рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Генеалогическое древо социологии


СОДЕРЖАНИЕ. 1. О.Конт – родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества Стр.3 2. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии. Стр.4 3. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э.Дюркгейма. Стр.6 4. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г.Зиммеля и М.Вебера. Стр.7 5. Основные принципы материалистического учения об обществе К.Маркса и Ф.Энгельса. Стр.10 6. Основные этапы и направления развития социологии в США. Стр.12 7. Развитие социологии в России. Стр.16
1.
О.Конт
родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества.
Расширить и углубить
представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и
развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она
возникает, что послужило побу­дительным толчком для формирования новой науки об
обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные
представле­ния об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие уче­ния
об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры
в работах Платона «Законы», «О
государстве», в «Политики» Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика
раз­рабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса
и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как само­стоятельная
наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о соци­альной философии как
предшественнице социологии.
Для ответа на вопрос о времени
появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого
вопроса, прежде всего, необхо­димо иметь в виду, с какого времени социология в
качестве отдель­ной специальной науки начала признаваться научным сообществом.
История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах
XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома
его важнейшей работы «Курс позитивной
философии» в 1839 году, где он впервые исполь­зовал термин «социология» и
выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия -
поставить учение об об­ществе на научную основу - и явились тем отправным
фактом, кото­рый привел к формированию и развитию социологии.
Как же конкретно обосновывает
О. Конт необходимость и воз­можность появления этой новой науки? В системе О.
Конта это обос­нование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального
развития че­ловека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет
все явления на основе ре­лигиозных представлений, оперируя понятием
сверхъестественно­го. На второй, метафизической,
стадии он отказывается от апелля­ции к сверхъестественному и пытается все
объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстрак­ций.
Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она
подготавливает третью стадию - позитивную,
или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абст­рактными
сущностями, отказывается раскрывать причины явле­ний и ограничивается
наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут
устанавливаться между ними.
Переход от одной стадии к
другой в разных науках совершает­ся последовательно, но не одновременно. И
здесь действует один принцип -- от простого к сложному, от высшего к низшему.
Чем про­ще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание.
Поэтому позитивное знание сначала распространяется в ма­тематике, физике,
астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного
знания. Она опирается в своих иссле­дованиях на «позитивный метод». Последний
означает опору теоре­тического анализа на совокупность эмпирических данных,
собран­ных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных -
надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.
Другой важный вывод, приведший
О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им
закона раз­деления и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитив­ное значение
в истории общества. Благодаря им появляются социаль­ные и профессиональные
группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние
людей. Но эти же факто­ры ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они
наце­лены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобо­кую
профессионализацию, уродующую личность. Социальные чув­ства объединяют только
лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают
корпорации и внутри-корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном
попус­тительстве способны разрушить основу общества - чувство соли­дарности и
согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности
и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.
  О. Конт, в соответствии со своими представлениями
о разви­тии, делит социологию на две части: социальную статику и социаль­ную
динамику. Социальная статика изучает
условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе
контовской социологии рассматриваются основные общественные инсти­туты: семья,
государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в
установлении согласия и солидарности. В соци­альной
динамике О. Конт развивает теорию общественного прогрес­са, решающим
фактором которого, по его мнению, выступает духов­ное, умственное развитие
человечества.
2.
Социальные условия и теоретические предпосылки
возникновения
и развития социологии.
Как было указано выше,
социология возникает в конце ЗО-х - нача­ле 40-х годов XIX в. В социальной сфере это было время крайней не­стабильности.
Восстание лионских ткачей во Франции, силезских
ткачей в Германии (1844 г.), чартистское движение в
Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нараста­нии
кризиса общественных отношений. Во времена решительных и быстрых перемен у
людей возникает потребность в обобщающей тео­рии, способной прогнозировать,
куда движется человечество, на ка­кие ориентиры можно опереться, обрести свое
место и свою роль в этом процессе. Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс
начинали свою те­оретическую и практическую деятельность в то же время и при
тех же обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции,
сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт
участия в революционном движении, предложили ре­шить эту проблему на основе
концепции научного социализма, серд­цевиной которой является теория
социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» - Г.
Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер - предложили реформистский
путь развития обще­ства. Основоположники социологии были сторонниками
стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем,
как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в
Европе, установить согласие и солидарность между различ­ными социальными
группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента
познания общества и выработки реко­мендаций по его реформированию. Методической
же основой рефор­мизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
Этими различными
идеологическими установками было про­диктовано и различие в истолковании тех
научных открытий, которые были сделаны в ЗО-х - 40-х годах XIX в. В этот период на первый план развития науки
выходят химия и биология. Наиболее значительными открытиями того времени
являются открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном (1838-1839), на
основе которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и
создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Эн­гельса эти
теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического
материализма, основным элементом кото­рого является учение о диалектике -
«алгебра революции», как ее на­звал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и Э.
Дюркгейма эти откры­тия послужили основой для создания учения об обществе,
основанного на принципах биологии, - «органической теории развития общества».
