рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Образование

Образование в России, высшее образование
Образование как социальный институт
Социальный институт - это организованная система
связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и
процедуры, удовлетворяющие основ­ным потребностям общества. Любой
функциональный институт возникает и функцио­нирует, выполняя ту или иную
социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические
особенности, так и общие при­знаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1.
установки
и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2.
символические
культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3.
утилитарные
культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4.
кодекс
устный и письменный - правили учащихся
5.
идеология
- академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обу­чении
Образование
представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учрежде­ния как
социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной
деятельности.
2. Основные виды
образования
Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд
звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессио­нально-техническое
образование, среднее специальное образование, высшее образова­ние,
послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки
кадров, образование по интересам.
Что касается дошкольного образования, то
социология исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия,
многие другие нравственные качества закла­дываются еще в раннем детстве.
В целом значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто
упус­кается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на
которой за­кладывается первооснова личностных качеств человека. И суть не в
количественных по­казателях «охвата» детей или удовлетворения желаний
родителей. Детские сады, ясли, комбинаты — не просто средство «присмотра» за детьми, здесь
происходит их умствен­ное, нравственное и физическое развитие. С переходом к
обучению детей с 6 лет
дет­ские сады столкнулись с новыми для себя проблемами — организацией деятельности подготовительных групп, чтобы дети могли нормально
входить в школьный ритм жизни, иметь навыки самообслуживания.
С
точки зрения социологии особую значимость приобретает анализ ориентированно­сти
общества на поддержку дошкольных форм образования, на готовность родителей
прибегать к их помощи для подготовки детей к труду и рациональной организации
своей общественной и личной жизни. Для познания специфики этой формы
образования особо значима позиция и ценностные ориентации тех людей, которые
занимаются с детьми —
воспитателей, обслуживающего персонала, — а также их готовности, пони­мания и стремления
выполнить возлагаемые на них обязанности и надежды.
В
отличие от дошкольного образования и воспитания, которое охватывает не каж­дого
ребенка (в 1992 г. в
детсадах находился только каждый второй ребенок), средняя общеобразовательная
школа нацелена на подготовку к жизни всего без исключения подрастающего
поколения. В условиях советского периода, начиная с 60-х годов, осу­ществилась
реализация принципа всеобщности полного среднего образования с целью
обеспечения молодежи «равного старта» при вступлении в самостоятельную трудовую
жизнь. В новой Конституции РФ такое положение отсутствует. И если в советской
школе из-за требования дать каждому молодому человеку среднее образование
процве­тали процентомания, приписки, искусственное завышение успеваемости, то в
россий­ской школе растет число бросивших школу (по данным экспертов, в 1997 г. не училось 1,5—2 млн. детей), что со временем
скажется на интеллектуальном потенциале обще­ства.
Но и в
этой ситуации социология образования по-прежнему нацелена на изучение ценностей
общего образования, на ориентиры родителей и детей, на их реакцию на вне­дрение
новых форм образования, ибо окончание общеобразовательной школы оказыва­ется
для молодого человека одновременно и моментом выбора будущего жизненного пути,
профессии, рода занятий. Останавливаясь на одном из вариантов, выпускник школы
тем самым отдает предпочтение тому или иному виду профессионального обра­зования.
Но что движет им в выборе траектории своего будущего жизненного пути, что
влияет на этот выбор и как он изменяется в течение жизни — это одна из важнейших проблем социологии. Особое
место занимает исследование профессионального образо­вания — профессионально-технического, средне
специального и высшего.
Профессионально-техническое
образование самым непосредственным образом свя­зано с потребностями
производства, с оперативной и сравнительно быстрой формой включения молодых людей
в жизнь. Оно непосредственно осуществляется в рамках крупных производственных
организаций или государственной системой образования. Возникнув в 1940 году как фабрично-заводское
ученичество (ФЗУ), профессионально-техническое образование прошло сложный и
извилистый путь развития. И несмотря на различные издержки (попытки перевести
всю систему на сочетание полного и специ­ального образования в подготовке
необходимых профессий, слабый учет региональных и национальных особенностей),
профессионально-техническая подготовка остается важнейшим каналом получения
профессии. Для социологии образования важны знание мотивов учащихся,
эффективность обучения, его роли в повышении квалификации и ре­ального участия
в решении народнохозяйственных проблем.
Вместе
с тем социологические исследования и в
70—80-х годах, и в 90-е годы по-прежнему фиксируют сравнительно невысокий (а
по ряду профессий низкий) престиж этого вида образования, ибо ориентация
выпускников школы на получение высшего, а затем средне специального образования
продолжает преобладать. Что касается среднего
специального и высшего образования, для социологии важны выявление социального
статуса этих видов обучения молодежи, оценка возможностей и роли в будущей
взрос­лой жизни, соответствие субъективных устремлений и объективных
потребностей об­щества, качество и эффективность подготовки. В 1995 году 27 млн. молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет учились, из них 16% были студентами вузов и техникумов.
Особо
остро стоит вопрос о профессионализме будущих специалистов, о том, чтобы
качество и уровень современной их подготовки отвечали реалиям сегодняшнего дня.
