П
Л А Н
1.ОСНОВНЫЕ
ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА И ИХ 2
ХАРАКТЕРИСТИКА
2.ЕДИНСТВО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ 10
3.ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ,СВОБОД И
ОБЯЗАННОСТЕЙ 14
С
П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы 20
- 2 -
1.ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА И ИХ
ХАРАКТЕРИСТИКА
Если правам и свободам личности в
действующей ныне Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то
этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять
статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются.
Отсутствие в литературе полновесного
анализа понятия обязан ностей вовсе
не означает недооценки их роли в правовом регулиро вании поведения
членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное
значение в укреплении общественной дисциплины и
правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической
обязанности заключается в другом в кажущейся простоте . "В Уголовном
кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и
т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности
гражданина ".
Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех
обязанностей, которые закон возлагает
на нее. Они отличаются от прочих
обязанностей граждан рядом особенностей,
и все же можно говорить о едином понятии юридической обязанности независимо от того, в каком нормативном
акте она записана.
Как известно, правовая норма, закрепляя
должное поведение людей, регулирует
их деятельность посредством установления либо
- 3 -
прав, либо обязанностей. Категория "должное
поведение", т.е. поведение,
обеспечиваемое принудительной силой государства и соответствующей
санкцией в юридической норме, отражает специфику права в целом, отличие правовых от всех других социальных
норм. Однако она не дает достаточного представления о правах и обязанностях
как таковых, не делает между ними
каких-либо различий. Они в рамках должного существуют в степени долженствования, хотя эту степень
категория "должного" не в состоянии выразить. Она не может быть с надлежащей полнотой
отражена в категориях "возможности"
и "необходимости".
Правовая необходимость полнее всего
раскрывает существо юридической обязанности.
Она, с одной стороны, указывает, что эта обязанность существует и
развивается в рамках должного, установленного
законом и обеспечиваемого государством поведения. С другой же стороны, она выражает содержание обязанности и
присущую ей специфику. "Необходимость" для раскрытия обязанности
играет такую же роль, какую в понятии
прав и свобод личности выполняет
"возможность".
В данном случае необходимость
указывает то направление, в
котором должен идти научный поиск при
определении понятия юридической обязанности.
Очевидно, юридическая
обязанность есть не просто должное (правомерное) поведение, а это также и характеризуемое определенным
качеством (вид) и находящееся в
определенных границах (мера) поведение.
Здесь налицо переход от сущности первом порядка к сущности втором
порядка. Вторая выражает специфику
правовой обязанности полнее и
глубже, чем первая, и потому она является содержательнее ее.
Н.С. Братусь и С.Ф. Кечекьян определяют
обязанность не через
- 4 -
"должное", а через "долженствование". По мнению
С.Н. Братуся, "обязанность,
будучи мерой поведения, означает "долженствование", необходимость этого
поведения со стороны обязанного лица...".
"Долженствование", как и
"необходимость",
в отличие от
"должного"
выражает внутреннюю сторону обязанности. Оно позволяет взглянуть на обязанность
как бы изнутри ее, со стороны обязанного субъекта, а не государства,
установившего должное
поведение и озабоченного тем,
чтобы оно было исполнено.
С.Ф. Кечекьян, раскрывая понятие
обязанности через "долженствование", трактует его как
"необходимость" и в своем определении предпочитает использовать
термин "необходимость", хотя и оговаривается, что
употребление этом термина связано с некоторыми неудобствами. С.Ф. Кечекьян считает, что "правовая
обязанность есть обусловленная ... необходимость определенного поведения". Поскольку необходимость чаще всего
употребляется в философском значении и здесь не связана с действующими в природе
и обществе закономерностями, то он
поясняет: необходимость
употребляется не только в философском,
но и в других смыслах.
Термин "необходимость" в данном
случае используется в смысле "социальной связанности" поведения
обязанного субъекта. По мнению С.Ф. Кечекьяна, здесь речь идет о связанности,
создаваемой правопорядком, о
необходимости, диктуемой нормами права и всей системой поведения
людей".-Иначе говоря, содержащаяся
в правовой обязанности необходимость в
первую очередь вытекает не из объективных законов общественного развития, а из
правовых норм. Но с точки зрения
установленного государством правопорядка обязанность это то же общественно
необходимое поведение. Как видно, в
данном случае идет речь о правовой необходимости, обусловленной природой
- 5 -
существующего
в стране общественного и государственного строя, т.е. конституционного строя.
