рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Мотивация Власти


Мотив власти
Власть представляет собой явле­ние
многомерное. Феномен власти и неравенство ее распределения между людьми,
социальными группами и го­сударственными институтами с дав­них времен порождали
столько объ­яснений, обоснований и сомнений, сколько едва ли вызывало какое-либо
другое явление. Бертран Рассел [В. Russell,   1938]   рассматривал власть как фундаментальное,
объ­единяющее все социальные науки объяснительное понятие, аналогичное понятию
энергии в физике. Сегодня науки об обществе и поведении в нем еще далеки от
того, чтобы сделать
власть центральным объяснительным
понятием, хотя тенденция к этому уже намечается повсюду. Феномены власти
чрезвычайно сложны, основы­ваются они на повсеместно встреча­ющейся ситуации
социального кон­фликта, возникающего из-за несовме­стимости целей различных
людей или средств их достижения [Р. Swingle, 1970;
J. Т. Tedeschi, 1974].
Понятию власти свойствен легкий негативный налет, ибо она обычно связывается с
представлениями о принуждении, уг­нетении, насилии или несправедли­вом господстве.
Однако в не меньшей степени к этому понятию относятся позитивно или, по крайней
мере, ней­трально оцениваемые явления, такие, как законное руководство,
авторитет, признанное лидерство, влияние, вос­питание, примирение интересов,
груп­повая   солидарность  
[A. A. Berle, 1967].
Прежде чем перейти к рассмотре­нию того, что следует
подразумевать под мотивом власти, нам необходимо добиться большей ясности в
понима­нии самого явления, называемого властью. В науках об обществе, в
частности в социологии и политологии, исследователи заинтересованы, прежде
всего, в анализе сложивших­ся отношений власти и их объясне­нии
постфактум, в науках же о пове­дении, и в психологии в том числе, акцент
ставится, скорее, на исследо­вании процесса использования вла­сти и его предсказаний
[В. Н. Raven, R. W.
Kruglunnski, 1970; W.
E. Pol­lard, Т. R.
Mitchell, 1972], Различие взглядов на власть с позиции разных дисциплин
станет понятнее из приве­денных ниже определений.
Социолог Макс
Вебер: “Власть означает любую закрепленную социальными отношени­ями возможность
настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем
эта возможность выражается” [М. Weber, 1921;
цит. по: М. Weber, 1964b, S. 38].
Философ
Бертран Рассел: “Власть может быть
определена как достижение намеченных эффектов” [В. Russell, 1938, р. 35].
Политолог Р. Э. Дал: “Мое интуитивное представление о власти выглядит
примерно так: А обладает властью над В в той мере, в какой он может заставить В
делать то, что предоставленный самому себе В не стал бы делать” [R. A. Dahl, 1957, р. 202].Психолог Курт Левин; “Власть b над а можно определить, ...как отношение максимальной
си­лы воздействия b на а ,.. к максимальному сопротивлению со стороны а” [К. Lewin, 1951, р. 336].
Таким образом, во всех случаях о власти
речь идет тогда, когда кто-либо оказывается в состоянии побу­дить другого
сделать нечто, что этот другой иначе не стал бы делать. Лишь определение
Рассела охватыва­ет более широкий круг явлений. Сог­ласно этому определению,
любое до­стижение намеченного результата действия уже есть проявление вла­сти—независимо
от того, приводит такое достижение к столкновению с другими людьми или нет.
Понимание власти как некоей все­общей способности
встречается так­же и в психологии. Каждый эффект, который производит индивид,
воздей­ствуя на окружающий его мир (при­чем не только на мир социальных
объектов), определяется его властью, понимаемой как способность, сила или
компетентность. Такое представ­ление о власти свойственно, как бы­ло показано
Хайдером [F. Heider, 1958],
наивной теории действия, сог­ласно которой каждое действие вме­сте со своим
результатом порождает­ся двумя видами факторов—“могу” (can), основывающимся на отношении
власти субъекта (т. е. его сил и спо­собностей) к противодействующим ему
внешним силам, и “старанием” (try),
т. е. решимостью субъекта дей­ствовать, определяемой тем, сколь­ко он
вкладывает в это сил (см. гл. 10).
Мотивационная основа
Эта попытка универсального объяс­нения
взаимодействия субъекта с ок­ружением с точки зрения теории дей­ствия имеет
свои аналоги и в теории мотивации. Ими являются, с одной стороны, теории в духе
Уайта [R. Whi­te, 1959;
I960], в которых власть (в смысле сил, способностей, компетен­тности)
понимается как результат не­которого всеобщего фундаментально­го мотива, с
другой—теории типа концепции Адлера [A. Adlier, 1922], выявляющей особый мотив—стремление к власти и
к превосходству—из пер­воначальной недостаточности власти. Для Уайта (к его
позиции близки также взгляды Пиаже) [см.: Н. Нескhausen, 1976a] компетентность явля­ется
результатом функционального “мотива порождения эффекта” (effectance motive), побуждающего субъ­екта
постоянно вступать в спор с окружающим миром, в том числе и социальным, ради
усовершенствова­ния своей способности к эффективно­му действию. Уайт пишет:
Точно так же, как ребенок исследует окру­жающий его
физический мир, выясняя, что можно сделать с объектами и что те могут сделать
ему, он исследует окружающий его мир людей, научаясь тому, что он может
заставить людей сделать и чего ему следует от них ожидать” [R. White, 1960, р. 104].
В 2-
или 3-летнем возрасте, отмечает Уайт, “ребенок достигает такого уровня
понимания, когда впервые начинает задумываться о своем месте в семье и вообще о
своем отношении к другим людям. До определенной степени он продолжает
экспериментировать с примитив­ными формами социальной власти, особенно над
другими детьми: он может командовать ими, бить их или угрожать им. Но
одновременно он начинает улавливать природу ролей” [ibid., р. 123].
Адлер [А. Adler, 1922] отошел от своего учителя
Фрейда, сделав цен­тральным объяснительным принципом своего  снискавшего 
популярность учения о личности вместо сексуаль­ного влечения “волю к
власти”. Сог­ласно адлеровской “индивидуальной психологии”, стремлением к совер­шенству,
превосходству и социальной власти субъект пытается компенсиро­вать
обусловленный своей конститу­цией дефицит власти, воспринима­емый как
недостаточность своих спо­собностей (отсутствие маскулинности у женщин,
различного рода телесные несовершенства, зависимость ребен­ка от взрослых) и
переживаемый как комплекс неполноценности.
Обе попытки построения теории на основе связанной с властью
лично­стной диспозиции едва ли оказали влияние на исследование мотивации.
Уайтовский “мотив порождения эф­фекта” из-за своей чрезмерной обоб­щенности (он
мог бы быть основой не только власти, но и других мотивов типа мотивов
достижения и аффилиации) и адлеровское “стремление к власти” в силу своей
применимости в качестве объяснительного принципа к любым мыслимым индивидуальным
различиям чересчур аморфны и многолики. Поэтому, прежде чем вы­яснять основу
индивидуальных разли­чий применения власти в одних и тех же условиях, нам
представляется не­обходимым выявить общие предпо­сылки использования власти.
Начнем с рассмотрения простейше­го
случая, когда некто А использует власть, чтобы повлиять на поведение индивида
В. Прежде всего В должен обладать свободой передвижения в психологическом  пространстве  (в смысле теории поля Левина), т. е. должен иметь возможность
сделать нечто отличное от того, чего от него хочет А (и не должен сам по себе
хотеть осуществить действие, жела­тельное для А). Чтобы направить дей­ствие В в
желательном направлении, А должен ввести в психологическое пространство В
дополнительные си­лы, которые бы превзошли все про­чие уже возникшие силы.
