Cтудент :
Группа :
Преподаватель : Волкова И.В.
МОСКВА 1996 год.
- 2 -
Теория ненасилия
Термин ненасилие в последнее
время становится всё
более и более
популярным. Он прочно
вошел в обиход
политической лексики ; без него
редко обходятся в
политологических дискуссиях оно
всё чаще встречается
в прессе , в статьях , вышедших по поводу текущих
социальных и политических событий . Причин этому достаточно . Помимо ужаса
перед творящимся на
наших глазах и
всё возрастающим насилием , помимо осознания
гибельности насилия во
имя любых целей , помимо авторитета мыслителей ,
общественных деятелей , с которыми связываются
идеи и практика ненасилия ,
да и
просто человеческой привлекательности философии ненасилия ,
в быстром принятии слова ’’ненасилие’’ и
связанных с ним
ассоциаций кроется усталость
от привычных слов , с помощью которых принято выражать
возвышенные этические идеи .
Насилие и
ненасилие присутствуют во
всех культурах , у всех
народов . Насилие на протяжении
многих веков было , можно сказать , формой
общественного развития , а наряду
с этим существовали
упования на ненасилие , различным образом
выражаемые , вылившиеся на уровне
индивидуального самоопределения в
непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как известно , евангельский образ
ненасилия и состоит
в этом : ‘’Не противься злому . Но
кто ударит тебя
в правую щёку , обрати левую ’’. Многие из современных
приверженцев теории и
практики ненасилия стремятся
привлечь такой новозаветный материал для обосновании
идеи ненасилия . Но ведь
и по Евангелию , и по Деяниям
Апостолов известно , что раннехристианская социально-этическая
доктрина , имея в качестве
одного из краеугольных камней заповедь ненасилия , вполне допускала из прагматических соображений насилие в
отношении ярых противников
истинной веры или
вероотступников . Только
благодаря реформаторству Л.В. Толстого заповедь ‘’ не противься
злому’’ приобрела тот
смысл , который мы стараемся
вычитать в ней
сегодня :’’ Не противься злу
насилием ‘’,и это - одна
из ряда возможных
интерпретаций евангельской заповеди .
В каждой
культуре существуют две
альтернативы : одна - ориентация
на насилие , другая - на ненасилие . При этом в разных
культурах указанная альтернатива проявляется по-разному .
Чтобы полнее понять идею ненасилия , рассмотрим проявление
этой идеи в
культурах Востока , Запада
и России.
Традиционным культурам , определяющим лицо
Востока , присуще
гармонизирующие видение человека
и космоса , их нерасчленённость , полное единение . ‘’Мир и я рождаемся
вместе , и вся тьма
вещей составляет единое
со мной ‘’ - говорится в
даосском тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’
( 4 в. до н.э.).О той же
гармонии говорят и
конфуцианцы . По словам Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой отец , земля - мать моя
, и даже такое
мельчайшее существо , как ‘’ я’’ , находит себе место среди
них . Все люди - мои братья
и сёстры , все
существа - мои друзья ’’ . Апофеозом
ненасильственного отношения ко
всему живому является
индийский джайнизм . ‘’
Книга о хорошем поведении ‘’ из
джайнского канона наставляет : ‘’ Причинение вреда
земле подобно избиению , ранению и убийству слепого ... Зная это , человек не должен
грешить против земли
или позволять другим
делать это ... Человек , который воздерживается от причинения вреда
даже ветру , знает о
страданиях всех живых
существ ... Тот , кто знает ,
что плохо для него самого , знает , что плохо
для других , и наоборот ... ‘’
- 3-
Но вот , что парадоксально : ненасильственное отношение
к природе имело негативные
последствия для судеб
народов Востока .
Потому что
невыделенность человека из
природы проектировалась на
общество . Отсюда -отсутствие
понятия индивид , личность .Человек
рассматривается как ‘’
песчинка’’ в природе и обществе . Его самоценность не признаётся . Поэтому в
традиционном обществе по
отношению к человеку
допускается насилие со
стороны государства . Об этом
ярко свидетельствует кастовая
система , функционирующая
до сих пор в индийской
культуре . В традиционной культуре
Китая человек рассматривается в качестве “ песчинки”
, слагающей окружности социальной
иерархии , расположенные
вокруг единого центра - императорской власти ,
обладающей правом на
любые формы насилия
во имя сохранения
общественной системы ,”
освящённой Небом “ . Короче говоря , в
восточном традиционном обществе
наблюдается , с одной стороны , ориентация на ненасилие в
отношении к природе , а
с другой стороны , - насильственная ориентация
государства по отношению
к человеку .
На Западе
мы видим совсем другую альтернативу .
Начиная с античности , возрастает
отпадение человека от
космоса и человек
по отношению к
природе выступает как
царь “ , который вправе управлять
ею . Но с другой
стороны , выделение
человека из природы , придание ему “ царственного ” статуса
позволило Западу , получив первые
импульсы в итальянском
Возрождении , двигаться от
идеи индивида к
индивидуальности и , наконец ,
личности . К новому времени
происходит фактически окончательный разрыв Европы с
традиционным обществом , тогда
же возникают политологические понятия ” Запад ”
и
Восток” . Новая
экономическая и политическая реальность
европейской истории коренным
образом меняет отношение
к человеку , ведёт к
утверждению его
естественных ”прав , к числу которых
прежде всего относится
право на жизнь , на
безопасность .
Сравнительный анализ
культурных традиций Востока
и Запада помогает трезво
оценить отечественную ситуацию . Не только в силу
нашего географического срединного
положения , но и вследствие
ряда исторических причин
, в России , по крайней
мере в 20 в. , сложилась ситуация
безальтернативности - ориентация
на насилие и
по отношению к
природе , и
к человеку в
обществе .
