Правовое регулирование иностранных инвестиций в России
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И
ПРАВА
Юридический факультет
Тема: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
В РОССИИ.
Дипломная работа
студентки Гольдиной И.А.
ЮС-92-231
Научный руководитель
Любимов А.М.
- 2 -
Москва 1997г.
ПЛАН.
1) Введение
2) Исторический аспект
развития законодательства об
иностранных инвестициях.
3) Общая характеристика Закона "Об иностранных инвести-
циях в РФ".
4) Предмет регулирования Закона
"об иностранных инвести-
циях.
5) Международные двусторонние
соглашения о защите иност-
ранных инвестиций.
6) Формы иностранных инвестиций, система допуска иност-
ранного капитала.
7) Филиалы и представительства
предприятий с иностранны-
ми инвестициями.
8) Проблемы страхования некоммерческих рисков иностран-
ных инвесторов.
9) Необходимость регламентации
деятельности органа госу-
дарства, уполномоченного представлять
интересы РФ в правоот-
ношениях, возникающих в
связи с осуществлением
иностранных
инвестиций.
10) Споры предприятий с иностранными инвестициями в ар-
битражной практике.
11) Заключение.
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ.
Если суммировать представления о
России, складывающиеся
за
рубежом, то можно придти к
выводу, что главной причиной
чрезмерной осторожности зарубежного
капитала была и остаётся
нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно се-
туют на то, что в России сохраняется
опасность негативных пе-
ремен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее вло-
женного капитала подпитывается
экстримистскими лозунгами от-
дельных политических группировок и партий,
требованиями наци-
онализации приватизированной
собственности. Имидж России так-
же ухудшается вследствие роста
преступности, отсутствия спо-
койных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иност-
ранных инвестиций.
Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации
экономики, низкий уровень управления ею. Немало недовольства
у иностранных инвесторов вызывает и
жёсткая налоговая полити-
ка,
к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изме-
нениям,
высокий уровень инфляции,
наличие правовых препятс-
твий
в виде слабости и несовершенства
действующих норм рос-
сийского законодательства об иностранных
инвестициях.
Улучшение же инвестиционного климата
по прогнозам Прави-
тельства способно привести к тому, что
объём зарубежных капи-
таловложений в экономику России уже в 1997
году составит бо-
лее 8 миллиардов долларов США. Чтобы
добиться таких показате-
лей важно осуществить пересмотр налоговой
политики, рассмот-
реть возможность установления таможенных
льгот, повысить уро-
вень управления инвестиционными
процессами и решить многие
другие
задачи комплексного характера.
Речь идёт о большой и
многосторонней работе по модернизации правового
регулирова-
ния.
Необходимо подготовить и принять
серию новых законов и
других правовых актов, отвечающих потребностям времени. Опыт
ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и
известной нестабильности путем правового
регулирования и соз-
дания для иностранного инвестора
благоприятного правового ре-
жима им удается привлекать значительный
иностранный капитал.
- 4 -
Состояние правового регулирования
в сфере иностранных
инвестиций не вызывает восторга и в
России. Российские предп-
риниматели убеждены в том, что иностранные
инвестиции в прин-
ципе
не только не препятствуют
развитию отечественного биз-
неса и экономики в целом, но и открывают
перед ними новые ин-
тересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными парт-
нёрами наши предприниматели
могут быстрее модернизировать
производство, получив для этого нужные
средства, новые техно-
логии; перестроить систему обработки
информации и управления.
Иностранные инвестиции в различных формах
могут успешно соче-
таться с капиталовложениями российских
предпринимателей, ра-
зумеется, когда дело с обоих сторон
ведётся грамотно, на про-
фессиональной основе и с соблюдением
интересов России.
Становление законодательства об иностранных инвестициях
- составная часть процесса формирования
правового государства
в
России. Предстоит сделать ещё
очень многое для того,чтобы
наше государство стало действительно
правовым. Пока что такое
его определение, закреплённое в Конституции,
воспринимается
больше как идея, чем как осязаемая реальность.
Таким обра-
зом,
наступила пора нового поколения
законодательных актов,
регулирующих иностранные инвестиции. Для того, чтобы уровень
правового
регулирования не отставал от
развития экономики и
всего российского общества
в целом необходимо
обновление
действующего законодательства. Здесь
можно говорить практи-
чески о формировании второго поколения
законодательства об
иностранных инвестициях. Возможности
дополнений и изменений
существующих законов, в сущности, оказались исчерпанными, не
случайно
разработка проекта Закона о
поправках к Закону "Об
иностранных инвестициях в РФ" так
затянулась. Последние про-
екты
Закона о поправках больше говорят в пользу принятия но-
вого самостоятельного закона.
Многие вопросы, касающиеся
иностранных инвестиций уже
разрешены более общими законами. Это
прежде всего Гражданский
Кодекс РФ. Правила, установленные ГК
применяются к отношениям
с участием иностранных граждан и
иностранных юридических лиц,
если иное не установлено федеральным
законом. Характерным для
Гражданского Кодекса России является
последовательное закреп-
ление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь,
равенство правового режима субъектов
гражданских правоотноше-
- 5 -
ний, неприкосновенность собственности, в
том числе и частной,
недопустимость произвольного вмешательства
государства в эко-
номическую жизнь общества, обеспечение
беспрепятственного
осуществления права собственности и гарантии
восстановления
нарушенного права. ГК нацелен на то, чтобы развивать свободу
предпринимательства, создавать благоприятные условия для его
развития в России.
Немаловажная роль в регулировании
иностранных инвестиций
отводится
и другим общим законам. В новом
Земельном Кодексе
должен быть полностью решён вопрос о
праве собственности на
землю, что крайне важно для становления
рыночной экономики.
Стимулирование зарубежных
капиталовложений тесно связано
и
с принятием Налогового
Кодекса. Многие проблемы деятель-
ности иностранных банков в РФ уже сняты
новым Законом "О бан-
ках
и банковской деятельности".
Этот перечень можно продол-
жить, поскольку он охватывает большую
часть законов, в насто-
ящее время находящихся на стадии
разработки.
Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия "иност-
ранные инвестиции" в правовом смысле
(т.е. с точки зрения за-
конодательства и положений соответствующих
международных до-
говоров); харакеристика Закона "Об иностранных
инвестициях",
перспективы развития законодательства об
иностранных инвести-
циях; определение системы
допуска иностранного капитала;
проблемы страхования некоммерческих рисков
и регламентации
государственного управления в процессе привлечения иностран-
ных инвестиций.
В соответствии с этим определяется
структура данной рабо-
ты, которая состоит из нижеследующих
параграфов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В
РОССИИ.
Для понимания особенностей современного подхода
российского законодателя к регламентации
иностранных инвести-
ций,следует иметь в виду, что он является результатом эволю-
ции регулировя6ая0ния порядка создания и
деятельности на террито-
- 6 -
рии бывшего СССР так называемых
совместных предприятий.Глав-
ным
источником регулирования статуса совместного предприятия
являлись постановления Совета министров
СССР от 13.О1.87. "О
порядке создания на территории СССР и
деятельности совместных
предприятий, международных объединений и организаций СССР и
других
стран-членов СЭВ" и "О порядке создания на территории
СССР и деятельности совместных предприятий
с участием со-
ветских
организаций и фирм из
капиталистических и развиваю-
щихся стран".*
Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП,
под
последними следует понимать правосубъектные организации,
учреждённые на основании договора,
заключённого между со-
ветскими
государственными предприятиями и иностранными парт-
нерами,
и действующие в соответствии с уставом.
Причем доля
иностранного партнера вначале была ограничена 49% от общего
капитала (в дальнейшем это ограничение
было снято). Содержа-
щееся
в упомянутом постановлении Правительства определение
совместного предприятия в значительной
степени предопределило
характер
законодательства об иностранных инвестициях как в
бывшем СССР, так и в современной России.
Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства
об
иностранных инвестициях стал
Указ Президента СССР
от
26.10.90 г. "Об иностранных
инвестициях в СССР".** Этот акт в
силу своего характера не содержал детального
регулирования,
но давал определенные направления для
развития такого регули-
рования.
В основном Указ предусматривал:
создание как сов-
местных
предприятий, так и
предприятий со 100-процентным
участием иностранного капитала; возможность портфельных ин-
вестиций;
долгосрочную аренду имущества и земли иностранными
инвесторами; предоставления иностранным инвестициям не менее
благоприятного режима, чем для инвестиций советских юриди-
---------------------
* Собрание Постановлений
правительства СССР. 1987г.
N8.ст.35., N9. ст.40. ** Ведомости Съезда Народных депутатов
СССР и Внрховного Совета СССР 1990г. N44.
.
- 7 -
ческих и физических лиц.
После принятия Указа Президента СССР последовала разра-
ботка и принятие Основ
законодательства об иностранных
ин-
вестициях
в СССР, которые в значительной
степени восприняли
уже сложившийся подход в
регулировании иностранных инвести-
ций,
получивший отражение в
Указе Президента СССР
от
26.10.90 г. Основами было установлено, что правовой режим
иностранных инвестиций на территории СССР
не может быть менее
благоприятным, чем соответствующий режим
для имущества и иму-
щественных прав, а также инвестиционной деятельности со-
ветских предприятий и граждан за
изъятиями, предусмотренными
законодательными актами Союза ССР и
республик об иностранных
инвестициях.
Российский "Закон об иностранных
инвестициях", принятый
4 июля 1991 года, разрабатывался
параллельно с Основами и со-
держит значительное число заимствований из
союзного законода-
тельства,
что отражает сложившуюся в СССР систему
законода-
тельного
регулирования. После распада
СССР Закон РФ "Об
иностранных инвестициях"
продолжает сохранять своё
действие,неизменной остаётся и концепция правового регулиро-
вания иностранных инвестиций в
России. В частности, основной
формой
инвестирования капитала в российскую экономику на се-
годняшний день продолжает оставаться
учреждение предприятий с
иностранными инвестициями, наделённых
статусом юридического
лица по российскому законодательству. Большая часть норм За-
кона
об иностранных инвестициях
(из 42 статей - 23, т.е.