Как юридическая возможность, так и
правовая необходимость особенно
отчетливо проявляются в конституционных правах, свободах и обязанностях людей.
В литературе предпринята не лишенная интереса попытка раскрыть понятие
обязанности через категорию возможности.
Так, Г.В. Мальцев полагает,
что "юридическая обязанность есть не только должное, но и возможное в человеческом
поведении". Однако содержащееся в обязанности возможное поведение в
отличие от возможности, заключенной в субъективном праве, является
одновременно и государственно необходимым.
"Обязанность, - утверждает
он, - есть возможность поведения, имеющая необходимый характер, т.е, возможное
в поведении одновременно является и необходимым" .
Как видно,
здесь правильно подмечена связь правовой возможности и правовой необходимости. В праве эти категории не только
взаимосвязаны, но и взаимно проникают. И, видимо, обоснованно будет характеризовать юридические права и свободы и юридические обязанности
качествами возможного и необходимого
поведения. Это особенно отчетливо
можно проследить на примере
конституционных прав и свобод и обязанностей. Как известно, право на основное
общее образование является
обязательным (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ). В этом предписании Конституции заключаются
и возможность (право) и
необходимость (обязанность). В
органическом соединении возможность и необходимость находятся также и в
политических правах и свободах.
Не следует из этого делать вывод, что как юридические права и свободы, так и
юридические обязанности целесообразно раскрывать
- 6 -
через
категорию возможности. Мне
представляется, что это делать
нецелесообразно. Во-первых, потому, что при этом смазываются различия между
правами и обязанностями, поскольку и
права и обязанности в равной
мере определяются как
правовая возможность.
Во-вторых, характеризуя как права и
свободы, так и обязанности в виде
правовой возможности, нужно оговориться, что в последнем случае речь идет о необходимой по закону
возможности. Но необходимая по закону
возможность и есть правовая необходимость.
Методологически правильнее будет раскрывать понятие прав и свобод через
категорию правовой возможности, а
юридических обязанностей через категорию правовой необходимости. Такой
подход позволяет установить
существующие различия между правами, свободами
и обязанностями, вскрыть содержание
каждого из этих правовых явлений. К этому же выводу в итоге приходит сам
Г.В. Мальцев. "Государственное признание необходимости поведения, - пишет он,
- такова основная специфическая черта обязанностей в отличие от
субьективных прав". Хотя понятие
обязанностей следует раскрывать
через правовую необходимость, вместе с тем нужно помнить, что между необходимостью
и возможностью нет барьера,
"китайской стены", что
необходимость, имея строгие рамки, содержит в себе известные возможности.
Носитель конституционных обязанностей, например, должен строго
следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах этого
правового требования он может проявлять свою самостоятельность и
активность как в постановке цели, так
и в
ее реализации. В условиях демократического общества обязанное
лицо является не пассивным объектом государственного властвования, а
активной личностью, для которой практическое воплощение в жизнь
- 7 -
обязанностей
есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания.
Конституционные права, свободы и обязанности прежде
всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами.
Возлагая на граждан основные обязанности,
государство сохраняет за собой
возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем
этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать
меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому
как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства,
выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями
государства и его органов создавать,
руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное
исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря,
предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них
обязанности, государство берет на себя бремя
гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах
правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер от убеждения до принуждения - с тем, чтобы установленные
обязанности были исполнены.
В научной литературе имеются другие подходы в
области интерпретации природы и
содержания основных обязанностей. Их обычно истолковывают либо в связи с
правами и свободами, пределами
их осуществления, либо с
принципами, прежде всего, с идеями равноправия. По словам немецкого исследователя Х. Хофмана, "основные
обязанности в сочетании с принципом
равенства так сильно выросли с момента своего возникновения, что могут
пониматься даже как основное право на равное распределение
обязанностей...".