Где же выход ? Наверное ,
единственная надежда для
нашего мира это“ узкий
и прямой путь
ненасилия ” ( М . Ганди ) . Это
отказ от насилия , от стремления подавить ,
эксплуатировать , манипулировать
или подчинить противостоящую сторону , признание
её равноценности и
достоинства как партнёра
диалога . Именно здесь кроется
исток поиска компромиссов , нахождения баланса
сил и обретения солидарности ,
мирного разрешения конфликтов , трудных путей
со-беседования и со-труднечества , со-гласия и
со-ревнования , со-страдания
и со-чувствия , со-единения и
со-средоточения . Жизнь
оказывается важнейшей этической
ценностью . Отказ от идеологии
господства и подчинения
отнюдь не означает
отказ от власти , а
лишь от определённых форм осуществления власти - от
авторитарно - деспотических
и репрессивно -
насильственных механизмов её
реализации , вообще
недопускающих ни самоорганизации , ни самоуправления , ни свободы
личности .
Какие же методы можно
применять в борьбе
за ненасилие ? Казалось бы ,
о применении силы
не может идти
и речи ( ведь борьба ненасильственная ) ,
- 4 -
однако сила в
ненасильственной борьбе не
только применительна , но и занимает
в ней очень важное место .
Рассмотрим этот
интересный вопрос более
подробно . Он нашёл своё
отражение в работе
Дж.Шарпа “ Роль силы
в ненасильственной борьбе “.
В этой работе много интересных
мыслей , большинство
из них , достойных нашего приводится ниже .
Понятие
силы
В основе
ненасильственной борьбы лежит
определённое понимание природы
силы в обществе и политике . Эту борьбу невозможно понять , если не принимать во
внимание такого важного
элемента , как сила .
Данное утверждение
находится в прямом
противоречии с широко
распространенными представлениями о то
, что ненасильственное действие
теоретически и практически
игнорирует реальность силы
в политике , и что
сторонники ненасильственных действий
очень наивны , ибо не видят
в насилии источник
политического могущества .
Эти представления связаны
с отрицанием или
игнорированием силы в
политике и той
роли , какую она играет в процессе ненасильственной борьбы.
Ненасильственная борьба
представляет собой политическую технику , которую
необходимо понять исходя
из её собственной природы ,
а не
объяснять или оценивать
её по ассоциации или сходству
с другими явлениями . Эта техника скорее использует
социальные , психологические , экономические и политические методы
воздействия на оппонента ( согласно учению
ненасилия , субъекта , против
действий или политики которого ведется борьба , следует не
называть врагом , противником ,
а оппонентом .Тем самым
выражается принципиальная готовность
к взаимопониманию , диалогу ,
сотрудничеству ) . Она включает около
200 методов символического протеста , социального
несотрудничества , экономических
бойкотов , трудовых забастовок ,
политического несотрудничества и
мирного вмешательства ( которое
может варьироваться от
сидячего протеста до
создания параллельного правительства) . Эти разнообразные методы также именуются
оружием “
ненасильственных действий.
Данную технику
не следует путать
с отличными от
неё , но не менее
важными проявлениями религиозных
и нравственных убеждений , которые предполагают уклонение от насилия . Однако гораздо чаще люди
и движения , осуществлявшие практику
ненасильственной борьбы , не принимали
в принципе обязательства использовать только мирные
средства . Они использовали насилие
прежде или готовы
прибегнуть к нему
при определённых обстоятельствах в будущем . Иными словами , при наличных условиях эти
люди были готовы
следовать благородной стратегии
ненасильственной борьбы для
достижения конкретных целей , хотя и не были
связаны обязательством использовать именно эти средства
в любых возможных
ситуациях . Основной
причиной выбора этой
стратегии была надежда
увеличить свои шансы
на успех в
данном конфликте .
Ненасильственная борьба
является техникой противостояния силы противнику - оппоненту
. Группа , выступающая в качестве
оппонента , обычно обладает значительной административной , экономической , политической и военной
мощью .
Эта группа обычно
представляет собой контролируемый элитой
государственный аппарат ,
который враждебен благополучию и интересам широкого
населения . Однако часто в
качестве оппонента выступает
внегосударственное образование
,поддерживаемое государственными структурами.
- 5 -
Широкие круги населения , которые испытывают
отрицательное воздействие политического курса и действий
группы , которая
рассматривается в качестве
оппонента , могут быть названы “
притесняемой “ группой .Эта группа
может
заниматься отдельными проблемами
или выступать против
политики в целом , или
даже может не
признавать режима . Но группа , которая фактически участвует в
ненасильственной борьбе ,
меньше “ притесняемой ” группы ,
хотя количество людей
и различных социальных
институтов , вовлечённых в эту
борьбу , может широко варьироваться .
Эта борьба не может
быть понята или
разумно организованна без
внимания к возможности
силы . Термин “ сила ” используется здесь для обозначения
всей совокупности различных
видов воздействия и
давления ( включая санкции ),
помогающих группе или
обществу сохранить себя , реализующих их политический
курс и способствующий ведению
внутренней и внешней
борьбы . Сила может измеряться
соответствующей
возможностью контролировать ситуацию , людей и институты , или возможностью мобилизовывать людей и
институты на определённое действие .Такого
рода сила может
быть использована , чтобы дать
возможность группе достичь
определённой цели ;
осуществить или изменить политический курс ; побудить других людей вести
себя так , как того
желают обладатели силы ; сопротивляться или
поддерживать существующую систему , политику и отношения ;
изменить или разрушить
существующую расстановку сил
или институтов ; или совершенствовать комбинацию всех этих
факторов .
Политическая сила
может находиться в
руках правительств , государства
, институтов , оппозиционных
движений и других
групп .Она может быть
использована непосредственно ,
но может быть и резервной способностью ,
оказывая влияние лишь
фактором своего существования .
Чтобы понять роль силы
в ненасильственных действиях , необходимо взглянуть
на её природу и динамику ,
- как в группе
оппонентов , так и в
группе ненасильственного действия .