больше половины) касается порядка
создания и деятельности
предприятий с иностранными инвестициями.
В настоящее время в Государственной
Думе рассматривается
проект федерального закона "О
внесении изменений и дополнений
в Закон
РСФСР "Об иностранных
инвестициях", в котором пре-
дусматривается обеспечение необходимых
условий для привлече-
ния иностранных инвестиций в экономику России.
Законопроект
учитывает рекомендации международной
организации - Организа-
ции по
экономическому сотрудничеству и развитию по составле-
нию законодательных актов об
иностранных инвестициях, обоб-
щившей опыт многих стран в этой области, и
включает положения
о национальном режиме и
принципе недискриминации. Имеется
ввиду, что сам национальный режим (т. е.
те равные экономи-
- 8 -
ческие и правовые условия, в которых действуют российские и
иностранные инвесторы) должен быть
радикально улучшен: карди-
нально должно быть изменено
налогообложение, когда собирае-
мость налогов должна достигаться не за счет непосильного для
товаропроизводителей налогового
бремени, а за счет ускорения
экономического оборота; целенаправленной должна быть и поли-
тика государственной поддержки,
стимулирования и финансирова-
ния инвесторов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЯХ В
РФ".
Закон Российской Федерации "Об
иностранных инвестициях"
является
основным источником права в рассматриваемой области
отношений, это следует из названия самого
закона, очерченного
в нём круга регулируемых отношений, а
также из того, что этот
акт принят высшим органом
законодательной власти. В
то же
время, следует отметить, что на практике
роль упомянутого ак-
та не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки са-
мой концепции регулирования, заложенной в
Законе, а также не-
достатки в формулировке отдельных его
положений.
Из недостатков действующего в РФ Закона "об
иностранных
инвестициях" необходимо отметить
следующие:
Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его по-
ложений. В частности, раздел
"Государственные гарантии защиты
иностранных инвесторов" является
скорее декларированием общих
принципов, нежели собранием норм,
чётко определяющих
последствия принятия органами государства
мер, нарушающих или
ущемляющих права иностранных инвесторов.
Во-вторых - многие положения Закона
оказались устаревши-
ми практически в момент его принятия. Так,
Закон предписывает
регистрацию предприятий в Министерстве Финансов РФ, или в
"ином, уполномоченном на то государственном органе". Ст 16.
Сама
идея правовой нормы, предписывающей регистрацию "там,
или в другом месте" исключает
возможность её использования в
целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может свиде-
тельствовать лишь о том, что в момент
принятия Закона законо-
датель не представлял, или имел неправильное представление о
- 9 -
возможных способах регулирования данной
области отношений.
Эта
формулировка привела в последствии к некоторой неопреде-
лённости в процессе практической регистрации
предприятий с
иностранными инвестициями. Разрешить
сложившуюся проблему бы-
ло призвано постановление Правительства РФ "О регистрации
предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г.,
предписывающее осуществление регистрации
предприятий с иност-
ранными инвестициями сначала в местных
органах власти, а за-
тем и в уполномоченном органе. Разумеется,
что если бы на мо-
мент принятия Закона законодатель чётко
представлял себе, ка-
ким должно быть регулирование деятельности
совместных предп-
риятий,
и как это регулирование должно соотноситься с регла-
ментацией
предпринимательской
деятельности на территории
России,
то, возможно указанного недостатка можно было бы из-
бежать. В-третьих - Закон лишь только
касается вопросов, свя-
занных с
учреждением и деятельностью филиалов и представи-
тельств иностранных юридических лиц,
приобретением ценных бу-
маг,
заключением концессионных договоров и т.д. В то же вре-
мя,
каждая из перечисленных
форм организации предпринима-
тельской
деятельности требует подробной
регламентации, или
хотя бы соответствия с ранее принятыми в
этой сфере отношений
нормативными актами.
За пределами регулирования
Закона "Об иностранных
ин-
вестициях" остаются некоторые весьма
распространённые формы
осуществления иностранных инвестиций, такие, как договор це-
левого долгосрочного займа, вопросы,
связанные с функциониро-
ванием так называемых договорных форм
совместных предприятий
(contractual joint ventures), соглашений о разделе продукции
(production sharing contracts) и т.д. Эти правовые формы не
рассматриваются в Законе, хотя из перечня
видов иностранных
инвестиций, содержащегося в законе,
можно сделать вывод о
возможном подчинении их действию
рассматриваемого закона.
Кроме того, очевидно, что закон об иностранных инвести-
циях
может действовать только в пакете с другими законами,
прежде всего о частной собственности на
землю, о приватиза-
ции,
банкротстве, валютном
регулировании, налогообложении.
Вместе они должны формировать единую
государственную инвести-
ционную политику.
При работе над совершенствованием
правового регулирова-
- 10 -
ния иностранных инвестиций представляется
целесообразным учи-
тывать весь опыт развития законодательства
об иностранных ин-
вестициях, начиная с периода, когда законы
об иностранных ин-
вестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы
избежать ошибок прошлого этапа развития
нормативной базы.
Основываясь на опыте правового
регулирования иностранных
инвестиций промышленно развитых стран в
современных условиях,
следует попытаться решить некоторые
концептуальные проблемы в
рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте
развития
отечественного законодательства
об иностранных ин-
вестициях является вопрос о предмете
регулирования инвестици-
онного права.
ПРЕДМЕТ РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИИ".
Определение категории "иностранная инвестиция" является
ключевым вопросом для законодателя, поскольку таким образом
определяется круг правоотношений, попадающих под регулирова-
ние данного закона. Признавая то или иное лицо
иностранным
инвестором, государство тем самым признаёт
его право на льго-
ты и гарантии, провозглашенные в законе.
Статья 2 Закона РФ под иностранными
инвестициями понима-
ет "все виды имущественных и
интеллектуальных ценностей,
вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринима-
тельской и других видов деятельности в
целях получения прибы-
ли (дохода)."
Обобщая это определение можно
сказать, что иностранные
инвестиции являются иностранным капиталом - собственностью в
различных видах и формах, вывезенным из одного государства и
вложенным
в предприятие (или
дело) на территории другого
государства.
Даваемый в законодательных актах и
международных догово-
рах перечень видов (форм) иностранных
инвестиций обычно явля-
ется
примерным, а не исчерпывающим, поскольку понятие ин-
вестиций охватывает все виды имущественных
ценностей, которые
иностранный инвестор вкладывает на
территории принимающей
страны.
- 11 -
В этот перечень входят: недвижимое и
движимое имущество
(здания,
сооружения, оборудование и другие материальные цен-
ности)
и соответствующие имущественные права,
включая право
залога; денежные средства; акции, вклады,
облигации или любые
другие формы участия в товариществах,
предприятиях, в том
числе и в совместных; право требования по
денежным средствам,
которые вкладываются для создания
экономических ценностей,
или услугам, имеющим экономическую
ценность; права на осу-
ществление хозяйственной
деятельности, предоставляемые на
основе закона или договора, включая,
в частности, права на
разведку и эксплуатацию природных
ресурсов; права на резуль-
таты
интеллектуальной
деятельности, часто определяемые
как
права на
интеллектуальную ( в
том числе промышленную )
собственность. Под интеллектуальной собственностью следует
понимать авторские права, права на изобретения, промышленные
образцы, полезные модели, товарные знаки
или знаки обслужива-
ния,
а также "good will"
(это понятие означает
репутацию
предприятия, состав, стоимость его деловых связей). В эту же
группу
включаются права на
технологию, информацию и
"ноу-хау".
Международные соглашения
распространяются как на капита-
ловложения, так и на доходы, получаемые в результате капита-
ловложений, в частности, в качестве
прибыли или доли прибыли,
дивидендов, процентов,
лицензионных и иных
вознаграждений,
платежей за техническую помощь и
техническое обслуживание, а
также других вознаграждений.
Точное определение понятия
"иностранные инвестиции" име-
ет
важное значение не только в
целях внутригосударственного
регулирования, но также и для участия
России в различных меж-
дународных конвенциях по иностранным инвестициям. Это будет
способствовать не только совершенствованию
национального за-
конодательства, но и положительно повлияет на процесс интег-
рации России в действующие механизмы
международно-правового
регулирования иностранных инвестиций.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ
О ЗАЩИТЕ
ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
- 12 -
Совершенно очевидно, что в настоящий момент ситуация в
сфере
правового регулирования иностранных инвестиций такова,
что невозможно игнорировать усиление
внимания к международ-
но-правовому аспекту этой проблемы.
Конституция РФ закрепила
положение о том, что принципы и нормы международного права и
международные договоры России являются
неотъемлемой частью её
правовой системы, имеют прямое действие и
подлежат применению
государственными органами. Закон "Об иностранных инвестициях
в
РСФСР" закрепляет приоритет
международного права в РФ. В
статье
5 говориться, что
"если международным договором,
действующим на территории РСФСР, установлены иные правила,
чем те,
которые содержатся в
законодательных актах РСФСР,
применяются правила международного
договора".
Многие недостатки российского Закона
об иностранных ин-
вестициях могут быть компенсированы за
счёт положений двусто-
ронних международных договоров, направленных на поощрение и
защиту
иностранных инвестиций. Россия
участвует в более чем
десяти таких соглашениях как правопреемник
СССР . Специально
в
отношении двусторонних соглашений о защите иностранных ин-
вестиций МИД РФ в декабре 1991 года
подписал ноту, в
соот-
ветствии
с которой Россия принимает на
себя права и обязан-
ности по международным договорам, заключённым СССР (см. При-
ложение ).
