ЁхЇхЁрЄ√

╨хЇхЁрЄ√

ЁхЇхЁрЄ√   ├ыртэр 
ЁхЇхЁрЄ√   ╩ЁрЄъюх ёюфхЁцрэшх
      яЁюшчтхфхэшщ
ЁхЇхЁрЄ√   └ЁїшЄхъЄєЁр
ЁхЇхЁрЄ√   └ёЄЁюэюьш 
ЁхЇхЁрЄ√   ┴рэъютёъюх фхыю
      ш ъЁхфшЄютрэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ┴хчюярёэюёЄ№
      цшчэхфх Єхы№эюёЄш
ЁхЇхЁрЄ√   ┴шюуЁрЇшш
ЁхЇхЁрЄ√   ┴шюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ┴шЁцхтюх фхыю
ЁхЇхЁрЄ√   ┴єїурыЄхЁш  ш рєфшЄ
ЁхЇхЁрЄ√   ┬юхээюх фхыю
ЁхЇхЁрЄ√   ├хюуЁрЇш 
ЁхЇхЁрЄ√   ├хюфхчш 
ЁхЇхЁрЄ√   ├хюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ├Ёрцфрэёър  юсюЁюэр
ЁхЇхЁрЄ√   ╞штюЄэ√х
ЁхЇхЁрЄ√   ╟фюЁют№х
ЁхЇхЁрЄ√   ╟хьхы№эюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╚эюёЄЁрээ√х  ч√ъш
      ышэутшёЄшър
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёъєёёЄтю
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁшўхёър  ышўэюёЄ№
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш  юЄхўхёЄтхээюую
      уюёєфрЁёЄтр ш яЁртр
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш  яюышЄшўшёъшї
      єўхэшщ
ЁхЇхЁрЄ√   ╚ёЄюЁш  Єхїэшъш
ЁхЇхЁрЄ√   ╩юья№■ЄхЁэ√х ёхЄш
ЁхЇхЁрЄ√   ╩юья№■ЄхЁ√ ▌┬╠
ЁхЇхЁрЄ√   ╩ЁшьшэрышёЄшър ш
      ъЁшьшэюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╩єы№ЄєЁюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╦шЄхЁрЄєЁр
ЁхЇхЁрЄ√   ╦шЄхЁрЄєЁр  ч√ъютхфхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╠рЁъхЄшэу ЄютрЁютхфхэшх
      Ёхъырьр
ЁхЇхЁрЄ√   ╠рЄхьрЄшър
ЁхЇхЁрЄ√   ╠рЄхЁшрыютхфхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хфшЎшэр
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хфшЎшэр чфюЁют№х юЄф√ї
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хэхфцьхэЄ (ЄхюЁш 
      єяЁртыхэш  ш юЁурэшчрЎшш)
ЁхЇхЁрЄ√   ╠хЄрыыєЁуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╠юёътютхфхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╠єч√ър
ЁхЇхЁрЄ√   ═рєър ш Єхїэшър
ЁхЇхЁрЄ√   ═юЄрЁшрЄ
ЁхЇхЁрЄ√   ╬с∙хэшх¤Єшър ёхь№  сЁръ
ЁхЇхЁрЄ√   ╧хфруюушър
ЁхЇхЁрЄ√   ╧Ёртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╧ЁюуЁрььшЁютрэшх
      срч√ фрээ√ї
ЁхЇхЁрЄ√   ╧ЁюуЁрььэюх юсхёяхўхэшх
ЁхЇхЁрЄ√   ╧Ёюь√°ыхээюёЄ№
      ёхы№ёъюх їюч щёЄтю
ЁхЇхЁрЄ√   ╧ёшїюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╨рфшю¤ыхъЄЁюэшър
      ъюья№■ЄхЁ√
      ш яхЁшЇшЁшщэ√х єёЄЁющёЄтр
ЁхЇхЁрЄ√   ╨хъырьр
ЁхЇхЁрЄ√   ╨хышуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╤хъёюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╤юЎшюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╥хюЁш  уюёєфрЁёЄтр ш яЁртр
ЁхЇхЁрЄ√   ╥хїэюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шчшър
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шчъєы№ЄєЁр ш ёяюЁЄ
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шыюёюЇш 
ЁхЇхЁрЄ√   ╘шэрэёютюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╒шьш  - ЁхЇхЁрЄ√
ЁхЇхЁрЄ√   ╒юч щёЄтхээюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ╓хээ√щ сєьруш
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюыюушўхёъюх яЁртю
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюыюуш 
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюэюьшър
ЁхЇхЁрЄ√   ▌ъюэюьшър
      яЁхфяЁшэшьрЄхы№ёЄтю
ЁхЇхЁрЄ√   ▐Ёшфшўхёър  яёшїюыюуш 