Зависимость
правителей
Часто упускается из виду
тот факт , что сила , которой обладают отдельные индивиды
и группы на
высших уровнях политического руководства и управления
в любом правительстве (т.е. те , кого
мы для краткости называем
правителями” ), не является чем - то
изначально присущим . Эту силу
они получают извне , из
общества , которым они управляют .
Главы правительств и политических систем не являются
ни всемогущими , ни обладающими
самовоспроизводящейся силой .
Господство правителей и
политической элиты зависит
в конечном счёте
от сотрудничества населения
и общественных институтов .
Политическая сила
возникает из взаимодействия всех или хотя
бы нескольких источников , таких как :
1) . Власть. Устойчивость и действенность власти правителей и
её легитимность в
глазах подданных.
2) . Человеческие ресурсы .
Число людей , поддерживающих ,
сотрудничающих или оказывающих особое содействие , их
число относительно всего
населения , а также формы
и устойчивость их
организаций .
3) . Знания и навыки .Умения , знания и
возможности этих людей , их
способность удовлетворять потребности
правителей .
- 6 -
4) . Скрытые факторы . Психологические и
идеологические факторы ,
такие как привычки , отношение
к повиновению и
подчинению , наличие или отсутствие
общественного доверия ,
идеология , чувство долга.
5) . Материальные ресурсы .
Собственность , естественные и финансовые
ресурсы,
экономическая система ,
система связи и транспорта .
6) . Санкции . Характер и сила
принуждения и наказания , которые имеются
в распоряжении правителей
для применения их
как против подданных , так и в международных конфликтах .
Почти всегда существует проблема , в какой степени некоторые
или все эти
источники силы имеются
в наличии ; исключительно редко ( если не сказать никогда)
складывается ситуация ,
когда все они даны полностью
или полностью
отсутствуют . Увеличение или уменьшение
силы правителей зависит
от сочетания этих
источников .
Правители в
большей мере зависят
от повиновения и
сотрудничества тех , кем управляют . Отвергая их
право руководить ,
подданные тем самым берут назад
всеобщее или групповое
соглашение , которое только и
делает существование правительства возможным . Эта
потеря власти ведёт
к
дезинтеграции силы правителей . Когда потеря власти достигает
крайней степени , это угрожает
самому существованию такого
правительства .
Ситуация ограничения
или отказа подданных
от сотрудничества опасна
для любого режима , потому что именно своим
сотрудничеством подданные способствуют функционированию и увековечиванию существующей системы .
Как экономическая , так и политическая системы
функционируют благодаря содействию
многих людей , организаций и
малых групп , а правители
зависят от их сотрудничества и
содействия . Чем более обширен
и более детализирован контроль правителей ,
тем более они нуждаются в
подобно содействии.
Сила правителей зависит от
постоянства подобного содействия , не только отдельных членов
общества , должностных лиц ,
служащих и т.п. , но и организаций
и институтов ( даже
второстепенных ) , которые образуют
систему в целом . Это
могут быть министерства , организации , отделения ,
комитеты и т.п. Однако эти индивиды , группы и институты могут отказаться
от сотрудничества и
могут уклонится от
оказания содействия ,
достаточного
для того , чтобы сохранить
позиции правителей и
дать им возможность
реализовывать свой политический курс .
Границы
принуждения
Если перед лицом широко
распространяющегося
несотрудничества и неповиновения правители не идут
на значительные уступки , то они должны всё
больше прибегать к
принуждению . Пытаясь
обеспечить себе необходимое
содействие и сотрудничество , правители могут
применять санкции ( или наказания ). Очень часто
подобные санкции возможны
благодаря тому , что в
то время как
одна часть населения
отвергает существующую власть , другая часть остаётся преданной
и осуществляет её
политический курс .
Но это , однако , ещё
не всё . Правящая группа
также в свою
очередь , должна быть объединена
чем-то иным , нежели только
санкциями и , следовательно ,
также является уязвимой
для внешних воздействий . К тому же сама
способность правителей применять
санкции как у
себя , так и за
рубежом в значительной мере
зависит от помощи
самих подданных , которая может
быть ограничена или
прекращена . Но правителям
нужна не пассивная
поддержка , а
- 7 -
явное проявление исполнительности людей и большое
число помощников . Однако все
усилия добиться этого
содействия путём принуждения
будут недостаточными , если власть
правителей не будет
ограничена .
Санкции необходимы
для поддержания политической власти правителей -
особенно в моменты кризисов . Однако эффективность этих санкций зависит
от
реакции подданных , которым они
угрожают лил против
которых они применяются . Во многих ситуациях люди
должны , как порой поступают
на войне солдаты , не отступить перед лицом
опасности . Даже в случае
применения санкций , всегда существует
возможность выбора ,
проявления своей
воли .Чтобы быть эффективной
санкция должна внушать
страх ; тогда люди снова
согласятся сотрудничать и
подчиняться . Они могут и
не сделать этого .
В такой ситуации отношения власти
существенно видоизменяются ,
и это
представляет серьёзную угрозу
силе правителей .
Объединённое
сопротивление
Наличие каждого
из источников силы , кроме того связано или
непосредственно зависит от
степени сотрудничества ,
покорности , повиновения и содействия , которых правители
должны добиться от
своих подданных и
институтов общества . Эта зависимость
при определённых обстоятельствах позволяет подданным ограничивать или изолировать эти
источники силы путём
уменьшения или даже
отказа от необходимого сотрудничества и повиновения .
Если силу
правителей можно регулировать путём отказа от
помощи и повиновения , тогда несотрудничество и неповиновение должно
быть широко распространены . К тому же , необходимо поддерживать эти действия и
перед лицом репрессий , направленных на
то , чтобы вынудить к
покорности . Крупномасштабное
неповиновение и несотрудничество возможны лишь в
том случае , если только
пропадёт или уменьшится
страх у подданных
и если только они будут
готовы переносить любые
санкции во имя
перемен . Такая акция станет политически
значимой . Свобода действия правителей
обратно пропорциональна количеству
неповинующихся подданных , несотрудничающих институтов , а также степени
зависимости правителей от
этих факторов . Следовательно ,
проблема контроля над
силой может быть
решена путём изучения
того , как можно реализовывать и сохранять уклонение
от сотрудничества .
