Юридический институт МВД РФ
Тульский факультет
Контрольная работа вариант № 6 :
по курсу :
«ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ
ОРГАНЫ»
группа : 9707
зачетка : № 156
выполнил слушатель : Бойчук Александр Леонидович
Тула 1999
План работы
:
1. Теоретический вопрос. …………………………………………………………. 2
Вывод
.5
2. Задача № 1. ………………………………………………………………………..6
Вывод ……………………………………………………………………………8
3. Задача № 2. ………………………………………………………………………..9
Вывод
.10
Список
используемой литературы …………………………………………….. 10
Теоретический вопрос.
1.
Изобразите в виде схемы систему органов прокуратуры Российской
Федерации.
2.
Как вы полагаете, почему Главный
военный прокурор подчиняется гражданскому лицу – Генеральному прокурору
Российской Федерации ?
Рассматривая вопрос о том почему
Главный военный прокурор подчиняется гражданскому лицу – Генеральному прокурору
Российской Федерации обратимся к ст. 129 Конституции РФ[1]
:
1. Прокуратура
Российской Федерации составляет единую
централизованную систему с
подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на
должность и освобождается от должности Советом
Федерации по представлению Президента Российской
Федерации.
3.
Прокуроры субъектов Российской
Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами.
4. Иные прокуроры
назначаются Генеральным прокурором
Российской Федерации.
5. Полномочия,
организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Полномочия, организация и
порядок деятельности прокуратуры определяются
Федеральным законом "О
прокуратуре Российской Федерации”[2]
В указанных выше
целях прокуратура Российской
Федерации осуществляет:
·
надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, органами
военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за
соответствием законам издаваемых ими
правовых актов;
·
надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами,
представительными
(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления, органами военного
управления, органами контроля,
их должностными лицами, а
также органами управления и
руководителями коммерческих и некоммерческих
организаций [3];
и т.д.
В соответствии с
конституционным положением о том,
что прокуратура Российской Федерации
составляет единую централизованную систему с
подчинением нижестоящих прокуроров
вышестоящим и Генеральному прокурору
России в разделе II Закона[4] определены система и организация прокуратуры
Российской Федерации. И как уже выше было отмечено систему прокуратуры России
составляют Генеральная прокуратура
Российской Федерации, прокуратуры субъектов
Федерации и приравненные к ним прокуратуры, прокуратуры
городов и районов, другие
территориальные, а также военные и иные
специализированные прокуратуры.
Из
федерального закона «О прокуратуре» видно :
·
ст. 14. пункт 1. Генеральную прокуратуру
Российской Федерации
возглавляет Генеральный прокурор
Российской Федерации;
·
ст. 14. пункт 6. В
Генеральной прокуратуре
Российской Федерации образуется на
правах структурного подразделения Главная военная прокуратура,
возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором;
·
и
также как и в конституции в статье 13 Закона “О прокуратуре”, нашло свое отражение
конституционной нормы :
Ø
пункт 1. Прокуроры
субъектов Российской Федерации
назначаются на должность Генеральным прокурором
Российской Федерации по
согласованию с органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации, определяемыми субъектами
Российской Федерации. Прокуроры
субъектов Российской Федерации подчинены и подотчетны Генеральному
прокурору Российской Федерации
и освобождаются им от
занимаемой должности.
Ø
пункт 2. Прокуроры
городов и районов, прокуроры
специализированных прокуратур
назначаются на должность и освобождаются
от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны
вышестоящим прокурорам и
Генеральному прокурору Российской Федерации.
На основании вышеизложенного можно
сделать вывод о том, что Прокуратура РФ – единая централизованная система в
которую входит Генеральная прокуратура , в которой на правах структурного
подразделения входит Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем
Генерального прокурора Российской
Федерации - Главным военным прокурором. Учитывая, то что все нижестоящие
прокуроры подчиняются вышестоящим – можно сделать вывод о том, что Главный
военный прокурор подчиняется Генеральному прокурору Российской Федерации.
Все вышерассмотренное является –
теоретическими выкладками , т.к мы все наблюдаем возникший вопрос о «человеке
похожем на генерального прокурора» и каким образом проявил себя как
«подчиненный» ему – Главный военный прокурор. Что это ? Правовой беспредел или правовая
неурегулированность ? Об этом наверное
будут рассуждать историки.
