Гражданско процессуальный порядок форма защиты прав и законных интересов граждан и организаций
Киевский
институт внутренних дел
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: Гражданский процесс
Тема: Гражданско-процессуальный
порядок (форма) защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Преподаватель: Королевич Николай
Степанович.
Студента 42 группы,
IV курса факультета хозрасчетной
заочной формы обучения.
Малик
Андрея Игоревича
зачетной книжки 3Х-95/311 №________________
дом.
адрес: 252151 Киев-151 Мишина 2-38
тел. (044) 271-22-84
Киев 1999 г.
План.
1. Введение.
2. Компетенция судов, призванных осуществлять защиту
прав и законных интересов граждан и организаций.
3. Процессуальный порядок (формы) защиты прав и
законных интересов граждан и организаций
4. Заключение.
5. Литература.
Переход Украины к рыночным отношениям,
демократизация общества выдвинули на первый план права и интересы граждан.
Демократическое общество характеризуется широким спектром личных и
имущественных прав и свобод. Но что значат права и свободы без закрепления их в
высшем государственном правовом акте – Конституции, без их правового
обеспечения, а также обеспечения их соблюдения и защиты от нарушений.
В Украине на современном этапе ее развития происходит
усовершенствование правовой базы, которой закреплено правовое положение граждан
и организаций и установлены гарантии реализации и защиты их прав и свобод,
определенных Конституцией и другими законами Украины. Конституционные нормы, в
которых закреплены эти права и интересы, выступают основой для детализации их в
отраслевом законодательстве, регулирования всех аспектов их действий и для
определения юридических гарантий реализации, а также для установления
процессуального порядка защиты субъективных имущественных и личных
неимущественных (гражданских) прав, охраняемых законом интересов и свобод, в
том числе также средствами гражданского процессуального права.
В частности, ст. 55 Конституции Украины гласит:
Права и
свободы человека и гражданина защищаются судом.
Каждому
гарантируется право на обжалование в суде решений, действий или бездействия
органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и
служебных лиц.
Каждый имеет
право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной Рады Украины
по правам человека.
Каждый имеет
право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться
за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные
учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или
участником которых является Украина.
Каждый имеет
право любыми не запрещенными законом средствами защищать свои права и свободы
от нарушений и противоправных посягательств.
Международный пакт о гражданских и политических
правах обязывает государство обеспечить любому лицу эффективное средство
правовой защиты в случае нарушения его прав и свобод. Право на защиту для
любого лица, которое в ней нуждается, обеспечивается государством, его
компетентными судебными, административными или законодательными властями.
Среди этих средств защиты субъективных прав и свобод
человека и гражданина особо ответственная и эффективная роль принадлежит суду.
Демократические принципы судопроизводства становятся защитой от некомпетентности
или возможной предвзятости соответствующих лиц. К примеру, в
гражданско-процессуальном законодательстве предусмотрено, что любое
заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законом, обратиться в суд
за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом
интереса. Стороны в суде – истец и ответчик имеют равные процессуальные права,
независимо от того, что истцом может быть гражданин, а ответчиком орган
государственной власти в лице его представителя.
Защита гражданских прав осуществляется в установленном
порядке судом, арбитражным или третейским судом, товарищескими судами,
профсоюзными и другими общественными организациями, а в случаях, отдельно
предусмотренных законом, защита гражданских прав осуществляется в
административном порядке (ст. 6 Гражданского кодекса Украины). Суды
рассматривают :
¨ дела по спорам, которые возникают из гражданских, семейных,
трудовых и кооперативных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре
является гражданин, за исключением случаев, когда решение таких споров отнесено
законом к ведению других органов;
¨ дела, которые возникают из административно-правовых
отношений, перечисленных в ст. 236 Гражданского процессуального кодекса
(некоторые нарушения закона о выборах, жалобы на действия должностных лиц и
др.);
¨ дела особого производства, перечисленные в ст. 254
Гражданского процессуального кодекса (признание гражданина без вести
отсутствующим или умершим, усыновление детей, установление фактов, которые
имеют юридическое значение и др.).
