Возникновение и развитие понятие и признаки права Понятие правосознания основные функции виды
СОДЕРЖАНИЕ:
Возникновение
и развитие права.
Понятие
и признаки права.
Понятие
правосознания.
Основные
функции правосознания.
Виды
правосознания.
Структура
правосознания.
Понятие
правовой культуры.
Подразделение
правовой культуры на виды.
Структура
правовой культуры.
Взаимодействие правовой
культуры с другими
областями культуры.
Взаимодействие права и культуры. Роль закона
в формировании культуры.
Список
использованной литературы.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРАВА.
В родовой общине или в племени действовали правила
поведения или так называемые социальные нормы. Это были нормы обычаев, нормы
обычного права, которые регулировали труд, охоту, рыбную ловлю, боевые
действия, быт и семейные отношения. Многие из обычаев являлись одновременно и
нормами морали, религии, которые регулировали обрядовые отношения.
Особенностью норм поведения в родовой общине было
то, что нормы поведения выражали интересы всех членов рода. У членов рода не
было четкого разграничения прав и обязанностей. Исполнение норм поведения
обеспечивалось привычкой, естественной потребностью соблюдать укоренившиеся
правила, а также при необходимости обеспечивалось общественным мнением родовой
общины или племени.
В процессе перехода от первобытности к государственной организации
общества возникает право. Источниками права являются: 1.
санкционированные государством первобытные обычаи, превращенные в нормы права и
охраняемые государством от нарушений; 2. юридический прецедент, которому
государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3.
издание государством нормативных актов,содержащих нормы права.
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВА.
Как было сказано выше, право, как и государство,
является продуктом общественного развития. Оно возникло в государственно
организованном обществе как основной регулятор общественных отношений.
Есть различные точки зрения
о том, что такое право, но
все они имеют ряд общих положений:
- право - это социальное явление, без которого
невозможно существование цивилизованного общества;
- право в нормативной форме должно отражать
требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом,
а также учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как
первоосновы общества;
- право частной собственности является основой
всех прав человека.
Право - это система норм и правил поведения,
которые исходят от государства, сформулированы в специальных государственно-нормативных
актах, охраняются от нарушений силой государственного принуждения и выражают
волю и интересы либо большинства общества, либо определенных его слоев.
Признаками права являются:
- общеобязательная нормативность;
- выражение норм в законах или в других нормативно-правовых
актах, признаваемых государством;
- право действует через дозволения, через
субъективное право;
- государственная
обеспеченность.
ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Важнейшим признаком правового государства,
обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры
населения, профессиональной культуры правоохранителей и других должностных лиц.
Правовая культура представляет
собой разновидность общей
культуры,
состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой
действительности. При этом правовая культура включает лишь то, что есть в правовых
явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного. Она - не
только результат, но и способ деятельности, и в этом смысле духовная правовая
культура понимается как образ мышления, нормы и стандарты поведения.
ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ НА ВИДЫ.
Как и правосознание, правовая культура
подразделяется на правовую культуру общества, группы (коллектива) и индивидуальную
правовую культуру (личности). Высший уровень правовой культуры индивида - это
правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к
активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового
регулирования, так и в сфере реализации права, во-вторых, в законосообразности
(или законности) поведения (деятельности), в основе чего лежит убеждение в
необходимости служения закону как высшей ценности. Особую разновидность
групповой и индивидуальной правовой культуры составляет
профессионально-правовая культура юристов.
Правовую активность следует отличать от правомерного поведения. Не всякое правомерное
поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями
разграничения здесь служат цель, средства ее достижения и общественно значимый
результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто
инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива
является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом, юриста
и заключается в обязанности безупречно служить закону.
Если рассмотреть правовую активность как
интеллектуальную активность личности, то согласно концепции Д.Г.Богоявленской,
можно выделить три уровня:
1. если субъект права при самой добросовестности и
энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найденного
способа действия, его интеллектуальная активность относится к пассивному
уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то,
что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего
стимула;
2. если субъект права, имея достаточно надежный
способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей
деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к
открытию новых, внешне более остроумных способов решения к формулированию
закономерности, то такой уровень интеллектуальной активности называется
эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следователей и представителей
других сходных профессий;
3. самый высокий уровень интеллектуальной
активности носит звание творческого. Здесь обнаруженная закономерность
становится не эвристической - формальным приемом (способом) действия, а
самостоятельной проблемой. Не стимулированная извне, самостоятельная
постановка проблемы - качественная, особенность личностей, обладающих этим
уровнем интеллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в
правовой сфере, является интегративной характеристикой личности, объединяющей
ее мыслительную и мотивационную сферы.
