ПЛАН
РЕФЕРАТА
1. Правовой статус личности в Конституции РФ
1993г.
2. Политические права в системе конституционных
прав
и свобод человека и гражданина.
3. Система политических прав и свобод.
4. Политические конституционные права и свободы
человека и гражданина :
а) право на участие в управлении делами
государства;
право на референдум ;
б) право на доступ к государственной
службе;
в) право на объединение;
г) свобода манифестаций;
д) свобода слова ипечати;
е) право на петиции.
5. Значение политических прав и свобод для
человека.
6.
Конституционный статус личности в России в настоя-
щее время.
Правовой статус личности определяется
всей
совокупностью
прав человека и гражданина , отраженных
в нормах всех
отраслей действующего права .
Основы правового статуса
личности охватывают
конституционно закрепленные
права и свободы . Понятие
же основных прав и свобод
человека и гражданина можно
сформулировать следующим
образом :” Конституционные
(основные) права и свободы,
принадлежащие ему от рож-
дения (в
надлежащих случаях в силу его гражданства), за-
щищаемые государством ,
составляющие ядро правового
статуса личнотсти .”[1]
Перечисление в Конституции Российской Федерации
основных прав и свобод не
должно толковаться как отри-
цание или умаление других
общепризнаных прав и свобод че-
ловека и гражданина . Об
этом говорится в ст.55 ч.2 Кон-
ституции Р.Ф.
Глава 2 Конституции Р.Ф.,
посвященная правам и
свободам человека и гражданина , включает 48 статей
(с 17 по 64).
Впервые научную классификацию данных правомочий
осуществила М.П.Карева , приняв за основу важнейшие
сферы деятельности человека
.[2]
Ее классификация включала
следующие составляющие : а)
социально-экономические пра-
ва ; б) равноправие граждан
; в) демократические свободы.
В дальнейшем
государственно-правовая наука , используя
классификационные основы ,
предложенные М.П.Каревой ,
выработала систему сновных
прав и свобод , куда вошли :
1)социально-экономические
права и свободы граждан ;
2) политические права и
свободы граждан ;
3) личные права и свободы граждан.
Наиболее подробно данная
проблема исследуется
Л.Д.Воеводиным . Автор
удачно совместил наименование
элементов системы
конституцищнных прав и обязаннос-
тей с основанием приведенной
классификации. Ученый
выделил следующие группы
основных прав , свобод и обязан-
ностей :
1) права и обязанности
граждан в сфере социально-эконо-
мической и культурной жизни
;
2) права и обязанности граждан в сфере государственной
и общественно-политической
жизни ;
3) права и обязанности
граждан в сфере индивидуальной
свободы .[3]
Однако систему основных прав и свобод характери-
зует не только их
группировка , но и те приоритеты , ко-
торых придерживается Конституция
в их последователь-
ном расположении .
Последнее имеет далеко не техническое значение, а
отражает соответствующую
идеологию, которой придер-
живается государство в
трактовке сущности концепции
правового статуса личности .
В действующей Конституции, основанной на новой
концепции прав человека,
перечень прав и свобод установлен
в следующей
последовательности. Сначала указаны личные,
затем политические, а за
ними социально экономические.
Именно такая
последовательность присуща Всеобщей Дек-
ларации прав
человека, принятой Генеральной
Ассамблеей
ООН в 1948 г.
В российском
законодательстве она впервые была
воспроизведена в Декларации
прав и свобод человека и граж-
данина, принятой Верховным
Советом Российской Федера-
ции 22 ноября 1991года, а
затем отражена в Конституции
Российской Федерации 1993
года .
В отличие от основных личных прав , которые по
своей природе неотчуждаемы и
принадлежат каждому
от рождения как человеку,
политические права и свободы
связаны с обладанием
гражданством государства . Это
различие отражает
Конституция, адресуя личные права
каждому”, политические -
гражданам” .
В соответствии с Конституцией гражданин Рос-
сийской Федерации может
самостоятельно осуществлять
в полном объеме свои права и
обязанности с 18 лет (ст.60).
Эта норма прежде всего ,
касается политических прав и
свобод .
Система же политических прав и свобод граждан
состоит из двух
взаимосвязанных подсистем. Первая из
них включает в себя права
граждан, содержащие правомо-
чия по участию в организации
и деятельности государства
и его органов. Сюда мы
относим: избирательное право; пра-
во на референдум; право
петиций .
Вторая группа субъективных прав и свобод, входя-
щих в систему политических,
состоит из правомочий ,
представляющих собой
неотъемлемые права граждан,
целью реализации которых
является активное участие ин-
дивида в жизни общества.
