Меры поощрения и взыскания к лицам лишенным свободы
таврический институт
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N1
ПО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ ПРАВУ
ТЕМА: МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ
К ЛИЦАМ, ЛИШЕННЫМ СВОБОДЫ
Симферополь - 1998 г.
тема:МЕРЫ ПООЩРЕНИЯ И ВЗЫСКАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ К ЛИЦАМ,
ЛИШЕННЫМ СВОБОДЫ
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1.Меры поощрения,
применяемые к лицам, лишенным свободы
2. Порядок применения мер
поощрения к лицам, лишенным свободы
3. Меры взыскания,
применяемые к лицам, лишенным свободы
4. Порядок применения мер
взыскания к лицам, лишенным свободы
5. Особенности исполнения
взысканий в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор либо карцер
и перевода в помещения камерного типа
6. Должностные лица,
применяющие меры поощрения и взыскания, и объем их полномочий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В В Е Д Е Н И Е
В отличие от других социальных идей и политических
ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового
закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом
как будущее государственного строя Украины. Решение этой задачи связано не только с созданием современного
законодательства, обеспечением
законности деятельности государства и его органов, муниципальной системы и общественных формирований, надежной,
быстрой и справедливой юстиции,
независимого правосудия, но с
преодолением достигшего опасных пределов правового нигилизма, находящегося ныне
на грани беспредела во всех сферах государственной и общественной жизни, и,
главное, формирование высокого уровня правовой культуры общества и каждого
человека.
Необходимым условием развития этих процессов является их
правовое сопровождение и обеспечение
государством - единственной на территории страны политической организации, осуществляющей суверенитет, источник которого - народ Украины. Но государство и право имеют не только
инструментальное значение и " самостоятельную ценность. Одновременно это право жить цивилизованной жизнью и средство обеспечить
человеку соответствующие свободы". К этой цели общество придет только
через повышение ответственности,
возложенной " на институты государственной власти",
решительные действия по экономическому,
политическому и социальному реформированию, созданию качественной
" правовой базы для таких действий".
Все
вышесказанное в особенной степени касается пенитенциарной системы, так как роль
уголовно-исправительной системы в
формировании реабилитационной политики государства к осужденным непереоценима.
# 1. Меры поощрения,
применяемые к лицам, лишенным свободы
За хорошее поведение и честное отношение к
труду и обучению к осужденным могут применяться следующие меры поощрения:
- объявление
благодарности;
- занесение на
доску передовиков производства;
- награждение
похвальной грамотой;
- премирование
за лучшие показатели в работе;
- разрешение на
получение дополнительно одной посылки или передачи в год;
- предоставление
дополнительно одного краткосрочного или
длительного свидания либо платные телефонные переговоры длительностью
пятнадцать минут в год;
- разрешение
дополнительно израсходовать деньги в сумме до пятнадцати процентов минимальной
заработной платы на покупку продуктов
питания и предметов первой необходимости в праздничные дни, а в
воспитательно-трудовых колониях - до двадцати процентов в месяц;
- досрочное
снятие ранее наложенного взыскания;
- перевод в
исправительно-трудовой колонии особого режима осужденных, отбывших не менее
одной трети срока наказания, из помещений камерного типа в обычные жилые
помещения в той же колонии;
- увеличение
времени прогулки осужденным, содержащимся в тюрьме на общем режиме, - до двух
часов, на строгом режиме - до одного часа.
Осужденным,
доказавшим свое исправление примерным поведением и честным отношением к труду и обучению, могут быть в
установленном законом порядке представлены
к условно-досрочному освобождению
или замене неотбытой части наказания более мягким наказанием (ст.65 ИТК
Украины).
# 2. Порядок применения мер поощрения к лицам, лишенным свободы
Применение мер
поощрения имеет своей целью осуществление воспитательного воздействия как на
тех лиц, к которым эти меры
применяются, так и на других осужденных. Меры поощрения применяются на
основе объективной оценки поведения
осужденных. Меры поощрения применяются на основе объективной оценки поведения
осужденных.