Пока речь шла в основном о
социологических условиях и естест­веннонаучных предпосылках возникновения
теоретической социоло­гии. Однако задолго до этого в Европе закладывались
основы эмпири­ческой базы социологии и ее методов познания. Методология и мето­дика
конкретно-социологических исследований разрабатывались главным образом
естествоиспытателями. Уже в XVII--XVIII в. Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного ис­следования
социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в
1662 г. к анализу уровня смертности. А работа известного физика и математика
Лапласа «Философские очерки о вероятности» построе­на на количественном
описании динамики народонаселения.
Особенно активно эмпирические
социальные исследования в Ев­ропе начали развиваться в начале XIX века под
влиянием определен­ных социальных процессов. Интенсивное развитие капитализма в
нача­ле XIX в. вело к быстрому росту городов - урбанизации жизни населе­ния. Следствием этого была резкая
социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация),
увеличение преступно­сти, нарастание социальной нестабильности. В то же время
ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда высту­пающие
за порядок и стабильность, укрепляется институт обществен­ного мнения,
возрастает число различного рода общественных движе­ний, выступающих за
социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились
«социальные болезни общества», с дру­гой - объективно созрели те силы, которые
были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков
социологических ис­следований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней».
Особенно интенсивно развитие
капитализма в то время происходило в Англии и Франции. Видимо,
этим объясняется, что именно в этих странах появляется наибольшее
количество работ, посвященных социальным проблемам развития общества. Среди
этих работ особо следует отметить «Статистическое
описание Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «Положение
рабочего класса в Англии» Фридриха Энгельса, «Жизнь и труд людей в Лондоне»
Чарлза Бута, «Сводка физического и морального состояния рабочих на бумажных,
шерстяных и шелковых мануфактурах» Луи Виллерме, «Очерки
моральной статистики Франции» Андре Герри, «Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов).
Большое значение для
разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования
имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке
и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835
г.). Неко­торые исследователи считают, что именно с этой
работы можно начинать отсчет времени существования социологии,
или, как выра­зился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об
обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов
истории к эмпирическому выведению статис­тически рассчитанных закономерностей с
применением сложных математических процедур.
3. Классический тип научности социологии.
Учение о методе Э. Дюркгейма
Как
отмечалось выше, социология вычленилась в качестве самосто­ятельной отрасли
знания вследствие своей претензии на научное ис­следование общества. Однако в
истории социологии никогда не су­ществовало согласия в том, каков критерий
научности. Один из крупнейших историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необхо­димым
говорить о последовательном возникновении в рамках социо­логии, по крайней
мере, трех типов научности: классического, неклассического и промежуточного,
эклектического.
Классический
тип научности, по его мнению, был представ­лен такими видными социологами, как
О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии
сводятся к следующим:
1)
Социальные явления подчиняются законам, общим для всей
действительности. Нет никаких специфических социаль­ных законов.
2)
Поэтому социология должна строиться по образу
естественных «позитивных» наук.
3)
Методы социального исследо­вания должны быть такими же
точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно.
4)
Важнейшим кри­терием научности является объективность
содержания знания. Это значит, что
социологическое знание не должно содержать в се­бе субъективные впечатления и
умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо
от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании
«социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».
Наиболее
четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе
французского социолога 3. Дюркгейма
«Правила социологического метода» (1895 г.). Дюркгеймовская соци­ология
основывается на теории социального
факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным
фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать соци­альные
факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов;
б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны,
строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством
социальных фак­тов отношения причинности помогают формулировать постоянные
законы функционирования общества.
Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевы­ваться
от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология преж­де всего должна
порвать свои связи со всякими идеологиями и личност­ными пристрастиями; б) она
также должна освободиться от всех предрас­судков, которыми обладают индивиды в
отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства,
приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того,
что: а) источник социальных фактов находится в об­ществе, а не в мышлении и
поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими
собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак,
социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов.
Социальный факт специфичен. Он по­рожден объединенными действиями индивидов, но
качественно от­личается по своей природе от 
того, что происходит на уровне индиви­дуальных сознаний потому, что у
него другое основание, другой суб­страт - коллективное сознание. Для того,
чтобы возник социальный факт, указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней
мере, не­сколько индивидов объединили свои действия и чтобы эта комбина­ция
породила какой-то новый результат. А поскольку этот синтез происходит вне
сознания действующих индивидов (так как он обра­зуется из взаимодействия
множества сознаний), то он неизменно имеет следствием закрепление, установление
вне индивидуальных сознаний каких-либо образцов поведения, способов действий,
цен­ностей и т. д., которые существуют объективно. Признание объек­тивной реальности социальных фактов является центральным
пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
4. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая
социология»
Г. Зиммеля и М. Вебера.
Неклассический
тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г. Зиммелем
(1858-1918) и М. Вебером (1864--1920). В основе этой методологии лежит
представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и,
следовательно, призна­ние необходимости существования двух типов научного
знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного
знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она
должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все луч­шее. У
естествознания социология заимствует приверженность к точ­ным фактам и
причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук - метод понимания и отнесения к ценностям.