Однако и исследования 80-х, и исследования 90-х годов показывают, что в этом
отно­шении накопилось немало проблем. Продолжает оставаться, как
свидетельствуют ре­зультаты социологических исследований, невысокой
устойчивость профессиональных интересов молодых людей. По исследованиям  социологов  
до 60%
выпускников вузов меняют свою профессию. По данным опроса выпускников
техникумов в Москве, только 28% из
них спустя три года после получения
3. Функции образования
3.1 Социальные
функции системы образования
Ранее
говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни.
Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономи­ческие,
политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единст­венной
специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с
целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определен­ную
материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система об­разования
«производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравст­венное,
эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функ­цию образования — гуманистическую.
Гуманизация —
объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на (человека. Глобальный
технократизм как метод мышле­ния и принцип деятельности индустриального
общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства.
В нашем обществе человек, провозгла­шавшийся как высшая цель, на деле был
превращен в «трудовой ресурс». Это нашло от­ражение в системе образования, где
школа свою главную функцию видела в «подго­товке к жизни», а под «жизнью» на
поверку оказывалась трудовая деятельность. Цен­ность личности как неповторимой
индивидуальности, самоцели общественного разви­тия была отодвинута на дальний
план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда
возник антигуманный тезис о том, что «незамени­мых людей нет». В сущности
получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только
подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в тру­довую деятельность. А
что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось
отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам обще­ства. К
сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, прихо­дится
говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утра­тилась
уже и ценность труда.
Рассматривая гуманистическую
функцию, следует сказать о том, что это понятие напол­няется новым содержанием.
Гуманизм в его классическом, антропоцентристском пони­мании в современных
условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого
развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая
система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволю­ции. Человек не центр Вселенной, но
частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к
различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой
неогуманистическая функция призвана реали­зовываться в системе дошкольного
воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются
основы ин­теллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как
показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформиро­ван уже к 9-летнему
возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пи­рамиды». Как раз
эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неос­новные, а на
первый план (по значимости, финансированию и т. д.) выходят профессио­нальное,
среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества ве­лики и
невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцен­тристского
подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гума­нитаризация
и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания
образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъ­ектно-объектным).
           Формирование образовательных общностей,
связанных включенностью в обра­зовательные процессы и ценностным  отношением к образованию, и их воспроизвод­ство.
           Гомогенизация общества через организованную
социализацию индивидов — при­витие сходных социальных   характеристик во имя целостности общества.
           По
мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обу­словлено
образованием, все более зримой  
становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире
закономерно   стано­вится главным
каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к
более сложным видам  труда, большим
доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой,
социальная жизнь — более   эгалитар­ной,
а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягча­ются.
           Социальная селекция. В образовании
индивиды разводятся по потокам, предопре­деляющим их будущий статус.
Формальное  обоснование этого — уровень
способно­стей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат
определенный   культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения доминантной куль­туры (на которой
построены тесты) и   культурных
особенностей микросреды первич­ной социализации обучаемого. Чем больше
дистанция между этими культурными  ти­пами,
тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не
справится с тестом. Образовательная  
карьера индивида, таким образом, во многом обу­словлена социальным
положением его родителей.
           Воспроизводство тех социальных
классов, групп и слоев, принадлежность к ко­торым обусловлена  образовательными сертификатами. Школа дает индивидам не­одинаковое
образование, неравное развитие способностей и  
навыков, что подтвержда­ется, как правило, сертификатами установленных
образцов и является условием занятия  
соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной
стратификации).
           Замещение родителей, социальная поддержка
учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения.  Ради нее создаются специализированные ор­ганизационные
и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В   выпол­нении этой функции образование и
особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и
ролевую  дифференциацию, присущие семье.
3.2 Функции
образования в производственно-экономической сфере
           Формирование
профессионально-квалификационного состава населения. С коли­чественной
точки зрения система образования отвечает за воспроизводство профессио­нально-образовательного состава населения.
На практике оно  колеблется между пере­производством
и недопроизводством. Обе крайности негативно влияют на профессио­нальную
структуру, вызывают приток в профессию людей без соответствующей подго­товки,
массовую практику обучения профессии “на месте” без  научных основ и творче­ских навыков. Они разрушают
профессиональную культуру, делают неясными отноше­ния внутри групп и  между ними, вносят непрофессиональные
критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном
продвижении индиви­дов. Качественная сторона отражает формирование
производственных свойств работни­ков и связана во многом с  профессиональной школой. Но те же свойства
непосредст­венно развиваются в трудовой деятельности, в
общеобразовательной  подготовке, где
формируется творческий и нравственный потенциал работника. Его
производительность и инновационная 
активность несколько повышается с ростом общего образования.
          
Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места
играет позитивную роль в производстве, создает резерв  творческого потенциала личности, квалификационного и социального
продвижения человека. В неидеальной ситуации это же обстоятельство усиливает
противоречие между притязаниями обладателя избыточ­ного образования и
ожиданиями окружающих людей, может вести к конфликту.