- 8 -
В отличие от прав (свобод) основные
обязанности имеют широкомасштабное содержание.
В Конституции они проявляются прежде всем в форме
правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо
воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность
нередко опирается не только на правовые
нормы, но и нормы морали. "Иными
словами, основные обязанности граждан сочетают в себе качества юридического
веления с качествами морально-идеологического императива,
а их нормативность обеспечивается действием своих элементов их
содержания, т.е. нравственным долженствованием и юридической обязанностью"
.
Российская Конституция устанавливает
прямое действие своих
предписаний
(ч. 1 ст. 15). "Права и свободы
человека и гражданина, - согласно ст.
18, - являются непосредственно действующими". Если закрепленные
конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться
непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому
обязанность платить установленные законом
налоги и сборы. Как видно из
содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип - "платить
установленные законом налоги и
сборы". Однако для осуществления
этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в
жизнь этом требования необходим специальный закон или даже
несколько, которые определяли бы субъектов налогообложения, размер
и виды налога и пр.".
Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством
крайне затруднительно или вообще невозможно.
Обязанности в основе правового статуса
человека и гражданина
в реальной действительности выполняют
разнообразные многоцелевые
- 9 -
функции
и социальные роли. В литературе они
характеризуются следующим образом:
одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного
поведения; гарантия и
необходимое условие
осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и
правопорядка, выполнения функций государства".
Если юридические права
характеризуются содержащейся в
них личной свободой, то наиболее существенное в обязанностях заключается в
ответственности за исполнение предписаний закона. Ответственность - социально-правовой фактор, который, с одной стороны, связывает обязанного
субъекта существующим правопорядком, а с другой - стимулирует его активность,
обеспечивает строгое и неуклонное исполнение обязанности".
Конституционные обязанности устанавливаются
как в целях осуществления интересов всего общества, государства, так и в
интересах каждого отдельного гражданина. Обязанности, подобно конституционным
правам и свободам, не следует отрывать
от целей, выражением которых являются интересы.
Весь проделанный анализ позволяет
определить понятие конституционных (основных) обязанностей.
Конституционная
"основная" обязанность - это установленная государством в интересах
всех членов общества и закрепленная в его Конституции необходимость,
предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и
ответственность за ненадлежащее его исполнение.
- 10 -
2.ЕДИНСТВО
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ
Если в прежних советских
конституциях содержались нормы, закрепляющие единство основных прав, свобод и обязанностей, то нынешний Основной закон Российской
Федерации подобных норм не содержит.
"Осуществление прав и
свобод неотделимо от исполнения гражданином обязанностей" - гласила
ст. 59 Конституции СССР 1977 г. Это же положение закреплялось всеми
советскими конституциями, принятыми в соответствии с Конституцией СССР.
Однако и сейчас конституции некоторых республик,
входящих в Российскую Федерацию, фиксируют подобные положения (ст. 20 Степного
уложения Республики Калмыкия) .
Вопрос о единстве прав, свобод и
обязанностей в основах правового
статуса личности независимо от того, закреплен ли он в конституции или
нет,является определяющим моментом правового статуса личности. Это единство
обусловлено прежде всего сочетанием личных (частных) и общественных интересов.
Именно это обстоятельство диктует
необходимость рассматривать их как целостное правовое явление.
Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует
теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой
поддержки посыл немецкого ученого
Ф,Фабрициуса: "Право на труд признается в качестве примера прав
человека. Вывод об обязанности
трудиться представляется допустимым,
ибо
- 11 -
ценности, не обеспечиваемые природой, должны
создаваться трудом". В системе права конституционные права, свободы и
обязанности
занимают свое
особое место и представляют собой самостоятельный институт.
Как особый
государственно-правовой институт основные права, свободы и обязанности
обладают рядом таких свойств,
признаков, которые выделяют их
из всей системы прав, свобод и
обязанностей граждан и обусловливают их определяющую роль в оформлении правового статуса личности в
демократическом обществе и государстве.