Сюда относятся: свобода слова
и
печати; свобода союзов; свобода собраний .
Право участвовать в управлении делами государства
закреплено в
статье 32 Конституции . Оно адресовано
каждому
гражданину, а не политически организованной
совокупности
граждан , ассоциированных как народ , ибо
народ не
участвует ” в управлении , а осуществляет
власть,
является субъектом этой власти (ст. 3 Консти-
туции
Российской Федерации).
Осуществление этого права граждан
выражается
в различных
формах, как непосредственно, так и через
своих
представителей. Непосредственными формами
являются
участие граждан в референдуме, всенародном
голосовании по
важнейшим вопросам государственной и
местной жизни,
путем реализации права избирать и быть
избранными в
органы государственной власти и органы
местного
самоуправления .
Право на референдум включает в себя
не только пра-
во на участие
во всенародном (местном) голосовании , но
и право
требовать выставления любого вопроса на
голосо-
вание, а также
право требовать, чтобы результаты обще-
народного
(местного) обсуждения по этому вопросу учи-
тывались при
принятии окончательного решения по дан-
ному
вопросу(если решение принимается не путем рефе-
рендума).
Если же какой-либо вопрос не подлежит
разрешению
путем
референдума или не набрал необходимого количест-
ва голосов для
его постановки на референдум, а у индивида
или группы
индивидов возникло желание не просто выра-
зить свое
мнение по определенному вопросу, имеющему об-
щественное
значение, но и воздействовать на деятельность
государственных
органов по поводу данного явления об-
щественной
жизни, то граждане могут воспользоваться
правом
петиций, известным законодательству еще с конца
17 века .
Граждане Российской Федерации имеют
равный
доступ к
государственной службе, право участвовать в
осуществлении
правосудия (ст.32 Конституции РФ).
Это право
является новой для российской
Конституции
нормой . Право
на равный доступ к государственной служ-
бе означает
равенство исходных возможностей и отсут-
ствие
дискриминации по какому-либо признаку. Однако не
следует
толковать это право буквально. Во всем мире су-
ществует
система конкурсов,тестирования,собеседований.
Так ,утвержденное
Указом Президента РФ от 22 декабря
1993 года Положение о федеральной государственной
службе
предполагает прием на государственную службу
либо в порядке
назначения ,либо в порядке конкурса(пункт
22) , а также
регулярные аттестации государственных
служащих(пункт
30). Участие граждан России в отправ-
лении
правосудия долгое время имело форму выборов на-
родных судей и
народных заседателей либо участия в рабо-
те суда в
качестве судей и народных заседателей. В нас-
тоящее время в
России осуществляется поэтапное введе-
ние института
присяжных заседателей, назначаемых пу-
тем жребия для
участия в рассмотрении конкретного дела
и вынесения
решения по существу (“виновен - невиновен”)
как основы
приговора суда.
Важным правом , имеющим тесное
отношение к учас-
тию граждан в
управлении делами государства , является
закрепляемое
за каждым право на объединение , включая
право
создавать профсоюзы для защиты своих интересов,
никто не может
быть принужден к вступлению в какое-
либо
объединение или пребыванию в нем (ст.30 Конститу-
ции РФ).
Это право дает гражданам возможность
использо-
вать в
указанных целях различные формы совместной ор-
ганизованной
общественной деятельности, объединять
свои усилия
для осуществления тех или иных задач.
Общественные объединения способствуют
развитию
политической
активности и самодеятельности граждан,
удовлетворению
их многообразных интересов.
Право на объединение имеют как
российские граж-
дане, так и
иностранцы и лица без гражданства (см. часть
третью статьи
62), исключением являются политические
партии, права
на создание которых и участие в которых
имеют только
граждане России.
Право на объединение не является
абсолютным пра-
вом и может
подвергаться определенным ограничениям.
Ограничения на
пользование правом на объединение уста-
навливаются
Конституцией и федеральными законами. На-
пример, на
основании статьи 56 Конституции РФ отдель-
ные
ограничения права на обьединения могут устанавлива-
ться в
условиях чрезвычайного положения.
Одной из политических свобод, входящих
в правовой
статус
советского гражданина, является конституцион-
ная свобода
собраний, митингов, уличных шествий и демон-
страций. Что
понимается под этими терминами .. Еще в
начале века
известный английский ученый А.В.Дайси писал,
что, ” право
собираться есть не что иное, как результат
взгляда судов
на индивидуальную свободу личности и инди-
видуальную
свободу слова”[4] .
