Литература.......................................стр.13
- 2 -
я_я2Введение.
Гражданство - это устойчивая
правовая связь человека
с
государством, выражающаяся в
совокупности их взаимных прав,
обязанностей и ответственности и
основанная на признании и
уважении достоинства, основных прав и
свобод человека и граж-
данина. С гражданством связаны самые
существенные последствия
для человека: объем его прав, свобод,
обязанностей.
До 1917 года в России понятия
гражданства не существова-
ло. Все жители Российской империи
считались подданными. Дек-
рет ВЦИК "Об уничтожении
сословий и гражданских чинов" от
23
(10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее
для всего населения России наименование "граждане Российской
Республики".
Действующая Конституция
закрепляет порядок, согласно ко-
торому гражданство Российской
Федерации приобретается и прек-
ращается в соответствии с федеральным
законом (ст. 6). Таким
законом в настоящее время является Закон РФ "О гражданстве
РФ" от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992
года.
В части первой статьи 6
Конституции закреплен принцип
единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, что за-
конодательство республик, входящих в состав Российской Феде-
рации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации.
Единство гражданства означает
следующие: граждане России,
постоянно проживающие на территории
республики, являются од-
новременно и гражданами этой
республики. В соответствии с За-
коном о гражданстве
Российской Федерации прекращение
граж-
данства Российской Федерации влечет
за собой и прекращение
гражданства республики в ее составе.
Конституцией провозглашается
принцип равного гражданства
независимо от оснований его
приобретения. В законодательстве
ряда зарубежных стран наблюдается
иная картина: там введены
определенные ограничения в
приобретении гражданства в зависи-
мости от оснований приобретения. Россия идет по более демок-
ратическому пути. Она
не ставит различий в правах граждан в
зависимости от того как и когда оно
было приобретено.
Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет
- 3 -
его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина
России с лицом, не принадлежащим к
гражданству РФ, тоже не
влечет за собой изменения
гражданства. Изменение гражданства
одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства
другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения граж-
данства родившихся в этом браке или
усыновленных детей.
Принадлежность лица к
гражданству того или иного госу-
дарства имеет существенное
значение, поскольку гражданин об-
ладает в отношении государства всеми правами и свободами, а
государство защищает своего
гражданина, где бы он не находил-
ся. Гражданство -
это наделение гражданина не
только соот-
ветствующими правами и свободами, но
и обязанностями.
В Конституции
подчеркивается, что каждый гражданин
обла-
дает на ее территории всеми правами и
свободами и несет рав-
ные обязанности. Следует
отметить, что граждане
Российской
Федерации по сравнению с другими
лицами, законно находящимися
на территории России, наделены правами в сфере осуществления
политической власти. Например, только
граждане могут избирать
и быть избранными в
представительные органы государственной
власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать
наше отечество и нести некоторые
другие обязанности.
Одной из важных
гарантий использования гражданином Рос-
сийской Федерации своих прав и свобод
является закрепление
в ст. 6 Конституции РФ
положения, исключающего возможность
лишения гражданина его
гражданства. Гражданин Российской Фе-
дерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за
пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан
другому государству иначе как на основании закона или между-
народного договора РФ. Российская
Федерация гарантирует своим
гражданам защиту и покровительство и
за ее пределами.
- 4 -
я_я2Приобретение гражданства
Российской Федерации.
Гражданство - это первый и основополагающий элемент пра-
вового статуса личности.
Гражданство дает объем прав, свобод
и обязанностей конкретному лицу. Ст.
6 Конституции РФ гово-
рит, что приобретение гражданства
происходит в соответствии с
федеральным законом (Законом РФ
"О гражданстве").
Закон говорит, что гражданство представляет собой устой-
чивою связь человека с государством.
Эта связь выражается в
совокупности прав и
обязанностей, основанных на уважении
и
достоинстве основных прав и обязанностей.
