КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету
: ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
На тему : “ФОРМА ГОСУДАРСТВА( форма правления ,
форма государственного устройства , политический ре-
жим”.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
I.
Введение.
1. Форма государства( форма правления , форма государственно-
го
устройства , политический режим ).
II.
Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III.
Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV.
Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
V.
Причины и особенности изменения форм государственного и
политического режима.
VI.
Заключение.
VII.
Библиография.
Введение
Для
постижения такого сложного социального института , как государство в
отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы
государства .
Для
изучения формы государства , раскрытие ее роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает
подход к форме как к организации
содержания .Понятие “организация” предполагает выяснение своеобразия внутренних
аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов
целого в системе , а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как
элементов системы , так и всей системы в целом ( по отношению к другим
системам).Посредством такого подхода в
общей теории государства и права открывается возможность не только решения
новых проблем , но что не менее важно , также и возможность нового подхода к
традиционным , “старым “ вопросам науки. Для рассмотрения формы государства
следует обратить внимание на следующие аспекты.
Во - первых , форма в связи с сущностью государства как общественного
явления .В данном аспекте под формой государства понимается специфический
способ выражения сущности, система органов , “машина” , посредством которой осуществляется классовое
господство в противоположность неклассовым , неполитическим ,негосударственным
способам .Существование государственной власти находит свое отражение в ее
органах , армии , администрации , судьях и других учреждениях , которые
составляют специфическую и постоянную
форму бытия государства .
Во-вторых , форма в ее непосредственной связи явлением ( как обнаружение
сущности проявление ее вовне ).В
соотношении “форма--явление” выступает
внешняя форма государства , т.е.
проявление вовне определенной его
организации (устройства) . Различают организацию верховных органов власти (
монархию , республику ) , взаимоотношение органов классовой власти с населением
, территориальную структуру государственной
власти .
В третьих ,
форма в соотношении форма - содержание выступает внутренняя форма государства
как форма вполне определенного , данного классового содержания.
Форма-содержание” государства зиждется на соответствующих принципах
организации властвования , в которых выражается специфика классового господства
определенного типа на определенных этапах его развития . Эти принципы неповторимы , они коренятся в
социально-экономической системе . Вместе с ликвидацией экономического и
политического господства исторически определенных классов ликвидируются и
соответствующие принципы организации государственной власти. В аспекте
форма-содержание” выражается также и политический режим как внутренняя форма
государства , охватывающая главным образом две стороны : механизм государства (
внутренняя структура власти , связь элементов власти в данной государственной
системе) и функции государства ( методы и формы осуществления функций данной
государственной власти).
Форма - содержание” индивидуализирует каждое конкретное государство ,
которое существует в пространстве и времени в единстве содержания и формы . Внутренняя форма всегда
содержательна , она сама есть момент содержания государства и как таковая
непосредственно и органически связана с сущностью государства в данном историческом
этапе его развития . Внутренняя форма по отношению к внешней форме государства
выступает как определяющая специфику ее содержания , т.е. играет роль взаимосвязи сущности , содержания и
формы государства.
“Форма-содержание” имеет общее
с чисто внешней формой-явлением”: она изменчива , текуча , соответствует
изменяющемуся непрерывно содержанию государства. Поэтому в рамках исторических
типов государства возможны вариации внутренней формы сообразно объективным
условиям господства исторически определенных классов. кроме того , политический
режим , как внутренняя форма государства, имеет внешнюю оболочку , которая
может рассматриваться в качестве внешней формы .
Четкого соотношения между
типом и формой государства нет .
С одной стороны в
пределах государства одного и
того же типа могут встречаться
различные формы организации и
деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного
типа могут обличаться в одинаковую форму . Своеобразие конкретной формы государства
любого исторического периода определяется прежде всего степенью зрелости
общества и государственной жизни , задачами и целями , которые ставит перед
собой государство. Другими словами , категория формы государства
непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень
народа , его исторические традиции , характер религиозных мировоззрений ,
национальные особенности , природные условия проживания и другие факторы .
Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений
государства и его органов с негосударственными организациями партиями , профсоюзами , общественными движениями , церковью и другими организациями
).
В юридической науке форма государства анализируется по
преимуществу как внешняя форма сущности
, содержания и явления государства . Под формой государства понимается обычно
его организация, выступающая в единстве формы правления , формы государственного
устройства и политического режима, т.е. соответственно основным , узловым
моментам этой организации. Таким образом можно дать следующее краткое определение формы государства :
ФОРМА ГОСУДАРСТВА - сложное общественное явление, которое включает в
себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного
устройства и форму государственного режима.
