рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 
Реферат по психологии на тему Мотивация деятельности Понятие мотива

Мотив и мотивация восемь основных проблем


Мотив и
мотивация:
восемь основных
проблем
Что
же приходится вводить в схему как необъяснимое в субъекте, чтобы облегчить
объяснение индивидуаль­ных различий в поведении, его однородности или
отсутствия таковой по отношению к ситуациям и стабильно­сти во времени? Для
этого привлекались всевозможные понятия, обозна­чавшие разного рода диспозиции,
например: черты характера, установки, убеждения, интересы, способности,
особенности темперамента и многое другое.                        
Возьмем
для примера специфическую способность, называемую когни­тивной
структурированностью [О. Har­vey, 
D. Hunt,  H. Schroder,  1961;
Н.
Schroder, M. Driver, S. Stenfert, 1967]. Она обусловливает индивиду­альные
различия способности к пере­работке информации, а именно: 1) по какому числу
измерений анализирует­ся информация (дифференцированность); 2) степень градаций
шкалы каждого из измерений (дискриминированность) и 3) организованность и
связность получающейся многомер­ной структуры (интегрированность). Так, люди с
низкой когнитивной структурированностью действуют сте­реотипно, не способны
гибко перестроиться на новые требования ситу­ации, склонны к широким обобщени­ям,
часто оказываются зависимыми от внешних обстоятельств и т. д. Введение такого
конструкта, как когнитивная структурированность, конечно, свидетельствует не
только об индивидоцентристской, но и об интеракционистской трактовке. Ведь
определя­ющая поведение актуальная «способ­ность к переработке информации» яв­ляется
результатом двусторонней за­висимости «структурированности ког­нитивной
системы» субъекта и сиюмоментной «сложности окружающего мира». "При
усложнении ситуации у людей с высокой когнитивной струк­турированностью темп
переработки информации будет возрастать бы­стрее, чем у людей с низкой когни­тивной
структурированностью. Пер­вые сумеют справиться с более слож­ной обстановкой
прежде, чем их спо­собность к переработке информации снизится или истощится [Н.
Krohne, 1977].
Подобные
попытки объяснения по­ведения, исходящие из способностей, установок   [I. Ajzen,   M. Fishbein, 1977], интересов и т. п., в этой книге рассматриваться не
будут, по крайней мере сами по себе. Вместо этого в ней анализируется широкий
класс подходов, привлекавшихся с незапа­мятных времен для объяснения пове­дения,
в особенности его индивиду­альных различий, и объединяемых до­вольно просто
обоснуемой предпо­сылкой:  поведение  направляется ожиданием, оценкой
предполагаемых результатов своих действий и их бо­лее отдаленных последствий.
Значи­мость, которую субъект при этом при­писывает следствиям, определяется
присущими ему ценностными диспози­циями, которые чаще всего обознача­ют словом
«мотивы».
Понятие
«мотив» в данном случае включает такие понятия, как потреб­ность, побуждение,
влечение, склон­ность, стремление и т. д. При всех различиях в оттенках
значения этих терминов указывают на «динамиче­ский» момент направленности дей­ствия
на определенные целевые состояния, которые независимо от их специфики всегда
содержат в себе ценностный момент и которые субъект стремится достичь, какие бы
раз­нообразные средства и пути к этому ни вели. При таком понимании можно пред­положить,
что мотив задается таким целевым состоянием отношения «ин­дивид—среда», которое
само по себе (хотя бы в данный момент времени) желательнее или удовлетворитель­нее
наличного состояния. Из этого весьма общего представления можно вывести ряд
следствий об употребле­нии понятий «мотив» и «мотивация» при объяснении
поведения или, по меньшей мере, вычленить некоторые основные проблемы
психологического исследования мотивации. Если пони­мать мотив как желаемое
целевое состояние в рамках отношения «инди­вид—среда», то, исходя из этого,
можно наметить основные проблемы психологии мотивации.
1. Существует
столько различных мотивов, сколько существует содер­жательно эквивалентных
классов от­ношений  
«индивид—среда».   Эти классы
можно разграничить, основы­ваясь на характерных целевых состояниях, стремление
к которым часто наблюдается у людей. (Наряду с желаемыми целевыми состояниями
мо­тивы в рамках некоторых отношений «индивид—среда» можно определить и через
избегаемые состояния.) В данном случае мы имеем дело с проблемой содержательной
класси­фикации мотивов, составления их перечня.
