ЁхЇхЁрЄ√

╨хЇхЁрЄ√

ЁхЇхЁрЄ√   ├ыртэр 
ЁхЇхЁрЄ√   ╩ЁрЄъюх ёюфхЁцрэшх
      яЁюшчтхфхэшщ
ЁхЇхЁрЄ√   └ЁїшЄхъЄєЁр
ЁхЇхЁрЄ√   └ёЄЁюэюьш 
ЁхЇхЁрЄ√   ┴рэъютёъюх фхыю
      ш ъЁхфшЄютрэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ┴хчюярёэюёЄ№
      цшчэхфх Єхы№эюёЄш
ЁхЇхЁрЄ√   ┴шюуЁрЇшш
ЁхЇхЁрЄ√   ┴шюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ┴шЁцхтюх фхыю
ЁхЇхЁрЄ√   ┴єїурыЄхЁш  ш рєфшЄ
ЁхЇхЁрЄ√   ┬юхээюх фхыю
ЁхЇхЁрЄ√   ├хюуЁрЇш 
ЁхЇхЁрЄ√   ├хюфхчш 
ЁхЇхЁрЄ√   ├хюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ├Ёрцфрэёър  юсюЁюэр
ЁхЇхЁрЄ√   ╞штюЄэ√х
ЁхЇхЁрЄ√   ╟фюЁют№х
ЁхЇхЁрЄ√   ╟хьхы№эюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╚эюёЄЁрээ√х  ч√ъш
      ышэутшёЄшър
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёъєёёЄтю
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁшўхёър  ышўэюёЄ№
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш  юЄхўхёЄтхээюую
      уюёєфрЁёЄтр ш яЁртр
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш  яюышЄшўшёъшї
      єўхэшщ
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш  Єхїэшъш
ЁхЇхЁрЄ√   ╩юья№■ЄхЁэ√х ёхЄш
ЁхЇхЁрЄ√   ╩юья№■ЄхЁ√ ▌┬╠
ЁхЇхЁрЄ√   ╩ЁшьшэрышёЄшър ш
      ъЁшьшэюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╩єы№ЄєЁюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╦шЄхЁрЄєЁр
ЁхЇхЁрЄ√   ╦шЄхЁрЄєЁр  ч√ъютхфхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╠рЁъхЄшэу ЄютрЁютхфхэшх
      Ёхъырьр
ЁхЇхЁрЄ√   ╠рЄхьрЄшър
ЁхЇхЁрЄ√   ╠рЄхЁшрыютхфхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хфшЎшэр
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хфшЎшэр чфюЁют№х юЄф√ї
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хэхфцьхэЄ (ЄхюЁш 
      єяЁртыхэш  ш юЁурэшчрЎшш)
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хЄрыыєЁуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╠юёътютхфхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╠єч√ър
ЁхЇхЁрЄ√   ═рєър ш Єхїэшър
ЁхЇхЁрЄ√   ═юЄрЁшрЄ
ЁхЇхЁрЄ√   ╬с∙хэшх¤Єшър ёхь№  сЁръ
ЁхЇхЁрЄ√   ╧хфруюушър
ЁхЇхЁрЄ√   ╧Ёртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╧ЁюуЁрььшЁютрэшх
      срч√ фрээ√ї
ЁхЇхЁрЄ√   ╧ЁюуЁрььэюх юсхёяхўхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╧Ёюь√°ыхээюёЄ№
      ёхы№ёъюх їюч щёЄтю
ЁхЇхЁрЄ√   ╧ёшїюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╨рфшю¤ыхъЄЁюэшър
      ъюья№■ЄхЁ√
      ш яхЁшЇшЁшщэ√х єёЄЁющёЄтр
ЁхЇхЁрЄ√   ╨хъырьр
ЁхЇхЁрЄ√   ╨хышуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╤хъёюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╤юЎшюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╥хюЁш  уюёєфрЁёЄтр ш яЁртр
ЁхЇхЁрЄ√   ╥хїэюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шчшър
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шчъєы№ЄєЁр ш ёяюЁЄ
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шыюёюЇш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шэрэёютюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╒шьш  - ЁхЇхЁрЄ√
ЁхЇхЁрЄ√   ╒юч щёЄтхээюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╓хээ√щ сєьруш
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюыюушўхёъюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюэюьшър
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюэюьшър
      яЁхфяЁшэшьрЄхы№ёЄтю
ЁхЇхЁрЄ√   ▐Ёшфшўхёър  яёшїюыюуш 

 
 
 

