План
Понятие типа права.
Различные взгляды на типологию права.
Истори-
ческие типы права и государства: рабовладельческое,феодальное,бур-
жуазное,социалистическое,выделенные на основе формационного
подхода.
Правовая система
общества; понятие и структура. Классификация
правовых систем.
Основные правовые семьи народов мира; романо-гер-
манская, англо-саксонская, религиозная,традиционная.
Соотношение права
и правовой системы.
Правовая система
общества;понятие и структура
Правовая
система общества- это конкретно-историческая совокуп-
ность права, юридической практики и господствующей правовой
идеоло-
гии отдельного государства.
В структуру
правовой системы входят следующие
главные элементы;
1) право
(законодательство);
2) юридическая
практика;
3) господствующая
правовая идеология.
Понятие
"право" и "правовая система"соотносятся как часть и це-
лое. Если под правом понимается система общеобязятельных,
формально
определенных юридических норм, установленных и
обеспечиваемых госу-
дарством, то под
правовой системой -явление, отражающее
собой всю
правовую организацию общества, целостную правовую
действительность,
систему юридических
средств, с помощью которых
официальная власть
оказывает правовое воздействие на поведение людей.
Право-ядро и
нормативная основа правовой системы, ее
связующее
и цементирующее звено. По характеру права в обществе можно
судить и
о сущности всей правовой системы данного общества.
Помимо
права, юридической практики и господствующей правовой
идеологии (как
главных элементов правовой
системы) в нее входят и
другие слагаемые;
правотворчество, правоотношения, правовые учреж-
дения, законность и т.п
Понятие
"правовая система" выражает собой комплексную оценку
юридической сферы жизни конкретного общества.
Романо-германская правовая семья.
Прежде чем
давать общую характеристику романо-германской правовой
семье, необходимо сначала определить понятие
"правоваясемья".
К
романо-германской правовой семье относятся
правовые системы
Италии, Франции,Испании,
Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и
др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках
рома-
но-германской правовой семьи можно выделить славянские
правовые систе-
мы (Югославии,
Болгарии и т.д.). Cовременная правовая система России,
при всехее особенностях,более родственна именно
романо-германской пра-
вовой семье.
Такие
страны, как Италия, Франция, Испания и др. возникли на об-
ломках Великой
Римской Империи. Они имели
большой опыт Римской Импе-
рии, иисходя из ее ошибок и достоинств создали свою провавую
систему.
Многие юристы,
политики и просто люди, которые хоть немного смыслят в
правовой системе,
считают, что романо-германская
прововая система на
нынешний момент
является самой совершенной
правовой системой в мире.
Правовая система Италии, Германии, Франции и тд. имеют общий
источник,
структуру права и исторический путь его формирования, по
этому все эти
страны объеденяют в романо-германскую правовую семью.
Среди
признаков романо-германской правовой семьи можно выделить
следующие:
- единая иерархически построенная система
источников писанного
права, доминирующее место в которой занимают нормативные
акты (законо-
дательство/:
- главная роль в
формировании права отводится законодателю, кото-
рый создает общие
юридические правила поведения;
правоприниматель же
(судья, административные органы и т.п./ призван лишь точно
реализовать
эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах:
- имеются
писанные конституции, обладающие высшей юридической си-
лой;
- высокий
уровень нормативных обобщений
достигается при помощи
кодифицированных нормативных актов:
- весомое
положение занимают подзаконные нормативные акты (регла-
менты, инструкции, циркуляры и др.):
- деление
системы права на публичное и частное, а также на отрас-
ли:
- правовой
обычай и юридический прецедент
выступает в качестве
вспомогательных, дополнительных источников:
- на первом
месте находятся не обязанности, а права человека и
гражданина:
- особое
значение имеет юридическая доктрина,
разработавшая и
разрабатывающая в
университетах основные принципы (реорию) построения
данной правовой семьи.
Англо-саксонская правовая семья.
Прежде чем
давать характеристику англо-саксонской правовой семье
(семье общего права),
необходимо сначала определить понятие "правовая
семья".
К
англо-саксонской правовой семье
относятся национально-правовые
системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Все страны
англо-саксонской правовой семьи, такие
как США, Кана-
да, Новая Зеландия и др.
в прошлом были колонезированны Англией.
