Некоторые проблемы преступности на Государственных границах РФ по данным гг
Вопрос 2. Некоторые проблемы
преступности на Государственной границе Российской Федерации (по данным
1994-1995 года)
Криминологическую
характеристику конкретных видов преступности (государственной, воинской,
транснациональной и иной) мы будем анализировать при
изучении прикладной части нашего
спецкурса. Сегодня же рассмотрим только общие проблемы Государственной Границы,
прямо или косвенно связанные с негативным социально-правовым явлением -
преступностью. На их (проблем) существование, в 1994 году, оказывали влияние
следующие факторы:
-усиление
военно-политической напряженности в
ряде регионов (в прибалтийском направлении, закавказском и северокавказском
регионе, а также в Республике Таджикистан);
-стремление
преступных группировок превратить Государственную границу в устойчивый канал
незаконной миграции граждан третьих стран, вывозу из России стратегического
сырья, промышленной продукции и других материальных ценностей, контрабанды
оружия, боеприпасов и наркотиков; создать вокруг пограничных соединений и
частей обстановку с повышенной криминогенностью. Всего в течении 1994 года в
отношении военнослужащих ПВ РФ и объектов ПВ совершено свыше 700 противоправных
акций;
-активизация
националистических и реваншистских сил, требующих пересмотра прохождения линии
Государственной границы РФ, особенно на карельском, прибалтийском направлениях,
а также активным формированием японской стороной выгодных для себя ситуаций для
решения вопросов, связанных с "северными территориями";
-стремление
отдельных государств и особенно Китая осуществить "тихую экспансию" в
Дальневосточном регионе посредством оседания китайских граждан в российском
приграничье;
-сохранение
напряженной обстановки на морской границе РФ и в исключительных экономических
зонах Балтийского, Японского, Охотского и Берингова морей;
-дальнейшее
становление Государственной границы РФ на новых рубежах при отсутствии
необходимых межгосударственных договоров и пограничной инфраструктуры. Создание
новых пограничных объединений в арктическом, закавказском, центрально-азиатском
и дальневосточном регионах России;
-
нарастание внутренних проблем ПВ, связанных с комплектованием соединений и
частей офицерскими кадрами, призывным контингентом, укреплением законности и
правопорядка, обустройством войск, финансированием и обеспечением
военнослужащих всеми видами довольствия.
Эти
проблемы продолжают оставаться насущными и в этом 1995 году.
За
1994 год военнослужащие ПВ во взаимодействии с другими правоохранительными
органами обеспечивая выполнение стоящих
перед ними задач:
-задержали
около 5 тысяч нарушителей границы,
среди которых выявлены 9 членов террористических организаций, 6 агентов
спецслужб сопредельных государств;
-изъяли
контрабанды на сумму 11,1 млрд. рублей, около 2-х тонн наркотических веществ и
свыше 1.5 тысячи единиц огнестрельного и холодного оружия.
Да,
цифры впечатляющие, но никто не может посчитать латентной части:
государственных преступлений; контрабанды; преступлений, которые не могут
обойтись без организованной преступности - связанных с незаконным оборотом
наркотиков, оружия, торговли машинами, людьми и пр. Если бы мы могли их
получить, то, думается, результаты нас
не порадовали...
Проанализировав
аналитические справки и обзоры главного штаба и Управления воспитательной
работы о состоянии законности и правопорядка в Пограничных войсках можно
сделать несколько основных выводов по их содержанию:
-все
негативные процессы, связанные с преступностью, происходящие в обществе,
практически по всем основным направлениям повторяют свои тенденции и в
пограничных войсках;
-между
специальными службами ПВ, на которые возложена профилактика правонарушении, как
внутри системы, так и в сфере выполнения одной из основных функций ФПС - защиты
интересов России на государственной границе, нет единого методологического
подхода к изучению этих проблем.
Поиск решения проблем законности и правопорядка невозможен без научного подхода, отработанных методик и т.д.
Если
учитывать, что эти справки и анализ готовили не профессиональные криминологи, а
люди, имеющие смутное представление об основах
криминологического анализа, то мы должны сказать им спасибо уже за то,
что они хоть как-то сравнили данные статистики и попытались объяснить
полученные результаты. Однако Вы уже не
будете иметь право проводить такую примитивную экспертизу...
