1.1
Земельное
право-самостоятельная отрасль Российского права, представл. собой совокупность правовых норм, регулирующих:
отношения по использованию и
охране земли как природного ресурса; условия и средства
производства в целях
организации рационального использования и охраны земли; улучшение и воспроизводство плодородия
почв; охрану прав и законных интересов
субъектов земельных отношений. Предметом зем. права является определенная
группа обшественных отношений,
регулируемая
соответствуюшими нормами права.
Отношения, возникаюшие в связи с распределением, использованием и
охраной земель и регулируемые нормами
земельн. права, составл. предмет этой отрасли права.
1.2
Принципы:
приоритет сельско-хозяйственного
использования земель перед другими
возможными вариантами их использования. Этот приоритет вызван к жизни
обшегосударственной задачей
решения продовольственной
проблемы; Экологическая безопасность как ведушее начало при выборе способов и
методов использования земли; Забота об интересах будущих поколений при
осушествлении контроля за деятельностью
землепользователей - прежде
всего тех, кто эксплуатирует
почвенные и растительные ресурсы, дикую фауну. Методы: Императивный -
выражается в установлении
обязанностей субъектам правоотношений и запретов, подлежащих исполнению. Диспозитивный - при
котором субъектам земельных правоотношений предоставляется свобода в
реализации ими своих целей и задач. Также используются административно-правовой
и смешанный методы.
1.3
.
По
поводу распределения, использования и охраны земель между органами власти, организациями и частными лицами складываются
определённые отношения, которые
регулируются нормами земельного права. Тем самым возникают земельные
правоотношения.
1.4
В
зависимости от содержания правоотношений, прав и обязанностей их участников
земельные правоотношения классифицируются по
основным институтам земельного права. По этой классификации все
земельные правоотношения подразделяются на 4 вида: право-отнош. собственности
на землю ,в
сфере гос-ного управления землями, в области использования земель
и охраны земельных прав. Каждый из этих
4 видов по
принятым в науке зем.права классификационным критериям подразделяется в
свою очередь на разновидности..
1.5
Самая
тесная и ограниченная связь у зем.права - с конституционным правом
,нормы которого определяют основополагающие конституц-ые
принципы всех отраслей правовой системы. Связь зем. права
с административным правом
имеет место в сфере госуд-ного
управления земельным фондом,
привлечения к админ-ной ответств-сти лиц, виновных в
совершении адм -но-правовых нарушений зем-ного зак-ва. Большое значение для зем.права имеет его
связь с гражданским правом.Будучи основанным на праве собственности на землю
и являющиеся по своему характеру имущественными земельные отношения родственны гражданским
отношениям. Тесная связь существует
между зем.правом с водным, лесным,
горным правом и правовой охраной природы .
1.6
Под
системой зем. права как отрасли следует
понимать научно обоснов. последоват.
расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости,
роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений. Система зем.права сост. из Общей
части, содержащ. правовые нормы и положения,
относящиеся ко всей отрасли в целом,
Особенной части, охватывающей
нормы, регулирующие отдельные виды зем.отношений.
1.8
Среди
всех законов есть основной- КОНСТИТУЦИЯ России, предусматривающая основы конституцион. строя,права и свободы человека и гражданина,
федеративное устройство, полномочия главы гос-ва, законодат-ых,
исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного
самоуправления. Конституц-ые положения явл. отправными для других отраслей
права, в том числе для земельного. При
этом нормы Конституции можно условно
разбить на 2
большие группы: 1-
непосредственно посвященная
земельным
отношениям,2-непосредственно участвующая в регулировании земельных
отношений.
1.9
Закон-
это нормативн. акт, принимаемый в
особом порядке и направленный на регулирование наиболее важных общественных
отношений. В Законе содержатся юридические
нормы- общие правила поведения, рассчитанные на неопределенное кол-во
случаев применения. Закону должны подчиняться все остальные правовые акты- как
нормативные, так и индивидуальные, поэтому все
остальные акты и называются подзаконными. Законы могут приниматься
только высшими представительными (законодательными) органами РФ и ее субъектов либо всенародным
голосованием. Этим обуславливается
верховенство закона над остальными актами,
которые не могут противоречить закону.
1.10
В условиях России ос-новным источником
зем.