Они
впитали в себя ее язык, традиции, и конечно же ее правовую
систему. Их
правовая система стала отражением Английской. В ней были
похожи струк-
тура признак. И через некоторое время, страны такие , как
Англия, США,
Канада, Австрия, Новая Зеландия объединили в
англо-саксонскую семью.
Среди признаков
данной семьи можно выделить cледующие;
- основным
источником права выступает судебный прецедент (правила
поведения, сформированные судьями в их решениях по
конкретному делу и
распространяющиеся на аналогичные дела):
- юридические
прецеденты носят индивидуальный (казуистический)
характер:
- ведущую роль в формировании права (в
правотворчестве) отводятся
судам, который в
этой связи занимает особое положение в системе госу-
дарственных органов;
- на первом
месте находятся не обязанности,
а права человека и
гражданина, защищаемые прежде всего судом;
- главенствующее
значение имеет процессуальное (процедурное,
до-
казательственное) право, которое во многом определяет право
материаль-
ное;
- отсутствуют
кодифицированные отрасли права;
- отсутствуют
классическое деление права на частное и публичное;
- статутное
право (законодательство) и юридические обычаи
высту-
пают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;
- юридическая
доктрина, как правило, носит сугубо прагматический,
прикладной характер.
Семья
религиозного права.
Прежде чем
давать общую характеристику семьи религиозного
права,
необходимо сначала определить понятие правовая семья .
Ксемье
религиозного права относятся правовые
системы таких му-
сульманских стран,
как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также ин-
дусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков
данной правовой семьи можно выделить следующие;
- главный творец
права Бог, а не общество, государство, поэтому
юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и со-
ответственно строго соблюдать;
-
источниками права являются религиозно-нравстенные нормы и цен-
ности,содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распростра-
няющиеся на мусульман либо
в Шастрах,Ведах, законах Ману и
т.д. и
действующие в отношении индусов;
- весьма тесное
переплптение юридических положений с религиозными,
религиозными, философскими и моральными поступками, а также
с местными
обычаями образует в своей совокупности единые правила
поведения;
- особое место в
системе источников права занимают
труды уче-
ных-юристов (доктрины),конкретизирующие и
толкующие первоисточники и
лежащие в основе конкретных решений:
- отсутсвует
деление права на частное и публичное;
-нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное зна-
чение;
-судебная
практика в собственном смысле слова не
является источ-
ником права;
- во многом
основана на идее
обязанностей, а не прав человека
(как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых
семьях).
Семья
традиционного права.
Прежде чем
давать общую характеристику семьи традиционного права,
необходимо сначала определить понятие "правовая
семья"
Ксемье традиционного
права относятся правовые системы
Мадагаска-
ра, ряда стран Африки и Дальнего Востока.
Среди признаков
данной правовой семьи можно выделить следующие;
- доминирующее
место в системе источников права занимают обычаи и
традиции, имеющие,
как правило, неписаный характер
и передавемые из
поколения в поколение;
- обычаи и
традиции представляют собой синтез юридических, мо-
ральных, мифических
предписаний. сложившихся естественным путем и
признанных государствами;
- обычаи и традиции
регулируют отношения в первую очередь групп
или сообществ, а не отдельных индивидов;
-
нормативные акты (писанные
законы) имеют вторичное значение,
хотя в последнее время их принимается все больше и больше;
- судебная практика
(юридический прецедент) не
выступает в ка-
честве основного источника права;
- судебная
власть руководствуется идеей примирения,
восстанавли-
вая согласие в общине и обеспичивая ее сплоченность;
-
юридическая доктрина не играет
существенной роли в юридической
жизни данных обществ;
- архаичность
многих ее обычаев и традиций.
Особенности
государства конкретного исторического периода опре-
деляются состоянием и уровнем развития общества. При
неизменности
формальных признаков
(территории,публичной вл
асти,сувереннитета)
государство по мере общественного развития претерпевает серьезные
изменения. Изменяются
содержание и методы управления,цели,задачи и
социальная направленность. На характер государственнсти и
государс-
твенное устройство влияют национальный состав
населения,своеобразие
его культуры, размер
территории, географическое положение,
укоре-
нившиеся обычаи и
традиции народа, религиозные воззрения
и другие
факторы.
Особенности
исторических периодов (этапов,эпох) в
развитии го-
сударственно-организованного общества у различных народов в
различ-
ное историческое
время позволяют тем не менее выявить существенные
общие черты,
характерные для всех государств данного периода. Пер-
вые попытки такого обобщения, несмотря на отсутствие исторического
опыта государственного строительства, были предприняты Аристотелем
и Полибием.