Отечественные юристы единодушны в том, что основные права,
свободы
и обязанности образуют общественно-правовой институт, но они расходятся относительно его содержания. Если большинство
ученых считают, что в этот институт
следует включать все записанные в конституции права, свободы и обязанности
граждан, то некоторые, напротив, полагают, что к нему относятся не все, а лишь
те права, свободы и обязанности, которые непосредственно связаны с функционированием
государственной власти.
Предметом конституционного права является
не взятое в отдельности то или
иное, записанное в Основном законе право, свобода и обязанность, а все вместе,
в единстве, в комплексе.
Вывод о том, что все взятые вместе основные
права, свободы и обязанности
образуют единый конституционно-правовой институт, имеет важное теоретическое и
практическое значение, так как он
позволяет взглянуть на них как на нечто
целостное, обладающее
специфическими признаками и свойствами
системы. Конституционные права, свободы и обязанности рассматриваются
как основополагающие. Основными
конституционные права, свободы и обязанности являются не только по форме, поскольку они закреплены в Основном за-
- 12 -
коне
Российского государства, но, что особенно важно, и по содержанию. Именно содержание конституционных прав, свобод и обязанностей выделяет
их из всей системы прав, свобод
и обязанностей граждан, обеспечивает им
в правовом статусе личности
решающее значение. Форма
же, т.е. закрепление их в Основном
законе, есть лишь прямое следствие исключительного значения их содержания.
Вопрос о правах, свободах и обязанностях, порядок их разме-
щения
решается конституциями по-разному.
Наиболее распространенными является такой порядок, когда в Основном законе фиксируются только
права и свободы, а обязанности
отсутствуют. Как уже отмечалось, это прежде всего относится к старым
конституциям (Конституция США,
например). Другое размещение -
это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма
конституционного закрепления характерна для современных конституций.
Во многих конституциях права, свободы и
обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные
главы. В качестве примера можно привести Конституцию Республики Узбекистан (гл.
11) .
В современной Конституции Российской Федерации такие институты, как права и свободы, обязанности, а также их гарантии, представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность
в порядке размещения этих институтов.
Видимо, для более четкого
восприятия этом документа требовалась не одна,
а несколько самостоятельных глав,
в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы
конституционного статуса человека и гражданина.
Практическое значение такого способа
размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную
помощь также
- 13 -
и разработчикам законов,
развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно
такие правила: во-первых,
в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены
между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов
делает закон односторонним, поскольку
регулировать отношения между обществом,
государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага - права
и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все
законы отвечают этим требованиям.
- 14 -
3.ПРИЗНАКИ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ,СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ
В ходе длительной и упорной борьбы за права
и свободы личности сложился довольно устойчивый комплекс политических
свобод и гражданских прав. Эти права и
свободы приобрели характер широко
признанных социально-политических ценностей.
И уже в силу традиции,
независимо от того, содержатся
ли эти права и свободы
в конституции или нет, в
общественном сознании они все равно относятся к основным. С неуклонным их соблюдением обычно связывается
представление о справедливости,
демократии, правопорядке, законности и пр.
Немаловажную роль в признании за
традиционными правами и свободами качества основных играет их
закрепление во Всеобщей декларации прав человека, одобренной ООН в 1948 г., и в международных
пактах о правах человека, принятых в 1966 г.
В ныне
действующей Конституции России хотя записанные в ней права, свободы и обязанности в заголовке не
определяются как основные, тем не менее в ее тексте этот термин используется. Как уже отмечалось, основными права, свободы и обязанности
граждан являются в первую очередь потому, что они опосредуют наиболее существенные
коренные отношения между государством и его гражданами в связи
с их местом в важнейших областях
жизни и деятельности. Но, будучи
основными по содержанию,
соответствующие юридические возможности могут стать таковыми по форме,
если они будут закреплены в Основном законе государства.
В ныне действующей Конституции РФ записаны
лишь такие права, свободы и обязанности,
которые сложились на базе вызревших в об-
- 15 -
ществе
коренных, существенных отношений и
связей между государством и ею гражданами.
Эти права, свободы и обязанности
являются основными и фактически, и юридически.
