Международно правовой режим международных проливов
Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации
Ивановский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ПО
МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ
Выполнил: студент 4 курса 2 года обучения
заочного
коммерческого отделения
Жаров
Николай Борисович
Проверил:
Иваново, 1997
1. ПОНЯТИЕ
ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
Проливы, или естественные морские
проходы, соединяют части одного и того же моря или, что гораздо чаще, отдельные
моря и океаны друг с другом, образуя тем самым систему морских путей в пределах
всего мирового океана.
При установлении правового режима
морских проливов учитываются, как правило, два связанных между собой фактора:
географическое положение того или иного пролива и его значение для
международного судоходства”[1].
В настоящее время режим международных
проливов регулируется нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
Конвенция устанавливает 4 вида
проливов, используемых для международного судоходства[2]:
1) проливы между одной частью открытого
моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической
зоны, в которых военные корабли, любые невоенные суда пользуются правом
беспрепятственного транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает
двойной ширины 12-мильного предела территориального моря прибрежного или
прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др.);
2) проливы, образуемые островом
государства, граничащего с этим проливом, и его континентальной частью, к
которым не применяется транзитный проход, а применяется мирный проход, если в
сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и
гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Их
ширина превышает двойную ширину территориального моря;
3) проливы между одним районом
открытого моря и территориальным морем иностранного государства, к которым
также применяется мирный проход (Мессинский, Тирана и др.);
4) проливы, режим которых регулируется
специальными конвенциями (Черноморские, Балтийские и др.).
Таким образом, к проливам различных
групп применяются разные правовые режимы: мирный проход и транзитный проход.
Под проходом понимается плавание через
территориальные воды без захода во внутренние воды, на рейды или в порты
прибрежного государства или для вхождения в эти морские пространства или выхода
из них в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым”[3].
Принцип мирного прохода применяется к
судоходству в территориальном море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип
транзитного прохода применяется к проливам, используемым для международного
судоходства, в том числе и перекрываемым территориальными водами припроливных
государств[4].
Какая-то часть вод, образующих пролив,
может быть внутренними водами прибрежного государства и иметь режим,
предусматривающий право мирного прохода иностранных судов[5].
Проход считается мирным, если в
результате его не нарушается мир, добрый порядок в территориальных водах или
безопасность прибрежного государства и если он совершается в соответствии с
положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права”[6].
В основу понятия “транзитный проход”
Конвенцией 1982 г. положен принцип свободы мореплавания[7].
Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г.
дает легальное определение транзитного прохода:
Транзитный проход представляет собой
осуществление свободы судоходства и пролета летательных аппаратов единственно в
целях непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью
открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или
экономической зоны”[8].
Однако по конвенции транзитный проход
не полностью адекватен свободе судоходства в открытом море. Часть III Конвенции
предусматривает некоторые положения, уравновешивающие интересы всех
пользователей проливами со специфическими интересами припроливных государств
(например, подводные лодки в этих проливах не могут не только проводить
маневры, учения, но даже приостановить проход)[9].
Требование о непрерывном и быстром
транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или
возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий,
установленных этим государством для входа в его внутренние морские воды и порты[10].
Государство, граничащее с проливом, не
вправе приостанавливать или прерывать транзитный проход или иным образом
препятствовать этому проходу в проливах, используемых для международного
судоходства и соединяющих одну часть открытого моря или экономической зоны с
другой частью открытого моря или экономической зоны, даже если такой пролив
перекрывается его территориальным морем[11].
В конвенции содержатся также
положения, обеспечивающие интересы государств, граничащих с проливами, в
области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдения
таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил . Суда и
летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода воздерживаются
от любой деятельности в нарушение принципов международного права, воплощенных в
Уставе ООН. а также от любой деятельности, несвойственной непрерывному и
быстрому транзиту”[12].
Конвенция не затрагивает правового
режима международных проливов, проход в которые регулируется в целом или
частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями,
специально относящимися к таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в
отношении проливов, имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые
моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное
море-Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских стран”[13].
2.
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ
Режим Черноморских проливов в настоящее
время регулируется конвенцией, заключенной в Монтрё в 1936 г., которую
подписали Болгария, Франция, Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция,
СССР, Югославия и Италия.
Статья 1 Конвенции[14]
провозглашает принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах.
