Эк-
седес", поклонник Джими Хэндрикса и
Майкла Шенкера, способный вопло-
тить любую чужую идею с точностью
компьютера.К счастью "рокировка"
гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "Мега-
дет", группе, которую называют "скоростной и прямолинейной копией
"Металлики"").
Перед любителями жесткого рока
появилась новая группа.Но не сов-
сем такая, какой, предполагалось, она может быть.Не смотря на неко-
торые стилические тяготения к "Блэк
Сэббэт" и "Лед Зеппелин", компо-
зиции "Meталлики" выглядят более "сухими", резкими,
а ритмические
чудеса Хэтфилда вообще ставят под
сомнение принадлежность группы к
року в
традиционном смысле этого
слова.В целом музыка
группы
"Metallica" гораздо более
сложная, чем что-либо когда-то бывшее
в
роке.
Однако тексты первого альбома
"Убей их всех" практически не
от-
личались от стандартных разработок, например,
"Джудас Прист": рок,
да здравствует рок и только рок!
Принципиально иным стал
второй альбом "Оседлай молнию"(1984).В
музыкальном отношении он углубляет и
развивает находки, которыми от-
мечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут
та-
кую же эмоциональную нагрузку, как и музыка."Metallica"
взялась за
- 15 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
очень трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие
пси-
хозы, подавление инакомыслия -
темы, которые с тех пор всегда при-
сутствуют в творчестве этой группы.
Записав третий альбом,
"Metallica" практически сразу же приобре-
тает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном,
беспрецендентная реализация диска, практически
мгновенно ставшего
"золотым" (учитывая запись на
"инди"-фирме).
В начале осени 1986 года, а точнее -
в сентябре, "Metallica" от-
правилась на гастроли по
Скандинавии.По дороге из Стокгольма в Ко-
пенгаген автобус с музыкантами и
персоналом не удержался на сколь-
зком повороте и первернулся.Погиб один человек, Клифф Бертон.Ему
было 24 года.
Оправившись от шока
"Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов.
Они получили 340 демонстрационных
записей, из которых отобрали одну.
Ее автором был Джесон
Ньюстед:"Когда я пришел на прослушивание, то
увидел трех мрачных парней в черных
майках и джинсах.Я взял бас-ги-
тару, они включили фонограмму.Со второго
раза я "попал" и рискнул на
импровизацию.Когда я отыграл
пол-часа, они переглянулись, молча по-
жали мне руку и вытолкали за дверь.Я так тогда и не понял подхожу я
или нет." Он им подошел.
"...И спроведливость для
всех" - так назвали
"Metallica" свой
двойной альбом, вышедший в 1988 году.Впервые после записи
"Убей их
всех" группа пришла
в студию с готовым материалом.Работа двигалась
очень тяжело: давила мысль, что это первые самостоятельные компози-
ции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот
альбом получился самым интересным в
истории "Металлики".В
рекордный
срок он стал "платиновым" и
первым среди "инди"-пластинок оказался в
американской "Top 10".
Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991
года и
к 6 августа он уже был дважды
"золотым".Эту работу можно
рассматри-
вать, как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и
однов-
ременно вполне логичную, применительно к концепции творчества "Ме-
таллики": скорость исполнения, одно время ставшая
самоцелью,
уступила место мелодичности
(правда, группа и прежде не страдала ее
отсутствием), жесткость звучания
сохранилась, но теперь она достига-
ется за счет акустических инструментов.В
целом же этот диск полон
реминисценций хард-рока 70-х,в нем явственно прослушиваются стилис-
тические комбинации а-ля "Блэк
Сэббэт" и "Дип Перпл".
Остается добавить, что
несколько миньонов группы вышли
в 1992
году, а сейчас музыканты пишут навый
студийный альбом, который, на-
диюсь, принесет свежую струю в мир
"Трэш-металла".
"Современный "спид
- трэш - метал". Кто это?"
Если пробежаться взглядом по
спискам наиболее известных
групп
этого направления, то можно, пожалуй, выделить две группы, как
наи-
более сильные в этом жанре. Это германская группа, состоящая из ко-
манд:"Kreator", "Destruction", "Sodom", американская:
"Slayer",
"Megadeth", "Napalm
Death" и приехавшая из Бразилии "Sepultura".