Свобода манифестаций как важный
элемент правово-
го статуса
гражданина представляет собой взаимосвязан-
ное с другими
правами, свободами и обязанностями граж-
дан
субьективное право, имеющее целью воздействовать на
государственные
и общественные органы путем согласова-
ния и
формирования мнения граждан и его выражения по
различным
вопросам общественной жизни, участия их в
управлении
жизнью общества и решении конкретных воп-
росов
повседневной жизни.(Ю.А.Дмитриев)
Правовое регулирование механизма
реализации права
граждан на
свободу собраний как нельзя лучше иллюстри-
рует нелегкий
путь юридической науки и практики от
формально-догматического
подхода к обьективно-реалис-
тическому.
Конституция СССР 1977г. и вслед за
ней Конститу-
ция РСФСР
1978г. в первоначальной радакции не устанавли-
вали
каких-либо ограничений на способы реализации назван-
ной свободы.
При формальном закреплении политических
прав граждан
этого не требовалось. Никто и не помышлял
о том, что
граждане могут реально воспользоваться этим
правом. Если
же и происходило нарушение традиции, винов-
ного ждала
суровая кара. Когда же в условиях "перестрой-
ки"
манифестации, проводимые по инициативе граждан,
приняли
массовый характер, исполкомы местных Советов
Свердловска,
Ленинграда, Москвы и других городов и облас-
тей поспешили
принять временные правила организации и
проведения
собраний, митингов, уличных шествий и демон-
страций,
пытаясь восполнить образовавшийся правовой
вакуум.
Поскольку подобные акты закрепили разрешитель-
ный порядок
реализации этой субьективной свободы, воз-
никло
противоречие между нормой Конституции и поло-
жениями
указанных актов.
25 мая 1992г. принят Указ Президента
РФ " О поряд-
ке организации
и проведения митингов, уличных шествий,
демонстраций и
пикетирования ". В нем установлено, что
впредь до
урегулирования законом РФ порядка проведения
этих
мероприятий следует исходить из положений Декла-
рации прав и
свобод человека и гражданина , принятой
Верховным
Советом РФ, о праве граждан собираться сво-
бодно и без
оружия, проводить митинги и другие указанные
мероприятия
при условии предварительного уведомления
властей.
Осуществление этого права не должно нарушать
свободы и
права других лиц. Не допускалось использование
его для
насильственного изменения конституционного
строя,
разжигания рассовой, национальной, религиозной
ненависти, для
пропаганды насилия и войны.
Этот Указ определил, что до принятия
соответ-
ствующего
российского закона упомянутый выше союзный
указ на
территории России применяется в части, не про-
тиворечащей
указанной Декларации.
Статья 31 Конституции РФ 1993 года
регламенти-
рует
проведение следующих видов публичных мероприятий:
собрания - совместного присутствия
граждан в зара-
нее
определенном месте и в заранее определенное время для
коллективного
обсуждения и решения каких-либо вопросов;
митинга - формы организованного
выражения общес-
твенного
мнения, массовой поддержки резолюций, требова-
ний и других
обращений граждан, проводимой в заранее
определенном
месте и в заранее определенное время ;
демонстрации - формы организованного
выражения
коллективного
и индивидуального мнения по любому вопросу
общественной и
государственной жизни ;
шествия - формы демонстрации,
проводимой путем
передвижения
граждан по заранее определенному маршру-
ту ;
пикетирования - формы публичного
выражения кол-
лективного или
индивидуального мнения, осуществляемой
без шествия и
звукоусиления путем размещения граждан
у
пикетируемого объекта и использования плакатов, тран-
спорантов и
иных средств наглядной агитации.
В основе механизма правового
регулирования любой
конституционной
политической свободы граждан должна
лежать норма
Конституции. Что касается свободы слова
и печати, то к
сожалению, она регулируется действующей
Конституцией
РФ не в полном объеме. В частности, в ста-
тье 29
получили закрепление права граждан на свободу
мысли, свободу
слова, свободу выражения своих мнений и
убеждений и
право искать, получать и свободно распрост-
ронять
информацию.
Часть пятая статьи 29 гарантирует
запрет цензу-
ры. Эта
гарантия содержится в Законе от 27 декабря 1991
года "О
средствах массовой информации". Вместе с тем в
Законе
предусмотрена недопустимость злоупотребления
свободой
массовой информации.
Собственно свобода печати
Конституцией не урегу-
лирована.
