Древнегреческие философы об обществе и общественном развитии
(1-2)
я2ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЕ ФИЛОСОФЫ ОБ
ОБЩЕСТВЕ
я2И ОБЩЕСТВЕННОМ
РАЗВИТИИ
я_я1План:
1)
Отличия философского анализа общества и государства от мифологичес-
кого.
2)
Платон об обществе и государстве.
3)
Аристоткль об обществе и государстве.
я11)
Отличие философского анализа общества и государства от мифологичес-
я1кого
Слово философия - греческого происхождения,в
буквальном переводе оз-
начает
оно "любовь к мудрости"."Любовь к
мудрости" всегда состояла в
стремлении
ответить на вопросы о сущности
мира,общества,человека,при-
открыть
тайну смысла и цели общественной жизни,человеческой деятель-
ности.Рождение
европейской философии было связано с работами
древнег-
реческих
мыслителей,среди которых особое место принадлежит Платону и
Аристотелю.Прежде
чем характеризовать их взгляды на общество
и госу-
дарство,необходимо
увидеть,в чем состояло коренное отличие философско-
го
подхода к анализу этих вопросов от мифологического.
В самом деле - уже в мифах,как известно,были
предприняты попытки от-
ветить
на вопросы о происхождении Вселенной (космогонические мифы),че-
ловека
и человеческого общества (антропогонические мифы),культурно-ис-
торическом
прогрессе (мифы о культурном герое).Знаменита концепция Ге-
сиода
о "пяти веках" человеческой
истории:золотом,серебряном,медном
веках,веке
героев,железном веке.Каждый из пяти веков - результат тво-
рения
богов,которые и определяют и их смену.
Философский анализ общественной жизни
отличается от того,что содер-
жится в
мифах,многим:
* миф
не знает отличия между обществом и природой,не выделяет общество
из природы
- философия исходит из специфики
общественной жизни,об-
щества,
* миф
выражает свои взгляды в форме конкретных,живых героев или симво-
лов - философия формулирует свои
наблюдения в строго определенных
понятиях,
* миф
не стремится к доказательству,проверке истинности содержащихся в
нем положений - философия исходит
из необходимости доказательно-
го,научного,последовательного изложения
результатов анализа,
* миф
живет в конкретном мире образов,символов,эмоций - философия мыс-
лит умозаключениями и теоретически
обоснованными положениями,
*
миф исходит из веры в него - философия
из уверенности в том,что по-
лученное знание может быть осмыслено
разумом,рационалистически.
я12)
Платон об обществе и государстве.
Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.) знаменит и как ученик
Сокра-
та,донесший
до нас
содержание высказываний учителя,и как первый гре-
ческий
мыслитель,основавший собственную философскую школу - знаменитую
Академию
(она просуществовала более 900 лет),и как крупнейшая фигура в
истории
европейской философской мысли.
Учение об обществе и государстве
сформулировано им главным образом в
диалогах
"Государство" и "законы".
* В
истории общественного и культурного развития он выделял три основ-
ных стадии:1) "династия",такая
форма общества, когда люди жили,до-
вольствуясь необходимым,когда не
было ни бедных,ни богатых и тогда
поэтому царили добрые нравы.Писанных законов
не существовало,власть
принадлежала старейшинам родов и была как бы
царской,
2) "аристократия" т.е. эпоха,когда создаются большие поселения,за-
рождаются законодательство,появляется выборная власть.В эту эпоху и
складывается государство как таковое,
3) такое состояние государства и
общества,которое может быть названо
"идеальным",
*
Исходя из сказанного,понятно,что Платон,в сущности,определял госу-
дарство как особую форму поселения
людей,возникающую из необходимос-
ти взаимопомощи,удовлетворения потребностей в пище и жилье,защиты
населения и его территории,поддержания
порядка внутри поселения.Го-
сударство и
общество,таким образом,у Платона пока еще не различают-
ся.Государство есть особая форма поселения
людей,
*
Ключевое место в
его концепции занимает учение об идеальном госу-
дарстве.Идеальное государство - то,которое
удовлетворяет требованию
справедливости.Справедливость в данном
случае состоит в том,что в
обществе созданы условия,которые гарантируют
процветание всего госу-
дарства и
учитывают естественное неравенство людей в их природных
задатках.Есть люди,которые от
природы наделены разумом,высокой
нравственностью,благоразумием,чувством
справедливости.Это филосо-
фы,которые должны управлять
государством,создавать законы,править на
основе данного им глубокого понимания
действительности.Другим свойс-
твенны храбрость,стремление к военной славе,доблесть,бесстрашие.Это
воины,призвание которых состоит
в защите государства от внешних
и
внутренних врагов,поддержание порядка и
спокойствия.Третьи лишены
всех этих качеств - они должны заниматься
ремеслом,пахать землю,тор-
говать,обеспечивать общество материальными
благами.Это ремесленники
и земледельцы. По убеждению Платона,грань
между этими группами на-
селения непроходима,как непроходима грань
между кастами.Идеальное
общество строго иерархизировано по принципу
природных наклонностей и
задатков людей.Так формулируется у Платона
идея разделения общест-
венных функции между разными социальными
группами,
* По
мнению Платона,в идеальном государстве философы и стражи (воины)
живут замкнутыми группами,внутри которых все
равны,а имущество - об-
щее,Частная собственность и семья допустимы
лишь для членов низшей
касты земледельцев и ремесленников,
*
Отсюда становиться понятным,что Платон безоговорочно признает прио-
ритет общественных,общих интересов над интересами личными,выше ста-
вит государство,подчиняя ему отдельную
личность.