В отношении инвесторов из стран, с
которыми заключены
двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, будут
применяться положения о режиме инвестиций
установленные этими
соглашениями.
Гарантируя предоставление иностранным
инвесторам благоп-
риятного режима, государство обязуется
обеспечивать в отноше-
нии их капиталовложений и связанной с ними
деятельности спра-
ведливый и равноправный режим. В
соответствующей норме согла-
шений выражается стремление государства
поощрять иностранные
инвестиции, а также благожелательно и недискриминационно от-
носиться к иностранным инвесторам в части
их прав на владе-
ние,
управление, распоряжение и ликвидацию капиталовложений.
Данное обязательство содержится в тех
положениях соглашений,
где
речь идет о предоставлении иностранным инвесторам режима
наибольщего благоприятствования или
национального режима.
- 13 -
О режиме наибольшего
благоприятствования говориться в
большинстве соглашений (с
Великобританией, ФРГ, Швейцарией,
Испанией, Канадой, Францией, Бельгией,
Нидерландами, Италией,
Австрией, Турцией, Кореей, Китаем,
Финляндией).
В то же время Советский Союз в ряде
заключенных соглаше-
ний (с Францией, Канадой, Испанией, Бельгией, Нидерландами и
др.) обязался в дополнение к
режиму наибольшего благопри-
ятствования предоставлять
иностранным инвесторам "по мере
возможности" и в соответствии с действующим
законодательст-
вом" также национальный режим.
О национальном режиме прямо
говорится в соглашениях с
США, Великобританией.
В соглашении с республикой Кореей
стороны взаимно пре-
доставляют инвестору возможность
выбора указанных выше двух
режимов,
оставляют в то же время "за собой право устанавли-
вать
или сохранять в соответствии со своим действующим зако-
нодательством ограниченные изъятия из национального режима"
(ст.3 Соглашения от 14 декабря 1990 г.)
Сложнее формулировки по этому вопросу
в Договоре с США.
В
нем под национальным понимается режим,
который по крайней
мере является таким же благоприятным, как лучший из наиболее
благоприятного режима,
предоставляемого стороной госу-
дарственным предприятиям, другим компаниям
или гражданам этой
стороны в аналогичных обстоятельствах
(ст.1). Анализируя До-
говор,можно прийти к выводу, что национальный режим
пре-
доставляется взаимно с определенными изъятиями. Кроме то-
го,предусмотрено, что российским
инвестициям будет предостав-
ляться в любом штате США такой режим,
который предоставляется
капиталовложениям граждан США, проживающим
в других штатах.
Возможность предоставления национального режима не иск-
лючает введения ограничений для
иностранного инвестора зани-
маться определенными видами
деятельности. Кроме того для не-
которых видов деятельности может быть
установлен разрешитель-
ный порядок. Изъятия могут вводиться в целях обеспечения на-
циональной безопасности,
общественного порядка. В
соот-
ветствии
с международной практикой осуществление некоторых
видов деятельности может объявляться
государственной монопо-
лией
и тогда иностранные инвесторы не вправе будут ими зани-
маться. В этой связи можно привести пример
из законодательной
- 14 -
практики России. Во исполнение Указа
Президента РФ от 11 июня
1993 г. "О восстановлении
государственной монополии на произ-
водство, хранение, оптовую и розничную
продажу алкогольной
продукции" Правительство РФ приняло 22 апреля 1994 г. соот-
ветствующее постановление. В
нем было предусмотрено, что
государственная монополия будет осуществляться посредством
системы мер, которые распространяются на
предприятия, осу-
ществляющие соответствующие виды хозяйственной деятельности,
независимо от форм собственности и ведомственной принадлеж-
ности,
включая созданные на
территории РФ предприятия с
иностранными инвестициями.
В то же время национальный режим не
исключает создание в
определенных случаях льготного
режима, установление отраслей
и видов производства, приоритетных для привлечения иностран-
ного капитала. В этих областях иностранные
инвесторы могут
получать дополнительные льготы.
Особенностью соглашений о защите
иностранных инвестиций
является то, что они обеспечивают
регулирование не только от-
ношений между государствами - участниками
соглашения, но так-
же
и отношений с
иностранным частным инвестором одного из
государств - стороны в соглашении
в рамках национальной
системы
права. Наличие такого
неоднородного субъектного
состава может послужить основанием для
того, чтобы при разре-
шении
спора между государством и частным инвестором применя-
лись общие принципы и нормы международного
права.
Эта позиция находит подтверждение в том,
что отсылка к
нормам и принципам международного
права, как правило, содер-
жится
в той части двусторонних соглашений,
которая касается
порядка разрешения инвестиционных
споров. Здесь предусматри-
вается
рассмотрение дел в международном
арбитраже, который
принимает решения исходя как из положений
двустороннего сог-
лашения, так и руководствуясь нормами
международного права. В
настоящий момент проблема применения норм
международного пра-
ва
в рамках национальной системы права является предметом
дискуссий, и поэтому её изучение требует тщательного анализа
при участии специалистов международного
права.
Не менее значимым при
рассмотрении вопроса об
участии
России
в международных двусторонних соглашениях по иностран-
ным инвестициям является определение
понятий "национализация"
- 15 -
и
"экспроприация",
которые в двусторонних соглашениях носят
собирательное значение, так как под этими
мерами подразумева-
ется не только сам акт
национализации, но также и любые иные
акты,
результатом которых являются принудительное изъятие,
отчуждение инвестиций, а также действия государства, которые
могут
рассматриваться как фактически осуществлённая национа-
лизация или экспроприация.(Например,
замораживание счетов,
запрет
перевода инвестиций в иностранной валюте за рубеж и
т.д.).
Двусторонние соглашения запрещают совершение подобных
действий.
В соответствии с двусторонними соглашениями нацио-
нализация инвестиций признаётся сторонами
законной, то есть
не рассматривается как нарушение норм и
принципов международ-
ного права, если она осуществляется в
общественных интересах,
в
соответствии с установленным
законодательством порядком и
на недискриминационной основе. Последнее означает, что в ка-
честве
основания для принятия меры к
иностранному инвестору
не рассматривается его
национальность или государственная
принадлежность, если речь идёт о юридическом лице. При этом
признание актов национализации законными
может касаться как
актов индивидуального действия
национализация имущества конк-
ретного инвестора, так и актов, принятых в
порядке реструкту-
ризации экономики, - национализация целых отраслей экономики
или категорий предприятий, например,
банков.
Двусторонние соглашения в случае проведения такого рода
национализации обязавают договаривающееся
государство выпла-
тить сумму компенсации. В соглашениях
также предусматривается
порядок выплаты и порядок рассчёта суммы
компенсации.
ФОРМЫ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ СИСТЕМА ДОПУСКА
ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА.
Рассматривая вопросы законодательного регулирования
иностранных инвестиций, нельзя не отметить, что в настоящий
момент стала актуальной необходимость принятия
системы до-
пуска иностранного капитала, которая подтверждается успешной
практикой регулирования этой сферы
отношений в странах с раз-
витой рыночной экономикой.
Закон "Об иностранных
инвестициях в РФ" предусматривает
- 16 -
осуществление иностранных инвестиций
"путём долевого участия
в предприятиях, создаваемых совместно с
юридическими лицами и
гражданами РФ ...; создания предприятий, полностью принадле-
жащих иностранным инвесторам,
а также филиалов иностранных
юридических лиц; приобретения предприятий, имущественных
комплексов, зданий и сооружений, долей участия в предприяти-
ях,
паёв, акций, облигаций и других ценных бумаг, а также
иного имущества, которое в соответствии с
действующим на тер-
ритории РФ законодательством может принадлежать иностранным
инвесторам; приобретения прав пользования землёй и другими
природными ресурсами; приобретения других
имущественных прав;
иной деятельности по осуществлению
инвестиций, не запрещённой
действующим на территории РФ
законодательством, включая пре-
доставление займов, кредитов, имущества
и имущественных
прав".(ст.3).
Законом предусмотрены различные
формы сотрудничества с
иностранными партнерами и привлечения иностранных
ресурсов,
но,
в то же время, все регулирование
иностранных инвестиций
было практически сведено к
установлению порядка регистрации
СП. Это существенно сузило сферу
применения закона и, в ко-
нечном итоге, оттолкнуло значительное
число потенциальных ин-
весторов.
Последующее появление отдельных
правовых актов
(Например, Распоряжение Совета Министров Правительства РФ от
7.10.93.,
предусматривающее привлечение на основе кредитного
соглашения с Дойче Банком иностранных
инвестиций для развития
Тюменской
области, Указ Президента РФ от
22.12.93. "О воп-
росах соглашений о разделе продукции при
пользовании недрами"
,
практика государственных органов, осуществляющих регистра-
цию предприятий с иностранными инвестициями, в частности
Российского Агенства международного
сотрудничества и разви-
тия, ранее осуществлявшего не только
регистрацию вновь учреж-
даемых
предприятий с иностранными инвестициями, но и случаи
приобретения ими акций российских
акционерных обществ.) сви-
детельствует о том, что в России существует объективная пот-
ребность в законодательном регулировании
не только деятель-
ности совместных предприятий, но также и
других правовых форм
осуществления иностранных инвестиций.