История "Креатора" началась
с малоизвестной
западногерманской
группы "Tormentor", которая в 1985 году записала две неплохие
де-
монстрационнные записи
и получила контракт с фирмой
"Нойз". Но в
"металлических" кругах уже
существовала группа с таким
названием и
музыканты переименовались в
"Kreator". Дебютный альбом
"Бесконечная
боль" (85 г.) мгновенно вывел
группу в высшую лигу западногерманско-
го трэш-метал, стиля, отличающегося
атакующим звуком, хотя по совре-
менным стандартам музыка
"Креатора" того периода может
показаться
несколько наивной. После выхода второй пластинки "Pleasure
to kill"
- 16 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
(86 г.) группу заметили и за пределами
ФРГ, группа провела большое
турне
с "Destruction" и "Rage". К моменту выпуска третьего альбома
"Terrible Cirtainty" исполнительный уровень группы
значительно вы-
рос,
на что также повлиял приход третьего гитариста. Это позволило
"Креатору" отправиться с
гастролями в США, где они дали 35 концер-
тов,
и в Канаду (вместе с группой "Voivod"). Появление нового гита-
риста усилило концертное звучание
группы, приблизив его к студийно-
му.
После второго турне
по ФРГ, "Креатор" стал
пользоваться
популярностью и в Англии, куда вскоре
группа отправилась с гастроля-
ми, получив отличные оценки музыкальной
прессы, хотя традиционно Ан-
глийский слушатель считается самым
консервативным.В 1989 году группа
стабилизировала свое положение на
еврорынке. И хотя альбомы 89 и 90
годов обвиняют в излишней
"чистоте" звучания, это не
может поколе-
бать репутацию группы. К тому же
"Креатор" наконец обратился к проб-
лемам лжи, войны и наркотиков, что
подняло группу в глазах прессы.
Западногерманская группа
"Destruction" ("Разрушение") образова-
лась
в 1984 году - как следует из названия,
группа не жалует такие
стили,
как диско, поп, рэп и прочую
"легкоту", а исповедует "жест-
кость
и тяжесть на грани безумия"(такое определение творческой кон-
цепции "Destruction" дают сами
музыканты), точнее - "трэш-спид-ме-
тал".На первых порах состав
группы часто менялся,
но это лишь
усилило потенциал группы -
образовавшийся путем "естественного отбо-
ра" окончательный вариант "Destruction" выглядит настолько
сильным,
что группа по праву считается лучшим
германским представителем свое-
го направления. Это прекрасно видно по таким работам 1987
года, как
мини - альбом "Безумный
мясник" и диск "Агония - прочь". В поисках
смысла жизни, "Destruction" записывает концертный альбом "Жизнь
без
смысла" и студийный
"Помутнившийся рассудок",
ставший самым сложным
для восприятия альбомом этой группы.
Американский квартет
"Slayer" по привычке продолжают
называть
"самой быстрой группой в
мире", хотя это справедливо лишь в
отноше-
нии их ранних работ: сегодня трэш претерпевает серьезные
изменения,
которых
не избежала и самая титулованная группа этого направления
"хард-рока". Известность
пришла к "Слейеру" в 1986 году, когда груп-
па записала один из своих сильных - и
самых неоднозначных - альбомов
"В царстве крови". В песнях пластинки музыканты пытались
анализиро-
вать
духовный мир "ущербного среднего гражданина" и диск имел фено-
менальный успех. Следующие работы были
менее динамичными ритмически,
но
композиции приобрели неожиданную
для "трэш-метал" мелодичность,
что дало основания обвинить
"Слейер" в отходе от принципов
жанра.
Новые
работы группы показывают, что
"Слейер" уже не "самая быстрая
группа в мире", но, в конце концов, музыканты уже доказали,
что мо-
гут играть со скоростью средней
пилорамы, настало время доказать кое
-что еще. Последний альбом группы
"Seasons in the Abyss" показывает,
что
кроме поклонения сатанизму (долгое эта тема была лидирующей в
текстах "Слейера") Том Арайа
может петь и про более насущные для че-
ловечества: как и во всем "трэше"
у "Слайера" появляются в текстах
антивоенные нотки, отвращение к наркомании и прочее...
"Слейер"
по-праву считают лидером своего стиля:
"техно-трэша", по
которому
пошла не одна известная группа, например,
"Holy Moses", "Magnus" и
много других.
РОК-ФЕСТИВАЛИ.
ММФМ'89.