Проведенный Картрайтом [D.
Cartwright, 1959a] анализ различных детерминантов, ко­торые с точки
зрения теории поля следует принимать в расчет при по­добных ситуационных
влияниях, зна­чительно приблизил нас к достиже­нию понятийной ясности в сфере
фе­номенов власти. Наиболее важным является следующее. Для обладания властью А
(отдельный человек или социальная  
организация)   должен иметь в
своем распоряжении опреде--ленный набор потенциальных дей­ствий. Чтобы такое действие
можно было считать применением власти к В, т. е. чтобы оно отклоняло суще­ствующие
тенденции поведения В в намеченном А направлении, оно должно отвечать
определенной мотивационной основе В. В противном случае действие А оставит В
равно­душным, не сможет создать в психо­логическом пространстве В никакой новой
силы. Сразу же следует отме­тить, что мотивационная основа В, на которую влияет
А своим действием власти (то “ранимое место” В, кото­рое этим действием
поражается”), может состоять из любых мотивов последнего. Таким образом,
действие власти всегда есть цeлeнaпpaвлeннoe использование, мотивов другого
человека, удовлетворяемых или неудов­летворяемых, независимо от их со­держания.
Источники власти
Для успешного
воздействия на мотивационную основу другого человека применяющий власть должен
иметь в своем распоряжении определенные ресурсы, т. е. средства подкрепления, с
помощью которых он сможет обес­печить удовлетворение соответству­ющих мотивов
другого, задержать это удовлетворение или предотвратить его. Такие ресурсы,
особые для каж­дого мотива, мы будем называть ис­точниками власти. Френч и
Равен [J. R. P. French,
В. Н. Raven, 1959]
выделили пять видов источников власти, позднее Равен и Круглански (В. Н. Raven, A. W. Kruglanski,
1970) дополнили эту классификацию еще одним видом (информационной вла­стью) и
провели дальнейшую диффе­ренциацию видов власти, исходя из последствий
применения власти, свя­занной с каждым из источников, и “стоимости” этого
применения [ср. также: В. Н.
Raven, 1974]. Мы ограни­чимся лишь кратким перечислением этих
источников.
1.
Власть вознаграждения (reward power).
Ее сила
определяется ожиданием В того, в какой мере А в  состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А
поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В.
2. Власть принуждения, или
наказания (coercive power).
Ее сила определяется ожиданием В, во-первых, в той меры, в какой А
способен нака­зать его за нежелательные для А действия фрустрацией того или
иного мотива, и, во-вторых, того, насколько . А сделает неудовлетворение мотива
I зависящим от нежелательного поведения В. Принуждение здесь заклю­чается в
том, что пространство возможных действий В в результате угрозы наказания
суживается. В пре- ' дельном случае власть принуждения может  осуществляться  непосредственно физически, например, когда ребенка, который не
хочет ложиться спать, бьют или насильно укладыва­ют в постель.
3. Нормативная власть (legitimate power). Речь
идет об интериоризованных В нормах, согласно которым А имеет право
контролировать соблю­дение определенных правил поведе­ния и в случае
необходимости наста­ивать на них.
4. Власть эталона (referent power). Основана
на идентификации В с А и желании В быть похожим на А.
5. Власть знатока (expert power). Ее сила
зависит от величины припи­сываемых А со стороны В особых знаний, интуиции или
навыков, отно­сящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.
6. Информационная власть (infor­mational power).
Имеет место в тех случаях, когда А владеет информа­цией, способной заставить В
увидеть последствия своего поведения в но­вом свете.
Поведение и власть
Теперь мы
можем более детально рассмотреть осуществление власти, исходя из позиции
применяющего ее субъекта. Прежде всего он должен уяснить себе, какие источники
власти он имеет в своем распоряжении, а также принять решение об их исполь­зовании.
Одновременно он должен верно оценить мотивационную основу человека, на которого
он хочет ока­зать влияние, и правильно, т. е. с точки зрения последнего,
определить силу своих источников власти, чтобы в конечном счете избрать
наиболее действенную, обеспечивающую наи­более благоприятное соотношение за­трат
и результатов, стратегию их ис­пользования [J. W. Thibaut, H. H. Kelley, "1959]. Соотношение затрат и
ре­зультатов имеет значение потому, что В может оказать сопротивление воз­действию
А и попытаться в свою очередь применить власть. Кроме то­го, проблема
соотношения затрат и результатов возникает, как указыва­ют Равен и Круглански
[V. H. Raven, А. W. Kruglanski, 1970; В. H. Raven, 1974], в связи с
особенностями различных источников власти.
Так, власть, связанная с вознаграж­дением и наказанием,
требует от А постоянного контроля за поведением В, кроме того, ресурсы А могут
исто­щиться, что может вызвать (или по­высить) враждебность В к А. Исполь­зование
власти знатока, информаци­онной власти и власти эталона таких издержек не
требует.
Последнее, что должен сделать А, чтобы ему удалось без
применения грубой  силы  использовать свою власть и заставить В
изменить свое поведение в желательном для А на­правлении,  является 
перестройка привлекательности решающих для осуществления желательного
для А действия основных и побочных след­ствий активности В.
Таким образом, деятельность вла­сти, в отличие от
побуждаемых други­ми мотивами видов поведения, опре­деляется не одним
соответствующим мотивом (мотивом власти), а различ­ными мотивами партнера,
конфигура­цию привлекательности которых эта деятельность должна перестраивать.
Как правило, речь идет о введении' дополнительной положительной или отрицательной
привлекательности, по содержанию не связанной с подверга­ющимся  воздействию поведением В и создающей
дополнительные (внешние) последствия желательных или нежелательных для А
действий В. Классический анализ психологиче­ской ситуации вознаграждения и на­казания
с точки зрения теории поля был дан Левином [К. Lewin, 1931 а].
При этом речь вовсе не идет только о морально нечистоплотных
явлениях типа шантажа или совращения. К рассматриваемой группе процессов
принадлежат также обучение, прос­вещение, воспитание, ободрение, иду­щие от
личности учителя. Следует также различать актуальную и потен­циальную власть. А
не обязательно должен принимать решительные ме­ры, чтобы показать В те
источники власти, которыми он располагает и которые намерен пустить в ход. Зача­стую
В может предвидеть это, осно­вываясь на прошлом опыте или до­ступной ему
информации. Саймон так поясняет подобную ситуацию:
"Члену организации редко
предъявляются ультиматумы типа “делай то-то и то-то, или будешь страдать от
последствии своего пове­дения”. Скорее, он сам предвидит последствия
регулярного неподчинения или неумения уго­дить людям, имеющим возможность
применить к нему санкции. И это предвосхищение, без всяких угроз с чьей-либо
стороны, действует в качестве постоянной мотивации” [Н. A. Simon, 1957, р. 196].