Определенную роль в
привлечении иностранных инвестиций
играет создание коммерческих организаций
со 100-процентным
- 17 -
иностранным участием. Серьезных западных
инвесторов в настоя-
щее время интересует не столько
партнерство с российскими ор-
ганизациями, сколько приобретение надежных
элементов контроля
за
производством. Для российской
экономики весьма полезны
средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному ка-
питалу,
в отраслях , не имеющих стратегического значения. Но
в ряде отраслей, имеющих ключевое значение для народного хо-
зяйства, создание таких организаций, тем
более крупных предп-
риятий, способных взять в свои руки
большую часть российского
рынка, следует лицензировать
(Постановлением Правительства РФ
N 1418 от 24.12.94 г. в ряде отраслей введена лицензионная
система
регулирования хозяйственной деятельности, которая
распространяется и на иностранных
инвесторов). В условиях
увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает
необходимость усиления антимонопольного
контроля в этой сфе-
ре, прежде всего за характером слияний и
поглощений. Закон РФ
"О внесении изменений и дополнений в
закон "О конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности на товарных рын-
ках"" от 25.05.95 г. распространяет свое действие на все хо-
зяйствующие субьекты, следовательно и на
операции иностранных
фирм.
Инвестиционное законодательство прямо
предусматривает
возможность участия иностранных
инвесторов в приватизации
(ст.37
Закона). Приобретая пакеты
акций приватизируемых
предприятий, принадлежащих
государству, на инвестиционных
конкурсах (торгах), иностранные инвесторы заключают договоры
купли-продажи с соответствующими фондами
имущества, в которые
включаются определенные гарантии инвесторов, в том числе по
сохранению персонала этих
предприятий, но в большинстве
не
оговариваются санкции российской
стороны при невыполнениями
инвесторами данных обязательств.
"Предоставление иностранным
инвесторам прав на разработ-
ку и
освоение природных ресурсов и
проведение хозяйственной
деятельности, связанной с использованием
объектов, находя-
щихся
в государственной собственности, но не переданных
предприятиям, учреждениям, организациям в полное хозяйствен-
ное
ведение или оперативное управление, осуществляется на
основе концессионных договоров"
(ст.40 Закона). Концессионер
получает исключительное право на разведку
и добычу природного
- 18 -
ресурса
на свой риск и за свой счет на выделенной ему терри-
тории.
Он владеет продукцией и может свободно
продавать ее
после обязательных поставок на местный
рынок, размер которых
оговорен в соглашении. В соответствии с российским законода-
тельством
о недрах концессии должны
предоставляться на кон-
курсной основе (путем проведения
тендеров).
Соглашения о разделе продукции во
многом напоминают кон-
цесионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная
фирма, берущая на себя обязательства
осваивать разработку оп-
ределенного природного ресурса, расплачивается с принимающей
стороной
частью добытой продукции
(осуществляется "раздел
продукции"). В связи с этим
используется особый налоговый ре-
жим, предусматривающий замену налогов,
пошлин и других обяза-
тельных платежей распределением
произведенной продукции между
инвестором и РФ, субъектами РФ.
Рассмотренные отношения регу-
лируются принятым в декабре 1995 г. Закона РФ "О соглашениях
о разделе продукции", который
,однако, несоответствует Закону
"О недрах" по весьма
существенным вопросам: 1) о природе воз-
никающих прав (контракт или
разрешение); 2) платы за пользо-
вание недрами; 3) прекращения действия соглашений и лицензий
и многом другом.
Международная практика сотрудничества с иностранными
инвесторами знает и такую форму, как создание контрактных
совместных предприятий, при этом
российский и иностранный
партнер не создают нового юридического
лица.
Как инвестирование капитала
может рассматриваться и
заключение договора о совместной деятельности (contractual
joint ventures), и предоставление целевых
долгосрочных займов
(international loan), и заключение таких внешнеторговых сде-
лок как соглашения о передаче технологии,
ноу-хау, лицензион-
ные,
лизинговые соглашения и т.д.
В частности, законода-
тельство Европейского общего рынка
применяет особые критерии
оценок внешнеторговых соглашений на
передачу технологии, сог-
лашений, связанных со специализацией и
кооперированием произ-
водства, соглашений типа joint ventures.
Применение к внешне-
торговым операциям оценок, связанных с
определением того, яв-
ляется ли целью заключения соглашения
переход права контроля
за деятельностью лица - участника сделки ,
его контрагенту,
означает использование критерия контроля с
целью принятия ре-
- 19 -
шения о допуске иностраннного капитала.
(Такая процедура пре-
дусмотрена, к примеру законом об иностранных
инвестициях в
Канаде).
Механизм регулирования
законодательства об иностранных
инвестициях должен быть нацелен на оценку вклада, вносимого
иностранным инвестором, и возможного влияния инвестиции
на
состояние
рыночных отношений. Как показывает опыт принятия
законов об иностранных инвестициях
в промышленно развитых
странах,
достижение этих целей
и обеспечивается с помощью
системы допуска иностранного капитала.
При реализации системы
допуска иностранного капитала
целесообразным представляется установление
порядка регистра-
ции инвестиций, не юридического лица - иностранного инвесто-
ра,
с его субъективными правами, а непосредственно самих ин-
вестиций.
Это может включать в себя регистрацию факта внесе-
ния вклада в имущество вновь создаваемого
или уже существую-
щего
предприятия, регистрацию покупки
акций, регистрацию
внешнеторговой сделки по импорту
оборудования, предназначен-
ного
быть вкладом в предприятие с иностранными инвестициями,
лицензионного соглашения и т.д..
Регистрация юридических фак-
тов, свидетельствующих о поступлениях
из-за рубежа материаль-
ных ценностей, предназначенных стать
капиталом, т.е. при-
носить
прибыль, является
государственным регулированием ин-
вестиций, а критерии, согласно которым
соответствующий компе-
тентный
орган государства будет
принимать решения о допуске
иностранного капитала должны быть чётко
закреплены в законо-
дательстве об иностранных инвестициях.
ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ
С ИНОСТРАННЫМИ
ИНВЕСТИЦИЯМИ.
Одним из способов осуществления
иностранных инвестиций
согласно ст.3 Закона "Об иностранных
инвестициях в РФ" явля-
ется "создание предприятий, полностью
принадлежащих иностран-
ным инвесторам, а также филиалов
иностранных юридических
лиц". Закон РФ подчиняет порядок
открытия филиалов процедуре,
установленной для случаев создания
предприятий с иностранными
- 20 -
инвестициями.
Определяющими, с точки зрения вопросов статуса филиалов
иностранных предприятий, следует считать ст.12, 16, 17 и 24
Закона. Ст. 12 Закона "Об иностранных
инвестициях в РФ", име-
ющая заголовок
"Организационно-правовые формы и виды предпри-
ятий с иностранными
инвестициями", содержит 2 абзаца,
первый
из которых определяет
организационно-правовые формы предприя-
тий
с иностранными инвестициями, (в настоящий момент этот
пункт следует трактовать исходя из
положений Гражданского Ко-
декса РФ. Части первой.) а во втором
абзаце перечисляются ви-
ды предприятий с иностранными инвестициям.
При этом, не назы-
вая напрямую перечень правовых категорий в
главе "Виды предп-
риятий с иностранными
инвестициями", законодатель в один
ряд
ставит
как "предприятия с долевым участием иностранных ин-
вестиций (СП), "Предприятия,
полностью принадлежащие иност-
ранным инвесторам", так и их филиалы, включая филиалы иност-
ранных юридических лиц.
Касаясь вопросов регистрации филиалов совместных предп-
риятий и филиалов иностранных юридических
лиц, ст.16 Закона
устанавливает, что " Государственная регистрация предприятий
с иностранными инвестициями осуществляется
... для филиалов
предприятий с иностранными инвестициями и филиалов иностран-
ных юридических лиц при наличии следующих
документов ...(пе-
речень)." Согласно ст.17
Закона предприятие с
иностранными
инвестициями "приобретает право
юридического лица с момента
регистрации". Здесь положения Закона вступают в
противоречие
с действующим гражданским
законодательством, наделяя филиалы
правомочиями и статусом юридического лица с обязательной ре-
гистрацией как основанием возникновения правосубъектности
этих образований. Указанный подход остался в правотворческой
практике со времён регулирования деятельности СП в бывшем
СССР, когда филиалы СП наделялись статусом
юридического лица.
Таким образом, Закон "Об иностранных инвестициях в РФ", про-
возглашая
национальный режим для
предприятий с иностранными
инвестициями, всё же сохраняет этот недостаток. И если пред-
положить, что филиалы предприятий с
иностранными инвестициями
наделяются правами
юридического лица и учреждаются в форме акционерных обществ,
обществ с ограниченной ответственностью и
т.д., то сам собой
- 21 -
напрашивается вопрос о том, какая разница
существует в право-
вом положении этих предприятий и их
филиалов.
Заставляет обратить на
себя внимание и
практический
аспект открытия филиалов и
представительств
предприятий с
иностранными инвестициями. В РФ продолжает действовать Поло-
жение о порядке открытия и деятельности в СССР представи-
тельств
иностранных Постановлением Совета
Министров СССР
N1074 (Собрание Постановлений СовМина СССР
N1.1991 год.), ко-
торое
предусматривает, что инофирмы
могут открывать свои
представительства с особого разрешения
уполномоченного орга-
на.
При этом указывается, что разрешения могут выдаваться
инофирмам, в сотрудничестве с
которыми заинтересованы со-
ветские
организации, в частности,
"с известными у себя в
стране и на мировом рынке", "положительно зарекомендовавших
себя
в качестве партнёров советских организаций", с "заклю-
чившими с соответствующими советскими организациями крупно-
масштабные сделки", с "имеющими большой товарооборот с со-
ветскими организациями". Приведённый перечень инофирм, кото-
рым,согласно Постановлению N1074, выдаётся
разрешение на отк-
рытие представительства, является примером
перечня критериев,
которыми
обычно руководствуется регулирующий орган госу-
дарства при принятии решения о допуске
иностранного капитала
в
страну, т.е. оцениваются возможности иностранной фирмы и
потребности в иностранном капитале в
данной сфере его прило-
жения.