А р и с т о т е л
ь считал, что основными критериями
разграни-
чения государств являются; 1) количество властвующих в
государстве;
2)осуществляемая государством цель. По первому признаку он
различал
правление одного,
правление немногих, правление большинства. По
второму признаку все государства делились на правильные (в
них дос-
тигается общее благо) и непраильные (в них преследуются
частные це-
ли). Отвлекаясь от
конкретных условий того
времени, Аристотель
главное различие государств видел в том, какое место
занимает в них
человек, в какой мере государство обеспечивает свободу и
личные ин-
тересыкаждого.
П о л и б и й
говорил, что развитие государства,
смена его ти-
пов (разновидностей)-естественный процесс,определяемый
природой.
Государство развивается по бесконеному кругу,который
включает фазы
зарождения, становления,
расцвета, упадка и исчезновения. Эти фазы
переходят одна в другую,
и цикл повторяется вновь.
Развитие госу-
дарства, его
обновление и изменение- это
замкнутый круг, считает
Полибей. История подтверждает, что цикличность в развитии
государс-
твенно-организованного общества- закономерный процесс.
Многие госу-
дарства обьективно проходили фазы зарождения, становления,
расцвета
и упадка, но затем возрождались в виде новой, более
совершенной го-
сударственности, другие же выпали из замкнутого круга
развития и
стали достоянием истории (Вавилон, Урарту, Афины, Рим, Спарта
и дру-
гие). Тем не менее главное в воззрениях Полибия состоит в
том, что
за основу смены циклов в развитии государства он принимал
изменения
в соотношении государственной власти и человека.
Прогрессивные
мыслители прошлого искали те пути общественного
развития, при которых государство выступало бы главным
инструментом
установления социальной
справедливости. Из этого принципиального
положения исходила передовая политико-правовая мысль,
конструируя
типологию государств.
Однако единства взглядов на эту
проблему не
было. Разнообразие научных
подходов в оценке
этого чрезвычайно
сложного и
неоднозначного
общественного явления стало
обьетивной
основой концептуального плюрализма типологии государства.
ТИПЫ ПРАВА:
различные подходы.
Типология
права-это его специфическая классификация, производи-
мая в основном с позиции следующих подходов.
В рамках первого
(формационного) главным критерием
выступают
социально-экономические признаки (общественно-экономическая форма-
ция). Именно базис (тип
производсвенных отношений) является,
по
мнению представителей данного подхода, решающим фактором
обществен-
ного развития,
который детерминируети соответствующий тип надстро-
ечных элементов; государство и право. В зависимости от типов
эконо-
мического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный,
буржуазный
и социалистический типы права.
ДОСТОИСТВО;
-продуктивна
сама идея право на основе социально-экономичес-
ких факторов,
которые действительно весьма существенно влияют на
общество.
СЛАБАЯ СТОРОНА;
-
формационный подход не
позволяет в должной мере учесть
конкретно-историческую, культурно-национальную и специально-юриди-
ческую специфику права.
В рамках данного
подхода типология права производится на основе
конкретно-географических, национально-исторических, религиозных,
специально-юридических и иных признаков. В соответствии с
названны-
ми критериями выделяют такие типы права;
1) национальные
правовые системы (это
конкретно-историческая
совокупность права, юридической практики и господствующией
правовой
идеологии отдельного государства);
2) правовые семьи
(это совокупность правовых систем, выделенная
на основе общности источников, структуры права и
исторического пути
его формирования).
Различают слудующие правовые семьи; общего пра-
ва, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская
и др.
ДОСТОИНСТВО
данной типологии заключается в
том, что выделенны
национально-исторические, конкретнор-географические и
техничес-
ко-юридические признаки,
которые весьма определенно
характеризуют
право.
СЛАБОЙ СТОРОНОЙ
является то, что ее представители недооценивают
роль социально-экономических факторов в природе права.
МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ типология
государства и права базируется
на категории о б щ е с т в е н н о-э к о н о м и ч е с к о
й ф о
р м а ц и и. Понятие
общественно-экономической формации составляет
фундамент марксистского понятия истории. ФОРМАЦИЯ - это историчес-
кий тип общества,
основанный на определенном способе производства.