2. Мотивы
формируются в процессе индивидуального развития как отно­сительно устойчивые
оценочные дис­позиции. Необходимо выяснить на ос­новании каких возможностей и
акти­вирующих воздействий среды возни­кают индивидуальные различия в мо­тивах,
а также выяснить возможности изменения мотивов путем целенаправленного
вмешательства. В данном случае мы имеем дело с проблемой развития и изменения
мотивов.
3. Люди
различаются по индивиду­альным проявлениям (характеру и си­ле) тех или иных
мотивов. У разных людей возможны различные иерархии мотивов. В данном случае
перед нами встают проблемы измерения мотивов.
4. Поведение
человека в опреде­ленный момент времени мотивирует­ся не любыми или всеми
возможными его мотивами, а тем из самых высо­ких мотивов в иерархии (т. е. из
самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с пер­спективой
достижения соответству­ющего целевого состояния или, на­оборот, достижение
которого постав­лено под сомнение. Такой мотив ак­тивируется, становится
действенным. (Одновременно могут активироваться и другие мотивы, соподчиненные
ему или находящиеся с ним в конфликте. Но ради простоты побочными мотива­ми мы
пренебрежем.) В данном слу­чае мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотива,
т. е. с пробле­мой выделения ситуационных условий, приводящих к такой актуализа­ции.
5. Мотив
остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведе­ния, до тех пор, пока
либо не достигнется целевое состояние соответству­ющего отношения
«индивид—среда», либо индивид к нему не приблизится, насколько позволят условия
ситу­ации, либо целевое состояние не пе­рестанет угрожающе отдаляться, ли­бо
изменившиеся условия ситуации не сделают другой мотив более насущ­ным, в
результате чего последний активируется и становится доминиру­ющим. Действие,
как и мотив, неред­ко прерывается до достижения жела­емого состояния или
распадается на разбросанные во времени части; в последнем случае оно обычно
спустя определенное время возобновляется. Здесь мы сталкиваемся с проблемой
выделения в потоке поведения ча­стей действия, т. е. с проблемой сме­ны
мотивации, возобновления
или последействия уже имевшей место мотивации.
6. Побуждение
к действию опреде­ленным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится
как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, ре­гулирующий,
направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых
состояний и поддерживающий эту направленность. Короче: мотивация объясняет целе­направленность
действия. В этом слу­чае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей
целенаправлен­ности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного
кон­фликта между различными целями.
7. Мотивация
безусловно не явля­ется единым процессом, равномерно от начала и до конца
пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных про­цессов,
осуществляющих функцию са­морегуляции на отдельных фазах поведенческого акта,
прежде всего до и после выполнения действия. Так, вна­чале работает процесс
взвешивания возможных исходов действия, оцени­вания их последствий. В данном
слу­чае мы сталкиваемся с проблемой аналитической реконструкции мотива­ции
через гипотетические промежу­точные процессы саморегуляции, ха­рактеризующие
отдельные фазы про­текания действия.
8.
Деятельность мотивирована, т. е. направлена на достижение цели мо­тива, однако
ее не следует смеши­вать с мотивацией. Деятельность складывается из отдельных
функци­ональных компонентов—восприятия, мышления, научения, воспроизведе­ния
знаний, речи или моторной актив­ности, а они обладают собственным накопленным в
ходе жизни запасом возможностей (умений, навыков, зна­ний), которыми психология
мотивации не занимается, принимая их как дан­ное. От мотивации зависит, как и в
каком направлении будут использова­ны различные функциональные спо­собности.
Мотивацией также объясня­ется выбор между различными воз­можными действиями,
между различ­ными вариантами восприятия и воз­можными содержаниями мышления,
кроме того, ею объясняется интенсив­ность и упорство в осуществлении выбранного
действия и достижении его результатов. В данном случае мы сталкиваемся с
проблемой многооб­разия влияний мотивации на наблю­даемое поведение и его
результаты.
Некоторые ограничения и
добавления
Таковы кратко восемь узловых проблем, распутать которые
пытается психология мотивации и которыми нам предстоит заниматься далее. Как бы
различно они ни выглядели, ни формулировались и ни вводились, как бы ни была
запутана их история и к каким бы сильным расхождениям ни приводил теоретический
поиск их ре­шения в психологии, к этим восьми проблемам можно свести все усилия
в данной области исследований. Не­обходимо также сделать некоторые дополнения и
предостережения.