╦шўэюёЄэ√х ъЁшчшё√ т ыхЄ


ш2
рославский государственный университет
2Р0 2Е0 2Ф0 2Е0
2Р0 2А0 2Т
2ПО ПСИХОЛОГИИ
2ЛИЧНОСТНЫЕ КРИЗИСЫ В 18-25 ЛЕТ
студент группы Ф-21
Папорков И.В.
1Ярославль, 1998
.
- 2 -
ш1.5
Пошли
мне бури и ненастья,
аруй мучительные дни,
Но от преступного бесстрастья, -
Но от покоя сохрани!
1И.С.Аксаков
2Введение. Жизнь человека не
представима без кризисов. В них - основа разви-
тия
личности. Избежать их невозможно. Детские возрастные
кризисы изучены достаточно хорошо: про них на-
писано
немало работ, так как именно в
детстве происходит становление
личности. Совсем по-другому обстоит дело с
кризисами в зрелом возрас-
те. Проблема их протекания недостаточно
подробно освещена в литерату-
ре,
а зря: их вклад в развитие человека отнюдь не меньше, чем вклад
детских
озрастных кризисов. В данной работе речь пойдет о кризисах именно в
зрелом возрасте,
об их
особенностях, о причинах, ходе развития и последствиях. Рассмат-
ривается
также вопрос о возможности
уменьшения отрицательных проявле-
ний
кризисов.
1Онтогенез0 - процесс развития индивидуального
организма, формиро-
ание
основных структур психики индивида [1]. 1Кризис0
- особый, относительно
непродолжительный по времени (до
года)
период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими
изменениями
[1].
1Настроение0 - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в тече-
ние
значительного времени отдельные психические процессы и
поведение
человека. Основные источники
озникновения настроений - те позиции, которые
люди
занимают в обществе (не/удовлетворенность ходом жизни).
.
- 3 -
ш1.4
2Причины кризиса. Мною не было найдено
ни одной книги, ни одного
учебника, где бы
коротко
и ясно перечислялись
бы причины возрастного кризиса в 20-25
лет.
Пришлось собирать разрозненные факты из различных источников, об-
рабатывать
и ситематизировать их для "конспектабельности" работы. Ко-
нечно,
здесь автор ни в коем случае не претендует на неоспоримую пра-
оту
своих утверждений; вообще, мне как неспециалисту в области психо-
логии
трудно делать выводы, опираясь на
косвенную информацию из раз-
розненных
источников.
2I.
3Труд. Труд - основа
существования человека. Возраст 20-25 лет как
раз и отличает то, что человек
начинает
свою
трудовую деятельность. Позади воспитание и учеба, впереди - рабо-
та. Процесс труда рождает
положительный (радость от самой деятельнос-
ти, от
проявленного мастерства, от
усилий, увенчанных успехом, удов-
летворение
от результата) и отрицательный (неудовольствие от затрачен-
ных
усилий, утомления, напряжения, монотонности процесса выполнения
работы)
эмоциональный отклик. Отрицательный
эмоциональный отклик рождает отрицательные эмоции.
Отрицательная
эмоция - неудовлетворенная потребность [2], которая при-
одит к
появлению отрицательных праксических чувств (выпускник, не на-
шедший
себя в работе), а противоречие
между личностью и значимыми для
нее
сторонами действительности, по определению, порождает невроз. 1Эмоция0
- непосредственное переживание какого-либо чувства [3]. 1Эмоции0
- специальный нервный аппарат, который
помогает мозгу
действовать
при недостатке точных сведений о путях и способах достиже-
ния
жизненных целей (Симонов П.В.). 1Праксические
чувства0 (высшие чувства) - эмоциональный отклик на
се
богатство и разнообразие человеческой деятельности. 1Неврозы0
- группа наиболее
распространенных
нервно-психических
расстройств,
психогенных по своей природе, в основе которых лежит неп-
родуктивно
и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и
значимыми
для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникно-
нием
болезненно-тягостных переживаний неудачи, неудовлетворения пот-
ребностей,
недостижимости жизненных целей. Затруднение с поиском выхо-
да из
переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезор-
ганизацию
личности [1].
.
- 4 -
ш1.4
2II.
3Лицо и маска. Трудовая
деятельность невозможна вне
коллектива, а в любом кол-
лективе
человек играет свою, присущую только данному коллективу, роль. В.Шекспир: "Весь
мир - театр, в нем женщины,
мужчины - все акте-
ры". В психологии говорят о социальных ролях личности (различные ро-
ли в
жизни). 1Социальная
роль0 - программа действий человека в определенных обс-
тоятельствах,
ыработанная обществом [4]. Велико влияние
принятой жизненной роли на личность; внешнее прев-
ращается
о внутреннее ("Генерал Делла Ровере", директор). Вообще понятие "социальная роль" неразрывно
связано с социальной
средой,
с коллективом, с группой (связь с
лекцией "Личность в коллек-
тиве"). Причины кризиса,
связанные с социальной ролью: а)
"хочется - нельзя";
человек становится невротиком от того, что