Если отказ от одобрения , сотрудничества и
повиновения сохраняется и
при угрозе нападения
со стороны правителей , тогда конец режима неизбежен. Так что все правители
находятся в зависимости
от сотрудничества подданных ; а мнение о том , что
власть утверждается только
насилием и что
победа неизбежно достаётся
стороне , обладающей большей
способностью к насилию , является ошибочным . На самом деле
главным является решимость
не повиноваться и
способность к сопротивлению .
Такое понимание
сущности политической власти
может быть реализовано двояко : во-первых ,
непризнание гражданами тиранического правительства должно быть
активно выражено в
отказе от сотрудничества . Во-вторых , должна быть
проведена групповая или массовая акция . Когда
правящее меньшинство сплочено , а управляемому большинству не
хватает независимой организации , тогда подданные
обычно не способны
на общую оппозицию .Они будут бороться один
на один . Эффективное действие , основанное на
таком понимании силы , нуждается в общем сопротивлении и открытом неповиновении.
- 8 -
Структурные
основы общества
Структурная основа
общества существенным образом
предопределяет возможность граждан
контролировать своих правителей . Эта структура
выражается в существовании разнообразных
общественных институтов , в которых
и сконцентрирована политическая сила .
Формы и сущность этих
органов политической силы
меняются от общества
к обществу , и от
ситуации к ситуации .
Одни способны включать
такие социальные группы
и институты , как семья , социальные классы , религиозные
и национальные группы , профессиональные и
экономические группы ,
небольшие поселения и
деревни , города , провинции и
регионы , органы местной администрации , организации добровольцев и политические партии . Но
чаще всего
эти органы силы
являются традиционными ,
укоренившимися ,официально
признанными социальными группами
и институтами . Иногда они
могут быть организованы не столь формально ,могут создаваться или даже
восстанавливаться по мере
осуществления каких-либо целей
или в противостоянии
правителям.
Cтатус этих образований в
качестве органов силы
будет определяться их
способностью действовать независимо
и контролировать действенную
силу других , т.е. правителей
или других органов
власти и силы . И
поэтому чрезвычайно важно
их количество , степень их
централизации или децентрализации , принятые в
них процедуры выработки
решений , степень их внутренней
прочности и жизнеобеспеченности .
Структура сил
общества , а также их взаимосвязь , значительно определяют
сферу и степень
максимальной эффективности сил
правителя . Когда сила как бы
разлита в обществе
между различными общественными институтами , власть правителей с
большей вероятностью будет
подчиняться контролю и
ограничениям , так как подобные
структуры дают возможность
противостоять правительственному влиянию . Подобная ситуация
ассоциируется с политической “свободой ”.Когда же , с другой
стороны , органы силы
существенно ослаблены , подорваны , или
путём различных ограничений
нарушено их независимое
существование и автономия
действий , тогда сила правителей
с большой вероятностью станет неконтролируемой .
Это ослабит или даже разрушит
способность к общему противостоянию . Такая ситуация
ассоциируется с “тиранией”.
Потенциальная способность
общества контролировать правителей
во многом зависит
от условий , в которых
действуют органы силы . У
общества , в котором существуют
группы и институты , обладающие значительной социальной силой и
способные к независимому действию , больше
возможностей контролировать власть
правителей и тем
самым противостоять тирании , чем у общества , в котором
все подданные одинаково бессильны , так как в нём
не существует структур , с помощью которых народ
может действовать сообща
для достижения своих
целей .
Источникам власти
правителей угрожает опасность , как правило , только тогда ,
когда одновременно большое
количество подданных ( или социальные
группы или институты )
уклоняются от содействия , сотрудничества и
повиновения . Поэтому способность
этих структур отказывать
в поддержке источникам
власти приобретает первостепенное значение .
- 9 -
Таким образом возможность контроля
за действиями правителей
со стороны негосударственных институтов общества будет
определяться следующими факторами : 1) желанием народа
контролировать эти силы ; 2) количеством независимых
организаций и институтов ; 3) степенью их
независимости ; 4) характером
источников силы ,
контролируемых этими институтами ; 5) степенью
влияния на социальную
силу и контроля за ней
и 6) способностью людей
выражать своё неодобрение
и отказываться от
сотрудничества . Если все эти
факторы наличествует в
достаточной степени , то
общество может выбирать , предоставить ли
силу правителям или
ограничить , а может и
совсем перекрыть их
доступ к силе .
Cледовательно , изменение силы
правителей непосредственно или
косвенным образом связано
с готовностью подданных
одобрять правителей ,
подчиняться им , сотрудничать с
ними и выполнять их намерения .
Ослабление
силы правителей
Когда люди отказываются от
сотрудничества , уклоняются
от помощи , проявляют стойкость
в своём неповиновении и открытом неподчинении , они лишают своего оппонента
элементарной поддержки и
сотрудничества , в которых нуждается
любое правительство и
иерархическая система .
Граждане могут неподчиняться законам , которые
они отвергают . Рабочие могут
прекратить работу , чем парализуют
экономику . Служащие могут отказаться
исполнять инструкции .
Солдаты и полиция могут действовать
пассивно при проведении
репрессий ; они могут даже
взбунтоваться . Если люди и
институты делают это
достаточно долго и
интенсивно , правительство
или иерархическая система
теряют силу . Люди ,
которые были “ правителями “ ,
становятся обычными людьми . Всё меняется из-за того , что
человеческое содействие ,
создающие и поддерживающее
политическую силу режима , исчезло . И поэтому
сила режима уничтожается .
