Бюджет и бюджетное устройство.
Бюджетные отношения
представляют собой финансовые отношения государства на федеральном ,
регеональном(субъектов федерации) и местном уровнях с государственными,
акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по
поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет является формой
образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов
государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо
для успешной реализации финансовой политики государства.
Совокупность всех видов
бюджетов образует бюджетную систему государства . Взаимосвязь между ее
отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы
принято называть бюджетным устройством.
Федеральные,
региональные и местные органы государственной власти и управления посредством
бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть
перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго
определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями
управления.
Бюджетная система РФ
состоит из трех звеньев :
федеральный бюджет РФ;
бюджеты
национально-государсвенных и административно-территориальных образований,
называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним
относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые,
областные, автономных образований,а также городские бюджеты Москвы и
Санкт-Петерпурга;
местные бюджеты.
Бюджетная система
призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели
которой обуславливаются его экономической политикой.При этом значение
государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно
переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения
в практике перераспределения финансовых ресурсов. Это перераспределение все в
большей степени осуществляется через финансовый рынок исходя из их спроса и
предложения. Поэтому роль государственного регулирования рыночных отношений
должна усиливаться через системы: налоговую, финансовых санкций и льгот.
До 1991 г. бюджетная
система станы была единой.
В последние годы в
условиях создания Российского государства ,развития рыночных отношений ,
многообразие форм собственности, усиления самостоятельности регионов произошли
принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим
законодательством стали самостоятельными :
республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета),
республиканские бюджеты республик в составе РФ , бюджеты
национально-государственных и административно-территориальных образований.
Сегодня бюджетная
система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета
республик в составе РФ , 56 краевых и областных бюджетов Москвы и
Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс.
местных бюджетов , к которым относятся городские, районые, поселковые и
сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через
единую социально-экономическую политику и правовую базу , использование единых
бюджетных классификаций и форм бюджетной документации,взаимодействие бюджетов
всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс
представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по
составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Его составной частью
является бюджетное регулирование ,т.е частичное перераспределение финансовых
ресурсов между бюджетом разных уровней.
Свод бюджетов в целом
по РФ или соответствующей территории носит название консолидированних бюджетов.
Такой объединенный
бюджет законодательными органами не утверждаются и используется для
аналитических и статистических целей .
Федеральный бюджет РФ
является основным финансовым планом государства , утверждаемым Федеральным
Собранием (принимается Государственной Думой и одобряется Советом Федерации) и
имеющим статус федерального закона. Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы , необходимые для
последующего их перераспределения и использования для целей государственного
регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики
на территории всей России. Кроме того, за счет средств федерального бюджета
покрываются такие затраты , как содержание органов государственного управления,
обеспечение потребностей обороны страны, обслуживание государственного долга,
пополнение государственных запасов , резервов и др.
Составление и
исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются
целевые направления государственной деятельности , вытекающие из основных
функций государства.
Взависимости от влияния
на процесс расширенного воспроизводства бюджетные расходы делятся на текущие(на
обеспечение текущих потребностей) и капитальные (на инвестиционные нужды и
прирост запасов).
Бюджетная классификация
является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью
которой решается проблема кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые
ресурсы из федерального бюджета.
Бюджетная классификация
должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных
расходов.
Согласно экономической
классификации все затраты разграничиваются в соответствии с предметной ( экономической)
структурой бюджета ,т.е. по направлениям расходования (на оплату труда
государственных служащих, капитальные вложения в основные фонды , выплату
субсидий предприятиям и населению и т.д.
Среди расходов
федерального бюджета особое место занимают затраты по текущему обслуживанию
государственного внутреннего и внешнего долга. Он возникает при использовании
государственного кредита для покрытия бюджетного дефицита (его появление
связано с превышением бюджетных расходов над доходами).Это значит , что государство
становится заемщиком финансовых средств у населения, банков и предприятий или
другого государства или у международных финансовых организаций. Формами
привлечения заемных средств для финансирования расходов бюджета могут быть
выпуск и размещение государственных обязательств и различные займы
(Центрального банка РФ, коммерческих банков, внебюджетных фондов и т. д.)
В условиях перехода к
рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном
налоговый характер.
Налоговые доходы_-- это
обязательные , безвозмездные , безвозратные платежи в пользу бюджета.
Ведущее место среди
налоговых доходов федерального бюджета ( свыше 1/3) занимает налог на
добавленную стоимость.Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он
превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.
Среди неналоговых
доходов на 1995 г. главными были : от приватизации , внешне-экономической
деятельности, реализации государственных запасов. К неналоговым доходам
относится и возврат бюджетных ссуд.
Налоги и сборы являются
основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и
местных бюджетов.
Налоги, поступающие в
соответствующие бюджеты, носят название закрепленных доходов.Кроме того,
нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестояшего бюджета могут
перечисляться сверх закрепленных за ним доходов дополнительные средства в
различных формах. Они получили название
регулирующих доходов.
Регулирующие доходы
позволяют региональным и местным органам власти иметь необходимые для выполнения
их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную часть
бюджетов.
Передаваемые средства
вышестоящего бюджета,используемые на финансирование целевого мероприятия,
называются субвенциями.
Министерство финансов
Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы
на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики
государства.
Обеспечивая исполнение
федерального бюджета , Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и
целевым использованием средств , выделяемых из федерального бюджета
предприятиям, учреждениям и организациям . По истечении года отчет об
исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их
в Правительство РФ.