Такая
трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их понимания
предмета социологии. Г. Зиммель и М. Вебер отвергали в качестве предмета
социологического знания такие понятия, как «общество», «народ», «человечество»,
«коллективное» и т. д. Они считали, что предметом исследования социолога может
быть только индивид, поскольку именно он обладает сознанием, мо­тивацией своих
действий и рациональным поведением. Г. Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность
понимания социологом субъектив­ного смысла, который вкладывается в действие
самим действующим индивидом. По их мнению, наблюдая цепочку реальных действий
людей, социолог должен сконструировать их объяснение на основе понимания
внутренних мотивов этих действий. И здесь ему поможет знание того, что в
сходных ситуациях большинство людей поступает одинаковым образом,
руководствуется аналогичными мотивами. Ис­ходя из своего представления о
предмете социологии и ее месте сре­ди других наук Г. Зиммель и М. Вебер
формулируют ряд методологи­ческих принципов, на которые, по их мнению,
опирается социологи­ческое знание: 
1)
Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об объективности
содержания наших знаний. Условием превращения социального знания в
действительную науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и
схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов.
Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия между социальной теорией и
действительностью.
2)
Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение
причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых
«научных прогнозов».
Строгое
следование этим двум правилам может создать впе­чатление, что социологическая
теория не имеет объективного, обще­значимого смысла, а является плодом
субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г. Зиммель и М. Вебер
утверждают:
3)
Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального
произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне
определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики и
общечеловеческим ценностям.
4)
Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллекту­альной
деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим
общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему человеческому
мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному произволу», -
писал М. Вебер.
М.
Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям». Ценностное суждение всегда личностно и
субъ­ективно. Это какое-либо утверждение, которое связано с нравствен­ной,
политической или какой-либо другой оценкой. Например, выска­зывание: «Вера в
бога - это непреходящее качество человеческого существования». Отнесение к ценности - это процедура и
отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше приме­ре эта
процедура может означать сбор фактов для изучения взаимо­действия религии и
разных сфер общественной и личной жизни чело­века, отбор и классификацию этих
фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость этого принципа
отнесения к ценнос­тям? А в том, что ученый-социолог в познании сталкивается с
огромным многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен
исходить из какой-то установки, которая и формулируется им как ценность.
Но
возникает вопрос: откуда же берутся эти ценностные пред­почтения? М. Вебер
отвечает так:
5)
Изменение ценностных предпочтений социолога определя­ется «интересом эпохи», то есть социально-историческими обстоя­тельствами,
в которых он действует.
Каковы
же инструменты познания, через которые реализу­ются основные принципы
«понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит, фиксирующая в
социальном явлении самые устойчивые, универсальные черты, а не эмпирическое мно­гообразие
социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром конкретного бытия
возвышается мир идеальных ценностей. Этот
мир ценностей существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов
материального мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе,
как чистых форм. Социология должна
стремиться изолировать желания, переживания и мотивы, как психологические
аспекты, от их объективного содержания, вы­членить сферу ценностную как область
идеального и на основе это­го построить в виде взаимоотношения чистых форм
некую геомет­рию социального мира. Таким образом, в учении Г. Зиммеля чистая форма - это отношение между
индивидами, рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают
объектами их жела­ний, стремлений и других психологических актов. Формально-гео­метрический
метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вооб­ще, институты вообще и
построить такую систему, в которой соци­ологическое знание освобождалось бы от
субъективного произвола и морализаторских оценочных суждений.
Главным
инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные типы»,
по Веберу, не имеют эмпи­рических прообразов в самой реальности и не отражают
ее, а пред­ставляют собой мыслительные логические конструкции, создавае­мые
исследователем. Эти конструкции формируются с помощью выделения отдельных черт
реальности, считающихся исследовате­лем наиболее типическими. «Идеальный тип, -
писал Вебер, - это картина однородного мышления, существующая в воображении
ученых и предназначенная для рассмотрения очевидных, наиболее «типичных
социальных фактов». Идеальные типы - это предель­ные понятия, используемые в
познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социальной
исторической реально­сти. По Веберу, все социальные факты объясняются
социальными типами. Вебер предложил типологию социальных действий, типов
государства и рациональности. Он оперирует такими идеальными типами, как
«капитализм», «бюрократизм», «религия» и т. д.
Какую
же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер считает, что главная цель
социологии - сделать максимально понятным то, что не было таковым в самой
реальности, выявить смысл того, что было пережито, даже если
этот смысл самими людьми не был осознан. Иде­альные типы и позволяют сделать
этот исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом
опыте реальной жизни.
5.
Основные принципы материалистического учения об обществе
К.
Маркса и Ф. Энгельса.
Своеобразный синтез классического и
неклассического типа на­учности в области социологии представляет собой
материалисти­ческое учение об обществе К. Маркса (1818-1883), Ф. Энгельса
(1820-1895) и их последователей. При создании этого учения К. Маркс и Ф.