В различных странах государственные формы имеют свои особенности ,
характерные признаки , которые по мере общественного развития наполняются новым
содержанием , обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии . Вместе с тем форма существующих государств
, особенно современных , имеет общие признаки , что позволяет дать
определение каждому элементу формы
государства.
II. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.
Форма правления представляет
собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования
и распределение компетенции между ними .
Форма государственного правления дает возможность уяснить:
· как создаются высшие органы
государства и каково их строение;
·как строятся взаимоотношения
между высшими и другими государственными органами ;
·как строятся взаимоотношения
между верховной государственной властью и населением страны ;
·в какой мере организация
высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина .
По указанным признакам формы государственного правления подразделяются
на :
· монархические ( единоличные
, наследственные )
· республиканские (
коллегиальные , выборные )
2.1. Монархия
Монархия - это такая форма правления , при которой верховная власть
единолична и переходит , как правило , по наследству.
Основными признаками классической монархической формы управления
являются :
* существование единоличного
главы государства , пользующегося своей властью пожизненно ( царь , король ,
император , шах ) ;
* наследственный порядок
преемственности верховной власти ;
* представительство
государства монарха по своему усмотрению ;
* юридическая
безответственность монарха .
Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При
феодализме она стала основной формой государственного правления . В буржуазном
же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического
управления .
В свою очередь монархия делится на :
*абсолютную
*ограниченную ( парламентскую
)
*дуалистическую
*теократическую
*парламентскую
Абсолютная монархия - такая форма правления , при которой верховная государственная власть
по закону всецело принадлежит одному лицу .
По формуле Петровского воинского устава - “ самовластный монарх ,
который никому на свете о своих делах ответу дать не должен“. Основным
признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных
органов , ограничивающих компетенцию монарха . Возникновение абсолютизма
связано с процессом зарождения
буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и
старых феодальных сословий . К наиболее существенным чертам абсолютной монархии
относятся ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений ,
юридически неограниченная власть монарха , наличие в его непосредственном
подчинении и распоряжении постоянной армии , полиции и развитого
бюрократического аппарата .
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам , которые могут назначаться и
увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма
приобретает более цивилизованные формы , получает юридическое закрепление , хотя по - прежнему имеет принудительную направленность . В истории
такими странами были Россия XVII - XVIII века и Франция до революции 1789 года.
Конституционная монархия представляет собой такую форму правления , при
которой власть монарха значительно ограничена представительным органом . Обычно
это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Монарх же
не в праве изменить конституцию .
Как форма правления , конституционная монархия возникает в период
становления буржуазного общества . Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до
настоящего времени ( Англия , Дания , Испания , Норвегия , Швеция и др.).
Конституционная монархия характеризуется следующими основными
признаками :
* правительство формируется
из представителей определенной партии ( или партий ), получивших большинство
голосов на выборах в парламент ;
* лидер партии , обладающий
наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
* в законодательной ,
исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она
является символической;
* законодательные акты
принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
* правительство согласно
конституции несет ответственность не
перед монархом , а перед парламентом .
Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию ,
Данию и др.
При дуалистической монархии
государственная власть носит двойственный характер . Юридически и
фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и
парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от
партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом
выражает преимущественно интересы феодалов , а парламент представляет буржуазию
и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской
Германии (1871 - 1918 гг. ) , сейчас в Марокко .
В некоторых государствах монарх возглавляет не только светское, но и
религиозное управление страной . Такие монархи носят название теократические (
Саудовская Аравия ).
Такова краткая характеристика основных разновидностей монархической
формы государственного правления .
2.2. Республика
Республика - это такая форма правления , при которой верховная власть
осуществляется выборными органами , избираемыми населением на определенный срок
.
Общими признаками республиканской формы правления являются :
* существование единоличного
и коллегиального главы государства ;
* выборность на определенный
срок главы государства и других
верховных органов государственной власти ;
* осуществление
государственной власти не по своему велению , а по поручению народа ;
* юридическая ответственность
главы государства в случаях ,
предусмотренных законом ;
* обязательность решений
верховной государственной влас-
*ти.
Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в
Афинском государстве . По мере развития общественной жизни она видоизменялась ,
приобретала новые черты, все больше
наполнялась демократическим содержанием .
Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского
правления . В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на
:
*
парламентарные
*
президентские
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного
правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни
принадлежит парламенту .
В такой республике правительство формируется парламентским путем из
числа депутатов , принадлежащих к тем партиям , которые располагают
большинством голосов в парламенте . Правительство несет коллективу
ответственность перед парламентом в своей деятельности . Оно остается до тех пор у власти , пока в
парламенте они обладают большинством . В случае утраты доверия большинство
членов парламента, правительство либо уходит в отставку , либо через главу
государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских
выборов .