Итак, что же сейчас пропагондирует
хард-рок, какие идеи он защи-
щает? Прежде, чем поговорить о текстах
некоторых групп, надо сказать
несколько слов о рок-фестивалях,
проходящих под девизом "Нет - алко-
голю, войне, наркомании и т.д..." Я думаю всем хорошо известен фес-
- 17 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
тиваль "Вудсток", о
котором нет нужды говорить.А вот об одном из
беспрецендентнейших случаев, о
фестивале,проходившем в Москве в 1989
году поговорить стоит.
Наверное уже стало ясно, что я хочу написать о Московском Музы-
кальном Фестивале Мира, в котором
участвовали такие звезды, как Оззи
Осборн, "Скид Роу",
"Мотли Крю", "Синдерелла", "Бон Джови",
"Скорпи-
онс", и который музыкальные критики всего мира назвали ни чем иным,
как "Вудстоком на
Москве-реке".
Если взглянуть на
московский рок-фестиваль с чисто технической
точки зрения, то можно сказать, что
звучание групп Оззи Осборна,
"Бон Джови", "Парка
Горького" было не очень хорошим.Можно сказать,
что в первый день "Мотли Крю"
разнесли на сцене свои
инструменты,
сделав это в лучших традициях "стадионного рока" конца
60-х.Можно
сказать, что "Скорпионс" и
"Синдерелла" "откачали" свои программы с
безукоризненностью хорошо смазанных
механизмов, а молодые
"Скид
Роу" захлестнули публику рвавшейся
через край энергией, в то время,
как "Парк Горького" выступили
более спокойно, но не менее интересно.
"Бригада С" во главе с Игорем
Сукачевым выглядела вполне профессио-
нально, а концептуальная
музыка "Нюанса" уже
во время фестиваля
привлекла такого солидного продюсера,
как Питер Габриэль.Короче:
можно было описать это событие именно так, как описывают обычные
концерты зарубежные обозреватели, и поставить точку: фестиваль сос-
тоялся.
А можно взглянуть на свершившееся
так, как, собственно, и видел
московскую акцию весь мир: впервые в
СССР на одной площадке выступа-
ли звезды мирового рока, причем не
погасшие или несостоявшиеся, коих
так любил Госконцерт, а лидеры
сегодняшнего дня, которых, в отличие
от Сюзи Куатро, Бони Тайлер и
"Дюран Дюран", поклонники не забудут в
паузе между двумя очередными
пластинками.
Коммерческий хард-рок сейчас достиг
своего пика - пока будущее
этого направления представляется безмятежным, а интерес
зрителя -
стабильным.Как сказала приехавшая на
фестиваль английская журналист-
ка: "Максимальная "катастрофа", которая грозит стилю "хард-энд-хэ-
ви" - прекращение вокруг него истерики
и слияние с
существующем
мейнстримом", то есть
переход из категории
"модное" в "классичес-
кое", что вряд ли можно
рассматривать как кризис.
Если говорить о международных
рок-фестивалях, которых в Европе и
США проводится достаточно, то очень легко недооценить московский:
ежегодное "пиршество" в Карл
Доннингтон, под названием "Монстры
ро-
ка" по набору исполнителей врядли
уступает московскому: здесь Оззи и
"Синдерелла", там "Металлика" и "Ганз энд Роузез", здесь - "Мотли
Крю" и "Скорпионс", там -
"Айрон Мэйден" и "Кисс".Сравнения и парал-
лели возможны.Как и
в большинстве аналогичных
массовых концертов,
фестиваль был изначально пронизан
высокой идеей, которая как цемен-
тирующий состав скрепила
в единый монолит исполнителей и
миллионы
зрителей не только в СССР, но и во всем мире - это лозунг фестиваля
"Против алкоголизма и
наркомании!" И весьма
немаловажно, что идея
исходила из нашей страны, став еще одним
этапом по осыпающемуся в те
времена стереотипу СССР, как
"империи зла".
Многие великие музыканты
ушли из жизни
наркоманами.Музыканты,
которых молодые считают своими
кумирами.Нет ничего плохого в
том,
что
поклонники и до сих пор восхищаются их музыкой, но будет очень
печально, если кто-то, восхищаясь, решит попробовать их образ жизни
и
сам станет наркоманом или алкоголиком.Такого не должно случиться.