Закон о гражданстве РФ установил
следующие основания при-
обретения гражданства:
1. Гражданами России
признаются все граждане
бывшего
СССР, постоянно проживающие на
территории России на
день
вступления в силу закона о
гражданстве (6 февраля 1992 года),
если в течение одного года после
опубликования закона они не
заявили о нежелании состоять в
гражданстве РФ.
2. Лица, родившиеся после 30
декабря 1922 года и утратив-
шие гражданство СССР, будут считаться гражданами России при
условии, что они
родились на территории России
или хотя бы
один из родителей был гражданином
СССР и проживал на террито-
рии России. При этом под
территорией России понимается ее
территория по состоянию на момент
рождения гражданина.
3. Гражданами России признаются
лица по принципу "по рож-
дению" ("по крови").
Если один из родителей является
гражданином России, а
второй родитель - лицо без
гражданства, то ребенок будет яв-
ляться гражданином Российской
Федерации.
Если один из
родителей - гражданин
России, а второй -
гражданин иностранного
государства, то вопрос о гражданстве
ребенка, не зависимо от места
его рождения, определяется
письменным соглашением
родителей. При отсутствии такого сог-
лашения ребенок становится гражданином
России если он родился
на ее территории.
Если ребенок будет найден на территории Российской Феде-
рации, а родители его не будут
установлены, то он становится
гражданином России. Если же впоследствии будут найдены роди-
тели или опекуны ребенка, то ребенок
может изменить гражданс-
- 5 -
тво.
Если ребенок родился на
территории России у
родителей,
являющимися гражданами иностранных
государств, то он будет
признан гражданином России, если эти
государства не предоста-
вят ему своего гражданства.
4. Принцип "в порядке
регистрации".
Эта форма приобретения гражданства
РФ распространяется на:
а) лиц, у которых супруг или
родственник по прямой восхо-
дящей линии является гражданином РФ;
б) лица, у которых на момент
рождения хотя бы один из ро-
дителей был гражданином РФ, но который приобрел иное граж-
данство по рождению, в течение 5 лет
после достижения 18, лет
могут заявить и стать гражданином РФ;
в) лица, родившиеся от бывших граждан РФ также могут, в
течение 5 лет по достижении 18 лет,
подать заявление о приоб-
ретении Российского гражданства;
г) лица - граждане бывшего
СССР, проживающие на террито-
рии государств, входивших в состав
бывшего СССР, а также при-
бывшие для проживания на территорию
РФ после 6 февраля 1992
года, если они в течение трех
лет после принятия закона о
гражданстве заявили о
своем желании приобрести
гражданство
РФ;
д) лица без гражданства, которые
на день вступления в си-
лу закона о гражданстве постоянно
проживают на территории
России или на территории других
республик, входивших в состав
бывшего СССР при условии, что они в
течение одного года после
вступления в силу закона о гражданстве заявили о своем
наме-
рении получить гражданство России;
е) иностранные граждане и лица
без гражданства независимо
от их места жительства если они сами
или хотя бы один из ро-
дственников по прямой восходящей линии состояли в
Российском
гражданстве "по рождению" и
при условии, что эти иностранные
граждане и лица без гражданства в
течение одного года после
вступления в силу закона о
гражданстве заявили о своем жела-
нии приобрести гражданство России.
5. Прием в гражданство.
Дееспособное лицо, достигшее
18-летнего возраста и не
состоявшее в гражданстве РФ, имеет право
ходатайствовать о
- 6 -
приеме в гражданство РФ. При этом
закон о гражданстве закреп-
ляет принцип равноправия для всех лиц
ходатайствующих о граж-
данстве. В качестве обычного условия
приема в гражданство в
России установлено - постоянное
проживание на ее территории.
Для иностранцев и
лиц без гражданства необходимо
прожить 5
лет на территории РФ при этом 3 года
непрерывно перед обраще-
нием о приеме в гражданство.