Если Закон "Об иностранных
инвестициях в РФ" хотя бы
касался процедуры открытия филиалов
предприятий с иностранны-
ми инвестициями, то в отношении
представительств такой норма-
тивный
акт отсутствует, и на практике
местные органы власти
сами стали осуществлять аккредитацию и
регистрацию представи-
тельств
иностранных юридических лиц в т.ч.
и некоммерческих
организаций.
Требование регистрации открытия
филиала или представи-
тельства вступает в противоречие с
действующим гражданским
законодательством, согласно
которому филиалы и представи-
тельства, в том числе и иностранных фирм,
могут осуществлять
свою деятельность в соответствии с полномочиями, предостав-
ленными им юридическими лицами, структурными подразделениями
которых они являются. Такой подход в принципе подтверждается
- 22 -
действующими ведомственными нормативными актами в области на-
логообложения и валютного регулирования, а также рядом
двусторонних соглашений об избежании
двойного налогообложе-
ния.
(Например договор между Россией
и США "Об избежании
двойного налогообложения и предотвращения
уклонения о налого-
обложения
в отношении налогов
на доходы и
капитал" от
17.06.93. ст5.) К числу ведомственных
нормативных актов, при-
нятых в развитие Закона "Об основах
налоговой системы РФ" от-
носится инструкция ГНС N20 от 3 июня 1993
года "О налогообло-
жении
прибыли и доходов
иностранных юридических лиц"
(Российские Вести 1993 год. N5.), которая
признаёт в качестве
плательщиков налогов на прибыль любые
иностранные юридические
лица,
действующие на территории РФ через постоянное предста-
вительство, при этом под
представительством юридического лица
понимается бюро, контора, агенство, любое
другое постоянное
место осуществления деятельности. Инструкция
разграничивает
понятия
представительства и предприятия с иностранными ин-
вестициями. "Если иностранное юридическое лицо, являющееся
участником предприятия с иностранными инвестициями ... осу-
ществляет также другую деятельность в РФ
от своего имени ...
через постоянное место деятельности, оно
также подлежит нало-
гам на прибыль" п10. Следует подчеркнуть, что в соответствии
с этой инструкцией для целей
налогообложения факт регистрации
представительства инофирмы значения не
имеет.
Из вышеприведёных положений налоговой инструкции следу-
ет,
что представительства иностранных фирм
могут выполнять
свои
функции не обременяя себя
заботами о регистрации, что
соответствует требованиям современного
делового оборота, ин-
тересам Бюджета России и соображениям
здравого смысла.
Открытие филиала или
представительства иностранного юри-
дического
лица в принципе не может само по себе рассматри-
ваться как инвестирование капитала и не
должно, таким обра-
зом, попадать под действие Закона об
иностранных инвестициях.
Дело в том, что когда речь идёт об инвестировании, предпола-
гается, что лицо - инвестор -
предоставляет некоторое иму-
щество, которым он владеет на законном основании, с целью
последующего извлечения прибыли. Учреждение же филиала или
представительства иностранной
фирмы является одной из форм
осуществления внешнеэкономической деятельности иностранных
- 23 -
юридических лиц на территории Российской Федерации и может
быть не связано с капиталовложениями, а иметь целью облегче-
ние
заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёра-
ми.
Более современной с точки зрения
делового оборота и соз-
дания благоприятного инвестиционного
климата при сохранении
государственного контроля является процедура
аккредитации
представительств иностранных фирм.
Аккредитация не влечёт
за собой создания нового юриди-
ческого лица, и для осуществления
внешнеэкономической дея-
тельности
фирме достаточно назначить своего представителя,
который может быть избран из числа
российских граждан или
юридических лиц. Для заключения сделок и
осуществления других
полномочий представителю выдаётся
доверенность.
На сегодняшний день
аккредитацию представительств осу-
ществляет Торгово-промышленная Палата РФ
или Регистрационная
Палата
при Министерстве Экономики
России. Для аккредитации
представительства иностранной фирмы необходимо
предоставить
следующие документы: устав компании,
документ, подтверждающий
факт регистрации компании, решение
об открытии представи-
тельства,
доверенность, выданная компанией своему представи-
телю (физическому или юридическому
лицу), справка из банка,
подтверждающая платёжеспособность
компании и рекомендации
фирм-российских партнёров компании. Срок рассмотрения доку-
ментов для принятия решения - не более
двух месяцев.
В случае открытия филиала или представительства иност-
ранного
юридического лица задача государства заключается в
том,
чтобы обеспечить стабильность торгового
оборота путём
защиты интересов добросовестных его
участников. С этой целью
и должны быть приняты новые нормативные
акты регламентирующие
порядок открытия филиалов и
представительств.
Существование процедуры аккредитации представительств
наибольшим образом соответствует понятию допуска иностранных
инвестиций в страну, она служит цели не
допустить открытие
филиала или представительства уже
обанкротившейся или несу-
ществующей фирмы. Государство с помощью процедуры аккредита-
ции как бы фиксирует положение вещей
на определённый момент
времени,
таким образом удостоверяя, что иностранное юриди-
ческое лицо в действительности
существует, и его финансовое
- 24 -
положение
заслуживает доверия. Органы
государства и после
процедуры аккредитации, как правило продолжают осуществлять
контроль
за деятельностью иностранного юридического лица,
ведь для российских участников торгового
оборота могут пройти
незамеченными изменения
финансового состояния
иностранного
контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или иным
основаниям. Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отме-
тить,
что процедуру аккредитации следует
рассматривать как
факт признания иностранной фирмы,
заслуживающей доверия и ре-
комендуемой государством в лице
уполномоченных органов
российским организациям в качестве
надёжного делового партнё-
ра.
ПРОБЛЕМЫ СТРАХОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ИНОСТРАННЫХ
ИНВЕСТОРОВ.
Следствием недостатков российского
национального законо-
дательства об иностранных инвестициях
стало то, что иностран-
ные
инвесторы, а также российские
предприниматели, заинте-
ресованные в привлечении иностранного
капитала, пытаются соз-
дать
систему дополнительных гарантий,
защищающих инвесторов
от так называемых некоммерческих рисков.
Под этим понимаются,
главным образом, риски политического
характера, вытекающие из
нестабильности политической
обстановки, а также связанные с
репрессивными мерами органов
государства по отношению к ли-
цам, осуществляющим иностранные инвестиции.
В качестве одного из элементов
дополнительных гарантий
прав
иностранных инвесторов предлагается создать систему
страхования некоммерческих рисков.
Выступая с предложениями
об учреждении этого института в
России, отечественные предп-
риниматели вполне справедливо мотивируют
введение системы
страхования инвестиций следующими
соображениями: высокой сте-
пенью такого рода рисков, удерживающих
иностранных инвесторов
от помещения капитала в экономику РФ; потребностями России в
дополнительных источниках привлечения
капитала.
Во многих зарубежных странах страхование некоммерческих
рисков иностранных инвесторов осуществляют
различные органи-
- 25 -
зации.
Организации, выступающие в
роли страховщиков можно
подразделить на следующие группы:
а) негосударственные организации (например, английская
страховая компания "Lloyd's");
б) государственные организации, осуществляющие
страхова-
ние
инвестиционных рисков национальных предпринимателей,
выступающих в роли иностранных инвесторов за рубежом (напри-
мер,Overseas Private Investment
Corporation - OPIC (ОПИК) в
США);
в) Межгосударственная
организация, осуществляющая стра-
хование инвестиционных рисков.
(Multinational Investment Gua-
rantee Agensy - MIGA (МИГА)).
Участие в договоре страхования в качестве страховщика
организаций, относящихся к различным из
перечисленных выше
групп,
имеет различные правовые последствия. Поэтому следует
различать
страхование,
осуществляемое:
негосударственными
(частными) организациями, национальными государственными ор-
ганизациями и международной
организацией, т.е. страхование в
системе MIGA. При этом следует учитывать, что все три разно-
видности страхования, имея различия в правовых последствиях,
могут
осуществляться параллельно, взаимодействовать друг с
другом и тем самым обеспечивать более
высокую степень защиты
интересов инвесторов.
Применительно к России три вида
страхования инвестицион-
ных рисков может подразумевать как
создание негосударственной
организации с обособленным
имуществом, принадлежащем ей
на
праве собственности (или группы таких
организаций), так и уч-
реждение российской государственной
организации по страхова-
нию
инвестиционных рисков. Наконец,
при cоздании системы
страхования некоммерческих рисков
иностранных инвесторов одну
из
главных ролей будет играть
возможное вступление России в
MIGA и решение этой проблемы на
международном уровне.
Чтобы яснее представлять себе
перспективы создания такой
системы в России, необходимо более подробно рассмотреть раз-
личные варианты организации страхования
рисков инвесторов.
1) Страхование, осуществляемое негосударственной (част-
ной) компанией.
На сегодняшний день возникла острая
потребность в учреж-
дении частной коммерческой страховой
организации, осуществля-
- 26 -
ющей
страхование инвестиционных рисков при хорошей поддержке
со стороны государства. Безусловным преимуществом этой формы
организации страхования
инвестиционных рисков является её
гибкость и широкая возможность для манёвра,
присущая чисто
коммерческому страхованию. К недостаткам, сдерживающим широ-
кое применение услуг частных страховых
компаний при страхова-
нии иностранных инвестиций, следует отнести тот факт, что в
ряде случаев объём капиталовложений,
осуществляемых иностран-
ными
инвесторами, может быть весьма значительным, а сумма
страхового возмещения, выплачиваемого страхователю, оказыва-
ется слишком большой даже для крупных
страховых компаний, что
мешает иностранному инвестору сохранить
уверенность в способ-
ности
страховщика покрыть его убытки при наступлении страхо-
вого случая.