           Формирование потребительских
стандартов населения. Роль образования в эко­номике шире производственных аспектов. Она
проявляется в потреблении благ, инфор­мации, культурных ценностей, природных
ресурсов. Эта функция всегда свойственна 
образованию, достаточно вспомнить библейские заповеди об умеренности
потребления или предписания русского Домостроя. Она же определяет главное
содержание нефор­мального образования, протекающего в семье или конструируемого
СМИ. Образование может привносить в материальные потребности людей рациональные
стандарты, содей­ствовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также
стабильной и благопри­ятной среды человека. В условиях рынка такая функция
противостоит интересам биз­неса, хотя она и в большей степени соответствует
национальным интересам.
           Привлечение экономических ресурсов. Источники ресурсов
различны: от госбюд­жета до частных инвестиций. По сути, они представляют
заказчика и неизбежно отра­жаются на содержании и формах образования. Опора на
госбюджет рождает унифика­ции, а ориентация на деловые круги или спонсоров
усиливает автономию образователь­ных структур. Частичный перевод школы на
местный бюджет вызвал активную разра­ботку в содержании образования
регионального и местного компонентов.
           Внутреннее распределение экономических и
иных ресурсов. Уполномоченные на то структуры образования распределяют  средства между регионами, отдельными под­системами
и учреждениями, видами деятельности, должностями. В итоге обеспечива­ются
ресурсами такие направления деятельности, которые ориентированы и на
внеобразовательное” пространство (раньше — материальная помощь учащимся, их
семьям, подшефным, благоустройство площадок, организация отдыха и т. п., теперь
поддержание коммерческих, исследовательских, конструкторских и других
структур). Это распределение подчас усиливает социальное неравенство,
закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые  подсистемы образования недополучают ресурсы. В Российской
Федерации часть сельских детсадов после перевода на местный  бюджет за­крывается или не обеспечивает
должный уровень образования. Дети без дошкольной подготовки неспособны  осваивать программы начальной школы и
попадают в классы коррекции. Нужно ли комментировать личностные и социальные
последствия такой си­туации?
          
Система образования способна модифицировать экономические стимулы и вно­сить
такие поправки в практику финансовой поддержки, которые влекут изменение со­циально-экономического
статуса ее участников. Так или иначе, процесс распределения ресурсов в
образовании всегда обусловлен его социальной организацией. Социальная
обусловленность даже более существенна, чем экономическая, ведь экономические
кри­терии здесь почти не имеют прямого применения. На первом плане критерии,
являю­щиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или
чиновников) данной отрасли. Система 
образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру,
система педобразования в СССР осуществляла выпуск  учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало
рост доходов учителей, решение жи­лищных проблем, техническое перевооружение
школы. Оправданием служило следст­вие этой же практики — высокая
профессиональная текучесть учителей.
 3.3 Функции образования в сфере культуры
           Воспроизводство социальных типов культуры. Образование
придает знанию тех­нологичность, конструктивные формы,  благодаря которым становится возможным его
систематизировать, компоновать, транслировать и накапливать в возрастающих  объе­мах. Передача знания и опыта становится
динамичной, массовой, открытой. Но объек­том передачи становятся не все, а   избранные (в соответствии с заказами) типы
куль­туры, например, доминантная, школьная, профессиональные.
           Инновация в сфере культуры
осуществляется через школу избирательно. Общест­венная система образования
транслирует  лишь часть инноваций,
достигнутых в куль­туре. Принимаются инновации из русла доминантной культуры,
не несущие опасности  для целостности
данной социальной организации (стабильности ее управленческих структур). В
отношении других инноваций,  даже
прогрессивных, система образования может служить своеобразным заслоном.
           Формирование и воспроизводство общественного
интеллекта (менталитета, определенных отраслей и   социальных технологий интеллектуальной деятельности)
включает в себя положения, сформулированные еще  Дюркгеймом: распространение существенных знаний через обучение,
привитие индивидам познавательных навыков. Система   образования стала многоотраслевым комплексом, ее цель — не
просто пере­дача знаний и развитие личности, но   интеллектуальное сопровождение развития обще­ства.  Ряд исследователей утверждают, что у этой
функции — ключевая роль в темпах прогресса цивилизации в ближайшем
будущем.  Она уже превратилась в фактор
миро­вого соперничества. Транснационализация образования — средство
геополитики. Ми­ровые   лидеры стремятся
контролировать образовательные комплексы в разных зонах мира, передавая свои
образовательные   технологии или иные
модели, специально раз­работанных для других стран. Так в общественном
интеллекте возникает  зависимость
реципиента от донора, гарантирующая донору превосходство и источники отложенной
и непосредственной  прибыли. Страны с давними
традициями в своих системах образова­ния тоже могут стать реципиентами в
периоды кризисов, когда  государство и
общество отчасти теряют контроль над концептуальным развитием системы
образования и обес­печением ее   нужными
кадровыми, информационными, технологическими ресурсами.
3.4   Функции образования в
социально-политической сфере
          
Формирование личности — один из жизненно важных интересов государства и
групп, поэтому обязательным компонентом 
образования являются правовые нормы и политические ценности, отражающие
политические интересы групп, которые диктуют  
направление развития в данном обществе и стремятся к контролю над
школой.