Как правило , глава государства в подобных республиках избирается
парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией . Назначение
парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля
над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных
парламентарных республиках неодинакова
. В Италии , например , президент республики избирается членами обеих палат на
их совместном заседании , но при этом в выборах участвуют по три депутата из каждой
области , избранных областным советом . В федеративных государствах участие
парламента в избрании главы государства , также разделяется с представителями
членов федерации . Так в Германии президент избирается федеральным собранием ,
состоящим из членов бундестага , и
такого же числа лиц , выбираемых ландагами земель на началах
пропорционального представительства . Выборы главы государства в парламентарной
республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права ,
что характерно для Австрии , где президент избирается сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике обладает полномочиями :
обнародует законы , издает декреты , назначает главу правительства , является
верховным главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Глава правительства ( премьер - министр , председатель совета министра
, канцлер ) назначается , как правило , президентом. Он формирует возглавляемое
им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и
отвечает за свою деятельность перед
парламентом . Наиболее существенной чертой парламентарной республики
является то , что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять
управление государством , когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и
контроль за исполнительной властью . Парламент обладает важными финансовыми
полномочиями , поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет ,
определяет перспективы развития
социально-экономического развития страны , решает основные вопросы внешней , в
том числе оборонной политики. Парламентарная форма республиканского правления
представляет собой такую структуру высших органов государственной власти,
которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности ,
создает справедливые условия человеческого
общежития , основанные на началах правовой законности . К парламентарным
республикам можно отнести ФРГ, Италию ( по конституции 1947 г. ), Австрию ,
Швейцарию , Исландию , Индию и др.
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы
государственного правления , которая наряду с парламентаризмом соединяет в
руках президента полномочия главы государства и главы правительства .
Наиболее характерные черты президентской республики :
* внепарламентский метод
избрания президента и формирования правительства ;
* ответственность
правительства перед президентом , а не перед
парламентом ;
* более широкие , чем в
парламентарной республике , полномочия
главы государства .
Классической президентской республикой являются Соединенные Штаты
Америки . В соответствии с конституцией США , в основе которой лежит принцип
разделения властей , четко определено, что законодательная власть принадлежит
парламенту , исполнительная -президенту , судебная - Верховному суду .
Президент США избирается населением страны путем косвенного голосования (
выборов ) - через коллегию выборщиков . Количество выборщиков должно соответствовать
числу представителей каждого штата в парламенте ( конгрессе ) . Правительство
формируется победившим на выборах президентом , из лиц принадлежащих к его
партии .
Президентская форма правления в различных странах имеет свои
особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием . Избранным
считается кандидат , получивший абсолютное количество голосов . Такой же
порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
Характерным для всех президентских республик , несмотря на их
разнообразие , является то , что президент либо совмещает полномочия главы
государства и главы правительства и участвует в формировании кабинета или
совета министров ( Франция , Индия ) . Президент наделяется и другими важными
полномочиями : как , правило , он имеет право роспуска парламента , является
верховным главнокомандующим , объявляет чрезвычайное положение , утверждает
законы путем их подписания , нередко представительствует в правительстве ,
назначает членов Верховного суда .
В цивилизованных странах президентскую республику отличает сильная
исполнительная власть , наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционирует законодательная и
судебная власти . Эффективно действующий механизм издержек и противовесов ,
существующих в современных президентских республиках , способствует возможности
гармоничного функционирования властей , позволяет избежать произвола со стороны
исполнительной власти.
В странах Латинской Америки часто встречаются “ суперпрезидентские
республики “ . Эта форма правления - практически независимая , слабо
контролируемая законодательной и судебной властью . Это особый конгломерат
традиционной формы с полудиктаторским управлением.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между
формами не существует . Их сближают общие задачи и цели .
III. Форма государственного устройства
.
Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное
строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его
составными частями , между центральными местными органами государственного
управления , власти .
В отличии от форм правления организация государства рассматривается с
точки зрения распределения государственной власти и государственного
суверенитета в центре и на местах , их разделение между составными частями
государства .
Форма государственного устройства показывает:
* из каких частей состоит
внутренняя структура государства ;
* каково правовое положение
этих частей и каковы взаимоотношения этих
органов ;
* как строятся отношения между
центральными и местными государственными органами ;
* в какой государственной
форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на этой территории .
По форме государственного устройства все государства можно подразделить
на три основных группы :
- унитарное ;
- федеративное ;
- конфедеративное .