Фонд "Make a difference" и
фирма грамзаписи
"Полиграм" осуществили
международный проект.Сегодняшние
рок-звезды, участвовавшие в ММФМ'89
записали песни из репертуара погибших от
наркотиков Элвиса Персли,
Дженис Джоплин, Джими Хендрикса, а также групп, потерявших в
разное
- 18 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
время
своих участников, страдавших
наркоманией:
"Who", "Led
Zeppelin", "Doors", "Sex Pistols",
"AC/DC",
"Rolling
Stones","T.Rex", "Kenned Head" и других. ( К сожалению, сейчас это
список увеличился: от злоупотребления наркотиками погиб Фредди
Мер-
кюри из легендарной группы
"Queen".) Вся прибыль от продажи
этого
альбома
передается в фонд "Make a
Difference", осуществляющий ряд
программ по защите детства от
наркотиков.
Завершая этот обзор, надо сказать, что после этого фестиваля
прошло множество других
концертов "грандов" в Москве.Нас посетили:
Йен Гиллан, "Металлика" и
"АС/DC", "Napalm Death", "Sepultura",
"Iron Maiden", "Accept", "Nazareth", "Faith No
More", скоро Москва
увидит "Kreator".К сожалению
все музыканты в своих послеконцертных
интервью вторят Винсу Нейлу из
"Мотли Крю": "Меня
угнетало огромное
количество военных на поле
стадиона, казалось, что выступоешь в
ар-
мейской части." Ну чтож, это наша болезнь, правда, которая вопреки
мнению многих провоцируется не только
фанатами, но и самой милицией
и войсками.
"О чем поют
западные рок-группы?"
О текстах песен стиля "хард-рок" уже написано в моей работе не-
мало и можно было бы больше не касаться
этой темы. Но дело в
том,
что
разбирая свой "архив" статей о рок-музыке, я
натолкнулся на
статью с названием, написанном выше, опубликованной в газете
"Аргу-
менты и факты" в 1988 году.
Насколько необразован в области рока ав-
тор статьи становится ясно с первых же
строк, ну а к середине статьи
разбирающийся в роке человек
понимает, что его сознательно вводят в
заблуждение. Итак, автор делит тексты
различных групп на 3 катего-
рии:
а) Вариации на тему любви.
К сожалению, Н.Арефьев причисляет к
этой категории исключительно
поп-группы, явно забывая при этом послушать "Скорпионс", "Европу",
"Парк Горького" и множество
других "хард-роковых" групп.
Правда не-
которые истины не избегают пера
автора: он пишет, что песни
этого
направления легко воспринимаются на слух,
и что социальные песни -
это скорее исключение в поп-музыке, это удел
других групп (может
быть в этом и кроется неприязнь автора,
да и не только его к року?).
б) Боевой рок.
Здесь, видимо, автор имеет в виду
"агитационно-пропагандистский
рок", который обозначился в 80-х годах, с возникновением в роке та-
ких движений, как "Рок против войны", "Рок против
апартеида", " Рок
против богатых" и т.д... Это обьединение довольно условное, т.к.
группы
различаются по стилям, положению
и единственное что у них
есть общего - это ярко выраженная
социальная направленность текстов
и поддержка прогрессивных общественных
акций и движений. Сюда автор
совершенно справедливо причисляет Пола
Уэллера, группы "Стайл Кау-
мел",
"Уэм", "Мэднесс" и других. Хорошо характеризуют это
направле-
ние слова Тэла Саттона, гитариста английской группы
"Уэй": "Рок и
политика должны идти рядом. Я не
могу писать песни безотносительно
того, что происходит вокруг".
в) И Сатана там правит бал.
Отношение автора к
"хэви-метал" и более жестким стилям совсем не
радужное. Видимо в желании отпугнуть
молодежь от "этих пакостей" и в
надежде, что родители, прочитав его
статью выкинут магнитофоны сво-
их чад в окно, автор сочиняет такое ...!
Итак, прервав статью из
"Роллинг Стоунз" автор пишет, что альбом
группы "Джудас Прист" 1984
года оценен как "Садомазохизм и апокалип-
тическая истерия". Конечно, на
первых порах эта группа немного увле-
- 19 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
калась сценами ада, но видимо вид музыкантов так ошеломил
Арефьева,
что он забыл, что "Джудас Прист" переводится как "Иудейский
священ-
ним все силы, чтобы править железной
рукой" вовсе не следует воспри-
нимать так прямо.
Так же прервав песню группы
"Motley Crue" под
названием
"Девочки, Девочки, Девочки" автор умудряется обвинить группу в при-
зыве молодежи к хулиганству.