           Привитие образовательным общностям
приемлемых (разделяемых) правовых и политических ценностей и норм,  способов участия в политической жизни характерно для
государственного образования, но проявляется и в сфере  неформального образова­ния. Вряд ли есть
примеры, когда бы институт образования не противодействовал про­явлениям   правовых или политических девиаций. Любой
политический строй начинает с того, что борется за старую школу или
создает  новую. Осознание этой функции
неиз­бежно приводит к идеологизации содержания образования. В этом смысле
формальное   образование обеспечивает поощрение законопослушного правового и
политического по­ведения, а также  воспроизводство государственной
(доминантной) идеологии. Соци­альные группы — носители альтернативных  политических ценностей, стремятся учре­дить
свою школу, либо внедрить в уже существующую свои правовые нормы и  полити­ческие ценности. Система образования
не бывает идеологически нейтральной, в ней всегда утверждается
идеологический  контроль в явной форме
парткомов или в неявной — в установках на деполитизацию, в кадровой политике, в
учебных планах,   рекомен­дуемых
учебниках и т. д.
           В
национально-государственной организации социума школа целенаправленно формирует
ориентации населения во  
внешнеполитическом пространстве. Этносоци­альный тип культуры
обусловливает содержание образования, подчеркивая в нем  ве­дущие интересы данного этноса. Так школа
осуществляет содействие патриотизму.
           В
исследовательском и практическом планах определение функций образования служит
выработке универсальной системы 
измеряемых параметров развития института образования и его влияния на
общество. Вслед за определением функций предстоит  оценить, насколько соответствуют им сложившиеся структуры в
системе образования.
4. ПРОБЛЕМЫ СОЦИОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Молодежь вступает в жизнь —
трудовую, общественно-политическую, имея, как правило, среднее образование.
Однако оно очень серьезно различается по качеству. Зна­чительные различия
зависят от социальных факторов: в специализированных школах с углубленным
изучением отдельных предметов оно выше, чем в обычных массовых; в городских
школах выше, чем в сельских; в дневных выше, чем в вечерних (сменных). Эти
различия углубились в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Появи­лись
элитные школы (лицеи, гимназии). Система получения образования явно
становится
одним из показателей социальной дифференциации. Желаемое разнообразие в
образовании оборачивается социальной селекцией с помощью образования.
Общество переходит от сравнительно демократической системы образования,
дос­тупной представителям всех социальных групп, открытой для контроля и
воздействия со стороны общества, к селективной,
элитарной модели, исходящей из идеи автономно­сти образования как в
экономическом, так и в политическом аспекте. Сторонники этой концепции
полагают, что образование — такая
же сфера предпринимательской деятель­ности, как производство, коммерция, и
поэтому должна функционировать так, чтобы приносить прибыль. Отсюда
неизбежность внесения платы за образование учащимися, использование различных
систем для определения уровня интеллектуального развития или одаренности.
Возможность платить и личная одаренность — таковы струны, из ко­торых плетется сито
селекции, со все уменьшающимися ячейками по мере продвижения к вершине
образовательной, а затем и социальной пирамиды.
В 1997/98
учебном году планировалось принять
82 тыс. студентов по платной форме обучения и около 60 тыс.
в негосударственные высшие учебные заведения, что со­ставляет 26% от плана в государственные
вузы (542,6
тыс.), или 40% от
дневных форм обучения
(361,1 тыс.). И если учесть, что доля «новых русских» и
примкнувшим к ним относительно богатых людей не превышает 10%, то становится очевидным, что
высшее образование развивается в интересах только отдельных социальных групп.
Аналогичные процессы происходят в средней школе, хотя там имеются свои
специ­фические особенности. Ситуация сейчас такова, что, сломав старую систему
среднего образования и не создав новую, общество попало в очень затруднительное
положение. Отказ от деятельности детских общественных организаций, нищенское положение
учи­теля привели к тому, что образование потеряло почти все ориентиры, не
обретя новых. В этих условиях подрастающее поколение лишено устойчивых
нравственных идеалов и ничего не получило взамен. Этот процесс усугубляется
попытками коммерциализации школы, что отнюдь не всегда сопровождается
повышением качества обучения. Об этом свидетельствуют серьезные конфликты между
родительской общественностью и орга­низаторами новых форм образования.
В
целом оптимум сочетания общеобразовательной и профессиональной подготовки еще
не найден. После серьезной критики, обнажившей многие пороки, уже не соответст­вующие
духу времени стандарты и правила, общее и профессиональное образование
становится гораздо более гибким, чем это было до сих пор. Но его роль и ответствен­ность
в подготовке квалифицированных работников еще далеки от необходимого уровня.
Профессиональное образование
важный этап в гражданском становлении лично­сти, в ее гармоническом
развитии. непонимание объективно
необходимой связи разви­тости и профессионализма порождает не только
схоластические споры относительно «противоречия» того и другого, но и серьезные
ошибки в практике работы с молоде­жью, когда овладение профессиональными
знаниями и навыками в той или иной форме противопоставляется общегуманитарной
культуре. В результате возникают либо пре­словутые «технократические перекосы»,
либо попытки формировать гуманитарную культуру человека в отрыве от жизни, от
труда и общественной практики.