3.1.Унитарное государство
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование
, состоящее из административно-территориальных единиц , которые подчиняются
центральным органам власти и признаками государственной независимости не
обладают.
Унитарное государство
характеризуется следующими признаками:
* унитарное устройство
предполагает единые , общие для всей
страны высшие исполнительные , представительные и судебные органы , которые осуществляют верховное
руководство соответствующими органами ;
* на территории унитарного
государства действует одна конституция, единая система законодательства , одно
гражданство ;
* составные части унитарного
государства ( области , департаменты , округа , провинции , графства )
государственным суверенитетом не
обладают ;
* унитарное государство , на
территории которого проживают небольшие по численности национальности , широко
допускает национальную и законодательную автономию ;
* все внешние
межгосударственные отношения осуществляют центральные органы , которые
официально представляют страну на
международной арене ;
* имеет единые вооруженные
силы , руководство которыми осуществляются центральными органами
государственной власти .
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными
органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных
унитарных государствах , но эти различия касаются узкой сферы управления .
К унитарным государствам относятся такие государства , как Франция ,
Турция , Япония , Финляндия .
3.2. Федерация
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее
самостоятельных государственных образований в одно союзное государство .
Федеративное государственное устройство неоднородно . В различных
странах оно имеет свои уникальные особенности , которые определяются
историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего
национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов ,
входящих в союзное государство.
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты , которые
характерны для большинства федеративных
государств:
1. Территория федерации состоит из
территорий ее отдельных субъектов : штатов , кантов , земель , республик и т.д.
2. В союзном государстве
верховная исполнительная , законодательная и судебная власть принадлежит
федеральным государственным органам .
3. Субъекты федерации имеют
право принятия собственной конституции , имеют свои высшие исполнительные ,
законодательные и судебные органы .
4. В большинстве федерации
существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц .
5. При федеральном
государственном устройстве в парламенте имеется палата , представляющая
интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную
внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные
органы . Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях
( США , Бразилия , Индия , ФРГ и др. ).
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку ,
который в значительной мере определяет характер , содержание , структуру
государственного устройства .
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением
государственного суверенитета субъектов федерации . Национальные федерации
характеризуются более сложным государственным устройством . Основное различие
между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени
суверенности их субъектов . Центральная
власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к
высшим государственным органам членов федерации . Национальное государство
ограничивается суверенитетом национальных государственных образований .
3.3.
Конфедерация
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств ,
созданный для обеспечения общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права , как во
внутренних , так и во внешних делах .
В отличии от федеративного устройства конфедерация характеризуется
следующими чертами :
*
конфедерация
не имеет своих общих законодательных , исполнительных и судебных органов , в
отличии от федерации ;
*
конфедеративное
устройство не имеет единой армии , единой системы налогов , единого
государственного бюджета ;
*
сохраняет
гражданство тех государств , которые находятся во временном союзе ;
*
государства
могут договориться о единой денежной системе ,
о единых таможенных правилах , о межгосударственной кредитной политике
на время существования союза.
Как правило конфедеративные государства не долговечны , либо они
распадаются , либо превращаются в федерацию : Германский союз ( 1815 - 1867 ) ,
Швейцарский союз ( 1815 - 1848 ) и США , когда в 1781 году была законодательно
утверждена конфедерация .
1.Формы
государственного режима
Формы государственного режима - представляют собой совокупность
способов и методов осуществления власти государством .
Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима
, существующего в обществе . Политический режим -понятие более широкое ,
поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования ,
но и характерные способы деятельности негосударственных политических
организаций ( партии , движения , клубы , союзы ).
Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими
( тоталитарные , авторитарные , расистские). Поэтому основным критерием
классификации государств по данному признаку является демократизм форм и
методов осуществления государственной власти . Для рабовладельческих государств
характерны и деспотия и демократия ; для феодализма - и неограниченная власть
феодала , монарха и народное собрание ; для современного государства - и
тоталитаризм , и правовая демократия .
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной
действительности не существует . В том
или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему
содержанию методы официального властвования . Тем не менее можно выделить
наиболее общие черты , присущие той или другой разновидности государственного
режима.
4.1. Антидемократические режимы
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками :
* определяет характер
государственной власти - это соотношение государства и личности ;
* антидемократический режим
характеризуется полным( тотальным ) контролем государства над всеми сферами
общественной жизни : экономикой , политикой , идеологией , социальным ,
культурным и национальным строением ;
* ему свойственно
огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов , молодежных ,
спортивных и др. );
* личность в
антидемократическом государстве фактически
лишена каких-либо субъективных прав , хотя формально они могут провозглашаться
даже в конституциях ;
* реально действует примат
государства над правом , что является следствием произвола , нарушением
законности , ликвидации правовых начал в общественной жизни ;
* всеохватывающая
милитаризация общественной жизни ;
* игнорируют интересы
государственных образований , особенно
национальных меньшинств ;
* не учитывает особенностей
религиозных убеждений населения .