права,как от-раслей
права, являются подзаконные норматив-ные акты. В них входят указы Президента РФ,
постановления Прави-тельства РФ, ведом-ственные акты, норма-тивные акты
органи-заций и иные акты (к иным актам относятся акты субъектов Феде-рации и
органов
местного самоуправле-ния ).
4.1
Виды иных прав граждан на землю: пожизненное наследуемое владение и использование землёй и аренда
земельного участка.
10.3
Категории земель:Земли сельскохозяйственного
назначения; Земли населённых пунктов (городов
и др. посе-лений); Земли
промыш-ленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и
иного на-значения; Земли особо
охраняемых территорий (природоохранного,при-роднозаповедного,оздо-ровительного,
рекре-ационного и
исто-рико-культурного на-значения; Земли лес-ного фонда; Земли
водного фонда; Земли запаса.
10.4
Земли сельскохоз-ного назначения определяют-ся в
ст.56 ЗК РСФСР
как земли, предназна-ченные для нужд
сельского хозяйства или уже предоставлен-ные для этих целей. Главной её особен-ностью является то что
земля здесь вы-ступает
в качестве основного средства производства продуктов
питания и кормов для
животных,а также сырья для
промышлен-ности. В состав зе-мель входят, прежде всего угодья, т.е.
участки земли с определённым
хозяй-ственным использовани-ем: пашни, пастбища, луга, сенокосы.
10.5
Землями населённых пунктов признаются те, что
находятся в веде-нии администрации
городских, поселковых и сельских
органов исполнительной власти. Также их можно опре-дилить, как земли,
находящиеся в пределах черты населённых пунк-тов. Основное назна-чение этих земель в том, что они служат территориальным опера-ционным
базисом для размещения жилых, производственных, со-циально-культурных зданий,
сооружений и объектов, предназна-ченных для удовлетво-рения потребностей
на-селения. Земли насел. пунктов должны исполь-зоваться в строгом со-ответствии
с их гене-ральными планами и проектами планировки и застройки.Они изложены
прежде всего, в Зе-мельном кодексе РФ .
10.6
Под землями
промыш-ленности и иного на-значения понимаются земли, права на кото-рые
возникли у различ-ных субъектов по
основаниям, предусмо-тренным действующим земельным законод-вом, для осушествления на них специальных
задач. К ним относятся только те земли,
кото-рые расположены вне пределов населенных пунктов.Первая особен-ность правового режи-ма,
помимо целевого назначения, проявляет-ся в том, что вокруг этих земель, как правило,могут устанав-ливаться
зоны с осо-быми
условиями ис-пользования земель в целях обеспечения без-опасности
населения и создания необходимых условий для эксплуат-ации
промышленных, транспортных и иных
объектов. Другая осо-бенность
проявляется в обязанности их вла-дельцев предоставлять
неиспользуемые ими земли во временное пользование гражданам, предпр-ям, организци-ям, учрежд-ниям, для сельскохозяйственных
целей.3 особенностью правового режима на-званных земель можно считать
нормирование их размеров при отводе пользователем.
10.7
К землям
особо охра-няемых
территорий от-носятся земельные у-частки, имеющие особое природоохранное, науч-ное, оздоровительное,
рекреационное, исто-рико-культурное и иное значение. Они выделя-ются решением
органов государственной власти для специальных экол-ого-социальных целей:
сохранения и улучшения состояния
окружающей природной среды,
охраны и воспроиз-водства природных ре-сурсов, защиты природ-ных лечебных
ресурсов, лечебно-оздоровитель-ных местностей
и курортов, удовлетворе-ние потребностей на-селения в местах
массового отдыха, сохранения природного
и историко-культурного наследия.
Они закреп-лены в Земельном ко-дексе РФ. Также в со-держание положений закона РФ "Об охране
окр. природной среды", закона РФ "Об особо
охраняемых территори-ях" от
14.03.95г и закона РФ
"О при-родных лечебных ре-сурсах,лечебно-оздоро-вительных
местностях и курортах" от
23.02.95г.
10.8
Землями водного
фонда считаются те, которые
заняты водоёмами, ледниками, болотами, за исключением тунд-ровой и
лесотундро-вой зон, гидротехни-ческими и другими во-дохозяйственными
соо-ружениями, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам)водоёмов,
ма-гистральных межхозяй-ственных каналов и коллекторов. Правовой режим этих
земель определяется
законо-дательством РФ и
рес-публик, входящих в её состав, в частности Водным кодексом РФ от 16 ноября
1995 г.
