рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

К Д Ушинский о педагогике как науке и искусстве


К. Д. Ушинский о педагогике, как науке и искусстве
В статье « О пользе педагогической литературы» Ушинский писал: «Ни
медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в строгом смысле этого
слова». Однако ему же принадлежат и такие слова: «Педагогика – не наука, а
искусство».
В конце 19 в. нередко
можно было услышать суждения, будто ни кто другой, как сам Ушинский отказывал
Педагогике в праве называться наукой. Однако сам Ушинский рассматривал этот
вопрос достаточно обстоятельно.
К вопросам о соотношении
науки и искусства воспитания как практической учебно-воспитательной
деятельности К.Д. Ушинский обращался с первых шагов на научно-педагогическом
поприще, в самых первых своих педагогических трудах, к которым относятся:
«Лекции о камеральном образовании» (1846-1848), «О пользе педагогической
литературы»(1857), «О народности в общественном воспитании» (1857), а также во
всех тех работах, где им исследовались различные факторы и средства, которые
могут быть использованы  в
целенаправленной учебно-воспитательной деятельности.
В своих работах Ушинский
говорил, что предмет 0всех наук и каждой из них в отдельности  не остается постоянным, но является
исторически изменчивым.
Он не соглашался с теми
немецкими философами и психологами, которые все, что только можно представить в
систематическом изложении, называли наукой, в результате чего исчезали границы
между наукой и практической деятельностью, а правила именовались законами.
Ушинский считал, что главным признаком науки должен
служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины,
вытекающей из самой сущности вещей. Ушинский так же говорил: «возле всякой
науки может образоваться искусство, которое будет показывать, каким образом
человек, может извлечь выгоды в жизни, пользуясь положениями науки; но эти
правила пользования наукой не составляют еще науки…»
Для доказательства своей
точки зрения Ушинский приводил аргументы, согласно которым искусство
практического приложения выводов науки может состоять из бесконечного множества
бесконечно изменяющихся правил, определяемых произвольными желаниями человека.
Выводы науки имеют вполне объективный характер, тогда как в искусстве  их практического применения преобладает
субъективное начало. В отличии от правил, которые  могут изменяться в зависимости от воли и желания человека,
«истины науки не изменяются произвольно, а только развиваются; и это развитие
состоит в том, что человек от причин более видимых восходит к причинам более
глубоким, или, что все равно, 
приближается более и боле к сущности предмета».
В отличии от своих
предшественников Ушинский вдруг утверждает, что педагогика не наука, а
искусство, что неправильно было считать педагогику и медицину искусством лишь
на том основании, что они изучают практическую деятельность и стремятся творить
то, чего нет. Неправильно считать, что любая теория, любая наука, приложенная к
практике, перестает быть наукой и становится искусством.
Н.К. Гончаров считал, что
Ушинский не проявлял последовательности в решении вопроса о педагогике как
науке или искусстве.
Разграничение педагогики
как науки, с одной стороны, и педагогики как искусства воспитания – с другой,
имело место в тех случаях, когда Ушинский раскрывал отличие педагогики от тех
наук, которые не преследовали других целей, кроме изучения сущности предметов и
явлений, изучения закономерных, объективных, от воли человека независящих
связей между предметами явлениями. Смысл противопоставления искусства
воспитания таким наукам при этом заключался в указании на практические задачи и
цели педагогики – совершенствование воспитательной деятельности на научной
основе.
Официальной педагогике ,
которая основывалась на божественном откровении, он противопоставлял свое
понимание связи искусства воспитания с действительной, а не мифологической
наукой о человеке, которая одна только и должна служить основанием практической
педагогической деятельности.
Для педагогики
представляют интерес науки, «из которых почерпает знания средств, необходимых
ей для достижения ее цели… все те науки, в которых изучается телесная или
душевная природа человека, и изучается притом не в мечтательных, но в
действительных явлениях».
К данной науке Ушинский имел свой индивидуальный
подход, согласно которому педагогика должна быть «собранием фактов,
группированных на столько, насколько позволяют сами эти факты».
К.Д. Ушинский доказывал,
что если большинство наук только открывает факты и законы, но не занимается
разработкой их приложения и практической деятельности, то педагогика
существенно отличается в этом отношении.
Задачу педагогики
Ушинский видел в «изучении человека во всех проявлениях его природы со
специальным приложением к искусству воспитания». Практическое же значение
педагогики заключается в том, чтобы «открывать средства к образованию в
человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей
жизни, спасал бы человека от их вредного растлевающего влияния  и давал бы ему возможность извлекать
отовсюду только добрые результаты».

© 2011 Рефераты