Характеризуя
состояние законности, правопорядка и воинской дисциплины в ПВ РФ (по имеющимся
у автора данным) можно привести следующие данные:
1.
Сравнивая 1994 и 1995 годы:
-
обстановка сложная, количественно-качественные характеристики - динамика состояния характеризуется увеличением;
-
по уровню (на 1.000 человек) сравнить не могу (нет данных за 94 год), но
сравнивая 93 и 95 годы эта динамика
имеет обратный характер - соответственно 12,8 и 8.7 (по другой таблице у меня
получилось 7.1). См. таблицу №8:
п.п. Наименование 1-е
полу-
годие
1994 г. 1-е полуго-
дие 1995 г., в скобках
(на
1.000) Динамика
1. Всего преступлений 979 1571(8.7) + 592
1.1 Из них воинских 828 1352 (7.5) + 524
1.2 обще
уголовных 145?
(по тексту справки -
149) 219 (1.2) +
74
1.3. государственных 6 - - 6 (?)
2. Всего участников 1018 1625 (8.95) +607
2.1 Из них офицеров 19 38 (1.68) + 19
2.2
прапорщиков,мичманов 10 24 (1.33) +
14
2.3
в/с по контракту 12 35 (1.68) +
23
2.4
в/с по призыву 975 1526 (11.7) +551
3. Самоубийств 26 31 +5
3.1 Попыток самоубийств 25 19 +6
Как
бы не хотелось об этом еще раз говорить, но ни о какой криминологической
интерпретации этих данных не может быть и речи.
Теперь
поговорим о структуре преступлений, то есть о ее внутреннем содержании в ПВ РФ.
Опять же по "куцым" данным в сравнении (1-ых полугодий 94 и 95
годов):
1.доля
тяжких преступлений - +107%;
из
них:
-
умышленных убийств - +200%;
-ТТП
- +250%;
(лидерами
являются ЗабПО - 37.9% и КОПО - 12.6%). Приведя эти цифры, авторы справки
сделали вывод о том, что они свидетельствуют "о профессионализации
криминальной деятельности пограничных войск". Вы меня извините, но что
такое профессиональная преступность ... и свидетельствуют ли эти цифры об
этом... и о чем они свидетельствуют???
Надо быть осторожнее с такими выводами...
2.Динамика
роста самовольных оставлений части - +92%, а в структуре воинских преступлений
- 70% (основная их доля: 45% в учебных частях и центрах и 35% в отпусках).
Лидеры - КОПО и ГПВ РФ в РТ;
3.Совершаемые
в состоянии алкогольного и наркотического опьянения 115 (+180%), из них 60
(52.2%) в ГПВ РТ. Задайте себе вопрос
это много или мало и почему... какова
латентная часть ... и какова цена латентной части и
зарегистрированной???...
4.Рост
преступлений, совершаемых на службе по охране ГГ, в караулах и внутренних
нарядах:
-нарушений
правил несения пограничной службы 37(+311%);
-уставных
правил караульной и внутренней службы 37(+640%);
-халатное
отношение к службе -67, из них 60 в ГПВ РТ. Опять вопрос - а на всей остальной
границе все такие добросовестные, не допускают халатного отношения к службе?...
5.увеличение
качественного состава субъектов преступлений в ПВ, т. е. лиц, проходящих службу на профессиональной
основе:
-
офицеров - 38 (+100%);
-прапорщиков
- 24 (140%);
-военнослужащих
по контракту - 35 (+192%)
и так далее... А теперь вернемся (стр.7 лекции) и сравним явные основания для беспокойства на уровнях всего государства и пограничных
войск... Как видите - они практически
идентичны.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Те
фактические данные, которые мы сегодня рассмотрели естественно не будут
аналогичными после окончания Вами института Пограничных войск РФ. Они должны
стать для Вас отправной точкой для понимания проблемы правонарушений, с
которыми сталкиваются пограничники как
граждане России, при охране границы и при решении внутренних вопросов в своих будущих подразделениях, а также на
обслуживаемых участках. В процессе дальнейшего курса мы научимся
прогнозировать, планировать саму преступность и осуществлять меры по ее
предупреждению.