При поощрении
осужденного к нему применяется, как правило, одна мера поощрения.
Денежная премия
зачисляется на лицевой счет осужденного.
Меры поощрения в
виде разрешения на дополнительное получение посылки или передачи и
предоставления свидания могут применяться только к осужденным, имеющим право соответственно на получение посылки или
передачи и на свидания.
Осужденным,
содержащимся в тюрьме на общем режиме, в порядке поощрения может предоставляться только краткосрочное свидание.
С осужденного
может быть досрочно снято, как правило, только одно ранее наложенное взыскание.
Осужденным,
содержащимся в тюрьме, увеличение времени прогулки производится на срок не
более одного месяца (ст. 66 ИТК Украины).
# 3. Меры взыскания, применяемые к лицам, лишенным
свободы
За нарушение
требований режима отбывания наказания к осужденным могут применяться следующие
меры взыскания:
- предупреждение
или выговор;
- внеочередное
дежурство по уборке помещений и территории места лишения свободы;
- разовое
лишение осужденных, содержащихся в воспитательно-трудовых колониях, посещения
кино, концерта, участия в спортивных играх;
- лишение
очередного свидания;
- лишение права
на получение очередной посылки или передачи и запрещение на срок до одного
месяца покупать продукты питания;
- отмена
улучшенных условий содержания,
предусмотренных ст. 38-39 ИТК Украины ( сумма денег, разрешаемая к расходованию
осужденным и свидания осужденных с родственниками и иными лицами);
- водворение
осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях, в штрафной изолятор
с выводом или без вывода на работу либо
учебу на срок до пятнадцати суток, а
содержащихся в воспитательно-трудовых колониях - в дисциплинарный изолятор на
срок до десяти суток;
- водворение
осужденных, содержащихся в тюрьмах, в карцер без вывода на работу или учебу на срок до пятнадцати суток;
- перевод
осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях общего, усиленного и
строгого режима, в помещения камерного типа на срок до шести месяцев, в
колониях особого режима - в одиночные камеры на срок до одного года, а в
тюрьмах - на строгий режим на срок, установленный ст.29 ИТК Украины (от двух до
шести месяцев); перевод осужденных, содержащихся в обычных жилых
помещениях колонии особого режима, в
помещения камерного типа в той же колонии (ст.67 ИТК Украины).
# 4. Порядок применения мер взыскания к лицам,
лишенным свободы
При назначении
мер взыскания учитываются обстоятельства совершения преступления,
поведение осужденного до проступка, количество и характер ранее наложенных
взысканий, а также объяснение осужденного по существу проступка. Налагаемые
взыскания должны соответствовать тяжести и характеру проступка осужденного.
За несколько
проступков, совершенных одновременно, налагается одно взыскание.
Взыскание может
быть наложено только на одно лицо, совершившее проступок и не позднее десяти
суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с проступком производилась
проверка, то со дня ее окончания. но не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.
Наложенное
взыскание обращается к исполнению немедленно или во всяком случае не позднее
одного месяца со дня его наложения. Если в течении месяца со дня наложения взыскания оно не было
обращено к исполнению, то это взыскание не исполняется.
Меры взыскания в
виде перевода осужденных в помещения камерного типа в колониях общего,
усиленного и строгого режима, а также в одиночную камеру в колонии особого
режима назначаются в случае
безуспешного применения других мер воздействия.
Взыскание в виде лишения права на получение очередной
посылки или передачи с одновременным запрещением на срок до одного месяца
покупать продукты питания применяется в отношении лиц, имеющих право на
получение посылок и передач; взыскание
в виде запрещения на срок до одного месяца покупать продукты питания - в
отношении лиц, не имеющих права на получение посылок и передач.
Повторный
перевод на улучшенные условия содержания может иметь место не ранее чем через
год с момента отмены улучшенных условий содержания или ранее года, если
взыскание, в силу которого отменены
улучшенные условия содержания, было снято администрацией
исправительно-трудового учреждения до истечения года.