Чтобы связать сказанное выше в единую систему и
продвинуться в анализе дальше, нам будет полезна разработанная  Картрайтом [D. Cartwright, 1965] и расширенная Кипнисом [D. Kipnis, 1974] дескрип­тивная модель отдельных шагов дей­ствия
власти (см. рис. 7.4). Прежде всего у применяющего власть субъек­та должна
возникнуть мотивация воздействовать на другого человека. Ос­нования, причины и
поводы появле­ния такой мотивации могут быть раз­личными и, кроме того,
по-разному пониматься исследователями. В ча­стности, мотив власти как тенденция
к овладению источниками власти, мо­жет быть проявлением универсально­го
стремления обладать средствами удовлетворения различных потребно:
стей и желаний. Примерно такой точ­ки
зрения придерживается Д. Картрайт:
Все люди склонны влиять на других и стараются занять
влиятельное положение, пос­кольку стремятся к определенным целям, до­стижение
которых требует использования вли­яния” [D. Cartwright, 1965, р. 7].
Те же причины, которые вызывают стремление к
приобретению источни­ков власти, побуждают субъекта при­водить ее в действие.
Уже тот фунда­ментальный факт, что в осуществле­нии своих целей и
удовлетворении
своих потребностей люди зависят друг
от друга, приводит к мотивации субъекта использовать власть, когда другой
человек сам по себе не спо­собствует удовлетворению потребно­стей субъекта и
достижению его це­лей и вольно или невольно препят­ствует ему. Действие власти
в этом случае призвано сделать другого че­ловека более сговорчивым, уступчи­вым
и готовым прийти на помощь, а мотивация власти является инстру­ментальной для
иных по содержанию целей и потребностей. Характерным примером такого
инструментального действия власти является ее ролевое использование. От людей,
занима­ющих руководящие позиции в соци­альных 
группах  и  организациях (семья, школа, фирма, армейская
служба), ожидается, что они будут заботиться о соблюдении членами этих групп
определенных норм пове­дения. Поэтому роль наделяет их источниками власти,
дающими воз­можность корригировать отклоняющееся поведение.
Другая точка зрения на мотив вла­сти связана с
неинструментальным, а значит “внутренним”, его пониманием как стремления к
применению власти ради нее самой. В этом случае моти­вирующим является не
столько чув­ство власти, сколько желанй, сде­лать ее ощутимой для другого, ока­зать
влияние на его поведение. Если отвлечься "от инструментальных форм
мотивации власти, то существует, по- видимому, два понимания мотива власти (как
внутреннего” побудителя). Первое связывает его главным обра­зом с
приобретением источников вла­сти, второе—с ее использованием, с| осуществлением
действий власти ради них самих. Оба эти понимания находят, как мы увидим, своих
при­верженцев среди исследователей мо­тива власти: первого придерживается
Верофф [J. Veroff, 1957],
второго— Мак-Клелланд     [D. С. McClelland, 1970, 1975] и Уинтер [D. С. Winter, 1973]. Остается до
сих пор неясным, идет ли здесь речь просто о двух различных аспектах единого
мотива или же о двух отдельных (хотя и тесно 
связанных)  видах  мотива власти. Вернемся к рассмотрению
отдель­ных шагов действия власти. После того как мотивация власти сложи­лась,
применяющий власть субъект дает знать (1) объекту воздействия о том, какого
поведения он от него ждет. Если объект воздействия ведет себя в соответствии с
этими ожидани­ями, то процесс действования, побуж­даемого мотивацией власти, на
этом заканчивается. Если же он высказы­вает неподчинение (2), то применя­ющий
власть обозревает, если можно так выразиться, находящиеся в его распоряжении
источники власти под углом зрения того, стоит ли, учитывая особенности
мотивационной основы партнера, пускать их в ход, и если да, то какие именно. В
соответствующем блоке (3) на рис. 7.4 перечислен ряд источников власти, носящих
лично­стный и институциональный характер. Выбор источников власти зависит,
впрочем, не только от мотивационной основы объекта воздействия, но и от  вида поведения, к которому его хотят  склонить. Например, если субъект  стремится стать объектом любви партнера, то
обращение к личностным источникам власти будет уместнее обращения к
институциональным ис­точникам.
Пуску в ход источников власти мо­гут противостоять
внутренние барь­еры (4), которые субъекту удается или не удается преодолеть.
Они мо­гут создаваться страхом перед ответ­ными мерами партнера, боязнью нару­шить
использованием власти идеаль­ный образ своего “Я”, слабой уверен­ностью в себе
и связанным с нею слишком сильным сомнением в воз­можностях своего воздействия.
Они могут также создаваться противодей­ствием конкурирующих ценностей (на­пример,
антиавторитарных убежде­ний), связанными с применением вла­сти избыточными
затратами (когда, например, длительное вознагражде­ние объекта воздействия
может ока­заться чересчур дорогостоящим, а контроль  за  его  поведением— слишком обременительным),
институ­циональными нормами, ограничива­ющими использование определенных
средств воздействия по отношению к той или иной категории людей. Если
внутренние барьеры не возникают или успешно преодолеваются, субъект применяет
какое-либо сред­ство воздействия (5). Отчасти оно отвечает избранному источнику
вла­сти, отчасти зависит от индивидуаль­ных 
особенностей  использующего
власть человека, от его восприятия ситуации и от оказываемого партне­ром
сопротивления [см.: D. Kipnis,
1974]. Начнем с последнего фактора:
вначале, как правило, используются
более мягкие средства воздействия типа убеждения, затем, если сопро­тивление
партнера не прекращается, субъект переходит к более жестким методам, вплоть до
наказания и наси­лия. Недостаток умений объекта воз­действия применяющий власть
не от­личает от слабой мотивации и пыта­ется исправить с помощью мягких мер
воздействия (об оценке достижений другого человека см. также гл. 11). Чем шире
круг подвергаемых вли­янию людей, чем они дальше от субъекта и чем в большей
степени анонимны для него, тем к более сильным средствам воздействия он
прибегает. Кроме того, сила использу­емых средств возрастает вместе с
уменьшением уверенности в себе. Ес­ли люди, ощущающие себя слабыми и внешне
контролируемыми, достигают руководящих постов, предоставля­ющих в их
распоряжение многочис­ленные институциональные источники власти, то они
избегают личностно опосредованных средств воздействия (типа убеждения), заменяя
их более жесткими институциональными мера­ми  
[В. Е. Goodstadt,   L. A. Hjelle, 1973].
Реакция объекта воздействия (6) зависит от его мотивов и
источников власти. Если он опять оказывает соп­ротивление, то вся последователь­ность
событий, изображенных на рис. 7.4, повторяется заново. Когда же его поведение
отвечает ожидани­ям использующего власть, то это мо­жет быть достигнуто
различными пу­тями. Партнер может проявить уступ­чивость, но при этом внутренне
озло­биться, может подчиниться ворча, но в глубине души согласиться с воздей­ствием,
может снизить уважение к себе или начать с большим уважением относиться к тому,
кто применил власть, и т.д. Наконец, действие вла­сти ведет к определенным
послед­ствиям для осуществляющего его субъекта. С помощью произведенного им изменения
поведения объекта воз­действия он удовлетворил потреб­ность, которую тот
блокировал. Еще важнее может оказаться ощущение своего могущества, ощущение
того, что он уверенно себя держал и произ­вел впечатление на партнера, рост
самоуважения и т. п. Может также изменяться его восприятие партнера, которому
может быть приписана бо­лее зависимая и менее автономная мотивация, может
уменьшаться значи­мость партнера для субъекта, увели­чиваться психологическая
дистанция между ними и т. д.
Индивидуальные различия действий власти:
мотив
власти
Проведенный выше общий анализ
действия власти представляется”нам исходной точкой при ответе на воп­рос: чем
могут различаться эти дей­ствия у разных людей в одинаковых ситуационных
условиях? Полученный ответ даст возможность построить личностный конструкт
мотив вла­сти”, отражающий индивидуальные различия соответствующего поведе­ния.
