рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Курсовая: Теории обучения в высшей школе

В процессе обучения и научного поиска формируются знания, навыки и
умения, происходит всестороннее интеллектуальное развитие личности
обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через главную сферу-
умственную деятельность студентов: ощущение, восприятие, представления,
осмысливание, запоминание и другие психические процессы. В результате
мыслительного функционирования все это анализируется, синтезируется
путем гармоничного действия высшей нервной деятельности человека. На
основе этой деятельности создается система обучения, объединяющая
содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения
между предметами и явлениями объективного мира.

Условием построения теории обучения в высшей школе является взаимосвязь
трех формирующих начал:

накопление опытного эмпирического материала исходя из оценки практики
учебного процесса, его типизации, классификации и группировки;

установление эмпирических связей и элементов, составляющих учебный
процесс;

формирование теоретических, обобщенных, объективных отношений,
составляющих учебный процесс, выявление их причин и развития.

Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную
основу, достаточную научную определенность и объективность.

Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие-это
понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому
широкому понятию образования , и к любому конкретному факту обучения.

Весьма существенным является также и то обстоятельство, что обучение
происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам
процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на
основополагающие данные науки о функциях и природе мышления , опоры на
физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория
обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и
психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной
психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой
мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому
занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенческую
аудиторию, управлять ее познавательной деятельностью.

Педагогический смысл связи теории обучения в высшей школе с
закономерностями психофизиологии и психологии заключается главным
образом в обосновании путей всестороннего развития творчески мыслящей и
творчески действующей личности специалиста высшей квалификации. Это
обоснование требует предварительного рассмотрения некоторых общих
связанных между собой понятий учения о высшей нервной деятельности и
психологии. К таким понятиям прежде всего относятся сознание, мышление,
разум и психика.

Сознание в психофизиологии рассматривается как свойство человека
отражать действительность в ощущениях, восприятиях, представлениях,
представлениях, суждениях и понятиях. Сознание позволяет нам оценивать и
устанавливать взаимоотношения людей друг с другом, окружающей средой и
совершенствовать его в процессе многообразной деятельности. Сознание
человека в значительной мере индивидуально и самостоятельно, оно
позволяет нам воображать, изобретать, обобщать явления и события,
строить догадки и предположения и т.д. Сознание человека отражает
субъективный образ объективного мира в определенном творческом
представлении.

Мышление - это свойство мозга человека, особым образом организованной
материи, отражать объективную действительность в понятиях, суждениях,
образах обобщенных представлений. Мышление и его развитие имеют
неразрывную связь с трудовой деятельностью и языком людей. Для мышления
свойственны такие процессы, как анализ и синтез, гипотетический поиск,
абстракция, формулирование понятий и законов, доказательств,
умозаключений, моделирование и т. д. К мышлению активно примыкает
понятие «разум» - активный процесс мышления, характеризующий глубокое
понимание явлений окружающего мира, путей и форм их развития.

Психика – специфическая функция мозга человека, обеспечивающая его
многообразное приспособление к изменяющимся условиям окружающей
действительности. Психические функции включают оперирование ощущениями,
восприятием, представлениями, чувствами и мыслительной деятельностью.
Психика, так же как сознание , выражает субъективный образ объективного
мира, понятие психики шире понятий сознания и мышления, так как психика
рассматривает не только сознательное , но чувственное и подсознательное.

В высшей школе наиболее существенными прикладными задачами психологии
являются:

психологическое обоснование путей приобретения знаний и навыков;

организация и управление процессами мыслительной и трудовой
деятельности;

ъ\=74

психологическое обоснование путей совершенствование методов
преподавания;

обоснование особенностей возрастного развития студентов;

оценка психических свойств студента;

выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и
склонностей студентов;

оценка душевного и морального состояния студентов.

Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей школе
теснейшим образом связано с рассмотрением особенностей психологии
студенческого возраста (в среднем 17-23 года). Это возраст расцвета
физического и умственного развития человека. Но расцвет - еще не
зрелость.

С приближением зрелости происходит непрерывное нарастание
работоспособности, динамики активной деятельности, продуктивности. В то
же время моменты повышения динамики одной функции сменяются моментами
понижения других функций

Теория обучения в высшей школе немыслима без обращения преемственности
своего исторического развития и учебно-познавательной деятельности,
обращения к методам и средствам обучения в определенной их роли,
возможностей и путей их развития.

Существенным показателем развития учебно - воспитательного процесса
является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций
совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, - на
основе которых возникают новые теоретические положения, дающие
обоснование и направление для оптимальных педагогических действий.


© 2011 Рефераты