Однако ,чтобы обладать
эффективной силой против
властвующих правителей ,
недостаточно одного упрямства
и коллективной стойкости . Всеобщее противостояние должно быть переведено
в стратегию действия . Людям необходимо знание техники , основанной на
этом понимании существа
силы , включая
специфические методы этой
техники , динамику развития ,
необходимые составляющие успеха
и принципов стратегии
и тактики . Реализация этой
техники должна быть
умелой . К этому относится
и умение настаивать
на своём , несмотря на
репрессии . Нам необходимо более
полное знание техники
ненасильственных действий -
той техники , которая основана
на нашем понимании
природы силы .
Система
ненасильственных средств борьбы
Ненасильственное действие
представляет собой совокупность средств борьбы. Оно включает
в себя демонстрацию сил и проведение “ битв”, нуждается в мудрой стратегии
и тактике , в мужестве
своих ” солдат ”,
дисциплине и способности к жертвам . Чтобы победить , люди , стремящиеся к
этому ненасильственным путём
, должны умело применять
избранную ими тактику
действия , осуществлять
необходимые условия настолько
эффективно , как только они
могут . Хотя бытует мнение , что достижение успеха ненасильственным путём требует гораздо
больше времени , чем насилием , это не всегда верно . Временами ненасильственные
действия приводят к
успеху в течении
довольно быстрого срока .
- 10 -
Большинство методов ненасильственных действий можно рассматривать как реализацию теории
силы , о которой говорилось
выше . Чётко различаются три
определённых класса ненасильственного оружия в ненасильственной борьбе : ненасильственный
протест и убеждение , несотрудничество и
ненасильственная интервенция .
Эти виды оружия
ненасильственной борьбы могут
изменить
существующие социальные ,
экономические или политические отношения и одновременно основательно
изменить баланс сил .
Ненасильственный протест
и убеждение являются
главным образом символическими действиями в мирном
противостоянии или при
попытке убеждения ,
осуществляемого не при
помощи слов , а посредством
кратковременных актов несотрудничества или ненасильственной интервенции . К этим действиям относятся : демонстрации , пикетирование ,
расклеивание плакатов , обучение ,
траурные митинги и
митинги протеста .
Самая незначительная
группа ненасильственных методов
включает несотрудничество c
оппонентом . Несотрудничество
заключается в намеренном
неодобрении , уклонении или открытом
неповиновении в определённых существующих отношениях -
экономических , социальных или политических . Действия могут
быть спонтанными или
запланированными , законными
или незаконными .
Методы несотрудничества
разделяются на три
категории : 1) методы
социального несотрудничества (
включая социальные бойкоты ); 2) методы экономического несотрудничества (
подразделяющиеся на экономические бойкоты и забастовки ) ; 3) методы политического несотрудничества (
также известные как
политические бойкоты ) .
Умение групп ненасильственного
действия владеть оружием
несотрудничества - социальным , экономическим или политическим является
чрезвычайно важным в
динамике ненасильственной борьбы .
Методы ненасильственной
интервенции , применяемые в определённых ситуациях , коренным
образом изменяют её . К
ним относятся посты , сидячие забастовки , протесты , ненасильственные заграждения , утверждение новых
социальных установок ,
альтернативные экономические структуры , розыск тюремных заключённых ,
продолжение работы без
сотрудничества , создание
параллельного правительства .
Овладение
силой
Ненасильственные действия
прибегают к силе
как для противодействия оппоненту , так и для
достижения своих целей . Поскольку с помощью ненасилия
оказывается воздействие на
источники силы оппонента
, ненасилие может быть
рассмотрено как более
прямое действие , чем политическое насилие . Если
ключевые спорные вопросы
носят в основном
экономический характер , то и
сопротивление должно носить
экономический характер . Если эти
вопросы являются в
основном политическими и
оппоненты требуют политического сотрудничества от населения , то сопротивление может быть
политическим . Вместо
нанесения непосредственного удара
по военным формированиям оппонентов , которые
являются видимым выражением
их силы , ненасильственные санкции
наносят удар непосредственно по источнику этой
силы : сотрудничеству и повиновению . Например , массовые забастовки
могут парализовать экономику , а то и дело
вспыхивающие мятежи разложить
армию .
Технику ненасильственных действий можно также
рассматривать как более
опосредованное , не прямое воздействие
на силу оппонента , чем это
- 11 -
осуществляет насилие . Это
осуществляется с целью
подрыва позиций оппонентов
и одновременно помогает
сопротивляющимся
мобилизовать свою возрастающую силу и поддержку , которая им
оказывается . Например , провоцируя
репрессии своими ненасильственными действиями , ненасильственно
сопротивляющиеся могут продемонстрировать , что репрессии
оппонента не в
состоянии запугать население . Продолжительное сопротивление наряду с
поддержанием ненасильственной дисциплины
может вызвать у
постоянных сторонников правителей
отчуждение от них
и , таким образом ,
ослабить их .
Число сопротивляющихся может
расти , и поддержка их
также может очень значительно увеличиться . Всё это происходит
вследствие того , что насилию
оппонента противостоят опосредованно .
На весь ход конфликта
будет влиять стратегия
и тактика , применяемая группами
ненасильственного действия .
Они нуждаются во внимательном и
тщательном планировании своей
стратегии , используя
лучшее из имеющихся
в распоряжении стратегических принципов и знание
ненасильственной борьбы в
конфликтной ситуации .
Репрессии
Вызов , брошенный ненасильственными действиями , может быть слабым
и лишь незначительно затронуть статус-кво . В чрезвычайных
ситуациях иногда вызов может
до основания разрушить
эту ситуацию .
Трудности , с которыми
сталкивается оппонент ,
противодействуя ненасильственным действиям , вызваны не
только удивлением или
незнанием техники ненасилия , но обусловлены самой динамикой
и механизмами борьбы , которые ведут к максимальному росту влияния и
силы ненасильственных групп
параллельно с ослаблением
оппонента .