Решением этой проблемы может стать
объединение капиталов
нескольких страховых компаний и создание
на этой основе стра-
хового пула. Страховой пул располагает
более широкими возмож-
ностями по страхованию рисков и сокращает
сроки выполнения
обязательств страховщиком. Так как
государство принимает
участие в частичном финансировании
эффективных инвестиционных
проектов,
победивших на инвестиционных конкурсах,
оно могло
бы также участвовать в страховом пуле и
взять на себя обяза-
тельство
по частичному возмещению ущерба.
Помимо возможного
участия государства в страховом пуле
также нельзя исключать
вариант с привлечением капитала крупнейших
зарубежных страхо-
вых
компаний (таких, например,
как
"Lloyd's","GERMES"
и
т.д.).
В настоящее время право страхователя
и гаранта иност-
ранных
инвестиций в РФ
предоставлено Указом Президента РФ
N184 от 2 февраля 1993 года
Государственной инвестиционной
корпорации (Госинкор). Однако имущество,
переданное Госинко-
ру для выполнения им функций страховой
организации и формиро-
вания уставного фонда, передано ему на праве полного
хо-
зяйственного ведения, и, согласно уставу,
это имущество нахо-
дится в федеральной собственности
Российской федерации. Сле-
довательно, Госинкор не является
собственником и не может ре-
ализовать права владения, пользования и
распоряжения без раз-
решения федеральных органов исполнительной
власти РФ. Поэтому
российские страховые компании могут
принимать на себя обяза-
- 27 -
тельства
по страхованию иностранного капитала только в том
случае, когда они наделены правомочиями
самостоятельного юри-
дического
лица и обладают имуществом на праве собственности.
Только тогда имущество может быть свободно
отчуждено в случае
уплаты страховой суммы.
Исходя из значительных объёмов
страховых обязательств по
страхованию инвестиционных проектов,
реализуемых с участием
государства, возникает необходимость
перестрахования части
обязательств страхового пула. Речь идёт об
организации нацио-
нальной перестраховочной компании, актуальность создания ко-
торой предопределяется неразвитостью форм
и видов страхования
и страховой деятельности, отсутствием доверия у иностранных
инвесторов к российским страховым
компаниям. В связи с этим,
поддержка частной российской
страховой компании со
стороны
государства должна быть направлена не
только на преодоление
финансовых трудностей, но и на создание
безупречной репутации
компании
в коммерческих кругах как внутри
страны, так и за
рубежом.
2) Участие иностранного государства в
страховании неком-
мерческих рисков иностранных инвесторов.
Стремясь защитить интересы
национальных предпринимате-
лей,
инвестирующих капитал за рубеж, иностранные государства
осуществляют страхование экспорта капитала,
т.е. участвуют
непосредственно в страховании зарубежных
капиталовложений на-
циональных компаний. Примером этому
может служить система
страхования иностранных инвестиций в США
при участии ОПИК.
Анализ перспектив и форм участия
подобного рода зарубеж-
ных государственных организаций в сфере
страхования иностран-
ных
инвестиций в России должен
осуществляться с учётом осо-
бенностей законодательного регулирования
страхования в раз-
личных правовых системах и необходим не
только для целей изу-
чения
возможности их взаимодействия, но и создания своей
российской модели страхования
иностранных капиталовложений
производимых отечественными компаниями.
3) Страхование некоммерческих
инвестиционных рисков при
участии международной организации - MIGA.
Подписание многосторонней
международной конвенции о соз-
дании
MIGA (Межнациональное агенство по страхованию инвести-
ций) явилось решением проблемы участия
государства в страхо-
- 28 -
вании политических рисков иностранных
инвесторов. Дело в том,
что государство, принимая иностранные инвестиции,
не может
осуществлять страхование их от политических рисков, так как
это,
по существу, является
страхованием от собственных
действий.
Когда речь идёт о политических рисках, государство
может только гарантировать иностранным
инвесторам, что по от-
ношению
к ним не будут приниматься такие меры регулирования,
которые
войдут в противоречие с имущественными правами
последних. (Такого рода гарантии
и были провозглашены в
российском Законе "Об иностранных
инвестициях в РФ"). И, как
было
указано выше, эта ситуация, довольно долго не имевшая
своего правового разрешения, привела к тому, что государства
- экспортёры капитала и государства,
привлекающие иностранный
капитал,
испытывая одинаковую заинтересованность в усилении
защиты инвестиций, нашли наиболее
приемлемый выход в учрежде-
нии международной независимой страховой
организации. Принимая
во
внимание стремление России
соответствовать современным
требованиям международных экономических
отношений и выступать
в
роли равноправного партнёра с другими государствами, её
вступление в MIGA должно стать одним
из ключевых моментов
создания
отечественной системы страхования иностранных ин-
вестиций.
Таким образом, становится очевидно, что для создания в
России системы организаций, способных осуществлять страхова-
ние инвестиционных рисков как зарубежных,
так и отечественных
предпринимателей, скорее всего, следует
пойти на создание:
а) Частной коммерческой страховой
компании - страховщика
иностранных инвесторов.
б) Российской государственной
структуры для защиты инте-
ресов российских предпринимателей за
рубежом. в) Условий для
участия России в системе MIGA, а
также
сотрудничества с государственными организациями
других стран,
осуществляющими страхование инвестиционных
рисков в том числе
и
путём заключения международных двусторонних соглашений о
взаимной защите капиталовложений.
Остаётся заметить, что эта огромная
работа должна прохо-
дить лишь при условии внесения
существенных изменений (если
не
полного пересмотра) в отечественное законодательство об
иностранных инвестициях.
- 29 -
НЕОБХОДИМОСТЬ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНА ГОСУДАРСТВА,
УПОЛНОМОЧЕННОГО ПРЕДСТАВЛЯТЬ ИНТЕРЕСЫ РФ
В ПРАВООТНОШЕНИЯХ,
ВОЗНИКАЮЩИХ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ИН-
ВЕСТИЦИЙ.
Особенностью правоотношений, возникающих
в связи с ин-
вестированием капитала, является то, что их субъектом явля-
ется иностранный инвестор, как правило,
субъект частного пра-
ва,
т.е. физическое или юридическое лицо, с одной стороны, и
принимающее государство - с другой. Учитывая
специфику такого
рода правоотношений, представляется вполне очевидной заинте-
ресованность иностранного инвестора в
том, чтобы абстрактное
принимающее государство было
персонифицировано в лице опреде-
лённого законом уполномоченного органа с
зафиксированным ста-
тусом, полномочиями и компетенцией.
В Законе "Об иностранных инвестициях в РФ" содержится
лишь указание на то, что регистрацию совместных предприятий
осуществляет Министерство Финансов России или иной уполномо-
ченный орган. Потребность в такого рода учреждении привела к
появлению Указа Президента РФ "О
Российском агенстве междуна-
родного сотрудничества и развития" от
14.08.92 (Собрание ак-
тов
Президента и Правительства. 1992
год). Позже, в соот-
ветствие с Указом Президента "О
структуре федеральных органов
исполнительной власти" (Российская
газета. 11.04.94.) РАМСИР
было передано в ведение Министерства
Внешнеэкономических свя-
зей РФ с преобразованием в
государственное учреждение при
этом министерстве.
Примечательно, что в течение последних
четырёх лет в
России
предпринимаются попытки компенсировать недостатки за-
конодательства об иностранных инвестициях
учреждением разно-
образных организаций, целью которых
является содействие прив-
лечению иностранного капитала. К числу такого рода структур
можно
было бы отнести Комиссию
Правительства РФ по междуна-
родному инвестиционному сотрудничеству,
учреждённую Постанов-
лением Правительства от 20.08.92.,
Государственную инвестици-
онную корпорацию, Российскую финансовую
корпорацию, учреждён-
- 30 -
ные
Указами Президента РФ от 02.02.93. и 15.03.93. соот-
ветственно и Международное агенство
страхования инвестиций от
некоммерческих рисков, учреждённое Указом Президента РФ от
26.02.93.
Сам факт учреждения такого числа
государственных органов
свидетельствует об искреннем намерении Правительства
способствовать привлечению иностранного
капитала в Россию, но
,к сожалению, статус и функции создаваемых структур не опре-
делён
достаточно чётко, что само по себе способно ввести в
заблуждение не только иностранных
инвесторов.
Всё-же, следует отметить, что на сегодняшний день регу-
лирование процесса привлечения иностранных
инвестиций приоб-
ретает
всё более упорядоченные формы, и с целью усовер-
шенствования этого механизма при
Министерстве экономики
России создан ряд органов:
- Государственная регистрационная
палата, которая зани-
мается регистрацией предприятий с
иностранным капиталом и ак-
кредитацией представительств иностранных
компаний;
- Российский федеральный центр
проектного финансирования
и консультационно-технического
содействия, который выполняет
следующие функции: осуществляет экспертизу
заявок и предложе-
ний в области международного инвестиционного сотрудничества,
в том числе и по использованию
кредитов, предоставляемых под
гарантии Правительства Российской
Федерации; выполняет пре-
дынвестиционные исследования; разрабатывает схемы финансиро-
вания и осуществляет
экспертно-консультационное сопровождение
инвестиционных проектов. Центр является
представителем (аген-
том) Правительства РФ по координации
деятельности, направлен-
ной на реализацию оказываемого России консультационно-техни-
ческого содействия;
- Бюро по использованию
консультационно-технического со-
действия Европейского союза;
- Российский центр содействия иностранным
инвестициям.
Центр
содержит банк данных по
законодательной и нормативной
базе,
инвестиционным проектам, рынкам капиталов как в России
в целом, так и в регионах.
Координация работы этих
организационных структур возло-
жена на Министерство экономики РФ и в его
составе на Департа-
мент международного инвестиционного
сотрудничества.