Задача № 1
Ученики 8
класса Бойко, Саблин и др. находясь в нетрезвом состоянии, в подвале дома № 8
по ул. Лесной, изнасиловали несовершеннолетнюю Юрко. По ходатайству
администрации школы районный суд рассмотрел уголовное дело в актовом зале
школы, в которой учились подсудимые. В процессе присутствовали учителя, родительский
комитет, учащиеся школы.
Оцените
действия суда. Каково значение выездных судебных заседаний ?
В статье 123 п.1. Конституции РФ
сказано:
Разбирательство
дел во всех судах открытое. Слушание дела в
закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом [5].
Данная статья
рассмотрена в комментариях к Конституции РФ:
Гласность
судебного
разбирательства в качестве
конституционного принципа установлена ч. 1 ст. 123. Сущность указанного принципа
заключается в том, что
суд рассматривает уголовные,
административные и
гражданские дела в открытом судебном заседании. Каждый
гражданин может свободно войти в зал
судебного заседания и находиться в нем во время слушания дела.
Присутствующие во время судебного рассмотрения дела граждане не должны
нарушать порядка судебного заседания и мешать слушанию дела. В противном случае к нарушителям
дисциплины в зале судебного заседания
во время слушания уголовного дела,
например, могут быть приняты
меры, предусмотренные ст. 263 УПК, в виде удаления из зала суда или штрафа.
В определенных законом
случаях судебный процесс
может проходить в закрытом
судебном заседании. Закрытое судебное заседание допускается по
мотивированному определению суда или постановлению судьи по делам о
преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста, по
делам о половых преступлениях и по другим делам в целях предотвращения
разглашения интимных сторон жизни участвующих в деле лиц.
На закрытое судебное
заседание не допускаются
публика, представители средств
массовой информации. Слушание
дела происходит в закрытом заседании с соблюдением всех
процессуальных норм судопроизводства. Приговор суда во всех
случаях оглашается публично.
Далее
обратимся к статье
228. УПК РФ[6] (Разрешение
вопросов, связанных с подготовкой к рассмотрению дела в судебном
заседании) :
Признав возможным назначение судебного заседания,
судья обязан также разрешить следующие
вопросы:
п. 1) о месте и времени судебного разбирательства;
п. 6) о
рассмотрении дела в
закрытом судебном заседании
в случаях, предусмотренных
статьей 18 настоящего Кодекса.
В комментариях к
данной статье даны следующие разъяснения по вышеперечисленным пунктам статьи[7]
:
1. Судебное разбирательство, по общему правилу, производится
в помещении суда, которому подсудно дело. Однако дело
может быть рассмотрено и в выездном
судебном заседании по месту совершения
преступления, по месту работы обвиняемого, потерпевшего, по месту
проживания большинства свидетелей
и т.п. При определении места
рассмотрения дела судья
может учесть ходатайства прокурора, обвиняемого,
потерпевшего и других участников процесса.
16. В случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 18, судья принимает
решение о рассмотрении дела в закрытом
судебном заседании. При решении данного вопроса судья
учитывает ходатайства прокурора, обвиняемого и других участников
процесса.
В ст.18 УПК РФ сказано (Гласность судебного разбирательства)[8]:
Закрытое судебное разбирательство, допускается по мотивированному
определению суда или постановлению судьи по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста,
по делам о половых преступлениях, а также по другим делам в целях
предотвращения разглашения сведений
об интимных сторонах
жизни участвующих в деле лиц.
Слушание дел в закрытом
заседании суда осуществляется с соблюдением всех правил судопроизводства.
Приговоры судов во всех случаях провозглашаются публично.
Данная статья прокоментирована
следующим образом :
4. Гласность
судебного разбирательства, предоставляющая гражданам, достигшим шестнадцатилетнего возраста, право
присутствовать в зале
судебного разбирательства, не исключает права и обязанности суда (судьи) решить вопрос о том,
в какой аудитории
должно рассматриваться дело, а в
необходимых случаях и пригласить тех
лиц, для которых
воспитательное воздействие рассматриваемого дела может оказаться
наиболее желательным.
Осуществление принципа гласности сочетается,
таким образом, с
целенаправленным воздействием судебного процесса на граждан.