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической , так и при республиканской
форме правления ,однако , будучи отрицанием принципов парламентаризма , он не согласуется с парламентарной монархией и
республикой . Приводя к сильной централизации государственной власти ,
авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
4.2.Демократический режим
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они
характеризуются методами существования власти , которые реально обеспечивают
свободное развитие личности , фактическую защищенность ее прав , интересов
. Конкретно режим демократической
власти выражается в следующем :
Þ режим представляет свободу
личности в экономической сфере ,
которая составляет основу материального
благополучия общества ;
Þ реальная гарантированность прав и свобод граждан , их возможность выражать собственное мнение о
политике государства , активно участвовать в культурных , научных и других
общественных организациях ;
Þ создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти ;
Þ в демократическом государстве личность защищена от произвола , беззакония , так как ее права
находятся под постоянной охраной правосудия ;
Þ власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и
меньшинства ;
Þ основным принципом деятельности демократического государства
является плюрализм ;
Þ государственный режим базируется на законах , которые отражают
объективные потребности развития личности и общества .
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее
распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии ,
основанный на передаче власти парламенту . Так же существует
либерально-демократический режим.
V.Причины
и особенности изменения форм государственного и
политического режима
Политические формы современных государств складывались в течении
нескольких столетий . Эти формы определялись в конечном счете экономическим
строем общества , его базисом . Большое влияние на форму государства оказывают
исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании , Швеции , Японии и
других странах ), условия образования государства ( федеративная форма
государства США , Швейцария ) , равно как и особенности современного развития
данной страны и ее международного положения.
Разнообразие форм государства еще больше возросло в результате распада
колониальной системы , когда на политической карте мира появился ряд молодых
суверенных государств . Перипетии политической борьбы приводят во многих
освободившихся странах к частой модификации государственных форм.
Понятие
исторического типа связывается с установлением законо -
мерной
зависимости классовой сущности государства и права от
экономических
отношений , которые господствуют в классовом
обществе
на определенном этапе его развития .
Заключение.
Рассмотренные три стороны формы государства ( форма правления , форма
государственного устройства , политический режим ) хоть и различны , но все же
относятся к одному явлению ,они обладают единством , органически связаны между
собой , взаимообусловлены в их признаках . В зависимости от
конкретно-исторических условий развития классовая борьба может развертываться
вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти . Так , к
примеру , истории известны случаи напряженной борьбы за республику , против
монархии , т.е. за изменение формы правления . В послевоенные годы такая борьба
развертывалась в Греции, Бельгии, Испании , в ряде стран Арабского Востока . В
определенных случаях на первый план внутриполитического развития может
выдвигаться форма государственного устройства .
Таким образом , взятые в единстве три организации государственной
власти образуют форму государства . В процессе развития государства имеется
диалектическая взаимозависимость всех сторон проявления его содержания и всех
граней устройства и организации этого содержания . Однако и в различных
конкретных условиях главное значение для характеристики формы данного
государства может переходить от одной стороны его организации к другой .
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее , чем форма , которая , несмотря на
ее активную служебную роль , является
более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие
между новым содержанием и старой формой государства . Это противоречие решается
в пользу в конечном счете в пользу содержания государства : форма претерпевает
изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти .
С научной точки зрения невозможно такое положение , при котором форма государства оставалась бы неизменной ,
несмотря на изменение содержания этого государства . Форма государства обслуживает
вполне определенное содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания
. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный
процесс сбрасывания старой формы , процесс ее постоянного обновления ,
диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения
классового содержания государственной власти.
VII.
Библиография
1
) Хропанюк В.Н. - “Теория государства и права “ Москва 1993 г.
2
) Общая теория права “ Учебник Москва 1993 г.
3
) “Государственное право буржуазных и освободившихся стран”
Учебник Москва 1988 г.
4
) “Общая теория права и государства “ Учебник Москва 1994 г.
5
) Матузов Н.И. , Малько А.В. “Теория государства и права “
1997 г.
6
) Стрекозов В.Г. , Ю.Д. Казанчеев
Государственное
( конституционное ) право Российской Федерации”
1997 г.
7
)Теория права и государства .// Под редакцией Венгерова А.Б.
1993 г.