Отдельный разговор о группе
"Слейер". Автор приводит такие стро-
ки: "Расчленяй на куски, отделяй
мясо, выкалывай глаза, расчленяй на
на части",при этом ссылается на
песню "Некрофобия". Будучи поклонни-
ком "Слейера" и достаточно
хорошо владея английским языком, я
попы-
тался найти эти строки. Нашел,
правда в другой интерпретации:
да,
эти
слова есть, правда не призывающие, а описательные ("Разделе-
ние... и т.д...), то есть идет
описание жизни человека, страдающего
некрофобией. А в конце песни, для особо непонятливых указано: "Нек-
рофобик не может контролировать, параною, зовущую его убивать". А в
другой
песне после призыва убивать стоит строчка обьясняющая зачем:
"Во славу арийской расы" - эта
песня, также носящая описательный ха-
рактер
называется "Ангелы смерти" (короче - войска SS), чего автор
явно не хочет замечать.Правда, стоит сказать, что музыканты также и
не питают симпатий к христианству, как и
к Сатане.Они нейтральны.
г.) Больше категорий автор не
выделял, но мне бы хотелось доба-
вить, что существует множество
групп, использующих в основе
своих
песен сказки и были, как-то:
"Manowar", Alice Cooper и другие...
В завершение это главы хотелось бы
привести слова Брюса Диккен-
сона из "Айрон Мэйден" в ответ
на вопрос:
- В ваших песнях часто фигурируют
слова: огонь, грех, насилие,
убийство ,смерть.Что означает для вас
насилие?
- Вы произвольно вырвали слова из
контекста.Мы не хотим, чтобы
публика действовала под их влиянием.Мы поем о борьбе, борьбе добра
со злом.А приведенные слова так или
иначе сопутсвуют теме борьбы.
Мир рок-музыки неоднозначен, и то,
что дано понять одному не да-
но понять другому.Но не понимая,
не разобравшись в сути явления
нельзя верно охаректеризовать его.К
сожалению, многие годы у нас в
стране, не вникая в суть
проблемы, долгое время подавляли
зачатки
рока, а с ним и уникальную саму по себе
молодежную культуру.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, что же такое рок? Рок - это
настоящее искусство.И как каж-
дое серьезное искусство, рок-музыка
поднимает все вопросы человечес-
кого бытия, пытается по-своему их
решить.Эта музыка достаточно прав-
диво передает духовное состояние
молодежи, она быстро откликается на
все ее проблемы.Это не только
развлекательный жанр.Молодежная ли это
музыка? Да, безусловно, когда рок зарождался, он был молодежной му-
зыкой.Но сейчас... Уже поколение людей выросло, слушая
"Битлз",
"Блэк Сэббэт",
"Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и привязанность к
этой
музыке у многих осталась.Так что сейчас
утверждать, что рок - чисто
молодежное движение, нельзя.
Резонно может возникнуть
вопрос, почему я в своем реферате
не
коснулся советской рок-музыки.Дело в том, я считаю,
что советский
рок - это отдельное явление в роке со
своими особенностями и направ-
лениями.Невозможно вкратце коснуться
зтой темы - она для отдельной
работы.
Кругом мы слышим множество
голосов pro et contra рока.Но поче-
му-то противники рока, впрочем как и его поклонники, говорят о нем,
как о монолитной субстанции, делая при этом одну и ту же ошибку.Так
- 20 -
ДДДДДДДДДДДДДДД"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."ДДДДДДДДДДДДДДДДД
давайте же будем рассматривать рок
многосторонне, не забывая,
что
это искусство, чтобы у нового поколения
рокеров не было тех же проб-
лем с родителями, какие были одно время
у Ди Снайдера:
"О, вы такие
снисходительные, ваша притворная
терпимость
бесконечна.
Мы ничего не хотим, ничего от вас
не хотим.
Ваша жизнь банальна, вы словно
заезженные клячи,
Ваша жизнь тосклива и вы ее
растратили.
Если это то, что вы считаете
лучшим,
То нам такое "лучшее" не
подходит!"
Второму поколению поклонииков должно
быть легче в общении с ро-
дителями, они должны их понимать, но...
Что было, то и
будет, что
делалось, то и будет делаться и нет
ничего
нового под солнцем.
Екклесиаст, глава I стих 9.
ЛИТЕРАТУРА:
Журналы:"METAL HAMMER",
"ROLLING STONES".
Рок Знциклопедия
Ровестника.
Газета
"Московский Комсомолец".