Первое. Избранный
нами способ из­ложения, например принятие в каче­стве объяснительных понятий
отно­шения «индивид—среда» или мотива и мотивации, и даже наши теоретиче­ские
представления, например, о кон­стантности мотивов, направленных на целевые
состояния, об их активации ситуацией и влиянии на действие пос­редством
изменчивого, кратковремен­ного процесса мотивации, никоим образом не
будут единодушно приняты всеми исследователями мотивации. Впрочем, избранный
нами способ из­ложения и наши теоретические пред­ставления сформулированы
достаточ­но общо, более того, восемь основных проблем вполне четко отделены
друг от друга и их можно легко соотнести с другими, способами изложения и
другими теоретическими представле­ниями, не теряя при этом их специфики.
Отчасти дело заключается просто в выборе терминологии. Аналогичное объяснение
можно осуществить и в других понятиях. Вместо мотивов можно говорить о
потребностях или установках, вместо мотивации—о на­правленном влечении, а
целенаправ­ленность поведения можно отдать на откуп, как в классической теории
научения, хорошо освоенным связям «стимул—реакция». Можно даже от­казаться от
понятий «мотив» и «моти­вация» и положить в основу, как это делает Келли
[G. Kelly,
1955, 1958], «системы личностных конструктов». Проблемы остаются в сущности те
же, лишь несколько меняются подхо­ды к их решению.
Второе.
Использованные форма из­ложения и теоретические представ­ления—это не более (но
и не менее), чем способ осмысления проблем, ко­торые обозначались и обозначаются
в наивных и научных объяснениях действий общим словом «мотивация».
Они
представляют собой нечто вы­мышленное, их научную объяснитель­ную ценность еще
необходимо вы­явить и доказать. Приведенные во­семь пунктов, скорее, содержат
то, что нуждается в объяснении, а не то, что само претендует на объяснение. Это
же верно для всех дефиниций мотивации: они описывают проблемы, нуждающиеся в
объяснении, но сами ничего не объясняют. Это хорошо видно на примере такого
перечисле­ния проблем:
«...как
возникает поведение, как оно энерге­тически обеспечивается, поддерживается, на­правляется,
прекращается и какого рода субъ­ективные реакции происходят в организме, пока
все это осуществляется» [М. Jones, 1955, Р. VII].
Как мы еще увидим, принципиальная трудность состоит в том,
что мотив и мотивация (или их эквиваленты) напря­мую ненаблюдаемы и тем самым
недо­ступны непосредственному познанию. В качестве объяснительных понятий они
являются гипотетическими кон­структами. Необходимо эмпирически доказать, что
использование этих кон­структов плодотворно. Для этого тре­буются  особые 
методологические предпосылки и экспериментальные по­строения.
Третье. Значение,
которое приписы­валось тем или иным взглядам на проблему, с течением времени
заметно менялось. Если, например, при зарож­дении психологии мотивации интересы
были в основном сосредоточены на классификации мотивов, то теперь это считается
малоплодотворным, а доста­точным считается тщательное вычленение отдельного
мотива. Примени­тельно же к конкретным мотивам большое внимание привлекает седь­мая
проблема, а именно анализ опосредующих мотивационных процессов саморегуляции.
Четвертое. Не только по
выбран­ной проблематике, но и по уровню и дифференцированности теоретиче­ских и
методических подходов психо­логия мотивации и по сей день пред­ставляет
довольно пеструю и разно­родную картину. Многие исследовате­ли не идут дальше
чисто описательного уровня, боясь подвергнуть теоретиче­ские конструкты
опасности разбиться об эмпирию, поэтому фрагментарность подходов к психологическому
исследо­ванию мотивации, скорее, является правилом, чем исключением.
Порочный круг в использовании
понятия мотивации           '\
Описательное,
вместо объяснитель­ного, использование понятий мотива и мотивации особенно
отчетливо можно продемонстрировать на примере ше­стой проблемы—общей целенаправ­ленности
поведения. Легко показать, как выжимки из описаний наблюда­емых поведенческих
феноменов по сути отождествляются с их объяснени­ем, что замыкает определения
этих понятий в порочный круг.
Если на заре
научных исследований, а в обыденной речи и сегодня, понятие мотива обозначало
осознанное побуж­дение к действию, рефлексию его замысла, то позднее
профессионалы от такого понимания отказались. Ведь действие оказывается
мотивирован­ным, в смысле его целенаправленно­сти,   даже   не   сопровождаясь сознательным намерением
субъекта или даже когда вообще, трудно себе представить какое-либо намерение.