Суды также рассматривают дела, в которых принимают
участие иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и
организации (ст. 24 Гражданского процессуального кодекса).
На арбитражный суд возложено решение всех
хозяйственных споров, которые возникают между юридическими лицами,
государственными и другими органами (ст. 1 Закона «Об арбитражном суде»), в
частности, при заключении, изменении, прекращении и выполнении хозяйственных
договоров и на других основаниях, а также в спорах о признании недействительными
актов ненормативного характера (ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса
Украины).
Защита прав, которые возникают из брачно-семейных
отношений, осуществляется судом, органами опеки и попечительства и органами
записи актов гражданского состояния, а также товарищескими судами, трудовыми
коллективами, профсоюзными и другими общественными организациями в случаях и
порядке, установленном законодательством (ст. 6-2 Кодекса о браке и семье
Украины).
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются
комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) судами (ст. 221 Кодекса
законов о труде Украины), при этом комиссии по трудовым спорам являются
первичным органом рассмотрения трудовых споров, которые возникают на
предприятиях, учреждениях, организациях, кроме незначительных случаев (ст. 224
Кодекса законов о труде Украины).
Земельные споры рассматриваются исполкомами
сельских, поселковых, городских советов, созданной ими согласительной
комиссией, судом, арбитражным или третейским судом в порядке, установленном
Земельным кодексом и другими актами законодательства Украины (ст. 103
Земельного кодекса Украины, ст. 33 Закона «О местном самоуправлении в
Украине»).
Товарищеские суды рассматривают некоторые дела
граждан по трудовым правоотношениям (нарушение трудовой дисциплины), семейным
правоотношениям (невыполнение родителями, попечителями и опекунами обязанности
по воспитанию детей), жилищным правоотношениям (использование вспомогательных
помещений) гражданским и другим правоотношениям (ст. 7 Положения о товарищеских
судах).
Третейские суды решают переданные на их
рассмотрение гражданами какие-либо споры, которые возникли между ними, за
исключением споров по трудовым и семейным отношениям (ст. 1 Положения о
третейском суде).
Дела об административных правонарушениях рассматриваются
(ст. 213 Кодекса об административных правонарушениях Украины):
¨
административными комиссиями при исполкомах местных
советов;
¨
исполкомами сельских, поселковых советов;
¨
районными (городскими) судами (судьями);
¨
органами внутренних дел, органами государственных
инспекций и другими органами (должностными лицами), уполномоченными на это
законодательством Украины.
Возможность применения судебной власти для защиты
прав, законных интересов и свобод граждан и организаций постоянно расширяется,
о чем свидетельствует установленная подведомственность суду дел по трудовым,
земельным, государственным, административным, финансовым правоотношениям.
Судебная власть по защите субъективных прав и
законных интересов граждан и организаций – правосудие осуществляется в порядке
гражданского и криминального судопроизводства, а также арбитражного процесса.
Арбитражный суд осуществляет судебную власть в делах, которые возникают при
заключении, изменении, выполнении и прекращении хозяйственных договоров,
урегулированных гражданским законодательством, то есть споров по гражданским
правоотношениям. Разграничение компетенции между гражданским и арбитражным
судопроизводством в соответствии со ст. 24 Гражданского процессуального кодекса
Украины и ст. 12 -–14 Арбитражного процессуального кодекса Украины проведено
только на основе субъектного состава спорных материальных правоотношений, в
связи с чем арбитражный процесс является разновидностью гражданского
судопроизводства и подлежит включению в его систему. Единство судебной власти
вызывает необходимость унификации судебной системы на основе создания единого и
равного для всех граждан и организаций государственного суда с возложением на
него осуществления функций правосудия по делам, возникающим из правоотношений,
урегулированных нормами гражданского, трудового, семейного, земельного,
административного и других отраслей материального права в определенном едином
процессуальном порядке.
С проблемой осуществления судебной власти тесно
связаны вопросы понятия и содержания гражданской процессуальной формы, которая
в юридической литературе не имеет одинакового определения. Она отождествляется
с основными принципами гражданского процессуального права, с гражданским
процессом, с порядком деятельности суда и участников процесса, раскрывается
формой процессуальных документов.