Энгельс исходили из натуралистических установок позитивизма, требовавших
рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу
естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объясне­нием
фактов. Предметом социологии в марксизме, как отмечалось выше, является
изучение общества, основных закономерностей его развития, а также основных
социальных общностей и инсти­тутов. Каковы же наиболее важные принципы
материалистичес­кого учения об обществе?
1) Одним из важнейших принципов исторического
материа­лизма является признание закономерности общественного разви­тия. Ф.
Энгельс, выступая на похоронах К. Маркса, среди главней­ших его достижений
отмечал: «Подобно тому, как Дарвин открыл за­кон развития органического мира,
Маркс открыл закон развития человеческой истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.- С. 325). Признание
закономерности означает признание действия в общест­ве общих, устойчивых,
повторяющихся, существенных связей и от­ношений между процессами и явлениями.
2) Признание закономерности в материалистической
концеп­ции истории тесно связано с принципом
детерминизма, то есть при­знанием существования причинно-следственных
связей и зависи­мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали необходимым из всего
много­образия естественных структур, связей и отношений выделить главные,
определяющие. Таковым, по их мнению, является способ производства материальных
благ, состоящий из производительных сил и производственных отношений. Признание
причинной обус­ловленности, определяющей влияние на общественную жизнь спо­соба
производства, является другим важнейшим положением марк­систского учения об
обществе. В работе «К критике
политической экономии» К. Маркс писал: «Производство непосредственно мате­риальных
средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и эпохи образует
основу, из которой развиваются государст­венные учреждения, правовые воззрения,
искусство и даже рели­гиозные представления людей, из которых они поэтому
должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до сих пор» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13.- С. 6-7).
3) Третьим важным принципом материалистического
учения об обществе является утверждение о его поступательном прогрес­сивном
развитии. Принцип прогресса реализуется в марксизме че­рез учение об
общественно-экономических формациях как основ­ных структурах общественной
жизни. Общественно-экономическая формация, по определению К. Маркса,
представляет собой «обще­ство,
находящееся на определенной степени исторического разви­тия, общество со
своеобразным отличительным характером». (Там же. Т. 6.- С. 442). Понятие
«формация» К. Маркс заимствовал из современного ему естествознания. Этим
понятием в геологии, геогра­фии, биологии обозначались определенные структуры,
связанные единством условий образования, сходством состава, взаимозависи­мостью
элементов. В марксистском учении об обществе все эти при­знаки относятся к
социальному организму, образованному на основе сходных закономерностей, с
единой экономической и политической структурой. Основу экономической формации
составляет тот или иной способ
производства, который характеризуется определен­ным уровнем и характером
развития производственных сил и соот­ветствующими
этому уровню и характеру производственными
от­ношениями. Совокупность производственных отношений образует основу
общества, его базис, над которым
надстраиваются государст­венные, правовые, политические отношения и учреждения,
кото­рым, в свою очередь, соответствуют определенные формы общест­венного
сознания.
К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие
общества как поступательный процесс, характеризующийся последовательным
переходом от низших общественно-экономических формаций к выс­шим: от
первобытнообщинной к рабовладельческой, затем к фео­дальной, капиталистической
и коммунистической. В. И. Ленин, оце­нивая значение этого учения для
обществоведения, писал: «Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на
историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией,
пока­зывающей, как из одного уклада жизни развивается вследствие рос­та
производительных сил другой, более высокий» (Ленин
В. И. ПСС. Т. 6.- С. 55). Поскольку в марксизме речь идет о неизбежности
дви­жения общества по этим ступеням развития к высшей формации, критики
марксизма указывают на наличие в нем религиозно-фило­софской концепции провиденциализма - то есть учения о
предо­пределенности в развитии человечества. Указывается также на трудности
стыковки этой схемы с реальной историей, в том числе и с происходящим в
настоящее время отказом народов от «строительст­ва коммунизма».
4) Применение к анализу общества общенаучного
критерия закономерности и причинной обусловленности в развитии увязыва­ется в
марксизме с признанием своеобразия развития обществен­ных процессов. Эта увязка
нашла свое яркое выражение в концеп­ции развития общества как естественноисторического процесса. Естественноисторический
процесс столь же закономерен, необходим и
объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и сознания
людей, но и определяет их волю и сознание. Но в то же время, в отличие от
процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы,
естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности
людей. В обществе ничто не соверша­ется иначе, как проходя через сознание
людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется
изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель­ности
людей.
5) Все вышеизложенное
показывает, что марксистская соци­ология находится в русле традиционного типа
научности и нацеле­на на признание объективности научных знаний об обществе, но
в ней существует и противоположная тенденция, которая ориенти­руется на то, что
у Г. Зиммеля и у М. Вебера называется принципом отнесения к ценности, то есть
согласование эмпирических данных и теоретических выводов «с историческим
интересом эпохи», под ко­торым понимались исключительно интересы пролетариата.
Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое
исследование, любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток
социально- классовых позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуж­дений:
ученый-обществовед действует в определенных условиях и не может быть свободным
от них. Эти условия накладывают соот­ветствующий отпечаток на его исследования.