Уровень развития призводственных сил определяет материально-техни-
ческую базу общества, а производственные отношения,
складывающиеся
на однотипной форме собственности на средства производства,
состав-
ляют экономический
базис общества, которому
соответствуют опреде-
ленные политические,
государственно-правовые и другие надстроечные
явления.
Переход от одной
общественно-экономической формации к
другой
происходит в
результате смены отживших форм проихводственных отно-
шений и замены их новым экономическим строем. Качественные измене-
ния экономического базиса закономерно влекут за собой
коренные пре-
образавания в надстройке.
Вывод о том, что решающей силой
истори-
ческого процесса являются материальные производственные
отношения
(экономический базис),дал "твердое основание для
представления раз-
вития общественных формаций естественно-историческим путем
". Этот
принцип положен в основу марксистско-ленинской
типологии государс-
тва и права.
Понятие
исторического типа связывается с установлением
законо-
мерной зависимости классовой сущности государства и права от
эконо-
мических отношений,
которые господствуют в классовом
обществе на
определенном этапе его развития. Исторический тип государства,сог-
ласно марксистско-ленинской
теории, выражает единство
классовой
сущности всех
государств, обладающх общей экономической основой,
обусловленной господством данного типа собственности на средства
производства. Единство
экономического строя различных стран прояв-
ляется в господствующем типе собственности на средства
производс-
тва, а
следовательно, в экономическом господстве определенного
класса, в общности основных черт классовой структуры
общества, ока-
зывающей определяющее влияние на классовое содержание
государства и
права.
Господство
производственных отношений одного типа в ризличных
странах, относящихся в силу этого к одной
общественно-экономической
формации, обуславливает
общность классовой сущности
государства в
этих странах. Тип государства определяется на основании
того, какой
экономический базис это государство защищает, интересам
какого гос-
подствующего класса оно служит. При таком подходе государство при-
обретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве дик-
татуры экономически господствующего класса.
ФОРМАЦИОННЫЙ
КРИТЕРИЙ, лежащий в основе марксистской
типологии
государства, выделяет три основных типа эксплуататорского
государс-
тва; рабовладельческое, феодальное, буржуазное- и последний
истори-
ческий тип- социалистическое государство, которое,теоретически, в
ближайшей исторической
перспективе должно было бы
перерасти в об-
щественное коммунистическое самоуправление.
Перечислим
основные характеристики различных типов государства,
выделяемых на основании данной концепции.
Рабовладельческий
тип государства - первая государвенно-классо-
вая организация общества. По своей сущности
рабовладельческое госу-
дарство - это организация
политической власти господствующующего
класса в рабовладельческой общественно-экономической
формации. Важ-
нейшая функция этих государств-защита собственности
рабовладельцев-
на средства, в том числе на рабов.
Феодальный тип
государства - результат гибели рабовладельческо-
го строя и возникновения феодальной
общественно-экономической фор-
мации.
Демократические
режимы складываются в правовых государствах.
Они
характеризуются такими
методами осуществления
государстенной власти.
которые реально обеспечивают свободное развитие
личности, фактическую
защищенность ее законных прав и интересов. Конкретно режим демократи-
ческого государства выражается в следующем;
Во-первых,такой
режим предоставляет свободу личности в сфере эко-
номической деятельности.
которая составляет основу материального бла-
гополучия общества.
Во-вторых,
реальная гарантированностьличных прав и свобод гражда-
нина, его возможность выражать собственное мнение о политике
государс-
тва, активно участвовать в
различных культурных, научных,профессио-
нальных и других
общественных организациях придают высокую нравствен-
ность демократическому государству.
В-третьих,
демократический режим создает
эффективные механизмы
прямого воздействия населения страны на характер
государственной влас-
ти (через избирательную систему, контроль избирателей за
деятельностью
государственных органов).
В-четвертых,
в демократическом государстве личность защищена от
произвола беззакония,
так как ее права находятся под постоянной охра-
ной органов правосудия.
В-пятых,демократический режим является следствием реального раз-
деления властей как в унитарных, так и в федеративных
государствах.
В-шестых,
демократическая власть в одинаковой мере учитывает ин-
тересы большинства и меньшинства,индивидуальные и
национальные особен-
ности населения. Она также является препятствием
бюрократическому про-
изволу и
нарушениям
социально-экономичесикх прав
национальных мень-
шинств, которые не имеют своей самостоятельной
государственности;
В-седьмых,
демократические методы государственного властвования
позволяют преодолевать возникающие социальные
противоречия, обеспечи-
вают компромисс
между государственными органами
и гражданами, между
различными социальными группами населения.