Должно существовать нечто, что поз­воляет выбрать между различными вариантами
действия, «запускает» действие, направляет, регулирует и доводит его до конца,
после чего начинается новая последовательность действий, в которой снова можно
усмотреть уже другую целенаправлен­ность. Это нечто, называемое пока просто
мотивацией (не мотивом),— понятие, используемое прежде всего для объяснена
последовательности поведенческих актов, направленных на определенную цель,
которая в зависимости от наличных обсто­ятельств может достигаться весьма разными
путями.
Целенаправленность
поведения осо­бенно бросается в глаза, когда один и тот же человек пытается
достичь одну и ту же цель совершенно различными способами. В случае, когда
непосред­ственная попытка достижения цели наталкивается на преграду, избирается
другой, иногда обходный, путь. Таким образом, совершенно различ­ные способы
действия могут обнару­жить одну и ту же целенаправленность (мотивацию).
Брунсвик [Е. Brunswik, 1952; 1956] назвал это эквифинальностью и проиллюстрировал
ее на так   называемой  модели 
линзы (см. рис. 1), разработав тем самым вероятностную модель, позволявшую
при наличии данных наблюдения чрез­вычайно разнообразных последова­тельностей
действий определить
их целенаправленную эквифинальность.
Однако
отождествление четкой це­ленаправленности с мотивацией еще ничего не объясняет,
мотивация так и остается проблемой. Ничего не меняет и попытка трактовать
мотивацию, т. е. целенаправленный характер наблюда­емого поведения, через
приписывание субъекту мотива. Подобное выведение мотивации из определенного
мотива будет бесполезным, видимостью объ­яснения, или, как говорят, будет стра­дать
ошибкой порочного круга. Мы даем название наблюдаемому поведе­нию и
считаем, что это название содержит его сокровенную сущность. В действительности
же мы всего лишь обозначаем определенные факты на­блюдаемого действия, а именно
факт его целенаправленности.
Такие
псевдообъяснения сплошь и рядом встречаются в психологическом обыденном языке.
Ребенок играет, потому что у него есть «потребность в игре», люди экономят,
потому что у них есть «мотив бережливости», кто-то занимается работой и в
свободное время, потому что у него высокая «мотивация достижения», и т. д.
По­добные
рассуждения не имеют никакой научной ценности, они—простая игра словами,
которая определяется стрем­лением людей свести наблюдаемые явления к конечным
причинам. Однако заключить из этого, что мы все одержи­мы «мотивом объяснения»,
значит опять впасть в порочный круг (см. об этом в гл. 10).
Научный подход
в психологии моти­вации долгое время также нуждался в освобождении от порочного
круга псев­дообъяснений: целенаправленное по­ведение объявлялось мотивирован­ным,
а мотивация сводилась к лежащему в ее основе мотиву. Спрашивается:
почему же и
сегодня еще употребляют­ся понятия «мотив» и «мотивация»? Дело в том, что эти
понятия приобрета­ют объяснительную ценность, если мы начинаем относиться к ним
как к гипотетическим конструктам и выпол­няем все вытекающие отсюда требова­ния.
Рис.
1.4 Модепь пинзы Брунсвик.-ч. тпюглрг-руюшая ~ак на:;ызэеи\'ю
экрифинапьность н которой выражав 'ся
целенаправленность i"o-ведемяя Совершенно г'й:личн!^е пути и сред­ства.
которые мы наблю^аел» н процессе ссу-'Lff'clt'fKS'-ii.ifi
д?г<~7.".;й
,'w/T' wc~'y. к 'vi'ной и 7 с/и же i.jc'fiu
Мотивы и мотивация как
гипотетические конструкты
В действительности никаких моти­вов не существует. Эта, быть
может, озадачивающая формулировка нужда­ется в двояком разъяснении. Во-первых,
как уже отмечалось, мотивы ненаблюдаемы непосредственно и в этом смысле они не
могут быть пред­ставлены как факты действительно­сти. Во-вторых, они не
являются фак­тами в смысле реальных предметов, доступных нашему прямому наблюде­нию.
Они суть условные, облегчаю­щие понимание, вспомогательные кон­структы нашего
мышления, или, говоря языком эмпиризма, гипотетические конструкты *.(' Мы не следуем здесь введенному Мак-Корксдди/ом и mhjk.)m различи ink:- npow.My. го^^ых
пер^^ечны^' и г^п^с^ичос^их ко''-с.труктоз (К, fv'.ikCororodals. P. Meohl 1948)
 Гипотетический
конструкт есть условная, по Толмену— «промежуточная», переменная, кото­рая
может вставляться в схему объяс­нения действия между исходными на­блюдаемыми
обстоятельствами ситу­ации и последующими наблюдаемыми явлениями в самом
поведении.