Повторный
перевод осужденных из помещений камерного типа колонии особого режима в обычные
жилые помещения в той же колонии может иметь место не ранее чем через год со
дня возвращения их в помещения камерного типа.
Осужденный
вправе обжаловать наложенное на него взыскание. Подача жалобы не
приостанавливает исполнения взыскания. При наличии к тому оснований наложенное
взыскание может быть отменено, смягчено или заменено должностным лицом,
применившим его. Вышестоящее должностное лицо может отменить взыскание в
случае, если должностное лицо, наложившее взыскание, превысило свои полномочия
или взыскание было наложено при отсутствии нарушения со стороны осужденного.
Если в течение
года со дня отбытия взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию,
он признается не имеющим взыскания (ст.68 ИТК Украины).
# 5. Особенности исполнения взысканий в виде
водворения в штрафной
или
дисциплинарный изолятор либо карцер и перевода в помещения
камерного типа
Осужденный, в
порядке взыскания водворенные в штрафной или дисциплинарный изолятор либо в
карцер, лишаются права на получение свиданий, посылок, передач и бандеролей,
отправку писем, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.
Им не разрешается пользоваться настольными играми и курить.
В штрафных
изоляторах и в карцерах, кроме того,
осужденным не разрешается пользоваться книгами, журналами, газетами и иной
литературой, им не выдаются постельные принадлежности и не предоставляются
прогулки.
В дисциплинарных
изоляторах осужденным предоставляется ежедневная прогулка продолжительностью
один час.
В карцерах
устанавливается одиночное содержание.
В помещениях
камерного типа исправительно-трудовых колоний общего, усиленного и строгого
режима, а также в одиночных камерах колоний особого режима устанавливается
режим, предусмотренный для содержания осужденных на строгом режиме в тюрьме.
Осужденные
содержащиеся в штрафных изоляторах с выводом на работу, в помещениях камерного
типа и в одиночных камерах колоний, работают отдельно от других осужденных
(ст.69 ИТК Украины).
# 6. Должностные лица, применяющие меры поощрения и
взыскания,
и объем их полномочий
Правом применять меры поощрения и меры взыскания,
перечисленные выше, пользуется начальник исправительно-трудового учреждения, а
также все вышестоящие начальники. Меры поощрения и взыскания могут применять
также заместитель начальника исправительно-трудового учреждения, начальник
отряда исправительно-трудовой колонии, старший воспитатель и воспитатель воспитательно-трудовой колонии в пределах
своих полномочий, указанных далее.
Меры поощрения в
виде: разрешения на получение дополнительно одной посылки или передачи в год;
предоставления дополнительно одного краткосрочного или длительного свидания
либо права на одни платные телефонные
переговоры продолжительностью пятнадцать минут
в год; разрешение дополнительно израсходовать деньги в сумме до
пятнадцати процентов минимального размера заработной платы для покупки
продуктов питания и предметов первой
необходимости в праздничные дни, а в воспитательно-трудовых колониях - в сумме
до двадцати процентов минимального размера заработной платы в месяц; досрочного
снятия ранее наложенного взыскания; увеличение времени прогулки - применяются по постановлению начальника
исправительно-трудового учреждения.
Перевод
осужденных в исправительно-трудовых колониях
особого режима из помещений
камерного типа в обычные жилые помещения в той же колонии производится по постановлению начальника
колонии, согласованному с наблюдательной комиссией.
Другие меры
поощрения применяются по приказу начальника исправительно-трудового учреждения.
Меры поощрения
в виде благодарности и досрочном снятии
ранее наложенном взыскания могут применяться устно.