10.9
Землями лесного фонда считаются земли, покрытые
лесами, а также не покрытые ле-сом,но предназначенные для нужд лесного хо-зяйства и лесной
промышленности. Поря-док использования
зе-мель лесного фонда регулируется законод-вом РФ и республик, входящих
в её состав. 29 января 1997г.был принят Лесной
кодекс РФ. Он предусматрива-ет,
что в состав лесного фонда входят лесные земли и нелес-ные земли (болота, дороги и др.).Согласно Конституции РФ, Лесно-му кодексу РФ леса могут быть в госуд-ной, муниц-льной
и частной собственности.
10.10
Землями запаса
явля-ются те, которые не предоставлены в соб-ственность, владение, пользование и аренду. К ним
также относ. земли, право
собствен-ности, владения и использования которыми прекращено в соотв-ми с
действующим земель-ным зак-вом. Земли запаса находятся в ведении сельской,
поселковой и городской администрации. Они ис-пользуются ими как резерв для
хозяйствен-ного и иного стро-ительства.
7.1
Элементом экономиче-ского механизма ра-ционального
использо-вания и охраны земли является плата за землю. Законом РСФСР "О
плате за землю" от 11окт.1991г.установле-ны формы платы за землю
в виде земель-ного налога, арендной платы и нормативной цены земли.
Плата за землю стала важнейшим элементом регулирова-ния земельных отноше-ний.
7.3
Согласно закону РСФСР "О плате за
землю" от 11
окт. 1991г.основ-ными целями
введения платы за землю признаны стимулирова-ние рационального ис-пользования,
охраны и освоения земель, повы-шение почвенного плодородия, выравнива-ние условий сельско-хоз-ного
производства на землях
разного качества и местополо-жения,обеспечение раз-вития
инфроструктуры в населенных пунктах,
формирование спеиаль-ных фондов для финан-сирования этих пред-приятий.
7.4
Формами платы за землю являются земельный налог,
арендная плата, нормативная цена зем-ли.
7.5
Объектом налогообложе-ния служат: сельско-хоз-ные угодья;земель-ные
участки в грани-цах сельских
населен-ных пунктах,предостав-ленные для ведения личного подсобного хоз-ва,
садоводства, огородничества, сено-кошения,выпаса скота;
землегородов, рабочих, дачных и курортных поселков, в том числе
занятые личными подсобными
хоз-вами и жилищным фондом;
земли и фонда вне-населенных пунктов, предоставленные для хоз-ной деятельности
или в
рекреационных целях; земли лесного фонда, на которых про-
изводится заготовка древесины, а также ис-пользуемые для
сель-
хоз-ных или рекреа-ционных целей.
7.7
Нормативная цена зем-ли-это показатель, характеризующий стои-
мость участка
опреде-ленного
качества и местоположения, исходя
из потенциального до-хода за расчетный
срок окупаемости. Нор-
мат-ная цена
вводится для обеспечения эко-ном-го регулирования
земельных отношений при передачи земли в
собственность, уста-новлении
коллективно-долевой собственности на землю, передаче по наследству, дарении и
получении банковского кредита под залог земельного участка. Порядок определения норм-ой цены земли
устанавливается Прави-тельством РФ .
7.8
Органы местного само-управления имеют право
устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного осво-бождения
на опреде-ленный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки налога для от-дельных плательщиков в пределах суммы
налога, остающийся в распоря-жении соответствующего органа местного само-управления.
7.9
Платежи, поступающие за земли, зачисляются на
бюджетные счета соответствующих
орга-нов местного само-управления. Доля
средств от земельного налога и арендной платы за сельскохоз-ные угодья в
уста-новленном порядке централизуется феде-ральный бюджет и пере-числяется районами на специальные
бюджетные счета субъектов РФ .
7.10
Ставки налога опреде-ляются отдельно
по категориям земель ос-новного целевого на-значения, видам и
подвидам угодий, груп-пам почв и пере-сматриваются в случае и изменения
цен и
по другим причинам,не за-висящим
от пользова-телей земли.