Иную трактовку этих проблем предлагал
Аристотель.
я13)
Аристотель об обществе и государстве.
Аристотель (384-322 гг.до
н.э.) также принадлежит к числу
филосо-
фов,значения
которых в истории европейской философской мысли поистине
огромно.Ученик
платоновской Академии,он откажется от многих взглядов
учителя,следуя
принципу,им же
сформулированному:"Платон
мне друг,но
истина
- дороже".Он известен
как создатель новой школы -
Лицея,как
учитель
Александра Македонского,знаменитого завоевателя древности.
Аристотелю принадлежат 158
так называемых "Политий",в которых он
описывал
политическое устройство ему
древнегреческих полисов,горо-
дов-государств.На
основе "Политии" им была
составлена "Политика",сис-
тематически
излагающая материал о государстве и формах государственно-
го
устройства.
* В
отличии от Платона,Аристотель подчеркивал,что
существует разница
между обществом и государством.По его мнению,существуют различные
формы объединения
людей:семья,поселения,государство,
*
Основой государства является особый тип социальных отношений - отно-
шения господства и подчинения,которые
определяются Аристотелем как
отношения
политические.Государство,таким
образом,связано с осущест-
влением политических полномочий,полномочий
"господства",власти,
*
Взгляд на идеальное
государство у Аристотеля также отличался от
представлений Платона.Платон,в
сущности,создавал утопию,его проект
не имел шансов бать реализованным.Аристотель
отталкивался от анализа
описанных им форм государственного
устройства полисов,их достоинств
и недостатков.По мнению
Аристотеля,существовало три вида "правиль-
ных" форм правления в государстве:монархия,где власть
принадлежит
наследственному правителю,аристократия,где
властвуют лучшие,демокра-
тия,где власть осуществляется гражданами
государства.Однако,по Убеж-
дению Аристотеля,недостаток этих
"правильных" форм государственного
устройства состоит в том,что они имеют
тенденцию вырождаться в "неп-
равильные" формы,где царят
порок и злоупотребления:монархия
может
выродиться в тиранию,аристократия
- в олигархию (власть немно-
гих,подчиняющих свои интересам общие
интересы),демократия - в охлок-
ратию (власть толпы,невежественной и
темной).Поэтому он выдвигал
идею формирования "смешанного
государства",счастливо
сочетающего
достоинства демократии,аристократии и
монархии.Аристотель называл
эту форму государства
"политией".Идея "смешанного государства" полу-
чила популярность и повлияла,как полагают
ученые,на формирование в
XVIII веке идеи разделения властей на
законодательную,исполнительную
и судебную,
*
Аристотель,таким образом,сохраняя платоновское убеждения в приорите-
те
интересов общества в целом над интересами личности,в то же время
большее значение придавал и интересам
личности,ответственности госу-
дарства перед гражданами.
я_Основные понятия:
философия,государство
(по Платону),государство (по Аристотелю),"пра-
вильные"
и "неправильные" формы государства (по Аристотелю).
я_Вопросы и
задания:
1)
Дайте определения основным понятиям темы.
2) В
чем состоят отличия философии и мифологии?
3)
Расскажите о взглядах Платона по вопросу общества и государства.
4)
Расскажите о взглядах Аристотеля на общество и государство.
5) В
чем состояли отличия взглядов Платона и Аристотеля?