го стремления и желания, его
притязания на определен- ную
роль в жизни окружающие не поддерживают (Наполеон). Не-
утоленные желания подавляются,
но окончательно победить их
сознание не в состоянии; отсюда - внутренний конфликт; б)
"не хочется - надо";
положение обязывает (женитьба). Несоответствие
между маской и истинным лицом человека во многих
случаях
приводит к стрессовому состоянию. 1Стресс0
- неспецифическая реакция организма на различные перенап-
ряжения
[2]. 1Стресс0
- термин, используемый для обозначения обширного круга
состояний
человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные
оздействия
[1].
1Психологический эмоциональный стресс0 - в ситуациях
угрозы, опас-
ности,
обиды; приводит к изменениям в
протекании психических процес-
сов,
эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры дея-
тельности
[1]. 1Стрессовое
состояние0 - эмоциональное состояние, которое вызывает-
ся
ситуациями напряженности (мрачное настроение, тяжкая обида, злобная
зависть, гнев, ревность, страх, мучительные
сомнения) [3]. При значительном
стрессе поведение человека меняется
сьма ха-
рактерным
образом - возникает общая реакция возбуждения, поведение
становится
дезорганизованным. Еще большее усиление
стресса может при-
сти к
обратной реакции - общему торможению, пассивности, бездеятель-
ности
[3].
.
- 5 -
ш1.5
2III.
3Переоценка ценностей. И.П.Павлов: "С
годами в мозгу образуются так называемые
устойчи-
ые связи - вырабатываются определенные взгляды, идеалы. Потом эти
связи
рвутся - меняются оценки.
азочарование в прежних идеалах могут
ызвать
потрясение, депрессию".
1Депрессия0 - аффективное состояние, характеризующееся отрицатель-
ным
эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, общей пассив-
ностью
поведения [1].
2Проявления и последствия кризиса. Как было
показано выше, кризис характеризуется
отрицательными
эмоциями. Особенности личностных кризисов в зрелом возрасте:
озникают зна-
чительно
реже, чем в детстве, и протекают более скрыто, без выраженных
изменений
поведении. Происходящие в это
ремя процессы перестройки
смысловых структур сознания и переориентации на
новые жизненные зада-
чи,
дущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказыва-
ют
глубокое влияние на дальнейший ход развития личности [1]. В таком возрате люди
по сравнению с детскими
годами уже сильно
дифференцированны
по личностным качествам. Различия в темпераментах, в
характерах
может проявиться в том, что два
человека при прочих равных
условиях будут совершенно по-разному переживать
такой кризис. Кто-то
обрадуется
озникшим проблемам и с удовольствием бросится на их реше-
ние, не побоявшись
показать и проявить свои
активные отрицательные
эмоции
- страх, отвращение, негодование, огорчение; а кто-то поддастся
отчаянию, тревоге, боязливости,
падет в депрессию - попадет под
ласть
пассивных отрицательных эмоций. Особо опасны не
активные отрицательные эмоции, а пассивные. Активные
отрицательные эмоции - это тоже источник
энергии, а в
отдельных случаях они и стресс - не зло, а великое благо (Пушкин,
О'Генри). Лейб-медик Наполеона Ларней: "Раны у победителей заживают быст-
рее".
.
- 6 -
2Как погасить "эмоциональный взрыв" ? "Кто в состоянии
ыразить, как он пылает, тот
охвачен слабым ог-
нем"
(Петрарка). История медицины
свидетельствует, что ни один
мрачный человек не
жил
более ста лет. Практический
совет, как погасить
"эмоциональный взрыв", - не га-
сить его, а послать "взрывную волну" в приемлемом для себя
направле-
нии. При тяжелом горе
нельзя уходить в себя. Нужно вызвать отрицатель-
ную
индукцию - создать в коре головного мозга новый, более сильный
центр
озбуждения, который бы подавил очаг, угнетающий человека. Нужна
разрядка,
ыход накопленным отрицательным эмоциям. Накопившиеся эмоции
обязательно должны разрядиться, но иногда эта
разрядка
принимает неожиданные формы (Петр I и Мария Гамильтон, Тамер-
лан). Наилучшая
разрядка - достижение цели (стресс
и преуспевающие лю-
ди). Не
сем это удается, тогда - слезы. Ничто так надежно не разряжа-
т
накопленные отрицательные эмоции,
как слезы. Виктор
юго: "Слеза
сегда
смывает что-то и утешение несет". Другие способы -
мышечная активность, музыка
(сформировавшиеся
пристрастия).
АТУРА
1.
Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
2.
Айрапетов С.Г. Здоровье, эмоции,
красота. - М.: Знание, 1977. - 64 с.
3.
Общая психология. - М.: Просвещение, 1977. - 479 с.
4.
Коломинский Я.Л. Беседы о тайнах психики. - М.: Молодая гвардия, 1976. - 208 с.
5.
оробейчик Я.Н., Поклитар
.А. Основы психогигиены. - Киев:
до- ровья, 1989. - 178 с.
6.
Немов Р.С. Психология. Книга I. -
М.: Просвещение, Владос, 1994. - 576 с.

й 2011 ╨хЇхЁрЄ√