Ученый-обществовед принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он
не может игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще
всего, когда он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы
того класса, к которому сам при­надлежит. В других случаях (когда развивает
революционные кон­цепции) он покидает позиции своего класса и выражает
классовые интересы передовых общественных сил. Поскольку ученые-обще­ствоведы,
стоявшие на марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы
пролетариата, рабочего класса, то, естест­венно, возникал вопрос, не
противоречит ли их такая «ангажиро­ванность» провозглашаемому ими же принципу
объективности. В работах марксистов это противоречие разрешалось по такой схе­ме:
поскольку пролетариат является самым передовым, прогрес­сивным классом, то он
выражает запросы и интересы всего челове­чества (пролетарское совпадает с
общечеловеческим), а, следова­тельно, он заинтересован в объективном анализе
общественных процессов. А это означает, что в учении марксизма об обществе
партийность совпадает с объективностью. Однако исследователи отмечают, что в
результате реализации принципа партийности на­учные исследования об обществе
были крайне идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер.
Результаты и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов
правящей в странах «реального социализма» политической элиты, «партийной
верхушки».
6. Основные этапы и направления, развития социологии в США.
Наибольшее развитие
социологические исследования получили в США. Исследователи истории социологии
считают, что если в XIX ве­ке центром социологической мысли была Западная
Европа, то начи­ная с 20-х годов XX в. США прочно удерживают позиции лидера в
ми­ровой социологии. Решающее влияние на бурное развитие социологии в США
оказали два взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти
стадий внешней институционализации и боль­шой объем конкретных, эмпирических
социальных исследований.
В Западной Европе социология
долго развивалась на инициа­тивной основе. Например, О. Конт не имел
постоянного заработка, и многие социологи, за исключением Г. Зиммеля, М.
Вебера, Э. Дюркгейма, были вынуждены работать вне университетской сферы. В США
же социология с самого начала начинает складываться как университетская наука.
В 1892 году была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический
факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901 году курс
социологии пре­подавался в 169 университетах и колледжах, а к концу 80-х годов
почти в 250.
Социология в США с самого
начала формируется как при­кладная эмпирическая наука. Уже в 1910 г. в стране
было проведено более 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество
возросло на два порядка. Социологические исследования базируют­ся на большой
финансовой основе. В настоящее время на проведение социологических исследований
ассигнуется до 2 миллиардов долла­ров. Причем примерно половину этой суммы
ассигнует правительст­во США, а половину - частный бизнес. В стране имеется
около 100 тысяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ас­социаций.
Правительство и предприниматели рассматривают соци­ологию как важный инструмент
преодоления социальных конфлик­тов и обеспечения социальной стабильности, как
инструмент соци­ального контроля и управления, повышающий производительность
труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря развитию эмпирических
исследований, разработке фундаментальной методо­логии, использованию
математического и статистического аппарата, моделирования и эксперимента
социология в США превратилась в точную науку.
Эмпирические социологические
исследования диктовались общественными потребностями. Большое место в них
занимают про­блемы социализации различных социальных групп, адаптация к но­вым
для людей социальным и культурным условиям. В этом плане наибольшее влияние на
разработку социологии в США оказало вы­шедшее в 1918 г. двухтомное исследование
Ф. Знанецкого и У. Тома­са «Польский крестьянин в Европе и
Америке», где рассматрива­лись проблемы адаптации эмигрантов к условиям
США. В этой рабо­те были вычленены основные принципы методологии и методики
конкретно-социологических исследований.
Значительное развитие в США
получили исследования по со­циологии труда и управления. Еще в 90-х годах
американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 -- 1915) произвел комплексные
ис­следования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор
подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к
выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффек­тивны.
Они упираются в так называемый «человеческий фактор», в материальное и
моральное стимулирование, в искусство администра­ции управлять предприятием.
Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от англ. гestriction - ограниче­ние), т. е.
феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По
Тейлору, в основе этого феномена лежит ме­ханизм группового давления и
блокирования формальных норм с по­мощью неформальных, для того, чтобы
воспрепятствовать стремле­нию предпринимателей увеличивать эти нормы выработки
через по­нижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему
организационных мер - хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения
рабочих, плановое бюро, сбор социальной ин­формации, новую структуру функционального
администрирования.
Огромное влияние на развитие
американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали
знаменитые Хоторнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927
-1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жес­точайшего
экономического кризиса, потрясшего США и страны Запад­ной Европы, и их главной
задачей было стремление изыскать дополни- тельные факторы повышения
эффективности производства. Ученые - экспериментаторы в начале эксперимента
разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили
условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, темпера­туру в
помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние
факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма
незначительную роль. Главное же вли­яние на производительность труда оказывают
психологические и соци­ально-психологические условия трудового процесса. В
данных экспе­риментах было открыто явление неформальной
организации трудо­вых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на
подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой
группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая под­группа
придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие
отношения в данной подгруппе, распространя­лись и на трудовую деятельность. В
частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с
руководством и т. д.