Репрессии -
наиболее вероятный ответ
на протест . Они могут
быть использованы в
виде цензуры , конфискации капиталов
и имущества , разрыва средств
сообщения , экономического
давления , арестов , заключения в тюрьму , принудительной мобилизации , концентрационных лагерей , использования провокаторов , угрозы наказания , избиений , пыток , убийств ,
введения военного положения , казней и актов мести .Масштаб и виды репрессий
будут зависеть от
различных факторов . Так как
репрессии в случае
ненасильственных действий могут
быть неэффективными по
отношению к целям
оппонента , то они могут
быть более ограниченными , чем те , которые применяются против восстания , использующего насилие , а
также обычной или
партизанской войны .
Вероятность репрессий
является сильным доводом
в пользу того , что
ненасильственное действие представляет реальную угрозу установленному порядку , они
косвенно подтверждают силу
ненасильственной техники .
При этом репрессии и даже
жестокости не являются
причиной для отказа
от ненасильственных действий , как и военные действия
противника - для отказа от
какого-либо военного сопротивления . Ненасильственное действие
предназначено для действия
против оппонента , который способен
и стремится использовать ненасильственные санкции
.
Ненасильственная
дисциплина в действии
Вопреки ожидаемому , репрессии не
будут неизбежно вызывать
покорность .
Чтобы санкции были
эффективными , они должны воздействовать на сознание подданных , порождая страх
и готовность к
повиновению . Однако
существует возможность ,
что расчёт и дисциплина , а также
отказ от лояльности
- 12 -
заставит группу ненасильственного действия
сопротивляться вопреки опасностям . Группа в
этой ситуации нуждается
в сохранении ненасильственной дисциплины , в усилении контроля
над оппонентом , в уменьшении
насилия по отношении
к самим себе ; это
увеличит её шансы
на победу . Чтобы иметь
максимальные шансы на
успех , ненасильственная
группа должна придерживаться избранной ею тактики .
Крупномасштабное ,
решительное и умелое использование ненасильственных действий вызовет у
оппонентов очень специфические проблемы , которые
нарушат или расстроят
эффективное использование ими
своих сил . Вызывая
репрессии со стороны
оппонентов , группа
ненасильственного действия сможет
разрушить политическую устойчивость оппонентов , уменьшить
их поддержку и
ослабить власть .
Перед лицом репрессий ненасильственно сопротивляющиеся , если
у них есть сила , должны упорствовать и отказываться от
подчинения . Известны многочисленные исторические примеры стойкости перед
лицом превосходящего насилия
групп , придерживающихся
как ненасильственных , так и
насильственных методов борьбы . Ненасильственная дисциплина
также содействует процессу
политического “ джиу-джитсу”,
который основательно может
изменить
соотношение сил . Несмотря на
цензуру , жестокости
оппонентов могут , в конечном
счёте , стать известными ,
а репрессии скорее усилят ,
нежели уменьшат враждебность и сопротивление режиму .Насилие , использующееся в
этих репрессиях , может оттолкнуть
от правителей тех , кто
их поддерживал и
активизировать участников ненасильственного сопротивления .
Сохранение в
ненасильственном движении дисциплины
даже перед лицом
репрессий не является
выражением моральной наивности . Напротив , оно способствует успеху и является
предпосылкой для благоприятных изменений в распределении силы . Ненасильственной
дисциплиной можно пренебречь
лишь в случае реального риска
потерпеть поражение .
Политическое
джиу - джитсу
Продолжая использовать ненасилие в процессе
борьбы , группа
ненасильственного действия может
улучшить свою позицию
несколькими путями.
Когда жестокости по
отношению к сторонникам
ненасилия усилятся ,
антинародный режим будет
выглядеть жалким , а симпатия
к ненасильственной стороне
возрастает . Значительная
часть населения может
отшатнуться от режима
и проявит большее
желание вступить в
ряды сопротивляющихся .
Третьи партии могут усилить поддержку
жертвам репрессий и
активизировать противодействие по
отношению к насилию
и политике режима . Хотя действенность
национального и международного общественного мнения различается , последнее может
ненасильственно поддержать сопротивляющихся и одновременно может
привести к значительному политическому и экономическому давлению . Сторонники , агенты , войска режима , дезорганизованные жестокостями по отношению к сторонникам ненасилия , могут начать сомневаться в
справедливости такой политики . Первоначальное беспокойство может перерасти во
внутренние разногласия и
одновременно даже в
несотрудничество и непослушание в рядах правителей , что может выразиться в
забастовках и мятежах . Репрессии , направленные на
участников
ненасильственного сопротивления
, могут иметь обратное действие на
оппонента . Это и есть политическое ” джиу - джитсу” в
действии .
- 13 -
Перестановка сил
Технические приёмы
ненасилия оказываются действенными в значительной мере
благодаря тому , что их
применение ведёт к
изменению в балансе
сил . Это результат действия
нескольких факторов .
Процесс политического джиу-джитсу
имеет очень значительное влияние на возможный
рост силы группы
ненасильственного действия и
на возможность сокращения
силы оппонента .
Группа ненасильственного действия постоянно стремится
к росту своей
силы . Это помогает увеличить
поддержку и участие
со стороны более
широких слоёв населения - так называемой “ притесняемой
группы . Природа
ненасильственных действий делает
возможным для сопротивляющихся получить
значительную помощь в
третьих партиях и
даже среди сторонников
оппонента.
Возможность приобретения такой
поддержки намного превосходит
ту , которая содержится в
насильственной борьбе .
Умение достигать такой
поддержки даёт ненасильственным группам способность прямо
и косвенно влиять
и одновременно регулировать силу оппонента ,
путём ослабления или
разъединения источников силы . Пути
достижения этого всегда
различны : во
внутрисоциальных конфликтах
они будут иными , нежели в конфликтах
с иностранными оккупационными режимами , чья
власть опирается на
административный аппарат и
на агентов по
принуждению , находящихся
за пределами страны .