Далее нам надо будет рассмотреть, насколько
сконструированные до сих пор средства измерения мотива вла­сти отвечают
особенностям действий власти. При этом по возможности мы будем ссылаться на
данные об инди­видуальных различиях, не останавли­ваясь более подробно на
применяв­шихся для их измерения методиках.
1. Овладение источниками
власти
Прежде всего между людьми долж­ны
существовать различия в силе стремления к умножению и увеличе­нию своих
источников власти. Уже простое обладание источниками вла­сти и сообщаемое им
ощущение вла­сти может быть конечной целью, до­стижение которой само по себе,
без всякого применения власти к другому человеку, приносит удовлетворение. С
точки зрения получения удовлетво­рения от власти чувство обладания ею более
значимо, чем воздействия на других людей. Желанными источ­никами власти могут
быть престиж, статус, материальное положение, ру­ководящая должность, возможность
контроля над информацией. Так, в работе Уинтера [D. С. Winter, 1973] было показано, что у
студентов, зани­мающих какие-либо посты в студен­ческом самоуправлении, уровень
мо­тивации власти существенно превос­ходит средний. Высоким мотив власти
оказался также у организаторов-добровольцев программы оздоровле­ния жизни в
крупном городе, играв­шей важную роль в местной полити­ке, однако у разного
уровня полити­ческих деятелей этого же города этот мотив обнаружить не удалось.
2. Способности
Существуют, по-видимому, разли­чия
между людьми и по степени развития способности к быстрому и безошибочному
определению мотивационной основы другого человека и соотнесению ее со своими
источника­ми власти для выбора наиболее эф­фективных и экономичных способов
переструктурирования поля притяга­тельности исходов действия этого че­ловека.
Важным может оказаться и то, насколько субъект в состоянии учесть собственные
источники вла­сти, все средства воздействия и все мотивы другого человека, т.
е. все факторы, определяющие ситуацию воздействия. Подобного рода способ­ностям
и интересам свойствен нес­колько манипулятивный оттенок; и тем не менее они
непосредственно относятся к психологии мотивации! Примечательно,   что 
проведенное Уинтером [D. С. Winter, 1973] выбо­рочное 
тестирование  обнаружило сильно
выраженный мотив власти у учителей, священников, журналистов и психологов в
отличие от админи­стративных служащих, врачей и юри­стов. В первых четырех
случаях мы имеем дело с явно “манипулятивными” профессиями  связанными с воспитанием других людей,
оказанием на них влияния и их изменением. (Преж­де всего приходят на ум
клинические психологи, использующие методики модификации поведения, но не следу­ет
упускать и экспериментаторов в области психологии мотивации, кото­рые для
создания у испытуемых моти­вации, отвечающей избранному плану эксперимента,
должны заставлять их верить всякой всячине.) Имеются так­же данные о различии
способностей к быстрой оценке своих источников власти в новой ситуации с
характер­ными для нее возможностями воздей­ствия. Так, Шнакерс и Кляйнбек [U. Schnackers, U. Kleinbeck,
1975] установили, что испытуемые с высо­ким мотивом власти активнее ведут себя
в “играх с переговорами” (Con
game), сильнее влияют на своих партнеров, чаще идут на обман и с  самого начала нацелены на больший выигрыш.
3. Действия власти
Что может
побуждать субъекта, приносить   ему   удовлетворение? Стремление к обладанию
источника­ми власти ради связанного с ними ощущения власти мы уже рассмотре­ли.
Помимо него, приносить удовлет­ворение может само использование имеющихся
источников власти, обес­печивающее воздействие на мотивационную основу другого
человека, ко­торая направит его поведение в нуж­ную для достижения целей
субъекта сторону. По-видимому, должны существовать индивидуальные различия |не
только в способности, но и в склонности к осуществлению действий власти для
оказания влияния на поведение другого человека.  Этот момент весьма существен, поскольку он позволяет, например,
дифференцировать “сильных” и “сла­бых” политических лидеров. Донли и Уинтер
измерили в своем исследова­нии
[R. Е. Donley, D.
С, Winter, 1970] силу
мотива власти 12 живших в XX в. американских президентов (с помощью анализа
содержания речей, произнесенных при вступлении в должность) и соотнесли ее с
полити­ческой объективностью их деятельности (по оценкам историков), с
вступлением в войну и с масштабами преобразований кабинета. Несмотря на
имевшийся в распоряжении прези­дентов огромный аппарат власти, те из них, кто
обладал, судя по приме­нявшимся показателям, слабым моти­вом власти (Тафт,
Гардинг, Кулидж, Гувер и Эйзенхауэр), пускали этот аппарат в ход менее активно,
чем президенты с сильным мотивом вла­сти (Ф. Д. Рузвельт, Трумен, Кеннеди и
Джонсон).
Индивидуальные различия суще­ствуют   также,  
как   установили Гудштадт и
Хьелле [В. Е. Goodstadt, L A.
Hjelle, 1973], и в предпочтении тех или иных средств воздействия. Эти
авторы предоставили в распоря­жение испытуемых с ярко выражен­ным внешним или
внутренним локусом контроля (по Роттеру) различные источники власти для
воздействия на работника, негативно относящегося к своему делу и плохо его
выполня­ющего. Оказалось, что испытуемые с , внешним локусом контроля гораздо в
большей степени, чем испытуемые с внутренним контролем, полагаются на
принуждение и наказание (типа угрозы увольнения), последние же сначала пробуют
применить уговоры и убеждение. Поскольку люди с внешним локусом контроля с
детства ощущают себя отчужденными и бес­сильными, они, по всей вероятности,
считают все способы оказания вли­яния, за исключением наказания и принуждения,
чересчур слабыми.
Анализ
индивидуальных различий можно бы продолжить, рассмотрев всевозможные комбинации
четырех предпосылок (с разной степенью вы­раженности) успешного действия власти
распоряжения источниками, вла­сти, способности к перестройке зна­чений
привлекательности в психоло­гическом поле другого человека, стремления
оказывать влияние на по­ведение другого человека и предпоч­тения того   или иного средства воз­действия. Так,
человек может распо­лагать источниками власти, решимо­стью применить ее,
адекватным сред­ством воздействия, но при этом не иметь рассмотренных выше
способно­стей.
 4. Моральность
цели
Индивидуальные различия должны
проявляться и в тех целях, ради которых в конечном счете человек стремится применить
власть или ока­зать влияние на себе подобного. Здесь в круг нашего анализа
вступа­ют оценки, связанные с моральными ценностями. Использование власти может
служить созданию приятных переживаний 
подчинения окружа­ющих своей воле и спровоцированной беспомощности
другого человека, что ведет к повышению самооценки. Но оно же может служить
благому де­лу”, целям группы или организации, “правильно понятым интересам” са­мого
объекта воздействия. С мораль­ной точки зрения предполагаемые на­мерения
использующего власть субъ­екта оцениваются участниками ситу­ации и сторонними
наблюдателями как “хорошие” или “плохие”, “закон­ные” или “незаконные”.