В-восьмых,
основными принципами деятельности демократического го-
сударства является плюрализм. В условиях демократического
режима дейс-
твуют различные
партии, другие общественные организации,объедине-
ния,самодеятельные коллективы, которые поддерживают политику
государс-
тва, придают его
деятельности плюралистический характер,
учитывающий
интересы всех индивидов и их общественных образований.
В-девятых,
демократический государственный режим
базируется на
законах, которые отражают объективные потребности развития
личности и
общества, поэтому он обеспечивает стобильный правопорядок,
низкий уро-
вень преступности, способствует более спокойному разрешению
конфликтов
между государством и личностью, между различными социальными и нацио-
нальными группами людей.
Таким
образом, форма государства
может быть понята
только в
единстве трех составляющих элементов; формы государственного режима.
Изменения, происходящие в современном цивилизованном мире,
безусловно,
потребуют корректировки тех положений, которые изложены в
данной главе
учебника.
класса буржуазии соответствует и буржуазный тип права,
выражающий классовую волю буржуазии, охраняющий капиталистическую систему
общественных отношений.
Как утверждают
основоположники марксизма - ленинизма, буржуазный тип государства – последний
тип эксплуататорского государства. Объективные противоречия капиталистического
общества обуславливают неизбежность пролетарской революции, перехода
государственной власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и
его партией, возникновение социалистического типа государства, а затем полное
отмирание государственности как таковой.
Социалистический
тип государства возникает в результате социалистической революции, которая
ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях
государственную машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений
как эксплуататорский, новое государство создает такую систему экономических
отношений, которая базируется на общественной собственности на орудия и
средства производства, предполагающей сотрудничество свободных людей.
Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся классов.
Оно, по представлениям марксистско - ленинской науки, выражает интересы
трудового народа, обеспечивает защиту и развитие социалистического общества.
Социалистический
тип права – это высший тип правовой системы общества, диаметрально
противоположный всем типам правовой системы общества, диаметрально
противоположный всем типам эксплуататроского права. Социалистическое право
возводит в закон волю трудящихся классов, служит классовым регулятором общественных
отношений. По мере перехода социалистического общества к высшей фазе :
коммунизму, государство и право во всех своих элементах и признаках постепенно
перерастают в систему общественного коммунистического самоуправления и
социальных норм коммунистического общежития.
В марксистском
погимании исторический тип государстваопределяется зависимостью классового
содержания государственной и правовой организации общества от типа
экономического базиса классового общества. Что же касается специфического пути
развития государственности ряда стран и народов Азии и Африки, то применение
общих методологических принципов требует всстороннего учета исторических и национально
- этнографических олсобенностей различных стран. В этой связи вводится понятие
переходной государственности.
Переходное
государство не вписывается в рамки формационной типологии. Оно представляет
собой государственность, возникающую в результате национально - освободительной
борьбы зависимых народов и опирающуюся на разнотипные производственные
отношения. В дальнейшем, по мере преобладания господствующей формы собственности,
подобные государства должны примкнуть к опреленному историческому типу
государства, капиталистическому или социалистическому. Многоукладность экономики
при преобладании примитивных форм собственности (родоплеменной, полуфеодальной,
смежанной, капиталистической с элементами общественной собственнностии) –
экономическая основа данных государств.
Концепцию
переходного государства разработал В. И. Ленин. В контексте закономерного
развития классовой борьбы он сделал вывод о возможности перехода отдельных
стран к социализму, минуя капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на
поддержку мирового социализма, могут осуществить переход к социализму, минуя
капиталистическую стадию. Эти страны, опираясь на поддержку мирового
социализма, могут осуществить переход к социализму, “перешагнув” традиционные этапы общественного развития. “С
помощью пролетариата передовых стран, – писал Ленин, – отсталые страны могут
перейти к советскому строю и через определенные ступени развития – к
коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития”.
Подтверждением
правильности данной концепции считалась победа социалистической социалистической
революции в Монголии, социалистический путь развития народов Средней Азии,
советского Севера и Дальнего Востока,
которые переходили к социализму от родоплеменных и раннефеодальных
отношений. Подобная общественная практика позволила позже выдвинуть и
обосновать тезис о государстве социалистической ориентации как переходном к
социалистическому типу. В научной литературе утверждалось, что государства
социалистической ориентации ориентации финкционируют на основе переходной
многоукладной экономики, в которой сочетаются черты прошлого и будущего. По
своей классовой сущности они представляют собой революционно - демократическую
диктатуру народа. Главной задачей государства социалистической ориентации
считалось создание экономических, социальных, политических, идеологических,
культурных и других предпосылок перехода к социализму.