Особое место в обогащении интеллектуального потенциала страны принадлежит
высшей школе. Однако изменения и в содержании, и в направлениях, и в структуре
ее деятельности происходят очень медленно. Данные социологических исследований
сви­детельствуют, что студенты и педагоги высоко оценивают возможность
творчества, ра­туют за увеличение доли самостоятельной работы,
совершенствование форм экзаменов, расширение их участия в управлении вузом,
поддерживают развитие конкурсной сис­темы аттестации всех кадров. Вместе с тем
к середине 90-х годов высшая школа вошла в жесточайший кризис, из которого
далеко не все вузы имеют возможность с достоинст­вом выбраться.
Школа сейчас стоит перед непростым выбором — найти оптимальные пути своего дальнейшего
развития. Оценка происходящих изменений неоднозначна, ибо в общест­венном
настроении, общественном мнении имеются самые различные, в том числе и
диаметрально противоположные, точки зрения. Однако предложения и суждения, ка­кими
бы противоречивыми по существу они ни были, отражают глубокую заинтересо­ванность
людей в обеспечении и дальнейшем наращивании духовного потенциала об­щества.
Наряду с воспитанием уважения к труду и профессиональной ориентацией
сущест­венную роль в становлении личности играют гуманизация образования,
развитие само­управления, выработка у молодежи практических навыков к
организаторской и общест­венной работе.
На сознание и поведение молодых людей большое влияние оказывает механизм
управления учебным заведением. Строгое соблюдение норм и принципов демократии,
законности, справедливости, гласности еще в годы учения становится для них
своеоб­разным эталоном, с которым они в дальнейшем сверяют свой жизненный путь.
Однако стиль работы директора (ректора), педагогических и ученых советов,
класс­ных руководителей, наставников далеко не всегда содействует развитию и
закреплению позитивного социального опыта молодежи, недостаточно противостоит
проявлениям нигилизма, индифферентности, равнодушия к общественным делам, равно
как и демаго­гии, анархическим действиям.
Велика роль и различных форм связи учащихся со своими сверстниками в
зарубеж­ных странах. Встречи на международных конференциях, переписка,
туристские поездки способствуют формированию у молодежи солидарности,
приобретению навыков граж­данского общения, невзирая на имеющиеся различия.
Рост национального самосознания с большой остротой ставит вопрос
формирования у молодежи правильных ориентиров в такой важной сфере, как
межэтническое общение. Отсутствие активного противостояния любым проявлениям
национализма и шовинизма, национальной ограниченности, высокомерия и чванства,
недооценка воспитательной работы делают некоторые группы молодежи доступным
объектом националистической пропаганды. Более того, национальный экстремизм в
основном паразитирует на искрен­них заблуждениях молодых людей.
Система
образования еще плохо формирует высокие духовные запросы и эстетические вкусы,
стойкий иммунитет к бездуховности, «массовой культуре». Роль обществоведче­ских
дисциплин, литературы, уроков по искусству остается незначительной. Изучение
исторического прошлого, правдивое освещение сложных и противоречивых этапов оте­чественной
истории слабо сочетаются с самостоятельным поиском собственных ответов на
вопросы, которые выдвигает жизнь. Но 
несомненно, что историческое сознание в сочетании с национальным
самосознанием приобретает решающую роль в гражданском поведении учащейся
молодежи.      Информационная революция
побуждает к непрерыв­ному  пополнению
знаний. Правда, они не имеют однородной структуры. Всегда есть ядро— те знания,
что ложатся в основу  наук, и периферия,
где идет процесс накопления и обновления, который не обесценивает основной
капитал. Для всех  эффективно рабо­тающих
специалистов, ученых, добившихся успехов, как показывает их жизненный опыт,
главными были два условия: прочная фундаментальная база знаний и потребность
учиться, уважение общества к тем, кто жаждет знаний.
 Совершенствование народного
образования немыслимо без измерения той ситуации, в которой находится
учительство, значительная часть педагогического корпуса.
Если
придерживаться формальных критериев
наличия специального образования, стажа работы и т.п., то большинство
педагогов отвечают своему назначению. Но если оценивать их деятельность по
существу, надо признать, что многие из них отстали от требований времени.
Основная группа педагогов —
женщины, Хотя давно стало очевидным, что в воспи­тании мальчиков, юношей (да и
девочек) школа испытывает острую нехватку «муж­ского влияния». Хотя за
последнее время существенно повышена зарплата учителей, средние размеры
заработка у работников народного образования все еще намного ниже, чем у
рабочих и инженерно-технических работников промышленности и строительства, да и
в сравнении со средней заработной платой в стране.
Как показали специальные обследования сельских учителей, большинство из
них в материально-бытовом отношении обеспечены значительно хуже других сельских
спе­циалистов. Учителя нередко отвлекаются от выполнения педагогических
обязанностей для выполнения различных, не связанных с ними заданий. В
результате бюджет времени учителя оказывается крайне напряженным, и очень мало
его остается на самообразова­ние.
Многие педагоги слабо представляют себе процессы, происходящие в
обществе, и в частности в молодежной среде. Поэтому их работа идет без должного
«прицела». Не из­бавлены они от нравственного падения, перерождения: отдельных
педагогов, руководи­телей учебных заведений уличают в поборах с учащихся и их
родителей, в различных незаконных махинациях, пьянстве.