Именно в этом смысле Мак- ' Клелланд различает два вида моти­вов,    называя  
их   личностно-ориентированной (P-Power) и социо- j ориентированной властью (S-Power) | [D. С. McClelland, W. N. Davis, R. Ka-lin, Е. Warner, 1972; D. С. McClelland, 1970; 1975]. Мак-Клелланд и
его сот­рудники обнаружили, что показатель “задержки активности” в рассказах
ТАТ и других вербальных материалах (частота слова “не”) при высоких остальных
показателях мотива вла­сти коррелирует с обладанием ответ­ственным постом и
небольшим пот­реблением алкоголя (S-Power), в то время как при отсутствии
задержки активности высокий мотив власти со­четается с чрезмерным потреблением
спиртных  напитков,  хвастовством престижными вещами, дающим
эрзац удовлетворения чтением порнографи­ческих и спортивных журналов, а также
со склонностью к риску в азартных играх (P-Power). Разница этих двух видов
власти может также выявляться введением в разработан­ные для измерения мотива
власти категории анализа содержания до­полнительных категорий, фиксиру­ющих,
например, направлено ли при­менение власти на достижение собственного блага или блага других людей, сомневается ли
человек в своих источниках власти и своей спо­собности воспользоваться ими. На
ос­нове различения направленности мо­тива власти на собственное благо или на
благо других людей Мак-Клелланд [D. С. McClelland, 1975] разработал теорию четырех стадий развития “Я”,
которую мы рассмотрим ниже.
Говоря о моральности
намерений, уместно вспомнить и о введенном Тибо и Келли [J. Tibaut, Н. Н. Kelley, 1959]
различения фатального и пове­денческого контроля. В случае фа­тального контроля
А оказывает вли­яние на последствия действий В, не заботясь ни о его мотивах,
ни о его поступках. В случае поведенческого контроля А влияет на последствия
действий В лишь в той мере, в какой ему предварительно удалось мотиви­ровать В
поступить желательным для себя (А) образом.
5. Страх перед последствиями действий власти
Хотя социальное взаимодействие в ситуации применения
власти не явля­ется, в отличие от аффилиативного поведения, симметричным, оно
все же не настолько однонаправленно, как это можно предположить, позна­комившись
с рассмотренной выше дескриптивной моделью. Воздействие здесь носит обоюдный
характер. Объ­ект воздействия совершает ответный поступок, он может оказать
сопротив­ление и в свою очередь использовать власть. В связи с этим индивиды
должны отличаться друг от друга еще и тем, в какой степени возможности и
последствия своего действия власти вызывают у них не только надежды и I
желания, но и опасения. Можно раз­личить пять видов страха власти пе­ред: (1)
разрастанием своих источни­ков власти; (2) их потерей, (3) ее ' использованием,
(4) ответным приме-\ нением власти, (5) безуспешностью \ своего
воздействия на других. ' До настоящего времени ни попыток
дифференцированного    измерения этих
видов страха власти, ни попыток обоснования такого рода классифика­ции не
производилось. Уинтером [D. С. Winter, 1973]
была разработана методика измерения страха власти, имеющая дело, как нам
кажется, главным образом со страхом безус­пешности своего воздействия. Об этом
говорит, прежде всего, тот факт, что обнаружившие высокий страх власти студенты
приписывают боль­шую ценность собственной независи­мости   и  
нерегламентированности учебных занятий. Знаменательно, да­лее, что
младшие сыновья, имеющие нескольких старших братьев и сестер, демонстрируют
более высокий страх власти, чем сыновья, занимающие любую иную позицию в семье.
Им больше всех приходилось на протяже­нии детства терпеть власть своих более
сильных братьев и сестер, к тому же они обладали наименьшими возможностями
маневрирования в создании коалиций против применя­ющих власть старших детей.
6. Предпочтение определенных
сфер использования власти
Очевидно, что в различных обла­стях своей жизни люди
совершают неодинаковое количество действий власти. Они могут ограничиваться
сферой личной жизни (воздействием на супруга и детей), профессиональ­ной сферой
(воздействием на подчи­ненных и коллег), сферой обществен­ной жизни
(воздействием на членов сообществ по интересам, на полити­ческие группировки) и
т. д. Вошел в поговорку образ мужа, весьма автори­тетного на работе и
смолкающего при виде своей жены. При чисто инстру­ментальном  понимании мотивации власти различия действий
власти в разных '^§^ах жизни должны опре­деляться следующими четырьмя фак­торами:
(1) силой мотива и лично­стной значимостью целей, достиже­ние которых возможно
лишь при ак­тивном содействии другого человека;
(2) отсутствием готовности другого оказать это
содействие по своей воле или сомнением в ней; (3) типом и мощностью источников
власти, да­ющих возможность удовлетворять или препятствовать удовлетворению
мотивов партнера; (4) находящимися в распоряжении субъекта конкретными
средствами воздействия на мотивационную основу партнера, т. е. средствами,
позволяющими использо­вать наличную власть. Таким обра­зом, специфичное для той
или иной сферы действие власти основывается на переплетении целого ряда усло­вий.
До сих пор эта совокупность условий, насколько нам известно, не подвергалась
исследованию.
Напротив, при понимании мотива­ции
власти как актуализации особого мотива власти в качестве предпочи­таемых
выступят те сферы жизни, в которых человек располагает макси­мальными
источниками власти и средствами воздействия, независимо от того, требуется ли
для удовлетво­рения потребностей субъекта и дости­жения его целей содействие
другого человека и готов ли этот другой оказать содействие по своей воле или
нет. Существуют данные, показы­вающие, что сама по себе доступ­ность субъекту
источников власти ведет к увеличению числа действий, нацеленных на оказание
влияния на < себе подобных. Так, Кипнис [D. Kip-nis, 1972] ставил своих испытуемых в позицию менеджера,
указывая в од­ном случае на широкий спектр сан­кций, которые они могут
применять к работникам (ситуация власти), в дру­гом—просто предлагая им быть ме­неджерами
(нейтральная ситуация). Несмотря на то что все работники справлялись со своими
обязанностя­ми удовлетворительно, менеджеры в ситуации власти в два раза чаще
пытались воздействовать на поведе­ние подчиненных, чем в нейтральных условиях.
Определения мотива власти
Теперь, когда на основе общего
анализа действий власти мы выдели­ли шесть параметров индивидуальных различий
мотива власти как лично­стного конструкта, можно проверить, насколько
определения этого понятия исследователями,  
разработавшими методики его измерения, учитывают данные параметры.
Остановимся вна­чале на точке зрения Мюррея, кото­рый еще в 1938 г. [Н. A. Murray, 1938] дал
следующее определение мотива власти, назвав этот мотив потребностью в
доминировании.
Желания
и эффекты. Контролировать свое социальное
окружение. Посредством совета, обольщения, убеждения или приказания воз­действовать
на поведение других людей и направлять его. Отговаривать, сдерживать и
запрещать. Побуждать других поступать в соот­ветствии со своими потребностями и
чувства­ми, добиваться их сотрудничества. Убеждать других в своей правоте...
Действия (общие). Влиять, склонять, вести, убеждать, уговаривать,
направлять, регулиро­вать, организовывать, руководить, управлять, надзирать.
Подчинять, править, властвовать, попирать, диктовать условия. Судить, устанав­ливать
законы, вводить нормы, составлять правила поведения, принимать решения, разре­шать
конфликты. Запрещать, ограничивать, оказывать сопротивление, отговаривать, нака­зывать,
лишать свободы, заключать в тюрьму. Очаровывать, покорять, заставлять других
прислушиваться к себе, приобретать подража­телей и последователей,
устанавливать мо­ду...” [ibid., p. 152].
Этот перечень деятельностей со­стоит
только из действий власти и в заключение указывает на три из ше­сти ее
источников: нормативную власть, власть принуждения и наказа­ния и власть
эталона. Не рассматри­ваются обладание источниками вла­сти, способности,
моральность цели, страх последствий применения вла­сти и предпочтение тех или
иных мер.