Государства
капиталистического пути развития по мере формирования производственных
отношений, ориентированных преимущественно на частную собчтвенность, должны
перейти к буржуазному типу государства.
Важное место в
марксистско - ленинской типологии занимает положение осмене исторических типов
государств, преемтвенности в развитии государства и права различных типов.
Первопричиной смены исторических типов государства считается социально -
экономическое развитие общества. Рост производительных сил общества на определенном
этапе достигает такого уровня, когда они вступают в неразрешимое противоречие с
характером частнособственнических производственных отношений. Вследствие этого
в истории классово - антагонистических формаций наступает эпоха социальных
революций, которая меняет экономическуб основу общества. “С изменением экономической
основы, – пишет Маркс, – более или менее быстро происходит переворот во всей
громадной надстройке”.
Социальная
революция уничтожает старую общественную систему и кладет начало господству
нового способа производства, новым производственным отношениям, которым
соответсвует новый тип государственности и права. Смена одного исторического
типа государства другим происходит, таким образом, в результате социальной
революции.
Один из важных
моментов марксистско - ленинского учения состоит в том, что развитие
исторических типов и права – это процесс прогрессивного, поступательного
движения. Переход от рабовладельческого типа государства и права к феодальному
и от него к буржуазному означает движение от более простой к более развитой
государственно - правовой организации. Однако в отдельных странах под влиянием
внутренних и внешних факторов возможен возврат к старой, более низкой с точки
зрения прогрессивого исторического движения, государственности.
Смена
исторических типов государства неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей
государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего
новым условиям социально - экономического развития общества. Задача, функции
каждого последующего типа государства намного богаче и сложнее, чем в
предшествующих формациях. “Данная закономерность выступает как тенденция политического
развития. Ее нельзя рассматривать”чисто логически, в отрыве от реальной
исторической действительности”. В истории есть немало примеров того, как конкретное
государство более высокого типа во многом уступает государствам прошлых исторических
типов (Римская империя и германские феодальные княжества, возникшие на ее
обломках).
Преемтвенность
между историческими типами государства заключается, главным образом, в
использовании структуры, форм и методов организации государственной власти
прошлого, которые в своем развитии отражают общечеловеческий прогресс и в
меньшей мере зависят от конкретной сущности государства. Каждый новый господствующий
класс, отмечается в марксистской литературе, заимствует те элементы государственной
и правовой организации старых классов, которые приемлимыдля него и могут быть
наполнены новым классовым содержанием (например, организация армии, полиции,
судов, уголовное и гражданское судопроизводство).
Наиболее четко
черты преемственности прослеживаются основоположниками марксизма - ленинизма в
эксплуататорских типах государства, которые роднит их общая эксплуататрская
сущность, необходимость установления государственности, позволяющей держать в
повиновении подавляющее большинство населения страны. Одновременно
подчеркивается, что преемственная связь при смене исторических типов
государства и права по-разному проявляется и при переходе от эксплуататорского
общества к социализму. Маркс писал, что только социалистическая революция
открывает подлинную историю человечества. Решительно разрушая эксплуататорскую
государственную машину и правовую систему буржуазии, рабочий класс берет от
старого общества только то, что может служить интересам трудящихся. При
переходе к социализму преемственность государственно - правовой оргаизации
общественной жизни, таким образом, гораздо меньшая, чем при прежних революциях,
и касается исключительно научно-технических средств данной эпохи. Такой вывод
делается исходя из того, что социалистическое государство – это не только
высший, но и совершенно новый, противоположный эксплуататорскому, исторический
тип государства.
Анализируя все
известные эксплуататорские типы государств марксистско - ленинская теория
выделяет их следующие общие признаки :
1. Все эти
государства являются политической надстройкой над такими производственными
отношениям, которые базируютcя на частной собственности и эксплуатации человека
человеком.
2. Они
представляют организацию политической власти эксплуататоров, подавляющей
большинство населения.
3. Все
эксплуататорские государства стоят над обществом и все более отчуждаются от
него.