Формирование педагогических кадров связано со спецификой их труда. Оно
органи­чески не приемлет ущемления их прав и авторитета, не терпит и отвергает
барски высо­комерное отношение к ним. Упорядочение режима труда и отдыха
педагогов — тоже
необходимая предпосылка их гражданского и профессионального роста. Улучшения
требуют жилищно-бытовые условия преподавателей. Несмотря на предоставленные им
льготы, обеспечение их жильем, медицинской помощью, новой литературой остается
открытым вопросом.
И если в заключение этой темы упомянуть некоторые проблемы
материально-техни­ческого и финансового обеспечения, то можно утверждать, что
господство остаточного принципа свело на нет всякие возможности сделать
действенный рывок в качественно новом подходе к нуждам народного образования.
Очевидно, что в ситуации, когда фи­нансирование народного образования отстало в
несколько десятков раз от финансирова­ния в индустриально развитых странах,
надо решительно менять позиции. Школа серь­езно отстает в насыщенности
оборудованием, компьютерной техникой, материалами и тем самым ставит своих
воспитанников в положение, когда они не могут выступать полноценными
участниками соревнования на информационном поле.
Одна из функций народного образования — стимулирование самообразования, само­подготовки,
постоянной жажды знаний. Самообразование, самостоятельное приобрете­ние знаний
и навыков отнюдь не исчерпывается школьной системой. Конечно, школа может и
должна давать человеку навыки самостоятельной работы с книгой, документом и
т.п. Но самообразование строится на базе общего и профессионального
образования, а не взамен его. Новые технические и информационные возможности
учебного телевиде­ния, кассетной видеотехники, персональных компьютеров,
дистанционного обучения предстоит еще широко использовать для нужд
самообразования. Судьба новых поколе­ний все больше определяется общей
культурой человека: развитостью логического мышления, языковой, математической,
компьютерной грамотностью.
Актуальным продолжает оставаться соединение обучения с производительным
тру­дом. Благодаря этому не только приобретаются трудовые навыки, привычка к
труду, от­крываются возможности применения в трудовой деятельности знаний основ
наук, но и осознается общественная значимость производительного труда. Вне
такого осознания выполнение учащимися трудовых функций оказывается, по словам
А. С. Макаренко, «педагогически нейтральным». Люди трудились и трудятся во все
времена, но только тогда, когда труд приобретает новое общественное качество,
он становится одним из мощных факторов формирования духовного богатства
личности.
В условиях рыночных отношений возрастает роль непосредственного участия
стар­шеклассников, учащихся ПТУ, студентов в решении конкретных
научно-производст­венных задач. Опыт многих школ свидетельствует, например, о
плодотворных результа­тах участия подростков в опытно-экспериментальном
производстве (особенно в сель­ском хозяйстве), проверке новых технологий,
материалов, приемов труда и т.п. В сред­них специальных и высших учебных
заведениях поощряется участие молодежи в на­учно-исследовательской и
проектно-конструкторской работе, в выполнении договоров с предприятиями.
В последнее время общественность совместно с работниками народного
образования живо обсуждает возможности и перспективы организации школьных
кооперативов. И не столько ради укрепления материальной и финансовой базы (хотя
и это важно), сколько ради быстрейшего вхождения ребенка в реальную жизнь, в
повседневные за­боты старшего поколения.
В этой связи хотелось бы напомнить некоторые факты из истории. Первые
школьные кооперативы появились в России в 1910—1912 годах. Именно в 1912 году Всероссий­ская выставка
рассказала о кооперативах из Киева и Могилева. Революция детскую коо­перацию не
отменила. В 1924 году,
по данным Центросоюза, действовало более 1,5 тыс. ребячьих ассоциаций, более 50 тыс. мальчишек и девчонок
равнялись в своей работе на взрослых. В 1925 году в некоторых областях детские кооперативы
объединяли по 10—11%
школьников.
Цели тогдашней кооперации были в основном, что называется,
«снабженческими»: обеспечить ребят учебной литературой, дешевыми тетрадями и
ручками. Причем иногда удавалось снизить цену учебника сразу наполовину. Дети
бедняков вообще получали их бесплатно. Мало того, в больших кооперативах
продавали ребятам горячие завтраки, булки, чай, создавали буфеты и столовые.
Стоит отметить, что сегодня отнюдь не все школы этим могут похвастаться.
В целом существующая система образования, ее
многообразные звенья представляют собой весьма противоречивую картину, в
которой позитивные сдвиги еще нередко пе­ремежаются с негативными или
неопределенными тенденциями.
По-прежнему остро стоит вопрос о концепции народного образования, его
дальней­шем функционировании. Основной упор делается на содержание образования,
на актив­ные способы ввода ребенка в мир как единое целое. Во главу угла
ставятся не отдельные школьные предметы, не количество часов на те или иные
дисциплины и даже не объем информации, а поиск новых способов организации
образования, при которых в сознании ребенка установилось бы как можно больше
прямых, личностных связей с мировоззре­нием. Именно в этом подлинное богатство,
целостность и единство личности, залог ее истинной свободы. И напротив, чтобы
управлять человеком, манипулировать им, необ­ходимо расчленить это единство,
разорвать его и противопоставить личное — общест­венному, политическое — нравственному, профессиональное — человеческому. Это с успехом делала авторитарная
школа, меняя эти части местами, сталкивая их и устанав­ливая произвольно их
приоритет.