Меры взыскания в
виде: лишения очередного свидания; лишения права на получение очередной посылки
или передачи и запрещения на срок до одного месяца покупать продукты питания;
отмены улучшения условий содержания, предусмотренных статьями 38 и 39 ИТК
Украины; водворения осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях,
в штрафной изолятор с выводом или без
вывода на работу либо учебу, а содержащихся в воспитательно-трудовых
колониях - в дисциплинарный изолятор;
водворение осужденных, содержащихся в
тюрьмах, в карцер без вывода на работу или учебу - применяются по постановлению
начальника исправительно-трудового учреждения.
Перевод
осужденных, содержащихся в исправительно-трудовых колониях общего,
усиленного и строгого режима или в
обычных жилых помещениях колонии особого режима, в помещения
камерного типа и перевод осужденных, содержащихся в колонии особого
режима, в одиночные камеры в той же колонии производится по мотивированному постановлению начальника
колонии, согласованному с наблюдательной комиссией.
Другие меры
взыскания применяются по приказу начальника исправительно-трудового учреждения
либо устно.
Заместитель
начальника исправительно-трудового учреждения пользуется таким же, как и
начальник этого учреждения, правом применять меры поощрения и взыскания, за
исключением перевода осужденных в помещения камерного типа и одиночные камеры,
а также водворения в штрафной или
дисциплинарный изолятор и карцер.
Начальник
отряда, старший воспитатель колонии имеют право применять в устной форме меры
поощрения в виде объявления
благодарности или досрочного снятия
ранее наложенного ими взыскания, а также меры взыскания в виде предупреждения
или выговора, внеочередного дежурства по уборке помещений и территории места
лишения свободы, разового лишения осужденных, содержащихся в воспитательно-трудовых
колониях, посещения кино, концерта,
участия в спортивных играх. Воспитатель
колонии имеет право объявлять устно благодарность,
а также налагать в устной форме
взыскание в виде предупреждения или выговора (ст. 71 ИТК Украины).
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
В последнее время вокруг вопроса о состоянии
пенитенциарной системы в Украине идет много споров. По мнению специалистов,
отечественная система исполнения наказаний требует коренной перестройки.
Практика
зарубежных стран свидетельствует, что в мире не существует какого-то
общепринятого правила подчинения уголовно-исправительной системы. В одних
странах (Швеция, Польша, США, Словакия) пенитенциарные учреждения являются
структурными подразделениями министерств юстиции, но при этом они наделены
определенными степенями автономии; в других (Монголия, Куба, Румыния, Россия)
эти учреждения подчиняются системе МВД; в третьих (Шотландия, Латвия) - имеют
особенный, самостоятельный статус.
Некоторые
украинские ученые придерживаются мнения
о том, что пенитенциарная система должна быть представлена
самостоятельным комитетом или департаментом при Кабинете министров. Таким
образом, она не должна подчиняться ни МВД, ни Министерству юстиции, а только
лишь активно участвовать в межведомственном сотрудничестве. Мотивируется это
следующим образом: не могут люди, чья профессия заключается в том, чтобы
заниматься оперативно-розыскной деятельностью, быть составной частью
пенитенциарной системы, которая призвана
следить за исполнением наказания и обеспечивать содержание преступников.
Не могут быть в такой системе и те, кто формально осуждает, следит за
исполнением приговоров, соблюдением закона. По их мнению, новый ведомственный
подход к пенитенциарной системе даст возможность государству более эффективно
проводить реабилитационную политику по отношению к осужденным, способствовать
их возвращению в общество полноценными гражданами.
Осенью 1997 года
эксперты Совета Европы по соблюдению прав человека и требований
Европейских тюремных правил проводили
инспекторскую проверку учреждений пенитенциарной системы. Они сделали вывод,
что в сегодняшних условиях, сложившихся в Украине, необходимо прежде всего
рассмотреть возможность создания
автономной “тюремной” структуры. По их
убеждению, это даст возможность проводить более целенаправленную и
конструктивную политику в учреждениях уголовно-исправительной системы.
V. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Исправительно-трудовой кодекс Украины от 23 декабря 1970 г.
2.Конституция (Основной Закон) Украины - Принятая Верховным Сове-
том Украины 28.06.1996г.