Непрерывным считается проживание
в России, если лицо выезжало за пределы России для учебы или
лечения не более, чем на 3
месяца. Особый статус при хода-
тайстве о приобретении гражданства РФ
имеют беженцы, офици-
ально признанные законом.
В этом случае сроки сокращаются
вдвое.
6. Восстановление в гражданстве
РФ.
Восстановление
осуществляется в порядке
регистрации и
распространяется на лиц, у которых такое гражданство прекра-
тилось в связи с установлением опеки или попечительства; на
лиц, у которых гражданство
прекратилось в связи с изменением
гражданства родителей. Восстановление в гражданстве происхо-
дит в течение 5 лет по достижении
18-летнего возраста по за-
явлению лица. Граждане, которые были лишены гражданства
рос-
сийской Федерации без их свободного
волеизъявления считаются
восстановленными в гражданстве
российской Федерации.
7. В результате выбора
гражданства при изменении границ
РФ (оптация). Лицо,
проживающее на территории, изменившей
свою принадлежность, имеет право на
выбор гражданства.
8. Гражданство может
быть дано и по другим основаниям,
указанным в законе.
- 7 -
я_я2Утрата гражданства Российской
Федерации.
Закон Российской Федерации
"О гражданстве" определяет ос-
нования прекращения российского
гражданства:
1. В результате выхода из гражданства Российской Федера-
ции. Такая форма прекращения
гражданства может осуществляться
двумя путями. Во-первых,
по ходатайству гражданина. закон
предусматривает возможность
отклонения такого ходатайства в
случае проживания гражданина
или его намерения поселится в
стране, не связанной с Россией
договорными обязательствами о
правовой помощи, но имеющего либо
имущественные обязательства
перед физическими или юридическими
лицами РФ, либо не испол-
ненные обязанности перед
государством, вытекающие из основа-
ний, определенных законом
России. Во-вторых, в порядке
ре-
гистрации. Такая форма может иметь
место, если у лица, зая-
вившего о намерении выйти из
гражданства РФ, хотя бы один из
родителей, супруг или ребенок имеет
иное гражданство либо ес-
ли лицо выехало на постоянное место
жительства в другое госу-
дарство в установленном порядке.
При этом должны отсутство-
вать препятствия, отмеченные выше и
связанные с ограничениями
выхода из гражданства по ходатайству.
Закон определяет и слу-
чаи, не допускающие выхода из
гражданства России ни по хода-
тайству, ни в порядке регистрации.
Выход невозможен после по-
лучения повестки о призыве на срочную
военную службу и до ее
окончания, а также в случае, когда
гражданин, ходатайствующий
о выходе из гражданства России,
привлечен в качестве обвиняе-
мого по уголовному делу либо в
отношении него имеется всту-
пивший в законную силу и подлежащий
исполнению обвинительный
приговор суда.
2. В результате отмены решения о
приеме в гражданство РФ.
Такая форма применяется в отношении
лиц, приобретших граж-
данство на основании заведомо ложных
сведений и фальшивых до-
кументов. Сам факт представления таких сведений и
документов
устанавливается в судебном порядке.
При этом отмена решения о
приеме в гражданство России не
освобождает данное лицо от от-
ветственности. Отмена решения о
приеме в гражданство РФ
не
распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое
гражданство вместе с ним, в том
случае, если не будет доказа-
- 8 -
на их осведомленность о том, что
гражданство было приобретено
незаконным путем. Установлен срок, в
течение которого возмож-
на отмена решения о приеме в
гражданство, - 5 лет после прие-
ма.
3. В результате выбора гражданства (оптации) при измене-
нии государственной принадлежности
территории. При изменении
границ лицо, проживающее на территории, выходящей из
состава
России, может прекратить российское
гражданства.
4. По другим основаниям,
предусмотренным международными
договорами Российской Федерации. Имеются в
виду иные, чем
предусмотренные в Законе,
основания прекращения гражданства
России.
