рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Святитель Филарет как проповедник и учитель гомилетики


Орловский Государственный Университет
Реферат на
тему:
«Святитель Филарет, как
проповедник и учитель гомилетики»
                                                          Составил
                                                студент
203 группы
                                                          юридического
факультета
                                                          Колесников
Александр
Орел, 1999 г.
Содержание:
Понятие о
гомилетике, как о науке................................................................................................ 3
Святитель Филарет, как
проповедник и учитель гомилетики.................................................... 3
Гомилетика в христианских
православных школах..................................................................... 6
Афоризмы митрополита Филарета............................................................................................... 7
Список использованной
литературы.......................................................................................... 10
Понятие о гомилетике, как о науке
Гомилетика - теория подготовки, построения и
произнесения проповеди. В чем значение религиозных образцов красноречия для
сегодняшней жизни:
1)
огромная
внутренняя убежденность в истинности того, что проповедуется;
2)
абсолютное
знание предмета;
3)
доступность
материала, насыщенность тропами и фигурами риторики;
4)
высокая
цель каждой проповеди, ее обращенность к добру;
5)
тщательность
подготовки и постоянная внутренняя готовность к выступлению.
Святитель Филарет, как проповедник и учитель гомилетики
Главное качество Гомилета
опытность духовная,
благоразумие, усердие, молитва
Свт. Филарет
Значение деятельности святителя Филарета в истории Российской церкви
невозможно переоценить и это касается всех без исключения проявлений его
многогранной личности. Но особое место в его жизни и деятельности занимала
проповедь Слова Божьего.
Дар проповедника - один из первых, отмеченных наставниками будущего святителя,
проявил себя уже в самые ранние его годы. Проповедь молодого учителя греческого
и еврейского языков Василия Дроздова, едва оставившего ученическую скамью, была
опубликована отдельным изданием. Это была честь, которой удостаивались не все
иерархи.
К сожалению, святитель, считавший проповедь одним из важнейших
пастырских служений, не оставил полной, систематической, законченной теории
гомилетики. В Собрании мнений и отзывов митрополита Филарета (т.1) мы находим
подробный конспект по гомилетике, которую он называл Theologia Homiletica, то
есть богословие собеседовательное - написанный им в обобщение своего опыта и
как назидание преподавателям духовных училищ, которые ему постоянно приходилось
инспектировать. Гомилетику святитель определяет, как наставление употреблять
слово Божие в научениях для назидания церкви. И эта идея о необходимости
назидания церкви, народа Божьего была центральной в жизни святителя и
проявлялась многогранно: в его заботе о переводе Библии на русский язык, в
написании Пространного катехизиса, в преподавательской деятельности и, конечно,
в проповеди.
Хотелось бы особое внимание обратить на такую черту проповеднического
таланта святителя, как пастырская мудрость, которая не давала ему, блестяще
владевшему словом, поддаваться всякого рода ораторским искушениям и прелестям,
не давала ему отрываться от требований жизни, но быть чутким к духовному
состоянию паствы. Но при этом святитель никогда не угождал чьим-то вкусам и
мнениям.
Единственное, что может быть материалом проповеди, согласно Филарету -
это догматы или вера православная и строгое нравственное учение. Известно, что
митрополит не одобрял мелочных тем, а так называемые популярные проповеди, а
тем более нападки в церковной прессе (которыми очень грешат наши современные
православные газеты) назывались им несветлою стороной духовной литературы. И
как бы предвидя современное состояние нашей духовной прессы он писал:
обличительная и спорная литература не должна забывать, апостольского
наставления: аще друг друга угрызаете и снедаете, блюдите же да не друг от
друга исстреблени будете .
Очень современно звучат и слова святителя Филарета о том, что желающие
христианского наставления не находят, где получить оное. Равнодушные к нему не
привлекаются и не возбуждаются... Грубое же незнание ведет к грубым порокам.
Хотя в его время проповедь была в явном пренебрежении и даже в начале
60-х годов XIX века считалась иными анахроизмом[1],
митрополит Филарет считал ее важной частью богослужения. В 1865 году в письме к
викарию еп. можайскому Савве он замечает: Если время не благоприятствует
протяженному слову: и краткое может принести пользу. Народ наш еще не довольно
настроен к напряженному и продолжительному вниманию: краткое, близкое к
разумению их сердцу слово он берет и, не роняя, уносит. Поэтому такое большое
значение придавал святитель научению проповеди: Упражнение воспитанников
духовных училищ в сочинении слов церковных, для снискания в сем навыка, должно
быть продолжаемо через все время учения богословского.
Очень
интересны и некоторые советы святителя Филарета, даваемые им в рецензиях на
проповеди. Например, в отношении проповеди политического содержания он писал:
Безопаснее, надежнее и сообразнее с долгом проповедника работать на своем поле
и говорить о вере и нравственности . В письме священнику, увлекшемуся
обличениями святитель писал: учить в обличать нужно без точного указания на
лица, ибо те, которые приметят, что им наносятся удар, сомнительно, вразумятся
ли, или только прогневаются. От неумеренности в обличениях может родиться в
сердцах слушателей раздражительность, которая закладывает ухо сердца их. Во
время холеры святитель наставлял: надлежит касаться сего предмета таким
образом, что не приводить опасностию в упадок духа народа, но побуждать, дабы
молитвою и очищением совести каждый утверждал себя в уповании на Бога...