Преодоление инерции общественного сознания в оценке образования,
возникающих в нем «перекосов» — дело
непростое. Успех здесь определяется прежде всего сдвигами в
социально-экономических условиях общества. Но воспитательные усилия школы мо­гут
дать значительный опережающий эффект, если в пропаганде профессий, их общест­венной
значимости социальный идеал органически увязывается с интересами людей,
социальных и демографических групп населения, если школа работает в этом
направле­нии в тесном контакте с родителями, с общественными организациями.
Понятно, что поиск наиболее рациональных путей обновления всех ступеней
народ­ного образования потребует от социологии еще больших усилий по
всестороннему ана­лизу реального положения, определения тенденций его развития,
а также участия в ре­шении назревших проблем формирования интеллектуального
потенциала страны.
Вместе с уже известным переосмыслением школьного
образования представляется не­обходимым проанализировать с мировоззренческой
точки зрения современные про­блемы школы. Большинство серьёзных ученых,
философов и социологов, приверженцев различных теоретических взглядов,
совпадают во мнении, что сегодня человечество на­ходится в переходном периоде,
в преддверии новой цивилизации, неся в своем сознании способы мышления и
деятельности старой, так называемой техногенной цивилизации, фундаментальную
основу которой составляет принцип рациональности и построенная в соответствии с
ним характерная картина мира. Глобальные цивилизационные сдвиги, которые мы
сейчас наблюдаем, ставят под сомнение не только само биологическое су­ществование   человеческой особи, но и правомерность
следования в развитии человече­ства рационалистическому мировоззрению. Резко
увеличивается биосоциальная на­грузка на личность. Образование являясь
"культурным орудием", без которого "наша сознательная жизнь и
психика, предоставленные природным процессам, являли бы со­бой хаос и беспорядок",
имеет нададаптивный характер, приобщая молодое поколение к культуре вчерашнего
и сегодняшнего дня, формируя мировоззрение дня завтрашнего. Поэтому понятие
существования не только имеет биологическое значение, оно подра­зумевает весь
понятийный аппарат человека, способ мышления, воплощающийся в его деятельности,
в способах взаимодействия с окружающей действительностью и в опре­делении
своего места в ней. Существование как мировоззренческая категория органиче­ски
вплетается в ткань образовательного процесса школы. "мы должны не только
учить молодое поколение выживанию в экстремальных социально-экономических
условиях, но и воспитывать в нем своеобразную культуру существования в мире, в
обществе, включенном не только в глобальные "земные", но и космические,
вселенские про­цессы...". Понятие социализации как функции образования,
понимаемое как "процесс и результат включения растущего человека в
общество, благодаря усвоению и более или менее активному воспроизводству
личностью социального опыта, исторически накоп­ленной культуры...",   сегодня должно быть расширено до уровня
усвоения и включения личности в общецивилизационное мировоззренческое
пространство, где образование является ведущим и определяющим фактором.
Глобальные социокультурные перемены в мире, так
называемые цивилизационные сдвиги, все резче обнаруживают несоответствие между
сложившейся системой школь­ного образования и формирующимися общественными
потребностями в преддверии но­вой антропогенной реальности. Это несоответствие
и вызывает в нашей стране время от времени возникающие попытки реформирования
общеобразовательной школы. Не­смотря на эти попытки, состояние школьного
образования многие исследователи склонны оценивать как критическое. Школьный
кризис закономерно является отраже­нием социально-экономических процессов,
проявляющихся в образовании в следую­щем:
- утрате привычных целей школьного образования;
- остром недостатке финансирования;
- инертности, присущей всем образовательным системам
и обществу в целом.
Но если бы кризис сводился только к данному ряду
проблем, его преодоление было бы лишь делом времени и успешности реформирования
российского общественного уст­ройства. Однако пристальное внимание
отечественных и зарубежных ученых к пробле­мам образования прежде всего связано
с эволюцией мировоззрения человечества, кото­рое в центр научной картины мира
ставит человека как части макрокосма. И тогда про­блемы школьного образования
выходят на первый план, поскольку затрагивают фунда­ментальные общечеловеческие
ценности, требующие цивилизационного подхода к их рассмотрению. К таким
проблемам относятся:
- проблема оптимизации взаимодействия личности и
социума как поиск баланса между социально-нормативным давлением и стремлением
личности к социально-психологиче­ской автономии, преодоление противоречивости
"потребностей" социального заказа и интересов личности (ученика,
учителя, родителя);
- проблема преодоления дезинтегрированности
содержания школьного образования в процессе создания и реализации новой
социально-образовательной парадигмы, способ­ной стать отправной точкой в деле
формирования у ученика целостной картины мира;
- проблемы согласования и интеграции педагогических
технологий;
- проблема развития проблемного мышления у учащихся
через постепенный отход от монологического общения к диалогичекому на уроке;
- проблема преодоления несводимости результатов
обучения в различных типах образо­вательных учреждений через разработку и
введение единых образовательных стандар­тов на основе комплексного
систематического анализа образовательного процесса.