5. По иным основаниям, предусмотренным Законом о граж-
данстве РФ. К таким основаниям относится случай, когда оба
родителя прекращают гражданство
России. В такой ситуации дети
в возрасте до 14 лет следуют
гражданству родителей, то есть
тоже прекращают гражданство России.
- 9 -
я_я2Двойное гражданство.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ регулирует случаи двойного
гражданства. Такая ситуация возникает
обычно из-за применения
государствами разных принципов при решении вопросов приобре-
тения гражданства. Ребенок может
приобрести двойное гражданс-
тво, например, при различном
гражданстве родителей или в слу-
чае усыновления иностранным
гражданином, женщина - при выходе
замуж за иностранца, если по
законам его государства жена
должна следовать гражданству своего
мужа.
До последнего времени российское законодательство стояло
на позиции непризнания за гражданами
РФ двойного гражданства:
в случаях, когда российский гражданин
имел доказательства
принадлежности к гражданству
иностранного государства и фак-
тически становился лицом
с двойным гражданством,
законода-
тельство рассматривало его только как
российского гражданина.
Отступление от этой позиции
наметилось в Законе о гражданстве
РФ от 28 ноября 1991 года.
Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что российский
гражданин может одновременно иметь и
гражданство иностранного
государства. Но допускается
это только в одном из следующих
случаев:
1) если такую возможность
предусматривает федеральный за-
кон;
2) если это предусмотрено международным договором Рос-
сийской Федерации.
Упоминание в Конституции
федерального закона означает,
что решение вопроса двойного
гражданства в других законода-
тельных актах недопустимо. Согласно ст. 3 Закона о гражданс-
тве российскому гражданину может быть разрешено по его хода-
тайству иметь одновременно
гражданство другого государства, с
которым имеется соответствующий международный договор. как
видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию
- наличию международного договора -
Закон о гражданстве дру-
гих возможностей признания двойного
гражданства не добавляет.
Признание в соответствии с Конституцией двойного граж-
данства российских граждан лишь в указанных, строго ограни-
ченных случаях означает, что общий принцип, по которому за
- 10 -
лицом, состоящим в гражданстве
Российской Федерации, не приз-
нается принадлежность к гражданству
другого государства, про-
должает действовать.
Гражданин иностранного
государства при приобретении граж-
данства российской Федерации может
сохранить гражданство этой
страны (обязательного отказа от
иностранного отказа, при полу-
чании российского, не требуется). Но в России в соответствии
с нашим законодательством будет рассматриваться только как
российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним приз-
нано в России, лишь если с иностранным государством,
гражда-
нином которого он является, имеется соответствующий междуна-
родный договор.
Наличие у гражданина
РФ гражданства иностранного госу-
дарства может создать определенные
трудности, поскольку обла-
датель двух гражданств
оказывается связанным с двумя
госу-
дарствами и должен подчиняться
закона обоих. Это касается,
например, несения военной службы.
Согласно ч. 2 ст. 62 Конституции РФ, факт двойного граж-
данства не умаляет прав и свобод российского гражданина и не
освобождает его от обязанностей, вытекающих
из российского
законодательства. Однако ч. 2 ст. 62
допускает, что федераль-
ным законом или международным
договором РФ может быть предус-
мотрено то или иное ограничение или
освобождение от обязан-
ностей, вытекающее из факта двойного
гражданства.
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положе-
ние в России иностранцев и лиц без
гражданства.
Иностранными гражданами должны
признаваться лица, имеющие
доказательства своей принадлежности к
гражданству иностранно-
го государства.
Лица без гражданства - это лица,
которые, не являясь рос-
сийскими гражданами, не имеют доказательств своей принадлеж-
ности и к гражданству иностранного
государства. Исходя из ст.