Можно, конечно, обосновать отсутствие
упомина-
ния о свободе
печати тем обстоятельством, что она яв-
ляется частным
проявлением свободы выражения своих
мнений. Но
этот аргумент не соответствует междуна-
родно-правовым
обязательствам России. Международный
пакт о
гражданских и политических правах в числе спосо-
бов выражения мнения указывает использование
печати
как
самостоятельное правомочие граждан.[5]
Рассмотрим право на петиции. Это
право на участие
также не лучшим образом урегулировано действующим
за-
конодательством
. Достаточно отметить, что Консти-
туция РФ даже
не употребляет термин "петиции", заме-
няя его
громоздким определением "личные и коллективные
обращения в
государственные органы и к должностным ли-
цам"(ст.33).
Что же касается текущего законодатель-
ства, то здесь
до сих пор действует архаичный акт - Указ
Президиума
Верховного Совета СССР в редакции от 4мар-
та 1980г.
"О порядке рассмотрения предложений, заявле-
ний, жалоб
граждан ".[6] При этом, кроме месячного срока
для
рассмотрения обращений и установления запрета на
рассмотрение
аналогичных писем и направление жалоб
лицу, на
которое жалуется заявитель, иных принципиаль-
ных положений
он не содержит.
Стоит отметить, что в России
действует доста-
точно
демократичный Закон "Об обжаловании в суд дейст-
вий и решений,
нарушающих права и свободы граждан".[7]
Однако им
регулируется только судебный порядок рассмо-
трения
петиций, и проблема остается не решенной.
Таким образом, политические права и
свободы граж-
дан можно
рассматривать в качестве принадлежащих им
от рождения и
обеспеченных законом основных возмож-
ностей,
позволяющих гражданам в установленных пределах
как активно
воздействовать на организацию и деятель-
ность
государства и его органов, иных субьектов полити-
ческой
системы, то есть политическую область обществе-
нных
отношений, так и участвовать в социальной жизни
общества.
Конституционный статус личности в России - одно
из важнейших
достижений на пути преобразования общес-
тва. Это
убедительное доказательство того, что наша
страна идет по
пути демократии и гуманизма , строит
правовое
государство. Многое сделано в сфере политичес-
ких прав и
свобод, особенно в создании предпосылок для
развития
многопартийности, гласности, информации, дея-
тельности
общественных организаций. Однако в целом кон-
ституционный
статус личности реализуется далеко не
полно и
непоследовательно. Положение в этой сфере жизни
нельзя назвать
благополучными.
Сложившаяся ситуация в сфере прав и
свобод челове-
ка,
несомненно, отражает переходный характер современ-
ного этапа
развития российского общества.Но "списывать"
слабости и
недостатки только на это было бы неверно .
Свою
негативную роль играют другие факторы: все еще не-
преодоленное
неуважение к правам и свободам человека, от-
сутствие
строгой и неотвратимой ответственности за
их нарушения,
незавершенность законодательства, страда-
ющего от
декларативности, а также от слабости соот-
ветствующих
государственных структур.
Исправлению неблагоприятного
положения призвана
способствовать
Федеральная программа действий в облас-
ти прав
человека. Это скоординированный план государс-
твенных
усилий, осуществляемых на основе Конституции
1993 года и
международно-правовых обязательств России.
Вместе с тем
крайне важно участие в этом деле всех прог-
рессивных сил
российского общества. Необходим строгий
и постоянный
контроль общественности за соблюдением
прав и свобод
человека в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю.А.Дмитриев А.А.Златопольский "Гражданин и
власть" ,
Москва, 1994 ,стр. 19-42.
2. Конституция Российской Федерации. Коммента-
рий. Москва,
"Юридич. литература",1994.
3. Ю.А.Дмитриев "Свобода манифестаций в
СССР" Москва , Независимое издат. "Манускрипт",1991,
стр. 24-41.
4. Е.И.Козлова
О.Е.Кутафин "Конституционное
право
России", Москва,"Юристъ",1995,стр.203-214.
[1] См. : Е.И.Козлова О.Е.Кутафин Конституционное
право России. Юристъ,Москва,1995,с.196.
[2] Советское государственное право . Москва, 1948 . с. 147-148.
[3] Воеводин Л.Д. О формах констит. закрепления свободы личности/Сов. гос-во и
право, 1982, N.4, с.210-258 .
[4] Дайси А.В.
Основы государственного права Англии.- М.,1907.,с.308.
[5] Права
человека. Сборник
международных документов.
М.,1986. с.56.
[6] Ведомости Верховного Совета СССР, 1980.
номер11, ст.192.
[7] Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РФ,1993,номер19,ст.685.