Определение Вероффа
Следующее определение принадле­жит
Вероффу [J. Veroff, 1957],
разра­ботавшему, в отличие от Мюррея, не опросник, а первую основанную на ТАТ
методику измерения мотива власти. Это приводимое ниже весьма краткое
определение он дополняет важными указаниями по категориям анализа содержания,
устанавливающими, ка­кие высказывания следует относить к теме власти:
...Под
мотивацией власти мы будем подразу­мевать диспозицию, направляющую поведение на
достижение того удовлетворения, которое доставляет контроль над средствами
оказания влияния на других людей” [ibid., p. 1].
Тема власти: ...(а)...
Эмоциональные пере­живания по поводу достижения или удержами” контроля над
средствами влияния на кого-либо. Персонаж может ощущать удовлетворе­ние,
победив в споре, или же испытывать недовольство, когда ему не удалось
поступить по-своему... Эмоциональные переживания этого рода можно обнаружить
также в утверждениях, выражающих желание не проявлять слабость. Примерами могут
служить оскорбление челове­ка с высоким статусом, стыд за неспособность
настоять на своем или достичь господства, обида при подчинении другому и
желание преодолеть его влияние ...(Ь)... некто, соверша­ющий действия по
поддержанию или достиже­нию контроля над средствами влияния... Пер­сонаж может
добиваться определенного поло­жения, доказывать что-либо, чего-то требо­вать,
кого-то заставлять ...(с)... межличностные отношения, которые при их
осуществлении оп­ределяются в данной культуре по типу: некто, вышестоящий по
контролю за средствами вли­яния на подчиненное лицо...” [ibid., p. 3,4].
Бросается в
глаза, что обсуждение мотива власти Вероффом все время ведется вокруг
приобретения источ­ников власти, обладания ими, страха их потерять, а также
страха перед ответным использованием власти. (Вспомним, что при рассмотрении мо­тива
аффилиации мы также столкну­лись с разработанной Шипли и Ве­роффом [Т. Е. Shipley, J. Veroff, 1952]
методикой, измеряющей главным об­разом тенденции страха.) В стороне остаются
такие параметры, как спо­собности, моральность цели и пред­почтение тех или
иных сфер. Сами действия власти оказываются в тени, а на первый план выходят их
след­ствия и сопровождающие их эмоци­ональные явления. Что касается ис­точников
власти, то анализируются следующие из них: власть принужде­ния, нормативная
власть, информаци­онная и отчасти власть знатока. В целом складывается
впечатление, что Верофф воспринимает власть в основном глазами человека,
который, боясь потери своих источников вла­сти, не столько сам ее применяет,
сколько подвергается действиям вла­сти другого. (Как мы увидим ниже, ситуация
актуализации, созданная Ве­роффом при валидации категорий анализа,
благоприятствует его пони­манию мотива власти.)
Не удивительно
поэтому, что ряд полученных с помощью методики Ве-роффа данных выявляет
различные аспекты отсутствия власти у субъек­та и страха перед властью другого [J. Veroff, J. В. Veroff, 1972]. Так, Ве­рофф
и его коллеги в ходе общенаци­онального исследования 1957 г. уста­новили повышенную мотивацию вла­сти у людей с
минимальными дохода­ми, низким образовательным уров­нем, выросших в распавшихся
семьях, у цветных, а также у вдовцов старше 50 лет   [J. Veroff,   J. W.
Atkinson, S. С. Feld, G. Gurin, 1970; J. Veroff, S. C. Feld, 1970]. Имеются также по­пытки измерения на основе анализа
хрестоматийных рассказов националь­ного индекса мотива власти (по Ве-роффу) [D. С. McClelland, 1961].
Вы­сокий национальный индекс (в США) мотива власти в период 1944— 1950 гг.
коррелировал с повышением уровня политических волнений и на­силия   в 
период  1955—1960 гг. [К. Е. Southwood, 1969].
Определение Юлимана
Следующее
определение, которое мы рассмотрим, принадлежит Юлиману [J. S. Uleman, 1966; 1972]. В рабо­те
1972 г. он переименовал измеря­емый конструкт из “потребности во власти” (need power) в “потребность
во влиянии” (need influence). Юлиман не дает развернутого определения мотива власти,
однако из разработан­ных им категорий анализа содержа­ния становится ясно, что
оборони­тельному”, акцентирующему страх власти пониманию этого мотива Ве­роффом
он предпочитает “наступа­тельное” его понимание. Об этом свидетельствуют
следующие выдер­жки из его работы:
...Сторона 1 (С 1) действует в отношении стороны 2
(С2) таким образом, что заставляет С2 реагировать... Действие первой
стороны может быть явным и преднамеренным или произвольным.—...высокий
социальный статус, или престиж. В число индикаторов престижа входят слава,
богатство и положение.—... орга­низация или член организации...—...отсутствие
осуждения, унижения, замешательства, прини­жения какой-либо участвующей в
ситуации влияния стороны...—...отсутствие мыслей о прошлом...—...отсутствие
страха, боязни и опа­сений...—...последовательность    действий— реакция... стороны планируют некоторую даль­нейшую
активность или ищут ...совета...— ...одна из сторон совершает действие, угрожа­ющее
важным интересам другой стороны, кото­рая отвечает действием, направленным на
ней­трализацию угрозы.—...энергичный отход одной стороны от другой...” [J. S. Uleman, 1972, р. 171, 172]. На первом плане здесь стоят
дей­ствия власти, понимаемые как энер­гичное, создающее взаимные угрозы
взаимодействие, не допускающее ни­какого страха и требующее мужества от обеих
сторон. Ни один из осталь­ных выделенных нами параметров не учитывается
(возможным исключени­ем является способность “планиро­вать дальнейшую
активность”). Из источников  
власти   выделяются власть
вознаграждения и норматив­ная власть. Ниже мы увидим, что условия побуждения
мотива в валидизирующем 
эксперименте  также вполне
отвечают избранному автором пониманию власти.
Определение Уинтера
После ряда усовершенствований своей
также основанной на ТАТ мето­дики Уинтер [D. G. Winter, 1973] опуб­ликовал окончательный ее вариант, в
котором частично использовал кате­гории анализа содержания Вероффа и Юлимана.
Коэффициент корреляции с ними категорий Уинтера колеблется от 0,39 до 0,47.
Ниже приводится сначала общее определение Уинтером мотива власти, а далее выдер­жки
из его категорий анализа содер­жания:
...Социальная власть есть способность про­изводить
...желаемые эффекты в поведении или переживаниях другого человека” [ibid., р.5].
...Человек
или группа людей ...заботятся об установлении, поддержании или восстановле­нии
своей власти (т. е. о влиянии, управлении или контроле) над другим человеком,
группой людей или миром в целом... 1. Человек прояв­ляет свою заботу о власти в
действиях... (а) активные насильственные действия, направ­ленные на другого
человека, например нападе­ние... (Ь) оказание помощи, совет, поддержка,
содействие без какой-либо просьбы со стороны другого человека... (с) попытка
управлять дру­гим человеком, либо прямо воздействуя на его поведение или
условия жизни, либо стараясь найти соответствующую информацию...(d) по­пытка повлиять, убедить, уговорить, подку­пить...
пока не достигается согласие... (е) по­пытка произвести впечатление на другого
че­ловека или на мир в целом... 2. Человек делает нечто, возбуждающее в других
людях сильные положительные или отрицательные эмоции... 3. Некто... заботится о
своей репутации или поло­жении...” [ibid., р.