На основе Хоторнских
экспериментов Э. Мэйо и его сотрудни­ками была сформулирована так называемая доктрина «человечес­ких отношений». Методологической
основой данной доктрины явля­ются следующие принципы:
1) человек
представляет собой социаль­ное существо, ориентированное на других людей и
включенное в контекст группового поведения;
2) с
природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация
подчиненности;
3) руководители
предприятий в большей мере должны ориентиро­ваться на удовлетворение
потребностей людей, или на чисто техни­ческие факторы поднятия
производительности труда и максималь­ное достижение прибыли. Такая ориентация
способствует удовле­творенности индивида своей работой и благоприятствует
социальной стабильности;
4)  производительность труда будет более эффектив­ной,
если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено груп­повым, коллективным,
а экономические стимулы - социально-пси­хологическими (благоприятный моральный
климат, удовлетворен­ность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда
берет начало разработка новых средств повышения производительности труда,
таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение»,
«просвещение служащих» и т. д.
Доктрина «человеческих
отношений» дала толчок разработке проблем мотивации поведения. На ее основе
Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал
потребности личности на базисные (основные) и про­изводные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, бе­зопасности,
в одежде, в жилище и т.д.), производные (в
справедливос­ти, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу рас­положил
все потребности в восходящем порядке -- от
низших физиологических до высших
духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении
потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня
становятся актуальны­ми, т. е. насущными, требующими удовлетворения лишь после
того, как удовлетворены предыдущие. Голод движет человеком до тех пор, пока он
не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в дейст­вие в
качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была
разработана двухфакторная теория
мотивации Ф. Херцберга (1950) и теория
стилей управления Д МакГрегора (1957). Соглас­но теории Ф.
Херцберга, только внутренние факторы, т. е. содержание
работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, т. е. условия работы: заработок, межличностные отношения
в группе, политика компании, стиль управления и другие - Херцберг
называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности тру­дом,
способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния на
повышение производительности труда. Ф. Херцберг сфор­мулировал
такие зависимости: удовлетворенность есть функция со­держания работы, а
неудовлетворенность - функция условий труда. Обе системы являются
разнонаправленными плоскостями поведения.
Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей
управления:
1) авторитарный стиль, для ко­торого
характерен жесткий контроль, принуждение к труду, нега­тивные санкции, акцент
на материальное стимулирование;
2) демо­кратический
стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного,
гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль,
участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду;
3) Смешанный тип, чередующий элементы авто­ритарного и
демократического стиля управления.
  Д.
МакГрегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот
или иной стиль управления. По его мнению, преж­де чем выбрать ту или иную
модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить
ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и
подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие
элементы соци­ально-психологического климата в коллективе. На основе этих
исследо­ваний в США сформировались два общественных течения - внедрение новых
форм организации труда и программа улучшения качества жизни.
Проведение эмпирических
социологических исследований и создание различных прикладных теорий
базировались на опреде­ленных методологических установках. Долгое время в США в
мето­дологии социологических исследований господствовал бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение) утверждает, что
со­циология - это поведенческая наука, или наука о человеческом по­ведении.
Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер.
Согласно учению бихевиористов, все пове­дение человека сводится к стимулам и
реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно,
поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали
за­дачу социологии как создание науки об управлении людьми.
Бихевиоризм абсолютизирует
эмпирические методы исследо­вания. Смысл исследования социологов, с точки
зрения его предста­вителей, состоит не в объяснении, а в описании поведения.
Поэтому главные усилия исследователя должны быть сосредоточены на соби­рании
фактов и их описании. Всякая попытка объяснения может привести только к
искажению, затмению фактов, к идеологическим спекуляциям. Исходя из этой
установки бихевиористы рассматри­вают наблюдение и эксперимент как основные
методы исследования. При обработке данных абсолютное предпочтение отдается
количе­ственным, математическим и статистическим методам.
Положительным в методологии
бихевиоризма является стремление к строгости и точности социологических
исследований. Однако абсолютизация поведенческого аспекта, внешних форм ис­следования
и количественных методов анализа ведет к упрощенно­му взгляду на общественную
жизнь в целом и на личностное взаимо­действие, в частности, так как наблюдаемые
объекты по многим су­щественным параметрам не могут быть изморены. Для
проведения глубоких социологических исследований необходимо создание
предварительных рациональных конструкций в виде научных гипо­тез, понятийного
аппарата и т. д. Не менее важное значение имеет разработка методологии
проникновения во внутренний интимный мир человеческой личности, познание ее
ценностных, психологичес­ких и иных мотиваций. Поиски таких методологий в
американской социологии привели к разработке функционализма,
структурно-функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих тео­рий
будет проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных
проблем социологии.
7. Развитие социологической мысли в России.
Социологическая мысль в России
развивается как часть общемиро­вой социологической науки. Испытывая влияние со
стороны различ­ных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает ори­гинальные
теории, в которых отражается своеобразие развития рос­сийского общества. В
развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных
этапа. Первый этап - с сере­дины XIX века до 1918 года XX века, второй - с
начала 20-х годов до конца 50-х годов, третий - с начала 60-х до наших дней.
Кратко оха­рактеризуем каждый из этих этапов.