Те или иные права, свободы и обязанности
граждан могут к определенному времени развития общества сложиться как
основные, если они опосредуют принципиальные и существенные отношения
между обществом и его членами.
Но, несмотря на это, за ними может быть и не признана соответствующая
юридическая сила, так как они
не записаны в конституции.
В качестве основного, например, ныне сложилось право на охрану
чести и достоинства граждан. "Достоинство личности охраняется
государством. Ничто не может быть
основанием для его умаления", - сказано в ч. 1 ст. 21
Конституции РФ. Охрана названного права предусмотрена Гражданским кодексом
(ст. 152), а также нормами уголовного
права. Все это выделяет его из системы прав, свобод и обязанностей и ставит в
один ряд с другими основными правами и
свободами граждан. Видимо, то же можно сказать о праве на охрану брака
и семьи, закрепленного соответствующими
нормами законодательства Российской Федерации. Еще недавно такое основополагающее право, как свободное
передвижение и выбор места пребывания,
не было записано в Конституции СССР и России. Теперь же оно закреплено в
ст. 27 Конституции РФ.
Быть основным - это не единственный признак конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Кроме этого им присущ ряд других признаков и свойств, которые
обособляют их в системе прав, свобод и обязанностей граждан.
Конституционные права, свободы и
обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод
и обязанностей человека
и
- 16 -
гражданина,
записанных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные,
принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных
отношений. Провозглашенное в ст. 34
Конституции РФ право граждан на предпринимательскую деятельность содержит исходное, принципиальное положение
для регулирования сферы хозяйственной жизни. Чтобы установить исходные
положения, конституционные права, свободы и обязанности должны формулироваться
в самом общем виде, однако должны быть определенными по содержанию. Только при
этом условии они будут иметь прямое действие и обеспечивать необходимый
простор для текущего
законодательства, призванного
развивать записанные в Конституции права,
свободы и обязанности.
Из того факта, что конституционные права, свободы и обязанности являются
юридической базой для других прав,
свобод и обязанностей, вовсе не вытекает вывод, что вторые составляют часть первых. Соотношение между этими двумя группами прав,
свобод и обязанностей - не отношение части к целому. И конституционные права, и права,
установленные нормами каждой отдельной
отрасли права, носят самостоятельный характер. Соотношение тут
совершенно иное: оно состоит в
том, что конституционные права, свободы
и обязанности граждан указывают исходное, главное направление развития всей системы прав и
обязанностей граждан. Конституционные права, свободы
и обязанности определяют в
принципе содержание, основную целевую направленность всех других прав, свобод и
обязанностей.
Однако записанные в Конституции права,
свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации
и развитии посредством текущего законодательства. В противном случае они
- 17 -
рискуют
в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая
самостоятельное значение
конституционных прав,
свобод и обязанностей, в то же
время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены
содержащиеся в них идеи.
В результате правотворчества,
развернувшегося в нашей стране за
последние годы, целый ряд конституционных прав и
свобод, а также их обязанностей были
конкретизированы в нормах текущего законодательства.
Конституционные права, свободы и обязанности обладают наивысшей юридической силой.
Из этого свойства прежде всего
следует, что все другие права, свободы
и обязанности должны в принципе соответствовать конституционным правам, свободам и обязанностям граждан.
Указанное положение не нужно понимать буквально, будто в текущем законодательстве могут
закрепляться лишь такие права, свободы
и обязанности, которые тождественны по содержанию
конституционным. Необходимо, чтобы все
другие правд, свободы и обязанности, возлагаемые на граждан различными
нормативными актами, не противоречили,
а соответствовали в принципе конституционным правам, свободам и
обязанностям. В этом, как известно,
выражается принцип законности.
Соответствие всех других прав и обязанностей граждан конституционным
вовсе не исключает, а предполагает их многообразие, так как они призваны
удовлетворять разнообразные интересы
и потребности личности, коллектива,
общества. Соответствие должно пониматься как их единство в главном, в
основном, т.е. согласие в целях,
которые стоят перед обеими группами прав, свобод и обязанностей.