251—254].
Страх
власти...: (а) связанная с властью цель достигается ради непосредственной или
косвенной пользы доугого человека... (Ь} субъ­ект сомневается в своей
способности влиять, управлять или производить впечатление... (с) автор рассказа
считает, что власть обманчива или что у нее есть свои изъяны...” [ibid., р. 261,262].
Усовершенствованные   категории анализа Уинтера охватывают
гораздо больше феноменов и параметров дей­ствий власти, чем категории Вероф­фа
и Юлимана. В них выделяются приобретение источников власти (кон­кретные виды не
рассматривают­ся) и действия власти (главным об­разом создание впечатления).
Неявно учитывается и способность, ибо дей­ствие власти может строиться на
различных мотивационных основани­ях, в частности на оказании помощи и поддержки
другому человеку. Кроме того, обращается внимание на мо­ральность цели как в
положительном, так и в негативном отношении. Впро­чем, действия власти,
направленные на общественное благо, своеобразно связываются со страхом власти
(точ­нее, со страхом перед безуспешно­стью своего воздействия и моральной
сомнительностью использования вла­сти). Предпочитаемые сферы приме­нения власти
не выделяются.
Шнакерс и Кляйнбек [V. Schnackers, U. Kleinbeck, 1975],
работавшие с переведенными на немецкий язык и валидизованными категориями Уинте­ра,
определяют мотив власти как
...стремление... проводить в жизнь свои на­мерения и
решения, используя свои возможно­сти контроля над происходящим в социальных
ситуациях, предполагающих различные установ­ки, планы и способы действия. Как
правило, все это влияет на поведение и судьбу других людей” [ibid., p. 301 ].
Это определение еще точнее зада­ет
условия действия власти. А имен­но применение источников власти (впрочем, их
приобретение не рас­сматривается, предполагается, что субъект уже обладает ими)
и необхо­димость свободы действий обеих уча­ствующих в социальном взаимодей­ствии
сторон, при этом неявно указы­вается также на доступность мотивационной основы
и аспект способно­стей. Моральность цели, страх перед последствиями применения
власти и предпочитаемые сферы ее использо­вания не учитываются. Особенности
способностей и мо­ральных установок, благоприятству­ющих при социальном
взаимодей­ствии овладению ситуацией, главным образом в “ситуациях с переговора­ми”,
проанализировали Кристи и Гейс (R.
Christie, F. L. Geis, 1970) при ва-лидации так называемой шкалы маки­авеллизма.
Поскольку к их работе мы еще вернемся, отметим пока яркую выраженность у
макиавеллистов в относительно неструктурированных и эмоциональных социальных
ситуациях не “мягкости обращения” (soft touch), а “синдрома спокойствия” (cool syndrom). Они не позволяют себе
поддаваться эмоциям и чуждым вли­яниям, не теряют самообладания и быстро
схватывают ситуационные возможности воздействия. В такого рода обстоятельствах
они сохраняют ориентацию не на личность, а на задачу, захватывают инициативу и
в большей степени, чем их партнеры и противники, контролируют и направ­ляют
происходящее в нужную для себя сторону. Эти способности соче­таются с несколько
циничным отно­шением к другим людям, как к мари­онеткам. Однако остается
неясным, служат ли все эти признаки показате­лями сомнительных в моральном от­ношении
базовых установок или боль­шей по сравнению с другими людьми готовности к
выражению социально неодобряемых мнений.
Типология стадий мотивирования властью
Сравнительно    недавно   
Мак-Клелланд вновь обратился к теме действия, побуждаемого мотивацией власти [D. С. McClelland, 1975]. Рас­сматривая этот
вопрос в более широ­ком, чем это обычно делается, кон­тексте, он критически
отнесся к гос­подствующему в современном обще­стве и культуре одностороннему по­ниманию
побуждаемого мотивом вла­сти поведения, как оказания влияния и агрессивного
настаивания на своем. Проанализировав обширный культур­но-антропологический и
психологиче­ский материал, он постарался пока­зать, что такая односторонность
свя­зана с маскулинизированным иде­алом западной культурной традиции, упускающей из виду иначе осуще­ствляемую
власть в восточных куль­турах (в частности, индийской) и оставляющей без
внимания прежде всего типично женские формы приме­нения власти. Мак-Клелланд
опреде­ляет мотив власти
...как потребность, во-первых, чувствовать себя
сильным и, во-вторых, проявлять свое могущество в действии. Влияние на
других людей является лишь одним из многих спосо­бов удовлетворения потребности
ощущать себя сильным” [D. С. McClelland,
1975, р. 77].
Это определение перекликается с
нашим различением, с одной стороны, приобретения источников власти и
обладания  ими  и,  с  другой— осуществления действий власти. В
обоих случаях целью, к которой в конечном счете стремится человек, является
переживание своей силы”. Анализ Мак-Клелланда строится на 4-стадийной
классификации осуще­ствления власти, восходящей к раз­работанной Эриксоном [Е.
Н. Erikson, 1963]
психоаналитической теории раз­вития “Я” (или социоэмоционального развития).
Мак-Клелланд различает источники власти и ее объекты, при­чем и тем и другим
может быть либо сам субъект, либо его окружение. Так возникают четыре стадии
развития мотивированности властью: (I) асси­миляция (intake), (II) автономность (autonomy), (ill)
самоутверждение (as­sertion)
и (IV) продуктивность (generativity).
Указанные четыре стадии, по мне­нию
автора, должны представлять собой последовательные этапы соз­ревания, которые
проходит человек в процессе своего развития. Достиже­ние более высокой стадии
не аннули­рует предыдущие, они остаются в распоряжении субъекта и могут
актуализоваться в подходящей ситуации. Парадигмой стадии I (“нечто придает мне
силы”) являются отношения ма­тери и ребенка. С позиций ориентации на власть в
последующие годы жизни она означает отношения с людьми, которые могут
поддержать, защитить, вдохновить, 
воодушевить, короче, увеличить у индивида ощущение соб­ственной силы
(например, индивид может вдохновиться речью политического лидера). Парадигма
стадии II (“я сам придаю себе силы”) отвечает связанному с обретением
независимо­сти от матери и возрастанием произ­вольного контроля над своим
поведе­нием среднему периоду детства. Па­радигма стадии III (“я произвожу впе­чатление на
других”) характеризует подростка, для которого перестали существовать
авторитеты, который постоянно меняет друзей, чье участие в соревновании
определяется воз­можностью одержать верх над други­ми людьми. Парадигма стадии
IV (“мне хочется выполнить свой долг”) соответствует взрослому состоянию, т. е.
зрелой личности, посвящающей свою жизнь служению какому-либо делу или определенной
социальной группе. Аналогичную теорию разви­тия, впрочем, еще не получившую
эмпирического подтверждения, пред­ложили также Дж. и Дж. Б. Вероффы [J. Veroff, J. В. Veroff, 1971].
Все это лишь очень предваритель­ная схема типологии стадий
власти. Сопоставление ее с нашим списком параметров приводит к выводу об
акценте на приобретении источников власти на стадиях I и II и на действиях
власти на стадиях III и
IV. С точки зрения моральности цели стадия III с ее ориентацией на собственное благо противоположна стадии
IV, для кото­рой характерна направленность де­ятельности на благо других людей.