8. Принимая решение
о рассмотрении дела в закрытом заседании,
суд (судья) стремится обеспечить
наиболее благоприятные условия
для всестороннего и
полного исследования всех
обстоятельств совершенного
преступления.
11. При рассмотрении судами дел об изнасиловании или об иных половых преступлениях следует в каждом
случае обсуждать вопрос о
необходимости проведения закрытого
судебного заседания в полном
объеме или частично,
с учетом требований уголовно -
процессуального
законодательства, принимать необходимые
меры к тому, чтобы лица моложе
шестнадцати лет, не являющиеся участниками
процесса, не находились в зале
судебного заседания, а выступающие по делу в качестве свидетелей лица после их
допроса удалялись из зала судебного заседания.
12. В законе нет специальных указаний, может ли суд допускать посторонних, не участвующих в
деле лиц в
закрытое судебное заседание. Представляется, что с учетом
целей проведения закрытого разбирательства суд вправе разрешить
представителям общественных
объединений или иным
лицам (родственникам несовершеннолетнего подсудимого, потерпевшего и др.)
присутствовать в судебном
заседании, разъяснив им недопустимость разглашения исследуемых при закрытых дверях обстоятельств.
На основании вышеизложенного можно сделать следующий
вывод :
Несовершеннолетние Саблин и Бойко
совершили половое преступление. На основании вышеизложенных норм, следует, что
лица не участвующие в судебном заседании, моложе шестнадцати лет не могут быть
допущены в зал судебного заседания, а на практике не допускают и ранее
восемнадцати лет. Само участие данных лиц в процессах подобного рода
ограничивается только дачей показаний им зале суда, после чего данное лицо
удаляется из зала.
Как уже было сказано при рассмотрении
дел об изнасиловании рассматривается вопрос о закрытом судебном заседании, что
влечет собой ограничение лиц присутствующих в зале судебного заседания.
С учетом того, несовершеннолетние не
могут быть допущены в зал судебного заседания (а основной смысл данного
выездного судебного заседания полагает их участие в нем – показать на примере
их товарищей о недопустимости совершения преступлений) - теряется смысл
выездного судебного заседания его основной роли – предупредительно -
профилактического воздействия, т.е. действия суда можно оценить как
необоснованные – лишенные всякого смысла с практической точки зрения.
О роли выездных
судебных заседаний говорят многие документы, так в ст.9 Постановления Пленума
Верховного Суда РФ [9]от 27.08.86 N
2 говорится :
- Судам следует повысить качество
профилактической деятельности по
делам о правонарушениях, связанных с
пьянством и алкоголизмом, активно
использовать в воспитательных целях возможности рассмотрения таких дел в выездных судебных заседаниях непосредственно на
предприятиях, в учреждениях,
организациях и по месту жительства
правонарушителей.
В
Постановлении Пленума Верховного Суда РФ[10]
О повышении роли судов в выполнении требований закона, направленных
на выявление и устранение причин и условий, способствовавших совершению
преступлений и других правонарушений”
пункт 9 также говорится :
- Рекомендовать судам
принять дополнительные меры
к расширению и укреплению
связи с трудовыми
коллективами и общественными организациями,
содействуя их непосредственному участию в работе по устранению причин и условий, способствовавших совершению
преступлений и иных
правонарушений. В этих
целях повысить внимание
к таким формам
профилактической работы, обеспечивающим расширение гласности судебной деятельности, как
рассмотрение наиболее актуальных
дел в выездных
заседаниях, привлечение к
участию в судебных
процессах представителей общественности, сообщения о рассмотренных делах в трудовых
коллективах, более полное
использование возможностей средств
массовой информации.
Т.е.
как мы видим основная роль выездных судебных заседаний – это роль
предупредительно-профилактического воздействия направленная на практических
примерах разъясненить о недопустимости совершения преступлений, правонарушей,
воспитания в гражданах духа правового сознания.
Задача № 2
В
Краснопресненском районном народном суде постановлением судьи на директора
завода «Каучук» Ивлева наложен штраф за то, что он запретил народному
заседателю Кузнецову явиться в суд для участия в уголовном процессе.
Прав ли
народный судья ?
Уголовное судопроизводство - одно из
важных средств реализации судебной власти.