Ненасильственная тактика , однако ,
может быть применена и в
той и в другой ситуации .
Число сопротивляющихся групп может поэтому
различаться внутри отдельно
взятого конфликта . Порой количество
населения и число
институтов , участвующих в борьбе , будет расти или стремительно сокращаться . Аналогично
этому , число сторонников оппонента
и степень официальной
поддержки может до
крайности возрасти или
уменьшится в период
конфликта . На эти изменения ,
помимо других факторов , будут
прямо или косвенно
влиять действия и
поведение ненасильственной группы . Часто на соглашение сил
будут влиять третьи
партии , которые могут перейти
с позиции безразличия
или нейтралитета к
поддержек или противодействию какой-либо из двух
сторон .
Ход ненасильственной борьбы порождает и
отражает изменения возможностей силы каждой стороны
и их относительную силу в
сравнении друг с
другом . Сила каждой из
этих групп может
постепенно , или же быстро
и очень значительно
измениться в ходе
борьбы . Но это вовсе
не означает , что эти
перемены имеют аналогии , параллели в
конфликтах , в которых обе
стороны используют насилие .
Результаты всего
этого комплекса изменений
будут определять и
конечный исход борьбы .
Четыре
способа достижения изменений
Несмотря на различия между
видами ненасильственных действий , можно выделить четыре основных
механизма ” изменений ,
которые происходят в ненасильственных действиях . Это - 1) обращение , 2)
приспособление , 3) ненасильственное
принуждение и 4) разрушение .
При обращении , в
результате действий ненасильственной группы , оппонент
принимает цели группы
как приемлемые . Однако такое
изменение позиции оппонента
происходит достаточно редко .
- 14 -
В случае приспособления , оппонента
не обращают в
свою веру и
не подвергают ненасильственному принуждению , однако
элементы этих способов
или каждый в
отдельности влияют на
решение оппонента пойти
на уступки группе
ненасильственных действий .
В случае приспособления
оппонент удовлетворяет все
или некоторые требования
без основательного изменения
своего мнения по
спорному вопросу . Оппонент делает
это вследствие того , что
считает это лучшим , что он может сделать . Он может стремиться к
тому , чтобы снять внутренние
разногласия , свести к минимуму
потери , помочь избежать значительных бедствий или сохранить
свою репутацию .
Представляется , что это наиболее
распространённый механизм изменения
позиции .
Приспособление является
сходным с ненасильственным принуждением и разрушением
в том , что успех
здесь основывается на
социальной , экономической
или политической ситуации , а также широких слоёв
населения , а не на
убеждении и обращении
оппонента . Базисное
соотношение сил изменяется
так же , как меняется
полная картина конфликта .
Посредством ненасильственного принуждения можно достигнуть
целей “притесняемой” группы
и добиться успеха
вопреки стремлениям оппонента . Ненасильственные действия
становятся средством принуждения , когда борющиеся
группы прямо или
косвенно достигают успеха
на основе существенного лишения оппонента источников
силы . Ненасильственное
принуждение может быть
использовано тогда , когда воля
оппонента блокирована . Это может
произойти в следующих
случаях : 1) когда открытое
неповиновение становится настолько
распространённым и массовым , что уже не может
контролироваться
репрессивным аппаратом ; 2) когда
система парализована или
3) когда способность
оппонента применять репрессии
и полицию решительно
пресечена благодаря повсеместным мятежам солдат и
полицейских , широкомасштабному
отказу от помощи
со стороны бюрократии
или массовому отступлению
властей и поддержке
населения . Но при этом
у оппонента сохраняется
некоторая сила и
он продолжает существовать в качестве органа , который может капитулировать или
подвергнуться
принудительным изменениям .
Разрушение - четвёртый способ - имеет место , когда источники силы
правителей настолько разъединены
или иссякли , что они
просто перестают существовать как группа . Даже чтобы
принять поражение , не остаётся
никакого органа . Сила оппонента
просто не существует .
Изменения
источников силы
Ненасильственное действие
может снизить действенность каждого из источников
силы следующими путями :
!) Власть . Ненасильственный
вызов оппонентам представляет собой демонстрацию того , в
какой степени их
власть уже уменьшилась . Борьба может
способствовать отчуждению большинства
людей от правителей . иногда возможно
перемещение доверия от
оппонента к другой
власти , даже к параллельному правительству .
2) Человеческий фактор .
Широко распространённые ненасильственные действия могут также
уменьшить или свести
на нет людские ресурсы путём
уклонения от повиновения
и сотрудничества основной
массы подданных , которые поддерживают и приводят в
действие систему .
Наглядное количественное увеличение
несотрудничающих , непослушных
и действующих вызывающе
членов
- 15 -
притесняемой ” группы
создаёт серьёзные проблемы
правителям .
Отлив людей
воздействует и на
другие необходимые источники
силы
( навыки , знания и
материальные ресурсы ) .
Таким образом , правители начинают нуждаться
в огромных силах
в то самое время , когда их
способность к принуждению
уменьшается . Если
сопротивление растёт параллельно
с ослаблением силы
оппонентов , в конечном итоге
режим может оказаться
бессильным .
3) Знания и навыки . Некоторые люди или группы
людей обладают специальными навыками или знаниями
особой важности . Это -
специалисты-администраторы ,
официальные лица , специалисты ,
консультанты . Их отказ от
поддержки правителей непропорционально ослабляет власть .
Не только полный отказ
специалистов , но даже недостаточная или намеренно некомпетентная помощь может сыграть
важную роль .
4) Скрытые факторы . Привычка к
повиновению или лояльность
по отношению к
властям угрожает масштабному
ненасильственному действию .
5) Материальные ресурсы . Ненасильственное действие может сократить
или дезорганизовать снабжение
материальными ресурсами оппонентов : контроль над
экономической системой транспортом , средствами сообщения ,финансами , сырьём и т . п .
