Гражданское общество по
Георгу Вильгельму Фридриху
Гегелю
Гениальный мыслитель, диалектик. Огромное влияние на
формирование воззрений молодого Гегеля и все дальнейшее его духовного развития
показала французская революция, символизировавшая наступлению нового разумного
мира. Признавая основную идею французской революции, разделяя на ранних этапах
своей творческой эволюции, взгляды о необходимой антифеодальной, антидеспотической
буржуазной революции, Гегель вместе с тем отвергал якобинский террор и резко критиковал
сторонников Робеспьера.
Проблемы государства и права находились в центре внимания
Гегеля на всех этапах творческой эволюции его возрений. Эта тематика
обстоятельно освещается во многих его произведениях, в том числе таких как:
"Конституция Германии", "О научных способах исследования
естественного права, его месте в практической философии и его отношение к науке
о позитивном праве", " философия права", "философия
духа", "философия истории" и др.
"Философия права", где наиболее цельно изложено
учение о государстве и праве Гегеля является одним из самых значительных
произведений в истории политических и правовых учений. Основная задача
философии права - это научное познание государства и права, а не указание на
то, какими они должны быть "Наше произведение - пишет Гегель- поскольку в
нем содержится наука о государстве и праве будет поэтому попыткой постичь и
изобразить государство как нечто разумное внутри себя. В качестве философского
сочинения оно должно быть дальше всего от того, чтобы конструировать государство
каким оно должно быть". "Наука о праве, - подчеркивает он, - есть
часть философии. Она должна поэтому развить идею, представляющую собой разум
предмета из понятия или, что тоже самое наблюдать собственное, имманентное
развитие самого предмета". Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное
бытие вообще есть наличное бытие свободной воли, диалектика, которая совпадает
с философским конструированием системы права, как царство реализованной
свободы.
Понятие "право" употребляется в гегелевской
философии права в следующих основных значениях:
I.
Право,
как свобода ("идея права"), где на ступени объективного духа все
развитие определяется идеей свободы, "свобода", "право"
выражают единый смысл. Отношение "свобода" и "право"
опосредуются через диалектику свободной воли.
II.
Право,
как определенная ступень и форма свободы, где система права как царство
реализованной свободы и представляет собой иерархию "особых прав". На
вершине иерархии "особых прав" стоит право государства. Поскольку в
реальной действительности "особые права" всех ступеней (личности, ее
совести, преступника, семьи, общества, государства) даны одновременно и следовательно
в актуальной или потенциальной коллизии, постольку, по гегелевской схеме
окончательно истинно лишь право вышестоящей ступени.
III.
Право,
как закон - где оно является одним из "Особых прав". Гегель пишет:
"То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытии,
т.е. определено для сознания мыслью и определено так то , что есть право и
считается правом, что известно как закон: право есть вообще, благодаря этому
определению, как положительное право." Превращение права в себе в закон
путем законодательствования придает праву форму всеобщности и подлинной
определенности. Предметом законодательства могут быть лишь внешние стороны
человеческих отношений, но не их внутренняя сфера.
Различая право и
закон, Гегель, в то же время, стремится исключить их противопоставление. Как
крупное недоразумение расценивает он "прекращение отличие естественного
или философского права от положительного в противоположное и противоречие между
ними". Гегель признает, что содержание права может быть искажено в
процессе законодательствования; но не все данное в форме закона есть право,
поскольку лишь закономерное в положительном праве законно и правомерно.
Он также
различает и гражданское общество. Под гражданским обществом по существу имеется
в виду буржуазное общество. Гегель изображает гражданское общество как
раздираемое противоречивыми интересами антагонистическое общество как войну
всех против всех. Тремя основными моментами гражданского общества являются:
система потребностей, отправление правосудия, полиции и корпорации. В структуре
гражданского общества, Гегель выделяет три сословия:
1)
субстанциальное
(землевладельцы - дворяне, крестьяне);
2)
промышленное
(фабриканты, торговцы, ремесленники);
3)
всеобщее
(чиновники).
Освещая
социально-экономическую проблематику, Гегель признает, что даже при чрезмерном
богатстве, гражданское общество не в состоянии бороться с чрезмерной бедностью
и возникновением черни, под которой он имеет в виду пауперизированную часть
населения. Гегелевский анализ показывает, что гражданское общество не в состоянии,
исходя лишь из своих внутренних возможностей, решить проблему бедности и
диалектика внутренних противоречий заставляет его (общество) выйти за свои
пределы - в поисках новых возможностей в международной торговле и колонизации.
В разделе о
гражданском обществе, Гегель освещает также вопросы положительного права,
правосудия и деятельности полиции, хотя эта тематика должна была
рассматриваться в той части Философии права, где речь идет о государстве.
Гегель исходит из того, что в сфере гражданского общества имеет место реальное
функционирование собственности, сила которой должна найти свое подтверждение в
защите ее со стороны закона, суда и полиции. Эти институты призваны, в стихии
частных целей, отстаивать всеобщие интересы данного строя.
Развитие
гражданского общества уже предполагает, по Гегелю, наличие государства как его
основания. "В действительности поэтому, - подчеркивает Гегель, государство
есть вообще скорее первое, лишь в приделах которой семья развивается в
гражданское общество, и сама идея государства раскалывает себя на эти два
момента."
Гражданское
общество в освещении Гегеля - это опосредованная трудом система потребностей,
покоящаяся на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве
людей. Формирование такого общества, которого не было в античности и средневековье,
связано с утверждением буржуазного строя.
По теоретическим
заслугам Гегеля относится также четкая принципиальная постановка вопроса о
взаимосвязи и соотношении социально-экологических и политических сфер,
гражданского общества и политического государства, о необходимом, закономерном
диалектическом характере этих связей и отношений.