- 31 -
Несомненно, передача вышеуказанных полномочий Ми-
нистерству экономики РФ явилась шагом
вперёд в ходе становле-
ния структуры государственных
органов, представляющих Россию
в отношениях с иностранными
инвесторами, но тем не менее, в
целях дальнейшей стабилизации этих
отношений в будущем законе
об иностранных инвестициях статус
этих организаций должен
быть закреплён окончательно.
СПОРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В АРБИТ-
РАЖНОЙ ПРАКТИКЕ.
На современном этапе развития и
становления как правовой
системы
новой России в целом,
так и отраслевого законода-
тельства,
а в нашем случае это законодательство об иностран-
ных
инвестициях, огромное значение имеет изучение практики
арбитражных судов, рассматривающих споры предприятий связан-
ных с иностранными инвестициями.
Лидирующую роль в России при
разрешении подобного рода
споров
играет Международный коммерческий арбитражный суд
(МКАС) при Торгово-промышленной плате
РФ, который по коли-
честву дел, поступающих на его рассмотрение, прочно входит в
ряд ведущих арбитражных центров в мире.
Правовой основой деятельности МКАС служит Закон РФ о
Международном коммерческом арбитраже от 7
июля 1993 года, а 8
декабря 1994 года был утверждён новый
Регламент МКАС, который
вступил в силу с 1 мая 1995 года.
Особенностями нового Регламента
явились гибкость арбит-
ражной
процедуры и предоставление сторонам широких возмож-
ностей по самостоятельному выбору
арбитров для разрешения
спора.
Стороны вправе избирать арбитрами любых лиц, обладаю-
щих необходимой квалификацией, в
том числе и
иностранных
граждан.
Все усилия арбитражного суда должны сводиться к по-
вышению эффективности арбитражного
разбирательства, недопуще-
нию
необоснованного затягивания дела и чёткости при защите
прав сторон, участвующих в споре.
Круг проблем, возникающих в ходе рассмотрения арбитраж-
ным судом того или иного дела, чрезвычайно многообразен, но
- 32 -
попытаться рассмотреть самые распространённые из них необхо-
димо в целях дальнейшего
совершенствования правовой базы
в
сфере регулировния иностранных
капиталовложений.
Очень часто на рассмотрение арбитража
попадают споры,
касающиеся объёма арбитражной оговорки.
Показательным здесь можно считать
дело N248/1991 г. Уч-
редитель,
вышедший из совместного
предприятия, предъявил к
последнему требования об упя6ля0ате
денежной компенсации за
внесённый
вклад, а также
причитающейся доли прибыли.
В
обоснование компетенции Арбитражного суда
истец ссылался на
положение
учредительного договора о праве каждого из учреди-
телей обратиться в данный орган по любым
спорным вопросам,
связанным с этим договором.
Ответчик оспаривал компетенцию
арбитража по мотиву
отсутствия в учредительных или иных документах совместного
предприятия предписаний, оговаривающих
передачу на рассмотре-
ние
в Арбитражный суд споров между каким-либо из учредителей
и совместным предприятием.
Истец, в свою очередь, полагал, что, поскольку его тре-
бование возникло в связи с передачей его
доли участия в сов-
местном
предприятии третьему лицу, оно непосредственно от-
носится к вопросам, связанным с учредительным договором,
и
попадает под компетенцию Арбитражного
суда.
В решении арбитраж, сославшись на свой Регламент, ука-
зал, что наличие письменного соглашения о
передаче споров на
разрешение Арбитражного суда может рассматриваться как осно-
вание компетенции суда при том условии,
что спор возник между
сторонами, заключившими такое
соглашение. Прийдя к выводу,
что сторонами в данном споре являются один
из учредителей и
само совместное предприятие, арбитры отметили, что приведён-
ная выше арбитражная оговорка охватывает
лишь споры учредите-
лей совместного предприятия между собой и
не касается вопроса
о разрешении споров между учредителями и
совместным предприя-
тием.
Таким образом, арбитраж пришёл к выводу, что данный
спор не попадает под его компетенцию.
Решения арбитров по сходного рода
делам показывают, что
на практике крайне важным является чёткое
определение в ар-
битражном соглашении круга лиц, на которых оно распространя-
ется,
а также наличие согласия этих лиц на передачу споров в
- 33 -
коммерческий арбитраж, в частности
согласия самого СП как са-
мостоятельного субъекта права на
рассмотрение в арбитражном
порядке соответствующих споров между ним и
его участниками.
Вопрос о компетенции
Арбитражного суда, хотя
и в
несколько ином ракурсе, возникал в деле N177/1993 г. Иност-
ранная фирма, считая себя участником
совместного предприятия,
предъявила к последнему иск о возврате
денежной суммы, пере-
ведённой в качестве взноса в его уставной
фонд.
В ходе разбирательства было
выяснено, что истец намере-
вался войти в совместное предприятие
вместо другой иностран-
ной фирмы. Однако, предусмотренные законом действия, необхо-
димые для оформления замены участника совместного
предприя-
тия, в том числе внесение изменений в
учредительные документы
и их последующая регистрация в
установленном законом порядке,
не осуществлялись.
Поскольку было установлено, что истец
не является сторо-
ной учредительного договора, по мнению
арбитров, содержащаяся
в
этом договоре арбитражная
оговорка, предусматривающая
юрисдикцию Арбитражного суда при Торгово-промышленной палате
СССР,
на истца не распространяется. В итоге арбитраж признал
себя некомпетентным рассматривать данный
спор.
В деле N364/1993 г.
возник вопрос о
действительности
сделки,
заключённой совместным предприятием до его регистра-
ции. Арбитраж установил, что на момент
заключения договора
аренды, из-за которого возник спор,
совместное предприятие
(арендатор) зарегистрировано не было и правомочиями юриди-
ческого лица не обладало. Арбитражный суд счёл, что
сделка
была
совершена с нарушением требований закона и является не-
действительной. Действующее
законодательство не допускает де-
ятельности предприятия до его регистрации,
и данное дело слу-
жит
наглядной иллюстрацией возможных неблагоприятных
последствий при несоблюдении запрета на деятельность незаре-
гистрированных предприятий.
В практике МКАС при ТПП РФ возникал
вопрос о том, вправе
ли выбывший из предприятия с иностранными
инвестициями участ-
ник
претендовать на возврат
имущества, внесённого им в ка-
честве вклада в уставный фонд, либо
ему полагается только
соответствующая денежная компенсация за
него.
В деле #351/1993 г. истец,
вышедший из совместного
- 34 -
предприятия, требовал от последнего как ответчика возврата
здания, являвшегося взносом истца в
уставный фонд. В возраже-
ниях
ответчика указывалось, что он
стал собственником пере-
данного имущества, как это установлено российским законода-
тельством и уставом совместного
предприятия. Устав не содер-
жал положений о возврате участнику имущества,
внесённого в
качестве
его доли в уставный фонд, а оговаривалась обязан-
ность выплатить выбывающему участнику
балансовую стоимость
имущества
на момент выбытия. В решении
единоличного арбитра
отмечалось, что согласно действующему российскому законода-
тельству
юридические лица в соответствии с их уставами явля-
ются собственниками внесённого их участниками
имущества. И
так как возврат имущества в натуре не
предусмотрен, истцу бы-
ло отказано в иске.
Также на рассмотрение арбитража
довольно часто поступают
дела,
связанные с деятельностью филиалов и
представительств
иностранных юридических лиц. Так,
в делах NN
185/1992,
243/1992 г.г. вставал вопрос об
ответственности совместных
предприятий (ответчиков) по сделкам,
заключенным их филиалами
и представительствами . В обоих случаях арбитраж признал та-
кую ответственность, поскольку речь шла о действиях, совер-
шённых структурными подразделениями ответчиков. Последним не
удалось доказать, что руководитеи этих
подразделений вышли за
пределы предоставленных им полномочий, что
самим предприятиям
не было известно о факте подписания таких
договоров и ходе их
выполнения или что ими не совершались
действия, свидетельст-
вцющие об одобрении указанных сделок.
Разумеется в этом кратком обзоре
арбитражной практики
можно
лишь приблизительно очертить
круг возникающих при
рассмотрении того или иного дела правовых проблем,
но зна-
комство
с деятельнлстью арбитража в
области, затрагивающей
деятельность предприятий, связанных с
иностранными инвестици-
ями,
является одной из важнейших составляющих при изучении
данной темы. (В тексте использованы материалы дел, опублико-
ванных в статьях Кабатова В.А"Из
практики Международного ком-
мерческого арбитражного суда при ТПП РФ
в городе Москве".
Журнал
"Внешняя торговля"
1992 г. N9 и журнал "Хозяйство и
право" 1994 г. N3)
- 35 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев в данной работе
определённый круг проб-
лем,
связанных с ситуацией в сфере
правового регулирования
иностранных инвестиций в России, можно
попытаться сделать не-
которые выводы.
Налицо очевидная потребность
в ускорении и завершении
работы законодательных органов по
подготовке новой законода-
тельной базы, регулирующей процесс
инвестирования в экономику
России. Хочется отметить некоторые важные
положения в проекте
закона
"О внесении изменений и
дополнений в закон РСФСР "Об
иностранных инвестициях в РФ", которые направлены на улучше-
ние инвестиционного климата для зарубежных
инвесторов. Помимо
закрепления национального режима для
осуществления капиталов-
ложений за изъятиями, которые могут быть
введены только феде-
ральными законами; вводится пятилетняя отсрочка для примене-
ния
положений новых законодательных и правовых нормативных
актов,
ухудшающих условия деятельности предприятий с иност-
ранными инвестициями, которые действуют в
отраслях материаль-
ного производства (со вкладом зарубежного
партнера не менее
100 тыс.