6) Санкции . Ненасильственные
действия могут отрицательно влиять даже на
способность оппонента применять
санкции . Отказ иностранных
государств продавать оружие
или забастовки на
военных заводах , фабриках , на транспорте
могут представлять угрозу
вооружённым силам правителей . В некоторых
случаях число агентов
репрессий - полицейских и войск - может быть сокращено из-за
уменьшения числа добровольцев или отказа служить
потенциальных военнообязанных .
Полиция и войска могут выполнять
приказы неэффективно или
могут отказаться выполнять
их вообще , что становится
фактором ненасильственного воздействия
на правителей или
их дезинтеграции как
жизнеспособной группы .
Изменения
в сражающихся группах
Ненасильственные действия
оказывают серьёзное воздействие
на участвующих в
них людей . Например , когда люди
узнают и применяют
на практике технику
ненасильственных действий ,
у них
появляется больше уважения
к себе , повышается их
уверенность в себе , в
своей способности оказывать
влияние на ход
событий , это ведёт также
к уменьшению чувства
страха и покорности , и к ещё большему
осознанию своей собственной
силы . В общем , приобретая опыт
в различных конфликтах , группа , использующая ненасильственные действия , стремится
достигнуть ещё больше
единства , внутреннего
сотрудничества и солидарности . Ненасильственные действия
способствуют достижению этих
результатов .
Подведение
итогов
Ужасы двух мировых
войн , контрационных лагерей нацизма
и сталинизма , конфронтация , в том числе и
военная , между различными государствами , расизм ,
этнонациональные конфликты ,
многочисленные факты насилия
в обыденной жизни , - всё это показывает , что и
в 20 в. человечество не избавилось от
агрессивности и насилия . Уровень агрессивности и насилия
отнюдь не уменьшился . Они приобрели лишь новые , нередко психологически изощрённые формы .
- 16 -
О 20 в. можно с одинаковым
успехом говорить и
как о веке насилия и
агрессивности , и как о
веке , превратившем ненасилие из
моральной идеи в
действенный принцип социально- политических ненасильственных движений . В этом ,
действительно, нельзя не видеть
того важнейшего сдвига , который произошёл в 20 в. и
который задаёт новые
обнадёживающие перспективы для
грядущего столетия .
Какие же
отдельные практические шаги
можно было бы
предпринять для избавления человечества от насилия
и агрессии ? В стратегической сфере , на мой взгляд , - это радикальная
демилитаризация общества и
пересмотр принципов внешней
политики в соответствии с описанным выше
подходом . Полное ядерное разоружение
и уничтожение вместе
с ним всех иных средств
массового поражения :
радикальное и многократное
сокращение армии с
переходом , в
конечном итоге , к ненасильственной гражданской обороне , и ,
возможно , к небольшим национальным гвардиям для борьбы
со стихийными бедствиями
и катастрофами ;
немедленное осуществление права
на отказ от
службы в армии
по соображениям совести
и обеспечение ” отказников ” альтернативной гражданской службой ;
переключение средств из
военного бюджета на
социальные программы . Пересмотр системы
образования с включением
в него гуманистических , ненасильственных традиций , естественно , отмена
военной подготовки в
учебных институтах и
школах , которая сейчас всё
ещё сохраняется под
другим названием .
В области
общественного устройства -
это осуществление не
только выборной представительной демократии , но и демократии
участия людей , когда сами
граждане имеют возможность
влиять на принятие
решений от которых
они зависят , и
непосредственно участвовать в
их принятии . Отказ от
жёстких , вертикальных , иерархических
структур , которые в итоге
ведут к диктатуре , коррупции и
замкнутой самопроизводящей бюрократической структуре .
Создание широкой
системы местных и
региональных объединений гражданских
движений , действующих на основе
самоуправления , способных
самостоятельно решать жизненные
вопросы . Создание системы “ низовых”
гражданских объединений -
неотъемлемая часть гражданской
демократии наряду с
соблюдением прав человека , отменой смертной казни и изменением
уголовного законодательства .
Ненасильственные действия
способны противостоять даже
наиболее безжалостным правителям
и военным режимам
, потому что
они задевают самые
уязвимые места всех
иерархических институтов и
правительств : зависимость от
подданных . Если , несмотря
на репрессии , источники силы
могут быть ограничены
или в достаточной степени разъединены , политическая система
и силы режима будут парализованы . В некоторых случаях
сила правителей просто
отомрёт в результате
политического голода .
Это понимание
природы политической силы
и межкультурное истолкование ненасильственных санкций
, основанных на нём , показывает , что ненасильственная борьба не замыкается
в культурных или
национальных границах . Понимание этого
исключительно важно при
решении проблем национального освобождения , международной
агрессии и внутренней
узурпации во всех
частях света .
- 17 -
Список
используемой литературы :
1) Политологический словарь ;
2) Холмс Э . Ненасилие как
моральный принцип . Этика
ненасилия .
3) Шарп Дж. Роль силы
в ненасильственной борьбе .
4) Евангелие .
5) Историко - политический журнал “ Кентавр “.
-1-
Содержание :
стр.
Теория ненасилия ( Введение )
............................................................................2
Понятие
силы........................................................................................................4
Зависимость
правителей...................................................................................5
Границы
принуждения.......................................................................................6
Объединённое
сопротивление............................................................................7
Структурные основы
общества......................................................................7
Ослабление силы
правителей............................................................................9
Система ненасильственных средств
борьбы.................................................9
Овладение
силой..................................................................................................10
Репрессии..............................................................................................................11
Ненасильственная дисциплина
в
действии......................................................11
Политическое джиу -
джитсу...........................................................................12
Перестановка
сил................................................................................................12
Четыре способа
достижения
изменений........................................................13
Изменения источников
силы..............................................................................14
Изменения в
сражающихся
группах.................................................................15
Подведение
итогов................................................................................................15
Используемая
литература....................................................................................17