Согласно ст. 118
Конституции правосудие в
Российской Федерации
осуществляется только судом,
а судебная власть
- посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи
независимы и подчиняются только
Конституции РФ и федеральному закону. В ст. 1 Федерального конституционного закона от 31
декабря 1996 г. "О судебной системе
Российской Федерации"[11] устанавливается, что судебная власть в
России осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном
законом порядке к
осуществлению правосудия
присяжных, народных и
арбитражных заседателей.
Судебная власть самостоятельна и действует независимо от
законодательной и исполнительной
властей. В своей
деятельности по осуществлению правосудия судьи никому не подотчетны.
В статье 15. УПК РФ[12]
(Состав суда при
рассмотрении уголовных дел
и коллегиальность в осуществлении правосудия) сказано, что народные
заседатели при осуществлении правосудия пользуются
всеми правами судьи. Они равны с
председательствующим в судебном заседании
в решении всех вопросов, возникающих при рассмотрении дела и постановлении приговора.
Далее в статье 165.2.
КоАП РФ (Воспрепятствование явке
в суд народного или присяжного заседателя) сказано:
Воспрепятствование должностным лицом под
каким бы то ни было
предлогом явке в
суд народного или присяжного заседателя для выполнения
возложенных на него обязанностей -
влечет наложение штрафа в размере до ста рублей.
Вывод:
На основании изложенного можно сделеать вывод о
том, что решение судьи о наложении штрафа на директора завода Ивлева является
правильным , т.е. в соответствии со ст.165.2 КоАП РФ он воспрепятсвовал
Кузнецову для выполнения
возложенных на него обязанностей , пренебрег его статусом.
Также можно дополнить, что
законодательство наделяет народых заседателей гарантиями в области трудового
права:
Статья 111. КЗоТ. (Гарантии для работников на время
выполнения государственных или
общественных обязанностей) гласит :
На время
выполнения государственных или
общественных обязанностей, если
по действующему законодательству эти обязанности могут
осуществляться в рабочее
время, работникам гарантируется сохранение места работы
(должности) и среднего
заработка.
Средний заработок сохраняется в
случаях выполнения следующих
государственных или общественных обязанностей в рабочее время:
п. 3) явки по
вызову в органы
дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве
свидетеля, потерпевшего, эксперта,
специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных
заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей
и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов.
Список
используемой литературы.
1.
Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93
2.
«Российская газета» № 30, 17.02.99
3.
«Комментарий к Конституции РФ» – М., 1997
с.134
4.
Федеральный закон «О прокуратуре» от 10.02.1999
5."Сборник Постановлений Пленума Верховного
Суда РФ 1961 - 1993",-М., 1994.
6.
УПК РФ ,ред.от 04.01.99
7."Научно-практический комментирий к
уголовно-процессуальному кодексу РФ" под ред. В.М. Лебедева, В.П. Божьева
- М, 1997., с.46
8.
СПС «Консультант +» ver.6.10 от 10.08.1999
9. Закон "О судебной
системе Российской Федерации" от 31.12.96
[1] См:
Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93
[2] См:
«Российская газета» № 30, 17.02.99
[3] См:
«Комментарий к Конституции РФ» – М., 1997
с.134
[4] Федеральный
закон «О прокуратуре» от 10.02.1999
[5] См:
Конституция РФ – «Российская газета» № 237 от 25.12.93
[6] СПС
«Консультант +» ver.6.10 от
10.08.1999 УПК РФ ,ред.от
04.01.99
[7]
"Научно-практический
комментирий к уголовно-процессуальному кодексу РФ" под ред. В.М. Лебедева,
В.П. Божьева - М, 1997., с.239
[8] СПС
«Консультант +» ver.6.10 от
10.08.1999 УПК РФ ,ред.от
04.01.99
[9] "Сборник
Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993" – М., 1994.с.235
[10] "Сборник
Постановлений Пленума Верховного Суда РФ 1961 - 1993" – М., 1994. С.339
[11] СПС
«Консультант +» ver.6.10 от
10.08.1999
[12] "Научно-практический
комментирий к уголовно-процессуальному кодексу РФ" под ред. В.М. Лебедева,
В.П. Божьева - М, 1997., с.46
Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом присяжных контрольные работы. Стратегическое и текущее планирование в правоохранительных органах реферат.