Первый этап, прежде всего
связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров
(1829 - 1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904). Развиваемое ими направление
социальной мысли получило название субъективной
социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые
сформулированы в знаменитых «Исторических
письмах» П. Л. Лаврова (1870). Как и у других класси­ков теоретической
социологии - О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, в центре внимания
субъективной социологии стояли разработка учения об обществе в целом, выявление
закономерностей и направленности его развития. Значительное внимание представители
субъективной социо­логии уделяли разработке теории общественного прогресса.
Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а
именно: в переработке традиционных, склонных к застою обществен­ных форм в
цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичны­ми структурами и отношениями.
Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение. Это
движение осуществля­ется, прежде всего, критической мыслью. Но поскольку мысль
реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуж­дают
они, главной движущей силой общественного развития выступа­ют критически
мыслящие личности, передовая интеллигенция.
Личность
в концепции субъективных социологов выступает не только главной движущей
силой общества, но и мерилом общест­венного
прогресса. Идеалом общественного развития является со­здание таких
отношений, при которых бы были созданы предпосыл­ки для всестороннего развития
(«разнородности») личности. Однако, по мнению субъективных социологов, история
до сих пор шла по ли­нии развития «разнородности» общества, его социальной
диффе­ренциации и разделения труда, что приводило к односторонности личности, к
превращению ее в простой придаток общественного ме­ханизма. Полноценное развитие
личности, по мысли субъективных социологов, возможно только в рамках
социализма, где будут реализованы идеалы свободы, равенства и справедливости.
Однако следу­ет отметить, что концепция социализма в субъективной социологии
довольно существенно отличалась от марксистской концепции соци­ализма и, тем
более, от так называемого «реального социализма», ко­торый был воплощен в СССР
и других странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял
социализм как «твор­чество личного начала при посредстве начала общинного». В
связи с этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется
разработке вопроса об особом пути России к социализму, при кото­ром должны быть
учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали
учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала
идея о пере­ходе к социализму через использование и преобразование коллекти­вистских
традиций докапиталистических форм устройства труда и. Быта - общины («мира»),
артели и др.
В тесной связи с
общесоциологической теорией находилась и методология
субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании
принципиального различия между природными и общественными явлениями. Природные
- это закономерные, повторяющиеся явления, общественные - неповторимые,
индивидуаль­ные, изменяющиеся. На основу этого разграничения утверждалась
необходимость использования различных методов познания - на­учного и
социологического.
Естественнонаучный метод в
своей основе - объективный метод. Социологический же должен быть субъективным
методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в
социологии строилось по такой схеме: основной единицей обще­ства является не
класс, группа, коллектив, а личность. Социаль­ную деятельность личности
определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели.
Познать объектив­ными методами эти помыслы и цели невозможно. Поэтому изуче­ние
личности социологом может быть осуществлено только по принципу «сопереживания»,
когда, по выражению Михайловского, «наблюдатель
ставит себя в положение наблюдаемого». В со­ответствии с этой установкой
разрабатывается субъективная кон­цепция истины.
Истина, по Михайловскому, не
есть воспроизведение объек­тивных свойств вещей самих по себе, она существует
для человека и есть удовлетворение его познавательной способности. Но такой под­ход
вел к отрицанию закономерности и, по сути дела, оправдывал произвольное
истолкование общественного процесса. Чтобы избежать произвола мнений, Н. К.
Михайловский выдвигает идею, что за критерий истины необходимо принимать
познавательную способ­ность «нормального человека», нормального не только
физиологиче­ски, но и поставленного в благоприятные для нормального развития
его личностных качеств социальные условия. Кроме того, позиция «нормального
человека» должна отражать интересы подавляющей части общества, то есть
трудящегося большинства. Поэтому социология должна начать с некоторой утопии,
то есть с построения соци­ального идеала общества, обеспечивающего полнокровное
развитие человеческих способностей. В русле субъективной социологии шло решение
конкретных проблем политической социологии, механизма связи лидера и массы («Герои и толпа»), роль партии в
обществен­ной борьбе («Исторические
письма») и др.
Наряду с субъективной
социологией, заметное место в соци­альной науке того периода занимают работы М.
М. Ковалевского (1851-1916).Ведущую роль в своей социологической теории М. М.
Ковалевский отводит учению о социальном
прогрессе, сущность кото­рого он видел в развитии солидарности между
социальными группа­ми, классами и народом. Одной из основных задач социологии
М. М. Ковалевский считал выявление сущности солидарности, описание и объяснение
многообразных ее форм. В своих многочисленных рабо­тах М. М. Ковалевский активно
использовал и развивал сравнитель­но-исторический
метод, с помощью которого стремился выявить об­щее и особенное в социальных
явлениях, осуществить познание раз­личных исторических ступеней развития одного
и того же явления или двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский ве­рил,
что с помощью сравнительно-исторического метода через «па­раллельное изучение
фактов и явлений общественной эволюции на­родов можно выявить общую форму
поступательного движения об­щественной жизни».
Параллельно с субъективной
социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России
развивалась социология марксизма, представленная два основными теориями. Ортодоксаль­ный марксизм в тот период
представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый
«легальный марк­сизм» - П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и
др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем
разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их
разделяют.