Гипотетический конструкт нельзя выдумать и произвольно
поместить в мир. Если мы хотим использовать понятие «мотив» в качестве гипотети­ческого
конструкта, то сначала долж­ны установить, при каких специфиче­ских исходных
условиях срабатывает мотив, а затем определить, какие из наблюдаемых после
этого эффектов поведения произведены именно моти­вами. Так, в исследованиях
научения у животных оказалось плодотворным введение в качестве гипотетического
/ конструкта мотивационного понятия V «потребность». Например, потребно­стью
объясняется зависимость между длительностью лишения животного пи­щи до
эксперимента и его успехами в научении. При более длительном лише­нии пищи
животные делали меньше ошибок, быстрее бежали к месту кор­мления и т. п. Пример
по психологии человека можно заимствовать из ис­следований так называемого
мотива достижения. Начальные условия долж­ны предоставлять субъекту
бозможно-сти для деятельности, результаты ко­торой он мог бы приписать себе, а
не чистой случайности, и мог бы оценить степень использования своих способ­ностей.
Чтобы проявился мотив дости­жения, т. е. возникло соотнесение вы­полнения со
шкалой своих способно­стей, задачи должны быть не слишком трудными и не слишком
легкими. Этот вывод был сделан на основании таких внешних проявлений
деятельности, как усилия и настойчивость в получе­нии хороших результатов.
Но чтобы введение гипотетического конструкта было
обоснованным, необ­ходимо наряду с исходными («антеце­дентными») условиями
специфициро­вать также последующие эффекты в наблюдаемом поведении, т.е. устано­вить,
что должно последовать. Так, если опять воспользоваться примером с мотивом
достижения, то необходимо установить, что у человека выражен­ный мотив
достижения должен проявляться в предпочтении такой деятель­ности (он занимается
ею дольше и упорнее), которая не слишком легка, не слишком трудна и результат
которой больше зависит от собственной сноров­ки, чем от случая.
Из
этого примера можно видеть, что познавательная ценность гипотетиче­ского
конструкта определяется не чем иным, как его местом. Его промежуточ­ное
положение между исходными усло­виями ситуации,
индивидуальными особенностями субъекта, с
одной сто­роны, и наступающим действием,
с другой, позволяет объяснить последо­вательно наблюдаемый ряд показате­лей.
Понятие мотива имеет свое место во всеобщей сети наблюдаемых связей типа
«если..., то...». Гипотетические процессы (или их гипотетические ре­зультаты),
объясняющие комплекс свя­зей «если..., то...», с которыми мы сталкиваемся в
конкретной поведен­ческой ситуации, обычно (как это было предложено выше)
называются моти­вацией, а индивидуальные особен­ности гипотетического процесса—
мотивом.
Но
понятие мотива будет плодотвор­ным, если позволит предсказать и обнаружить
неизвестные связи «ес­ли..., то...». В результате исследова­тель может выявить
(и это уже сдела­но) более плотную сеть связей «если..., то...», что в конце
концов заставляет расчленить изначально целостный кон­структ «мотив» на более
частные, связанные друг с другом конструкты. Такое расчленение позволяет лучше
объяснить особенности целенаправ­ленности действий индивида, точнее их
предсказать. Так, сегодня от мотива достижения отличают ряд так называ­емых
промежуточных когнитивных про­цессов, также представляющих собой гипотетические
конструкты. Поскольку такие промежуточные когнитивные, процессы носят
личностный характер, т. е. дают информацию об индивиду­альных различиях, они
входят как составная часть в понятие мотива.
Мотивация это процесс обоснованного выбора между различными возможными действиями. Реферат по психологии на тему Мотивация деятельности Понятие мотива. Реферат на тему мотивация и связанные с ней основные понятия. Основные проблемы мотивационного объяс нения поведения. Реферат научное творчество мотивация стимулы структура. Реферат на тему Понятие мотива Классификация мотивов. Психология реферат на тему потребность стимул мотив. Реферат по психологии на тему Мотив и мотивация. Реферат на тему мотивы и мотивации в психологии. Реферат по психологии на тему мотив как цель. Реферат на тему основные категории мотивации. Реферат на тему Что такое мотив и мотивация. Реферат на тему мотивы поступления на учебу. Реферат проблемы мотивации в малом бизнесе. Классификация мотивов в психологии реферат.

© 2011 Рефераты