Эта противоположность отражается в различении Мак-Клелландом личностно- и
социально-ориентированной мотивации власти. Что касается пред­почтения
определенных сфер исполь­зования власти, то Мак-Клелланд не скупится на данные,
характеризу­ющие в этом отношении различные стадии; мы, однако, не будем их
здесь рассматривать, отметим только, что им совершенно не принимаются во
внимание ни способности, ни страх перед последствиями использования власти, ни
также важность обратного воздействия и взаимодействия в си­туации осуществления
власти.
Категории анализа содержания ТАТ для измерения особенностей
индивидуального мотива власти на разных стадиях развития разработала Стю­арт [A. J. Stewart, 1973]. Для
этого она отобрала из 85 первокурсников Гарварда по 6 человек, наиболее яр­ко
представляющих каждую из четы­рех стадий развития “Я” по Эриксону, попытавшись
обнаружить типичные различия между написанными ими рассказами по ТАТ. Связанные
с те­мой власти различия отдельных ста­дий выявлялись в четырех направле­ниях:
(I) отношение к авторитету, (2) отношение к людям и объектам, (3) чувства, (4)
действия. Рассмотрим в качестве примера особенности отно­шения к авторитету на
разных стади­ях: на первой—авторитет привет­ствуется, на второй—он критикуется,
на третьей—авторитетом возмуща­ются,   
на    четвертой—индиви­дуальные
авторитеты отчуждают­ся.
В связи с тем что в категориях Уинтера (так же как и Вероффа
или Юлимана) отдается предпочтение формам выражения мотива власти, характерным
для стадий II и III (a кроме
того, они односторонни с точки зрения предпочтения определенных сфер
использования власти), Мак-Клелланд суммировал значения моти­ва власти по
Уинтеру с показателями стадий по категориям Стюарт. Ис­пользование этого
комбинированного индикатора при анализе данных вы­борки испытуемых (мужчин и
замуж­них женщин) выявило, что он нес­колько сильнее, чем простой индекс мотива
власти, коррелирует с теми многочисленными показателями воп­росников и
материалов ТАТ, которые зарекомендовали себя ранее в каче­стве отражающих
специфику стадий. Это      видно      из     
при­веденных в табл. 7.4 результатов, по­казывающих, что учет специфики
про­явлений мотива власти на разных стадиях может повышать коэффици­ент
корреляции значений этого моти­ва с другими проявлениями поведе­ния власти.
Параллельно с
анализом обширного биографического и культурологиче­ского   материала  
Мак-Клелланд [D.
С. McClelland, 1975]
попытался выявить ролевую специфику женской формы власти. Для этого он выделил
из форм поведения, более свойствен­ных испытуемым-женщинам, чем
испытуемым-мужчинам, такие, которые оказывались выраженное при высо­ком  мотиве власти.
Коэффициенты корреляции связанных с вла­стью форм
поведения с простым и комбиниро­ванным (учитывающим специфические для каждой
стадии показатели) показателями мо­тива власти для 85 мужчин и 115 замужних
женщин
[D. С. McClelland, 1975, р. 45] Формы поведения Мотив власти Мотив власти плюс специфи­ческие пока­затели мужчины женщи­ны мужчины женщи­ны Стадия I: чтение описывающей власть литературы 0,13 0,11 0,27" 0,27" Стадия II: контролируемый гнев 0,15 0,12 0,22" 0,17 Стадия III: нескрываемый гнев, направленный на другого человека 0,07 0,04 0,10 0,17 Стадия IV: членство в организа­циях -0,01 0,23" 0,12 0,30""
Независимо от
мотива власти более типичными для женщин оказались следующие осо­бенности: сила
воодушевления, вызы­ваемого другими людьми, членство в различных организациях,
склонность откладывать все до последнего мо­мента, любовь к детям и готовность
добровольно ухаживать за ними. При усилении мотива власти в пользу женщин
увеличивались различия в таких характеристиках, как соблюде­ние диеты,
количество наличных де­нег, большее ежедневное потребле­ние жидкостей, большая
готовность завещать свой труп медицине. Осно­вываясь на этих результатах,
Мак-Клелланд пришел к выводу, что мо­тивация власти способствует прояв­лению
традиционно женской роли, связанной с поддержанием в семье контактов и
благоприятной эмоци­ональной атмосферы (т. е. осуще­ствлению действий,
направленных главным образом на снятие напря­женности и отдачу). Он пишет:
Поскольку их роль традиционно состояла в обеспечении
социальных и эмоциональных ре­сурсов семьи, женщины взаимозависимы и осо­бенно
заинтересованы в людях и самом проте­кании жизни; именно мотивация власти
концен­трирует их внимание на расширении источни­ков соучастия” [ibid., p. 94]. “Женское ролевое поведение заслуживает более
позитивного и простого обозначения. Это не только отсут­ствие свойственной
мужчинам напористости, оно подразумевает взаимозависимость, созда­ние
возможностей для развития и самоотдачу” [ibid., p. 96].
Резюме
Подводя итоги критическому анали­зу
определений мотива власти, сле­дует сказать, что мотивация власти представляет
собой гораздо более сложное явление, чем мотивация до­стижения или аффилиации,
тем более что в стремление чувствовать себя сильным или оказывать влияние на
других с обеих сторон социального взаимодействия могут оказаться втя­нутыми
самые разнообразные моти­вы. Несмотря на отсутствие ясности во многих аспектах
этой проблемы, в определении мотива власти и осно­ванных на интерпретации
текстов ме­тодиках его измерения наблюдается определенный прогресс. Если прове­денный
нами анализ справедлив, то мотив власти можно представить се­бе примерно
следующим образом (поскольку по возможности хочется учесть все измерения
вероятных ин­дивидуальных различий, наше опре­деление неизбежно будет грешить
длиннотами).
Мотив власти направлен на приобретение и сохранение ее
источников/либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо ради
влияния (оно может быть как основной, так и дополнительной целью мотива власти)
на поведение и переживания, других людей, кото­рые, будучи предоставлены сами
себе, не поступили бы желательным для субъекта образом. Влияние это должно так
изменить их поведение, чтобы оно способствовало удовлетворению потребности
субъекта. Для достижения этого субъект должен с помощью имеющих­ся источников
власти и средств воздействия перестроить привлекательность наиболее важ­ных
мотивов другого, причем сделать это воз­можно 'более эффективным и экономичным
способом.Сама эта деятельность может соответствовать весьма разнообразным
мотивам. Она может совершаться ради своего собствен­ного или чужого блага или
же ради какой-либо высшей „дели; она может принести другому вред либо оказать
ему помощь. Индивидуальный мотив власти ограничен как в отношении приобретения
власти, так и в отношении ее применения определенными содержательными
областями, связанными с конкретными источ­никами власти и группами людей,
подвергающимися воздействию. На нем также может лежать печать страха перед
достижением вла­сти, ее потерей, использованием, перед ответ­ным применением
власти или перед безуспеш­ностью своего воздействия.
Как оформлять мотивы для поступления на службу в ФСБ. Почему я хочу проходить службу в пограничных войсках. Мотивация для работы в ФСБ Пенза Россия Пензе. Мотивация кандидата на поступление на службу. Мотивированное требование органа гос власти. Какой может быть мотивация для работы в фсб. Мотивы и цели поступления на военную службу. Мотивы поступления на военную службу в фсб. Мотивация при поступлении на службу в фсб. Мотивация поступления на службу в Органы. Мотивация для поступления в органы ФСБ. Мотивация при устройстве на работу ФСБ. Мотивация гражданина идущего во власть. Реферат на тему социальная мотивация. Мотивы поступления на военную службу.

© 2011 Рефераты