Однако при решении конкретных
проблем общественного ус­тройства между Г. В. Плехановым и В. И. Лениным
существовали се­рьезные различия, которые в преддверии Октябрьской революции
перешли в стадию непримиримой борьбы. Так называемый «легаль­ный марксизм» как
течение социальной мысли носил временный, социокультурный характер, связанный с
увлечением либеральной интеллигенции марксистскими идеями в период кануна
револю­ции 1905 - 1907 гг. После ее поражения либеральная интеллигенция отошла
от марксизма, и «легальный марксизм» прекратил свое существование.
Следует также отметить, что в
этот период у социологии
накапливается большой фактический материал, шла отработка методов
конкретно-социологического анализа с использованием достижений статистики,
демографии и других смежных дисцип­лин. В 1869 г. вышла в свет работа
известного общественного деяте­ля В. В.
Берви-Флеровского «Положение рабочего класса в России». В этой работе автор
обобщил значительный статистический матери­ал в личные наблюдения, касающиеся
социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях
России. За­метным событием в развитии социальной мысли России была двух­томная
работа Ю. Янсона «Сравнительная
статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)», в которой автор представил богатый фактический материал
о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие
социоло­гии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в
России». В первый период появляются также крупные работы российских
социологов А. Богданова, В. Шулятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные
проблемам соци­альной стратификации, теории классов.
Второй период развития
социологической мысли в России характеризуется нарастанием процесса
институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального
института. В 1918 - 1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были
созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло­гии. В 1919 г.
был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Пе­троградском университете
при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во
главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889 - 1968) - крупный
ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие
отечественной и мировой социологии. П. А. Сорокин - один из лиде­ров правого
крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года - секретарь
Керенского, с 1920 г. - профессор Петроград­ского университета, в 1922 г. в числе
большой группы российской ин­теллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России
за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из
родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности. На
втором этапе продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах
издается обширная социологическая литература: Сорокин П. А. «Основы социологии» (в 2-хтт., 19222.), Хвостов В. М.
«Основы социологии. Учение о закономерностях общественного процесса» (1928г.),
Бухарин Н. А. «Теория исторического материализма. Популярный учебник
марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей.
Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направлен­ность
этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической
мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную
социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.
Наряду с разработкой
теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические
исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и
социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян В этой
области наиболее плодотворно работали А. К. Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф.
Журавский и др. В тот же период активно разрабатывались социальные проблемы
города, наро­донаселения и миграции (Н. Анцифиров, А Годулов, В Смулевич и
др.), социальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).
В ЗО-х годах марксизм
окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология
была объявлена фило­софской наукой. Было провозглашено, что «исторический
материа­лизм - это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпири­ческие
конкретно-социологические исследования, как несовмести­мые со спецификой
философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая
предпосылка разгрома социоло­гии и ее полного упадка в СССР. Практическая же
предпосылка упад­ка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследова­ния,
как научные исследования, опирающиеся на точные факты, бы­ли не нужны
тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так
называемых «социалистических за­воеваний». Начиная с этого времени,
осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки.
Социология как соци­альный институт полностью прекращает свое существование. От­дельные
ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: ис­торического
материализма, демографии, статистики, психологии.
Возрождение социологии как
науки начинается в конце 50-х - на­чале 60-х годов, на волне «хрущевской
оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования
по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессио­нальную
структуру работников, их отношение к труду. Большое распро­странение получило
«социальное планирование», составление планов со­циального и экономического
развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых
городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал;
отработаны методики со­циологического исследования, приобретены навыки
проведения социо­логических исследований большим количеством
социологов-самоучек.
В 60-х годах социология вновь
восстанавливает статус соци­ального института. В середине 1960 года было
создано первое социо­логическое учреждение - отдел социологических исследований
в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических ис­следований при
Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская
социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи­лософском факультете МГУ -
кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт
конкретно-социоло­гических исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб­ликах
и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир­ске, Ленинграде. С 1974
года начал выходить специализированный журнал
«Социологические исследования». С 1988
г. образованы соци­ологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов­ском,
Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических,
вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие
эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях
общественной жизни.
Антропология рефераты генеалогическое древо человека факторы и критерии гоминизации. Реферат О Конт родоначальник социологии Учение о трех стадиях развития общества. Основные принципы материалистического учения об обществе К Маркса и Ф Энгельса. Кто первым ввел в социологию термин конкретно социологические ис следования. Основные представители западной социологии века генеалогическое древо. Реферат генеалогическое древо человека факторы и критерии гоминизации. Классический неклассический смешанный тип научности в социологии. Тип научности в социологии классический неклассический смешанный. Боги древней греции генеалогическое древо начиная от бога хаоса. Реферат по антропологии на тему Генеалогическое древо человека. Метод понимающей и формальной социологии М Вебер Г Зиммель. Смешанный типы научности в социологии конца и начала века. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЕ В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ В США. Реферат по обществознанию на тему Генеологическое древо. Западно европейская социология века древо социологии.

© 2011 Рефераты