- 18 -
Нередко это подчеркивается и внешним
образом. Нормативные акты, развивающие записанные в Конституции права,
свободы и обязанности и устанавливающие в соответствии с ними другие права, свободы и обязанности
граждан, обычно содержат ссылки на надлежащие статьи Основного закона. "В
целях обеспечения конституционном права граждан на труд в условиях, отвечающих
требованиям гигиены, усиления надзора и
контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране
труда, - говорится в одном из Указов
Президента РФ от 13 мая 1994 г. Во всей полноте и многообразии закрепленные во
второй главе конституции права и
свободы будут развиты и конкретизированы лишь с принятием Свода
законов Российской Федерации. Начало этому было положено Указом Президента РФ
от 9 февраля 1995 г. В нем, в
частности, говорится: "В целях реализации положений статьи 15 Конституции
Российской Федерации, упорядочения
законодательства, обеспечения ею стабильности, укрепления конституционной
законности постановляю: 1)
Признать необходимым начать подготовку к составлению и изданию Свода
законов Российской Федерации - официального систематизированного полного собрания
действующих нормативных актов
Российской Федерации". В данном Указе ведущим юридическим учреждениям
Москвы предложено представить рекомендации в первом полугодии 1995 г.
по принципам формирования и структуре Свода законов Российской Федераций. Министерству юстиции Российской Федерации и
Государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в качестве первого
этапа подготовки к изданию Свода
законов Российской Федерации осуществить в течение 1995 г. инвентаризацию всех
действующих, формально не отмененных федеральных законов, нормативных указов
Президента Российской Федерации, нормативных постановлений
- 19 -
Правительства Российской
Федерации, иных нормативных
актов, а также нормативных актов Союза
ССР, продолжающих действовать
на территории Российской Федерации,
в целях формирования хронологического собрания действующих нормативных
актов на машиночитаемых носителях.
Из наличия у конституционных прав,
свобод и обязанностей высшей юридической силы вытекает также, что лицам не могут быть предоставлены такие
права или возложены на них такие обязанности, которые противоречат или
несовместимы с конституционными. В случае
возникновения подобной ситуации
действуют конституционные права, свободы и обязанности, а противоречащие им
права, свободы и обязанности должны быть отменены компетентными
государственными органами. "В Российской
Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и
свободы человека и гражданина" (ч. 2 ст. 55 Конституции
РФ).
Обеспечение за конституционными правами,
свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией
незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.
Российское государство берет
на себя обязанность охранять, обеспечивать и защищать, т.е. гарантировать, все права и свободы
человека и гражданина независимо от того, в каком нормативном акте они
записаны (ч. 1 ст. 45).
Однако повышенное внимание оно
уделяет основным правам и свободам, а также обязанностям. Это выражается в
том, что указанные правд и свободы закреплены в специальной главе Конституции
(гл. 2). Оно также проявляется и в том,
что содержащиеся в Основном законе государства положения, направленные на
реализацию прав и свобод, имеют в виду прежде всего претворение в
жизнь именно основных прав и свобод.
-
20 -
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
1.Конституция РФ
2.Бережнов А.Г.Права личности.Некоторые
вопросы теории М.1991
3.Воеводин
Л.Д.Конституционные права и
обязанностисоветских граждан М.1972
4.Масленников
В.А.Конституционные обязанности советских граждан М.1972
5.Конституция
РФ и
совершенствование механизма защиты прав человека М.1995
6.Механизм защиты
прав человека в России М.1996
Согласно Конституции РФ в нашей стране основы конституционного строя права и обязаннос. Реферат на тему Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации. Права граждан при приобретении материалов в торговых коммерческих предприятиях. Права обязанности и ответственность по Российскому законодательству. Реферат на тему конституция РК о правах и обязанностях граждан РК. Основные права свободы и обязанности человека в рамках ЕС. Система прав свобод иобязанностей человека и гражданина. Реферат на тему конституция РК право закон для класса. Личные права и свободы человека и гражданина в Р Ф. Права и свободы и обязанности гражданина Реферат. Признаки прав гражданина в конституционном праве. Конституционные права и обязанности граждан р ф. В чём обязанности гражданина пред государством. Основные обязоности человека и гражданина Р Ф. Обязанности граждан Р Ф защита прав человека.