долл. США и не менее 30% уставного капитала). Опре-
деляется
конкретный федеральный орган
исполнительной власти
по координации государственной
деятельности по привлечению ,
защите
и эффективному использованию
иностранных инвестиций,
являющийся, по сути, единым органом в
сфере международного
инвестиционного сотрудничества. Вводится
применение поощри-
тельной таможенной пошлины (50% от
действующей ставки ввозной
пошлины и на срок до 5 лет) при ввозе
товаров предприятиями с
иностранными инвестициями в случае
осуществления ими инвести-
ционного проекта с капитальными затратами,
эквивалентными 100
млн.
долл. США и выше. Проект
Закона содержит и
другие
перспективные положения, но это всего лишь
проект, тем более,
что в процессе принятия закона возникает
необходимость комп-
ромиссов, поиск которых неизбежно
отражается на формулировках
закона.
Как объект инвестиций российская экономика потенциально
- 36 -
обладает рядом привлекательных
особенностей для иностранных
компаний и предпринимателей. Среди них -
мкий рынок, богатые
запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная и
дешёвая рабочая сила,
огромный багаж научно-технических зна-
ний и наличие неиспользуемых
производственных мощностей (нап-
ример, бывший ВПК).
Однако, в то же время, нестабильная
экономическая ситуа-
ция, своеобразная нервозность на
политической арене; несмотря
на все усилия правительства, всё же
прогрессирующая инфляция,
неотлаженный внутренний механизм управления экономикой, от-
носительная неразвитось инфраструктуры
связи, бытовых услуг и
т.д. негативно отражаются на
инвестиционном имидже России.
По оценкам западных специалистов
инвестиционный климат в
России рассматривается сегодня как
неблагоприятный и предсто-
ит сделать очень многое, чтобы эти оценки поменялись на про-
тивоположные. Ведь для нашей страны,
которая встала на путь
интеграции в мировое хозяйство и
стремиться создать открытую
экономическую систему, участие в процессах движения капитала
и как импортёра, и как экспортёра является
вопросом стратеги-
чески
важным. Сегодня же участие России в этих процессах с
трудом можно назвать активным, а с точки зрения привлечения
зарубежных капиталовложений ей предстоит
конкурировать со
странами,
рынки которых оказываются сейчас
более привлека-
тельными для инвесторов, особенно со странами Латинской Аме-
рики и азиатского региона.
В соответствии с основными целями
национальной стратегии
экономического развития России, определившимися в последнее
время,
органами государственной власти
на различных уровнях
разрабатывается коммплексная программа
привлечения иностран-
ных
инвестиций. Оздоровление экономики нашей страны прежде
всего связывается со значительными
вливаниями материальных и
финансовых ресурсов из-за рубежа. Поэтому так актуален и не-
обходим грамотный подход к регламентации,
правовому регулиро-
ванию процесса привлечения иностранных
инвестиций.
Обобщая практические предложения
решений проблем в этой
области,
наряду с необходимостью совершенствования законода-
тельства об иностранных инвестициях,
отметим следующее:
Те экономические и правовые условия в которых действуют
иностранные инвесторы (национальный режим)
должны быть ради-
- 37 -
кально улучшены, в первую очередь путем
кардинального измене-
ния налогообложения, когда собираемость
налогов должна дости-
гаться
не за счет непосильного для товаропроизводителя нало-
гового бремени, а за счет ускорения
экономического оборота.
Необходимо создание в
России системы организаций,
способных осуществлять страхование
инвестиционных рисков ( а)
частной
коммерческой страховой компании - страховщика иност-
ранных инвесторов; б) российской государственной структуры
для
защиты интересов российских предпринимателей за рубежом;
в) Международной компании по страхованию
иностранных инвести-
ций в России.)
Помимо таких маштабных проблем
хочется отметить и более
узкие,
функциональные. При подготовке
данной работы опреде-
ленные сложности возникли с подбором
законодательных актов ,
регламентирующих рассматриваемые
правоотнощения. Представля-
ется целесообразной систематизация
законодательства и более
широкое освещение этого вопроса в печати.
Инвестиции, в том числе
иностранные, представляют собой
значительную часть в предпринимательском
праве. Однако, изу-
чение этой области предпринимательства конкретно
в нашем
институте
весьма ограничено. Считаю необходимым устранение
этого пробела в программе обучения. Ведь,
в сущности, залогом
решения
многих проблем является
профессиональный подход к
ним.
- 38 -
ПРИЛОЖЕНИЕ
Двусторонние договоры о взаимной
защите инвестиций
--------------------------------------------------
В число международных двусторонних
соглашений, участни-
цей которых является Россия, входят:
1)Соглашение о содействии, осуществлении и взаимной за-
щите капиталовложений с Австрией от 17 мая
1990 года. Ратифи-
цировано 27 мая 1991 года.
2) Соглашение о поощрении и взаимной
защите капиталовло-
жений с Правительством Канады от 20 ноября
1989 года. Вступи-
ло в силу 27 июня 1991 года.
3) Соглашение о поощрении и взаимной
защите капиталовло-
жений с Правительством Французской
республики от 4 июля 1989
года. Вступило в силу 17 июля 1991 года.
4) Соглашение о поощрении и взаимной
защите капиталовло-
жений
с Китайской Народной Республикой от 21 июля 1991 года.
Вступило в силу 26 июля 1991 года.
5) Соглашение о поощрении и взаимной
защите капиталовло-
жений с Королевством Нидерландов от
5 октября 1989
года.
Вступило в силу 20 июля 1991 года.
6) Соглашение о содействии
осуществлению и взаимной за-
щите
капиталовожений с правительством Финляндской Республики
от 8 февраля 1989 года. Вступило в силу 15
августа 1991 года.
.
7) Соглашение о поощрении и взаимной
защите капиталовло-
жений со Швейцарским Федеральным Советом
от 1
декабря 1990
года. Вступило в силу 26 августа 1991
года.
8) Соглашение о поощрении и взаимной
защите капиталовло-
жений
с Правительством Соединённого королевства Великобрита-
нии и Северной Ирландии от 6 апреля 1989
года. Вступило в си-
лу 3 июля 1991 года.
9) Соглашение о поощрении и взаимной
защите капиталовло-
жений
с Правительством Итальянской Республики от 30 ноября
1989 года. Вступило в силу 8 июля 1991
года.
10) Соглашение о поощрении и взаимной защите капиталов-
ложений с Правительством Республики Корея
от 14 декабря 1990
года. Вступило в силу 10 июля 1991 года.
.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1) отв.ред. Астапович. "Иностранные инвестиции
в
России:
тенденеции и перспективы. Второй аналитический док-
лад независимых экспертов" Агенство
"ИНФОМАРТ" 1995 год.
2) Богатырёв А.Д.
"Инвестиционное
право" Москва.
Российское право 1992 год.
3) Богуславский М.М. "Правовое положение иностранных
инвестиций в РФ" Москва. 1993
год. "Международное частное
право" Москва. " Международные
отношения" 1994 год.
4) Голубович А.Д. "Иностранные
инвестиции в России. За-
конодательное регулирование" Москва.
"АРГО" 1993 год.
5) Доронина Н.Г. Семилютина Н.Г. "Правовое регулирова-
ние иностранных инвестиций в России
и за
рубежом" Москва.
1993 год. "Многосторонние международные конвенции в области
защиты иностранных инвестиций и
российское законодательство"
Государство и право" 1992 год #10.
6) Доронина Н.Г. "Иностранные инвестиции и современное
международное право. Проблемы
регулирования инвести-
ций в СССР" Москва.
"Де-юре". 1991 год.
7) Мартынов А.С. "Россия: стратегия инвестирования
в
кризисный период." Москва. 1994 год.
8) Моргунова А.И. Шакалов М.И.
"Инвестиционное и валют-
ное законодательство. Теоретический курс" Москва. МЭГУ 1995
год.
9) Рубанов А.А. "Основные проблемы законодательства об
иностранных инвестициях в России и других
государствах быв-
шего СССР" Москва. 1992 год.
10) отв.ред. Светланов. "Правовое регулирование
иност-
ранных
инвестиций в России" Институт государства и права.
Москва. 1995 год.
11) отв.ред. Фоминский Н.П. "Иностранные инвестиции в
России.
Современное состояние и перспективы". Москва. 1995
год.
12) Чжун Ми Кен
"Инвестиционная ситуация в
России и
правительственные мероприятия
по её улучшению" Университет
СпБ. 1996 год.
13) "Регулирование иностранных
инвестиций. Сборник нор-
мативных документов". Журнал "Рынок ценных бумаг"
Москва.
1995 год.
14) "Иностранные
инвестиции. Совместные предприятия и
представительства". Тематический выпуск. Москва.
"ТРИАДА"
1994 год.
15) Журнал "Иностранные
инвестиции для профессионалов"
#11-12.1995 год.
Правовое регулирование иностранных инвестиций Понятие и виды иностран ных инвестиций. Ная работа правовое регулирование иностранных инвестиций Москва Россия Москве. Проблемы правового обеспечения деятельности иностран ных инвесторов в России. Правовое регулирование иностранных инвестиций в россии Москва Россия Москве. Стимулирование деятельности иност ранных инвесторов в России и за рубежом. Правовое положение иностранных предприя с учустием иностранного капитала. Организационно правовые формы предприятий с иностранными ин вестициями. Как открыть представи тельство иностранной компании в россии. Реферат на тему Правовое регулирование инвестиционных фондов. Работа правовое регулирование иностранных инвестиций в РФ. Работа режим недискриминации в иностранных инвестициях. Гос регулирование иностранных инвестиций в рф. Правовое регулирование иностранных инвестиций. Гос регулирование иностранных инвестиций. Правовые гарантии для иност инвестиций.