4. По мере
возрастания неустойчивости эксплуататорской социально - экономической системы и
обострения классовой борьбы политическая власть в этих государствах
концентрируется в руках все уменьшающейся, незначительной части людей.
В отличие от
эксплуататорских государств социалистические государста, согласно марксизму -
ленинизму, представляют собой организацию политической власти трудящихся. Ее
назначение не сохранение классового господства, а построение бесклассового
коммунистического общества. Отсюда и соответствующая характеристика основных
черт государства социалистического типа :
1. Все
государства данного типа базируются на общественной собственностина орудия и
средства производства, на отношениях товарищеской взаимопомощи и сотрудничества
свободных от эксплуатации людей.
2.
Социалистическое государство – это политическая организация подавляющего
большинства населения, а по мере преодоления классовых антагонизмов и всего народа.
Любое
социалистическое государство в процессе своего развития не только отчуждается
от общества, но, напротив, все больше сливается с ним.
В этом
марксистско - ленинская наука видит
коренные различия между эксплуататорским
и социалистическим типом государства.
Классово -
формационный подход к типологии государств до последнего времени был
единственным в нашей научной и технической литературе. Типом государства называлось
совокупность государств, развивающихся в рамкой и той же общественно -
экономической формации классового общества и характеризующихся единством классовой
сущности и экономической основы”. “Исторический тип государства (или права) –
это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам
(или правовым системам) единой общественно - экономической формации”. “Тип государства
определяется экономическим строем классового общества, соответствующей ему
классовой структурой, эксплуататорской или неэксплуататорской природой классовых
отношений и его классовой сущностью”.
Мировая
политико - правовая мысль выработала другие критериитипологии государств. Одним
из наиболее распространенных и широко признанных зарубежной наукой оснований
типовой классификациигосударств являетяс понятие “ цивилизации ”.
Так, Г.
Еллинек писал, что, “несмотря на постоянное развитие и преобразование, можно,
однако, установить некоторые признаки, придающие определенному государству или
группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа”. Он
подразделяет все государства на два типа : идеальный и эмпирический. Идеальный
тип - это мыслимое государство, которое в реальной жизни не существует. Идеальному
типу противопоставляется эмпирический, который получается в результате
сравнения отдельных реально существующих государств друг с другом. В пределах эмпирического
типа Еллинек различает, с точки зрения характера государственного союза и
положения, которые занимает индивид в этом союзе, следующие главные исторические
типы государства : древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.
Английский
историк А. Тойнби развил и конкретизировал понятие цивилизации, под которым он
понимал относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся
общностью культурных, экономический, географических, религиозных,
психологических и другихфакторов. Каждая цивилизация придает устойчивую общность
всем государств, существующим в ее рамках.
Цивилизационный
подход к истории человеческого общества и его государственности получает все
большее признание и в современной отечественной науке. Новейшие исследования
всемирной истории показали, что формационное объяснение структуры
функционирования и развития общества является одномерным (однолинейным), а
поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. За его пределами оказывается
множество исторических явлений, составляющих особенности и глубинную сущность
общества и его государственной организации.
Во-первых, при
анализе экономического базиса упускается из виду такойц важный факт, как
многоукладность, которая сопровождает практически всю историю общества с
момента перехода его к цивилизации. Учет этого фундаментального факта
существенно меняет традиционные представления о закономерностях развития экономического
базиса. Характер и удельный вес различных хозяйственных укладов обуславливает в
значительной мере не только тип самого базиса, но и своеобразие разложения
старых форм хозяйствования и зарождения принципиально новых экономический форм.
Во-вторых, при
формационном рассмотрении строуктуры классовых обществ их социальный состав
значительно сужается, так как в основном учитываются только классы-антагонисты,
остальные же социальные слои нажодятся за пределами исследования : они не
вписываются в традиционную модель классового противостояния. Тем самым
объединяется социальная картина общественной, в том числе государчственно -
правовой жизни народов.
Особен ности государства в рамках одного исторического типа. Социальная структура социалистического ческого общества. Различные типы государств и их характеристики реферат. Классово формационный подход к типологии государства. Характеристика социалистического типа самое главное. Классово формационный подход типологии государства. Возможно ли выделить славянскую правовую систему. Неэксплуататорские государства сущность. Общая характеристика типов государства. Исторические типы государства и права. Реферат исторические типы государства. На тему Типы правового государства. Реферат на тему типы государства. Социалистический тип государства. Источник смены типов государства.