Исходя из диалектической связи гражданского права с
гражданским процессуальным (единства содержания и формы), гражданскую
процессуальную форму в отождествлении с гражданским судопроизводством можно
рассматривать условно в том плане, что ей обеспечивается жизнь (реализация,
защита) гражданского права (содержания), однако следует иметь ввиду, что
гражданское судопроизводство имеет свое присущее ему содержание и
процессуальную форму. Содержанием будет деятельность суда и участников процесса
(действия и правоотношения), а гражданской процессуальной формой – объективное
(внешнее) выражение совершения, закрепления и оформления соответствующей
деятельности. Например, деятельность суда по рассмотрению дела состоит из
совокупности действий, направленных на исследование доказательств при помощи
определенных законом средств доказательства. Такая деятельность осуществляется
в точно определенном законом порядке, по установленным правилам, в
установленной процессуальной форме судебного заседания, непосредственно, устно,
то есть процессуальные действия совершаются в определенной процессуальной форме
и фиксируются в определенных процессуальных документах.
Такое понимание процессуальной формы отображается в
некоторых нормах Гражданского процессуального кодекса Украины: ст. 137 –
исковое заявление подается в суд в письменной форме; ст. 211 – постановленное
судом решение излагается в письменном виде; ст. 159 – рассмотрение дела
происходит в судебном заседании; ст. 160 – рассмотрение дела происходит
непосредственно, устно и при неизменном составе судей. Таким образом, под
гражданской процессуальной формой необходимо понимать установленный гражданским
процессуальным правом внешний способ совершения процессуальных действий,
выполняемых по установленным правилам, в определенном порядке судом, органом
судебного исполнения и всеми участниками процесса при рассмотрении и решении
дела, проверке законности и обоснованности постановленного по нему решения и
его принудительном выполнении, а также закрепление процессуальных действий в
предусмотренных процессуальных документах.
Процессуальная форма относительно процессуальных
действий выполняет важную роль. Как постоянный и необходимый ее атрибут, она
выступает гарантией, что обеспечивает законность и обоснованность в применении
судом права и его реализации участниками процесса. Значение процессуальной
формы состоит в том, что она существует не сама по себе, а для выражения
определенного содержания (процессуального действия), то есть в диалектическом
единстве формы и содержания. Гражданская процессуальная форма обусловлена
существующими в Украине общественными отношениями и характеризуется
демократизмом, который базируется на закрепленных в нормах гражданского
процессуального права принципах, оптимально объединяя в себе простоту и
доступность, необходимость и целесообразность, она призвана обеспечить как
оперативность, так и результативность выполнения заданий, возложенных на
гражданское судопроизводство.
14.12.1998 г. _____________ Малик А.И.
Литература.
1. Конституция Украины (в редакции от 26 июня 1996 г.)
2. Гражданский процессуальный кодекс Украины (по состоянию на 1
сентября 1998 г.) «Правовісник» № 3 (6), 1998 г.
3. Гражданское право Украины «Вентури», К., 1997 г.
4. М.Й. Штефан «Цивільний процес» К., «Ин Юре», 1997 г.
Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций Право на судебную зашиту МГЮА. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО КУРСОВЫЕ РАБОТЫ НА ТЕМУ ПОНЯТИЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ. Формы защиты прав и законных интересов граждан и организаций право на судебную защиту. Рефераты на тему административная форма защиты нарушенных земельно имущественных прав. Процессуальные формы защиты прав и законных интересов граждан и организации в россии. Защита прав и законных интересов граждан в суде по вопросам оплаты труда Реферат. Реферат по гражданскому праву на тему судебная защита прав и интересов граждан. Реферат по теме формы защиты прав и законных интересов граждан и организации. Гражданско процессуальный порядок защиты прав и законных интересов граждан. Формы защиты субьективных прав и законных интересов граждан и организаций. Формы защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций. Доклад на тему формы защиты права в гражданско процессуальном праве. Проблема гражданско правовой защита охраняемые законном интересс. Процессуальные формы защиты прав и законных интересов в россии. Процессуальный формы защиты прав и законных интересов в россии.