Правовая культура характеризуется состоянием
правосудия, законности и правопорядка. В нее входят ценностные ориентации
общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие
юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наивысшими среди
них являются ориентации на общечеловеческие ценности, а их ядром -
человеческая личность с ее естественными правами. Не все, что относится к
области права и правовой действительности, можно считать ценностью в конкретных
исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой ценность в
той мере, в какой позволяет людям пользоваться благами свободы и
справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении
достойного и достаточного уровня жизни.
Правовую, в том числе профессионально-правовую,
культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую)
категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как
качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его
развития. Это позволит охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее
сферы в отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу
принято считать определенные понятия правовой культуры общества как
качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом
уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности,
правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее
поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно
влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования
общества.
Применительно к личности каждого гражданина в
рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права,
осознанное исполнение его предписаний.
Профессионально-правовая культура - это глубокие, объемные и
формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права,
правильное понимание принципов права и задач правового регулирования,
профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном
соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая
степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно
для каждого юриста - это степень овладения профессией, уровень специальной
подготовки.
СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Содержательный анализ правовой культуры
предполагает понимание ее как системы осуществленных и идеальных элементовЛ,
относящихся к сфере действия права и отражению в сознании и поведении людей.
Структура правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно
включает следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов
имеют свое определенное содержание и качественный уровень:
- право как систему норм, выражающих возведенную в
закон государственную волю;
- правоотношения как систему общественных отношений,
участники которых обладают взаимными правами и обязанностями;
- правосознание как систему духовного отражения всей правовой
действительности;
- правовые учреждения как систему государственных
органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль,
реализацию права;
- правовое поведение,
деятельность.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ С ДРУГИМИ
ОБЛАСТЯМИ КУЛЬТУРЫ.
Правовая культура функционирует во взаимодействии
с другими областями (или сферами) культуры: политической, нравственной (этической),
эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой
культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как
господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.
Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами
правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и
правопорядка.
В связи с этим особо значимым является
взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и
областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное
поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через
нравственное и правовое сознание одновременно.
Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит
непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой
позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому
основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать
профессионально-правовую и профессионально-нравственную культуры.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И КУЛЬТУРЫ. РОЛЬ ЗАКОНА В
ФОРМИРОВАНИИ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ.
Связь права и культуры не так явна, как
соотношение права и политики, права и морали. Но она существует, поскольку
право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное,
ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и
частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность
посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности
общества.
Право определяет и специфический вид общей
культуры общества - правовую культуру.
Правовая культура - это одновременно:
- определенный уровень правового мышления и чувственного
восприятия правовой действительности;
- состояние процессов правотворчества и реализации права;
- специфические способы правовой деятельности;
- результаты правовой деятельности в виде духовных
и материализованных благ, созданных людьми.
Каждый из названных срезов правовой культуры может
рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону
личностных свойств и качеств, и на уровне универсалистких обобщений, когда
обращается внимание на функционирование социального организма в его
целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное
творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивилизованности.
Такое понимание отвечает широкому взгляду на культуру вообще как на категорию,
объединяющую все ценности, созданные человечеством в процессе его духовной и
практической деятельности.
Основополагающей культурной ценностью являются
само право и правовые законы. Закон как инструмент организации общественных
отношений и как основной источник права является пока непревзойденным и
всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля.
Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или
поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно,
в свою очередь, как дитя культуры, в идеале проявляет заботу о своей матери,
упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть
: законы способны, если они совершенные, формировать в том числе и право как
одно из проявлений культуры. Одновременно упрочиваются и другие (обусловленные
правом) юридические ценности.
В качестве примера ценностных завоеваний культуры
в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на
законность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надлежащего
правопорядка.
Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального
порядка. Об уровне правовой культуры свидетельствуют, например, такие
процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок разрешения
конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским
делам и т.д.
Относительная самостоятельность закона в том и проявляется,
что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры.
Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые
идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению
проблем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона издаются
подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие
об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство закона и основанных
на нем подзаконных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих
минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или
оформляются те учреждения (органы, которые способны нести юридическую культуру
в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное
(отражающее психические процессы), нормативное (фиксирующее совокупность норм
права), поведенческое (указывающее на характер действий), объективизированное
(закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной
степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.
Правовая культура, равно как и любая другая
разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возможным
говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на
средний уровень и преодоление уровня низкого.
Разумеется, оценки будут относительны. Разные
люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти,
и оппозиционеры могут оценивать культурные достижения в государственно-правовой
сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны существуют серьезные
препятствия в достижении единства интерпретации правовых явлений в качестве культурных
завоеваний. Тем не менее эти препятствия преодолимы. История выработала уже
некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой
основе создается возможность для определения основных направлений повышения
правовой культуры, в том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:
- формирование чувства права и законности;
- освоение достижений логико-правового мышления;
- совершенствование законодательства;
- увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного
поведения;
- совершенствование юрисдикционной и иной
правоприменительной деятельности;
- разделение власти законодательных, исполнительных и судебных
учреждений;
- изучение памятников права и правоприменительной практики
как основы юридического образования.
Повышение уровня правовой культуры предполагает, с
одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение
юридических учреждений, законодательных, исполнительных и правоохранительных
органов.
Определяя роль закона в формировании правовой
культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо должности в
государстве. Формирование подлинно государственного правосознания должностных
лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов.
В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая
личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в
фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем
общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым,
классовым, партийным, если они стремятся к собственной выгоде, игнорируются при
этом и если при этом игнорируется право и порядок.
Выделяется также профессиональный уровень правовой
культуры. Это культура юристов, практикующих в той или другой области. Данной
культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений.
Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического
образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания,
степенью развития юридических наук, приобретение практических юридических
навыков, степенью правовой активности профессионалов.
Вместе с тем область культуры, человеческие
отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью законов
является делом не менее тонким, чем регулирование других отношений. Есть
большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное
развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в
качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения,
то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые.
Можно также утверждать, что для большого числа
людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая),
поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не
знакомились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в другую крайность,
а именно - недооценить роль законодательства в формировании культуры. Причем не
обязательно напрямую. Чаще всего косвенно
- через правоприменительную практику (решение
юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями
и коллегами.
Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь
закона и культуры, не упуская из виду "производительную" роль
культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая
и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с законом и вместе с
ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но
при реализации права гражданами их культуре и правосудию доверяют меньше,
поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной
заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или
отсталости, сориентированности на социальные ценности. Роль законодательства в
сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов
социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации
права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний
уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество.
Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества,
правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив,
обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования.
Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области
культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту
регулирования.
Взаимодействие права и культуры в практическом плане мыслится только в
рамках определенной страны (государства) и ее общей, политической, религиозной,
нравственной, правовой культуре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алексеев С.С. "Государство и право" Начальный курс.
Москва, 1996.
Алексеев С.С. Закон и
наша жизнь. Москва, 1978.
Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознание как элемент
правовой культуры: Правовая культура и вопросы правового воспитания. Москва,
1974.
Каминская В.И., Ратинов
А.Р. Указательные работы.
Культурология ХХ век: Антология. Москва, 1995.
Лазарев Б.М. Что такое правовое
государство. Москва, 1990.
Учебник для ВУЗов "Теория государства и права" Курс лекций.
Редакторы Малько А.В. и Матузов Н.И.
Москва, 1996.
Учебник для ВУЗов "Философия права"
Редактор Нерсесянц В.С. Москва,
1997.
Хабермас Ю. Демократия. Разум.
Нравственность: Лекции и интервью. Москва, 1992.
Юридический словарь.
Москва, 1989.
Формирование и развитие духовно нравственной культуры средствами нар худ твор реферат. Правосознание понятие виды структура правовая культура понятие виды структура. История возникновения и развития налогообложения и налогового права. Основные признаки и история возникновения государства и права. Функционирование и развитие как базовые социальные процессы. Основания возникновения ирекращения права собственности. Реферат возникновение и развитие понятия производная. Понятие и виды подзаконных актов зарубежных стран. Реферат на тему Основные понятия политики и права. Реферат на тему история возникновения производной. Возникновение признаки и понятие права кратко. История возникновения налогового права в США. Социальные нормы понятие признаки функции. Возникновение и развитие нравственности. Возникновение и развитие норм права.