рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

К Д Ушинский о народном учителе и его подготовке


К.Д. Ушинский о народном учителе и его подготовке
Проблема подготовки
современного учи­теля — одна из важнейших социально-пе­дагогических проблем.
Раз­рабатывая педагогику как науку, К. Д. Ушин­ский особое внимание уделил
проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им
в целом ряде работ.
В самом начале своей
педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде ста­тей показывает, что
«самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть
недостаток хороших на­ставников, специально подготовленных к ис­полнению своих
обязанностей»
Понятие «народный учи­тель»
в профессиональном смысле отсутст­вовало, поскольку не существовало и на­родной
школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немного­численных
неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не
имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе
педагогической ли­тературы» (1857) К, Д. Ушинский делает попытку поднять
авторитет учителя, пока­зать его огромную общественную роль. В ней был
представлен яркий образ народ­ного учителя и сформулированы основные
требования  к  нему.  Прежде  всего К, Д. Ушинский утвердил мысль о том,
что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние лич­ности
воспитателя на молодую душу со­ставляет ту воспитательную силу, которую нельзя
заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой нака­заний и
поощрений».
В этой же статье К. Д.
Ушинский дает яркую характеристику общественного зна­чения народного учителя:
«Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует
себя... посредником между всем, что было благородного и вы­сокого в прошедшей
истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся
за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим,
могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по
наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства
и им живут целые пополнения».
 Высокое общественное значение учителя
определяет, по мнению Ушинского, серь­езные требования к нему. Одним из важ­нейших
качеств, которым должен обла­дать учитель, является убеждение;_У_читель обязан
воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том
случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога чело­веческого
воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением».
Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими
программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений,
превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах
К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших
качеств учителя яв­ляются знания, и не только преподавае­мого предмета, но и
специально педаго­гические. Природные воспитательные та­ланты, которые сами
прокладывают себе дорогу, встречаются редко, «знание и уме­ние преподавать и
действовать преподава­нием на умственное и нравственное раз­витие детей могут
быть сообщены молодым людям, и не обладающим особенными способностями».
Ушинский разработал вопрос о раз­личных формах и содержании специальной
подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точны­ми и
определенными знаниями по тем нау­кам, которые он будет преподавать.
Для народного учителя, писал К. Д. Ушин­ский, необходимо всестороннее широкое
образование.
Подчеркивая важность
педагогической направленности преподавания наук в учи­тельской семинарии,
Ушинский вместе с тем придавал большое значение специаль­ной педагогической и
методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные
педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель
воспитания и ясно руко­водить процессом воспитания на всех его этапах.
Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных
способностей детей и привле­чения их активного внимания.
Однако одних
теоретических знаний учи­телю недостаточно, необходимо еще овла­деть
практическим искусством преподавания,
получить навыки в педагогической ра­боте. Эти навыки строятся на научных осно­вах,
но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что буду­щему
народному учителю следует сооб­щить целый ряд педагогических навыков,
необходимых в работе. Так, учитель дол­жен научиться красиво и
правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и вырази­тельно и, если
возможно, даже петь.
Перед педагогическими
факультетами К. Д. Ушинский ставил три задачи: 1) раз­работка наук, всесторонне
изучающих че­ловека «со специальным приложением к искусству воспитания»; 2)
-подготовка ши­роко образованных педагогов; 3) распрост­ранение среди учителей
и общественности педагогических знаний и убеждений. На­ряду с выполнением этих
задач педагоги­ческие факультеты должны обеспечивать высококвалифицированными
кадрами учи­тельские институты и семинарии.
Разрабатывая проблему
подготовки учи­теля, К. Д. Ушинский рассматривает роль женщины в воспитании и
обучении детей. Он выступил в защиту женщин-учительниц, которые, по его мнению,
могут быть «не только отличными учительницами в млад­ших классах, но и
образцовыми препода­вательницами в классах высших, и притом — преподавательницами
таких предметов, ка­ковы, например, химия, физика, высшая геометрия и т. д.».
Ушинский
подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными зна­ниями. Очень
важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению
своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор,
пока учится сам.
При всем разнообразии и
многоплано­вости взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его подготовку проникнуты
большой лю­бовью к народному учителю и его благо­родному труду. Ушинский высоко
поднял общественное значение учителя, разрабо­тал систему его научной и
педагогической подготовки. Значительную часть своих работ он посвятил именно
народному учи­телю. Его понимание проблемы народного учителя было прогрессивным
в свое время и теперь остается созвучным нашей эпохе. Идеи К. Д. Ушинского
сохраняют свою твор­ческую силу, зовут к новому научному по­иску, они
действенны в руках нынешних педагогов. Во всей системе педагогической
подготовки, учителей плодотворно исполь­зуется прогрессивное наследие великого
русского педагога.

© 2011 Рефераты