Поиск причин критического состояния школьного
образования заставляет многих ис­следователей обращаться не только к
социально-экономическим проблемам конкрет­ного общества, но и к анализу
цивилизационного развития, определяющего способ мышления человека, развитость
общественных институтов, в том числе и системы школьного образования. Однако,
находясь в преддверии нового тысячелетия, перед ли­цом новой
"антропогенной эры", обыватель смутно представляет природу и сущность
цивилизационных процессов, в центре которых он находится. Поэтому необходимо
еще раз обратиться к самому понятию цивилизации и определить значение
цивилизацион­ных процессов в природе проблем школьного образования.
  план ответа по проблеме современной
политической идео­логии
1. Определение идеологии.
2. значение  идеологии в современном обществе  
2.1 функции идеологии  
А) Ориентационная
Б) Мобилизационная
В) Интегративная
Г) Амортизационная
Д) Функция выражения и защиты интересов определенной социальной группы
2.1 свойства идеологии
А) претензия на тотальную значимость
Б) нормативность
2.2 Критерии классификации
идеологий
2.2.1
по
социально-политической парадигме
А) правые
Б)  центристские
В) левые
2.2.2
по
отношению к прогрессу и технологии его осуществления
А) радикалы
Б) консерваторы
3.
основные течения в политике и идеологии
3.1
неолиберализм
3.2
неоконсерватизм
3.3
Коммунизм
3.4 Национализм
3.5 концепция консервативной революции
4. идеология и практика
4.1 Формирование идеологических ориентаций
4.2
тенденции
развития политических идеологий
4.3 Западничество, социализм и почвенничество в современной России:
демократы” – “коммунисты” – “национал-патриоты”
5.  “Консервативный сдвиг” в
российской идеологии: причины и следствия.
Литература
к ответу на первый вопрос
1.
Абрамов
В.Ф. Земская статистика народного образования // СОЦИС. 1996. № 9.
2.
Панферова В.В. Социология образования //СПЖ .
1996. №4
3.
Руткевич
М.Н., Потопов В.П. После школы: Социально-профессиональные ори­ентации
молодежи. М., 1995
4.
Шереги
Ф.Э., Харчева В.Г. Социальные проблемы вузовской науки // СОЦИС. 1996. № 6.
5. Гендин А.М., Сергеев М.И.
Профориентация школьников // СОЦИС. 1996. № 8. С.68.
6. Чупров В.И., Зубок Ю.А.
Проблемы вторичной занятости учащейся молодежи: со­стояние и перспективы // СОЦИС. 1996. №9. С.88-92.
7. с. с.
фролов Социология: учебник. - М.: 1999.
-344 с.
8.
Зиятдинова
Ф.Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы,
пути решения. М., 1992.
9. Борисова Л. Г. Социальное качество
профессиональной группы (на примере     
      российского учительства 60—90-х гг.):   Новосибирск, 1993.
   10.. Тощенко Т. Социология. Общий курс. - М.: 1999. -512
Литература к ответу на второй вопрос
1. мухаев Р. Т. Политология: учебник для вузов. М.: 1998. -368 с.
2. Ильин М. В. Выступление на заседании круглого
стола "Свободное слово" 18 сен­тября 1996 г. - "Нужна ли России
новая идеология, и если нужна - то какая?" - М., 1996. - С. 47-53.
3. Мельвиль А. Ю. США - сдвиг вправо? Консерватизм в
идейно-политической жизни США 80-х годов. - М., 1986. - С. 35-54.
4. Шапиро И. Введение в типологию либерализма. //
"Полис", # 3, 1994. С.7-12.
5. Струве П. В. О мере и границах либерального
консерватизма. // "Полис", # 3, 1994. С. 131-134.
6.
Гарбузов
В. Н. Консерватизм: понятие и типология (историографический обзор). //
"Полис", # 4, 1995. С. 60-68.
7.
Государственная
идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия 12;Социально-по­литические
исследования; 1994 №1
8.
Политические
идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И. Костин // Вестник
МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12
Политические идеологии по отношению к прогрессу и технологии его осуществления делятся на. Становление новой парадигмы образования как аспект современных цивилизационных процессов. Социальные проблемы молодежи полагающей средне специальное и высшее образование. США сдвиг вправо Консерватизм в идейно политической жизни США х годов рецензия. Соотношение российского и зарубежного законодательства в области образования. Соотношение российского и зарубежных законодательств в области образования. Соотношения российского и зарубежных законодательств в области образования. Реферат на тему образование как потенциал инновационного развития общества. Соотношение российского и зарубежного законодательств в сфере образования. Характеристика на студента проходившего летнюю практику в летнем лагере. Система образования одно из основных звеньев идеологического механизма. Образование как социальный институт функций система и цели образования. Соотношение российского и зарубежного законодательств в образовании. Перераспределение финансовой ответственности в системе образования. Эмблемы учительства на тему Модернизация российского образования.

© 2011 Рефераты