В мирное время торговые суда пользуются
правом полной свободы прохода и плавания в проливах (перевозить любой груз под
любым флагом и днем и ночью) (ст. 2 Конвенции), но с обязательной санитарной
остановкой при входе в Проливы (ст. 3).
Во время войны, когда Турция не
является воюющей стороной, право свободы сохраняется (ст. 4), а если Турция
является воюющей стороной, то только торговые суда, не принадлежащие стране,
находящейся с Турцией в войне, пользуются правом свободы и причем только днем и
только по пути, указанному турецкими властями. При этом такие суда не должны
оказывать содействия противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок
устанавливается для случаев, когда Турция не находится в состоянии войны, но
считает себя поставленной в состояние военной опасности (ст.6).
Особый порядок установлен для прохода
через проливы военных судов нечерноморских держав.
В мирное время легкие надводные
корабли, небольшие боевые суда пользуются правом свободы, но только днем (ст.
10).
Общий тоннаж военных кораблей всех
держав в транзите через проливы не должен превышать 15 тыс. т , а число
кораблей, одновременно находящихся в Проливах, - девять (ст. 14). Общий тоннаж
военных судов всех нечерноморских держав при их пребывании в Черном море не
должен превышать 30 тыс. т с возможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае
увеличения военно-морских сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).
Пункт 2 ст. 18 устанавливает предельный
срок пребывания военных кораблей нечерноморских держав в Черном море - 21 день.
Статья 11 Конвенции устанавливает, что
подводные лодки должны проходить Проливы в надводном состоянии, а линейные
корабли - по одному - в сопровождении не более двух эсминцев. Ограничений в
отношении тоннажа линейных кораблей не установлено.
Статья 13 устанавливает гарантии
безопасности Турции при проходе через Проливы военных кораблей. О таком проходе
турецкому правительству дипломатическим путем должно быть сделано уведомление
по крайней мере за 8 дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю
государств, и за 15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.
Другие гарантии безопасности Турции
содержатся в статьях 19 и 20. В случае участия Турции в войне ей
предоставляется право разрешать или запрещать проход через Проливы любых
военных судов (ст. 19), а во время войны, в которой Турция не участвует,
Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы
(ст. 20).
Таким образом, в случае участия России
в войне, нормы Конвенции сковывают военную активность Российского Черноморского
флота.
Статья 23 Конвенции устанавливает
принцип свободы воздушного судоходства при условии уведомления Турции и только
после такого уведомления по маршруту, указанному Турцией.
В 1982 г. Турция приняла новый
регламент порта Стамбул, который предусматривает право турецких властей на
временное приостановление прохода судов через пролив Босфор и обязательную
лоцманскую проводку судов через пролив”, что противоречит ст. 1 Конвенции[15].
ЛИТЕРАТУРА
Конвенция о режиме Черноморских
проливов. - В кн.: Международное право в документах. - М.: Международные
отношения, 1982
Международное морское право: Справочник
/ Под ред. С.Г. Горшкова. - М.: Воениздат, 1985
Международное право: Учебник. - 5-е
изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. - М.: Международные
отношения, 1987
Молодцов С.В. Международное морское
право. - М.: Международные отношения, 1987
[1]
Международное право: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. / Отв. ред. Ф.И.
Кожевников. - М.: Международные отношения, 1987, с. 207-208
[2]
См.: Международное морское право: Справочник /Под ред. С.Г. Горшкова. -
М.:Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов
С.В. Международное морское право. - М.: Международные отношения, 1987, с.
220-228
[3]
Международное морское право, с. 86
[4]
См.: Молодцов С.В. Ук. соч., с. 220
[5] Молодцов
С.В. Ук. соч., с. 221
[6]
Международное морское право, с. 86
[7] См.:
Молодцов С.В. Ук. соч., с. 224
[8]
Международное морское право, с. 151
[9] Молодцов
С.В. Ук. соч., с. 225
[10] См.:
Международное морское право, с. 151
[11] Молодцов
С.В. Ук. соч., с. 228
[12]
Международное право. Учебник, с.208-209
[13]
Международное право. Учебник, с. 209
[14] Здесь и
далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режиме Черноморских
проливов от 27 июля 1936 года. - В кн.: Международное право в документах. - М.:
Международные отношения, 1982, с. 508-514
[15]
Международное право в документах, с. 514
Правовой режим использования Черноморских проливов Контрольна. Работа международное право его понимание и применение в Р Ф.