Многие современники и исследователи наследия митрополита Филарета
отмечали остроту его слова. В связи с этим интересен пример его отзыва на
проповедь диакона, сказавшего такую фразу: ...многие лежат на мху беспечности и
остаются на кочках лености. На что митрополит наложил такую резолюцию:
Подтвердить диакону, чтобы он не лежал более на мху беспечности и на кочках
лености; а сочиняя проповеди заблаговременно, предоставлял их цензору, дабы
находящийся в них мох и кочки можно было выдрать сохою здравой критики.
О даре же собеседовательного богословия самого святителя можно судить
по изданным еще при его жизни пяти томам слов и речей, а также по многим другим
изданиям, как правило, посвященным его отмеченным особой благодатью проповедям.
Думаю, что в отношении языка святителя Филарета более бы подошло не слово
красота, но роскошь, как выражение его надутилитарности, превыспренности.
Подобно тому, как прекрасны и в то же время не утилитарны священнические
облачения, как превышает функциональность или полезность красота храмов. И
поэтому неизмерима наша благодарность его современникам, в том числе из
представителей духовенства, оценившим и с любовью сохранившим для нас его
слово.
Гомилетика в христианских православных школах
Гомилетика изучается в церковных школах. Вот, например, краткое описание
дисциплины «Гомилетика» в одной из Московских православно-христианских школ:
1. Введение в учение о
проповеди, часть 1.
Изучение методов и принципов экзегетической подготовки к проповеди,
системы размышления над полученным материалом. 1 час.
2. Введение в учение о
проповеди, часть 2.
Изучение методов и принципов составления концепции проповеди. Начальные
навыки написания конспектов. 1 час.
3. Учение о проповеди и
методах изложения, часть 1.
Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический
курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди на тексты
Ветхого Завета. Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов на тексты из Ветхого Завета.
4. Учение о проповеди и
методах изложения, часть 2.
Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический
курс знакомит студентов с разными методами построения объяснительной проповеди.
Практический курс состоит из прослушивания и анализа объяснительных проповедей студентов. (2 зачетных часа).
5. Учение о проповеди и
методах изложения, часть 3.
Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический
курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди, в основании которой находятся притчи и аллегории.
Практический курс состоит из прослушивания и анализа проповедей студентов на
тексты, в которых находятся притчи. (2
зачетных часа).
6. Учение о проповеди и
методах изложения, часть 4.
Данный курс состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретический
курс знакомит студентов с разными методами построения проповеди на разные случаи жизни, связанные с церковными
праздниками, похоронами, брачными наставлениями. Практический курс состоит из
прослушивания и анализа проповедей студентов. (2 зачетных часа).
7. Риторика.
Изучение основ ораторского искусства.
Развития способностей самовыражения. 1 час.
8. Логика.
Изучение терминологии и законов логического мышления. 1 час.
          Как вы можете убедиться, на основы риторики и логики
уделяется минимум времени (2 часа), тогда как на изучение гомилетики
предполагается гораздо больше времени.
Афоризмы митрополита Филарета
§
Входить
в спор всегда - нежелательно, и особенно, когда неправый может наговорить более
правого, не боясь быть остановлен, и надеясь в случае нужды, бранью и насмешкою
убить соперника, которого не может ранить доказательством
§
Наши
изуродованные суетою обычаи, не исправляемые и грозным временем, угрожают
более, чем внешние враги
§
Лучше
избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие - моя ошибка, а
лишнее подозрение - обида ближнему
§
Приходит
на мысль предложить Вашему размышлению слово Господне: аще гонят вы во граде,
бегайте в другой. Видите, оно позволяет удаляться только тогда, когда гонят: а
когда еще не гонят, надобно стоять и несмотря на прекословия, свидетельствовать
об истине
§
Господь
не говорит: уходите, когда вам трудно; нет, будьте там, где поставлены, делайте
порученное вам до последней возможности; только тогда, когда гонят, не
сражайтеся, а отходите
§
Надобно,
чтобы обращение созревало под действием слова силы и духа: тогда оно надежно, а
не тогда, когда более рукою плоти совершается
§
Окладами
на иконах никогда не пленяюсь. Представляют богатство, а живость изображения
закрывают
§
Радуюсь
с вами о восстановлении после бед (имеется в виду пожар 1812 года) нашего
внешнего благосостояния, радуюсь о новом возрождении храма... Будем и духовный
в нас храм Божий созидать подвигами благочестия, возобновлять исправлением
жития, украшать добродетелями, освящать верою и молитвою и общением таинств; да
даст Бог и сему храму Своему благодать и славу
§
Никто
не мнит видеть разделения в том, в церкви вашей слышатся некии особенные звуки
слова, видятся некоторые особенные подробности обрядов...
§
Где
притом есть уже единство веры во священные догматы и таинства: там сему
внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?
§
Когда
темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой
домашний свет.
§
Свобода
есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть
достояние каждого...
§
Книги
и зрелища наполнены преступлениями и ужасами, как темницы и места казней.
Скажите, пожалуйте, неужели сие-то и есть дорога и естественный ход к
совершенству человечества?
§
Мгла
покрывает умы. В одних видишь неожиданное, в других не видишь ожидаемое
§
И
подлинно, по сему рассуждению богатых духом собственно нет между человеками; но
что всего хуже, есть богатящиеся, но нищие, выдающие себя за богатых... Алчущия
исполни благ, а богатящиеся отпусти тщи
§
Благо
человекам, которые христианским попечением о малых сих входят в участие
небесного ангельского служения, охраняя их и руководствуя со стороны видимого
мира, подобно как ангелы охраняют их со стороны мира невидимого
Список использованной литературы
1. Геник М. Митрополит московский Филарет, как гомилет, Париж, 1894 г.
[1] См. Геник М.
Митрополит московский Филарет, как гомилет, Париж, 1894 г.

© 2011 Рефераты