15 Всеобщей декларации прав человека,
провозгласившей право
каждого на гражданство, Российское государство стремится
к
устранению и предотвращению безгражданства проживающих на
ее
территории лиц. Согласно ст. 7 Закона о гражданстве наше го-
сударство поощряет приобретение гражданства России лицам без
гражданства и не препятствует
приобретению ими другого граж-
- 11 -
данства.
В полном соответствии с
общепринятыми нормами международ-
ного права Конституция закрепляет
приравнивание иностранных
граждан и лиц без гражданства в
отношении их прав и обязан-
ностей к российским гражданам, т.
е. устанавливает для этих
лиц
национальный режим.
Согласно ч. 3
ст. 62 Конституции принцип
приравнивания
действует в полной мере, если федеральным законом или между-
народным договором Российской Федерации не установлено иное.
Отклонение от национального режима
(в сторону ограничения
прав или, наоборот, их расширения по
сравнению с правами рос-
сийских граждан) могут быть согласно
Конституции установлены
только федеральным законом
или международным договором Рос-
сийской Федерации. Введение особых правил для иностранных
граждан в каких-либо других актах
неправомерно.
Специальные правила российского
законодательства установ-
лены для отдельных групп находящихся
в России иностранных
граждан: дипломатов6
пользующихся дипломатическим иммуните-
том, консулов6 членов экипажей
иностранных военных кораблей и
самолетов и т. п.
Конституция не связывает
применение к иностранным гражда-
нам национального режима с принципом
взаимности: он предос-
тавляется в России независимо от
того, пользуются ли таким
режимом в соответствующем иностранном
государстве иностранцы
(а значит, и российские граждане). В то же время, если огра-
ничение прав и свобод
в иностранном государстве
касаются
только российских граждан (в отличие от других иностранцев),
т. е. носят дискриминационный
характер, Правительством России
могут быть установлены в соответствии
со ст. 3 Закона о пра-
вовом положении иностранных граждан в
СССР ответные ограниче-
ния (реторсии).
- 12 -
я_я2Пререготивы президента в
вопросе о гражданстве.
Согласно п. "а" ст. 89 Конституции РФ,
Президент уполно-
мочен решать вопросы гражданства
Российской Федерации. Следу-
ет отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 к
ведению Российс-
кой Федерации вопросы гражданства
России решаются прежде все-
го федеральным парламентов путем
принятия законов. Содержание
же полномочий Президента Российской Федерации в этой
области
состоит в решении конкретных вопросов
гражданства в соответс-
твии с Законом и регулировании
порядка их рассмотрения. Сог-
ласно Закону о гражданстве
Президент России решает
вопросы
приема в гражданство Российской
Федерации иностранных граж-
дан,граждан бывшего СССР и лиц без
гражданства; принимает ре-
шения по вопросам восстановлении в
гражданстве; дает разреше-
ние на выход из
гражданства; разрешает гражданину
России
иметь одновременно гражданство
другого государства; отменяет
решение о приеме в гражданство; предоставляет почетное граж-
данство Российской Федерации.
В осуществлений полномочий по
делам о гражданстве Президент издает
указы.
Для предварительного
рассмотрения вопросов гражданства
при Президенте действует образованная
им Комиссия по вопросам
гражданства. Ее полномочия
установлены ст. 34 Закона о граж-
данстве. Президент утвердил Положение
о комиссии.
Порядок рассмотрения вопросов гражданства Российской Фе-
дерации определяется Положением, утвержденным Указом Прези-
дента Российской Федерации от 10
апреля 1992 года N 386 в ре-
дакции Указа от 27 декабря 1993 года.
- 13 -
я2Л И Т Е Р А Т У Р
А :
1. Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года. М., Юриди-
ческая литература 1993 год.
2. Комментарий к Конституции
Российской Федерации. М., Изда-
тельство БЕК. 1994 г.
3. Конституция Российской
Федерации: Комментарий. М.,
Юрид.
Лит. 1994 г.
4. Авакьян С. А.
Гражданство Российской Федерации.
М., 1994
год.