 
 
 

╤юЎшры№эю яюышЄшўхёъшх тюччЁхэш  └ЁшёЄюЄхы 

2ГОСУДАРСТВЕННАЯ
НАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Кафедра Политологии 3Реферат на тему:
"Социально-политические воззрения Аристотеля".
студента 112 группы
института Кредита
озорина Г.Д. Научный
руководитель:
дых Н.Н.
Москва 1993 г.
.
-
2 -
1Социально-политические воззрения Аристотеля.
2"Политика" Аристотеля. Одной из характерных черт научной
деятельности Аристотеля
является
многогранность. Своими трудами Аристотель
обогатил почти
се
существовавшие в его время отрасли
науки. Государство и общество
не
остались вне поля зрения
философа. Главное место среди его
произведений,
посвященных изучению государства и общества, конечно,
занимает
"Политика". Теоретическое
построение идеального полиса - конечная задача,
которую
ставит перед собой Аристотель

"Политике".
полне
оправданными
были бы поиски нитей,
связывающих идеальный полис
Аристотеля
с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними
условиями
их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь
содержания
трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения
о
совершенном, с точки зрения автора,
полисе занимает в "Политике"
много
места (седьмая и восьмая книги; к
этому следует добавить анализ
теорий
го предшественников и современников во второй книге). Этому
рассуждению
предпослано занимающее гораздо больше места учение о
полисе
ообще. Здесь мы находим обоснование
мысли, что полис является
ысшей
формой объединения,способствующий достижению счастливой жизни,
т.е.
жизни, согласной с добродетелью; здесь
понятие полиса
подвергается
расчленению на его простейшие
элементы. Ссылаясь на
природу,
неправомерно, по его мнению,
распределившую между людьми
умственные
способности, Аристотель защищает
один из устоев античного
общества
- рабство. Он также выступает защитником другого устоя
- 3 - "Политика"
Аристотеля
античного
общества - частной собственности,
обосновывая это тем, что
потребность
собственности свойственна человеку по природе. Рассмотрение
различных теорий государственных устройств
Аристотель
начинает с анализа проекта Платона
(Сократа). Он особенно
подчеркивает
трудность осуществления этого проекта
на практике.
Аристотель
подвергает критике теоретическую позицию Платона - его
стремление
сти в государстве полное единство, не считаясь с реально
существующей
множественностью. В
"Законах" Платона Аристотель находит
произвольные
утверждения, а в некоторых
случаях непродуманные
положения,
грозящие при проведении их в жизнь теми или иными
затруднениями
и нежелательными результатами. Признавая
полезность
имущественного
равенства во взаимных
отношениях
между гражданами, Аристотель отказывается видеть в нем
панацею
от всех общественных зол. Разбирая
проект Гипподома
Милетского,
он обнаруживает противоречия в самых его основах:
земледельцы,
не имеющие права носить оружие (как и
ремесленники), у
ипподома
принимают участие в
управлении государством наряду с
оинами;
между тем, утверждает Аристотель, действительность
показывает,
что те, кто не имеет права носить
оружие, никак не могут
занимать
государстве одинаковое положение с теми, кто обладает этим
правом. Таким образом
Аристотель приходит к заключению, что предложенные
до него
проекты, если они будут
реализованы, не обеспечат наилучшей
жизни
гражданам государства. В начале
исследования видов государственных устройств Аристотель
подвергает
рассмотрению вопрос о государстве вообще.
первую очередь
он
анализирует понятие гражданина, время от времени обращаясь к
практике
греческих полисов. Свое заключение
Аристотель формулирует
- 4 -
"Политика" Аристотеля
так:
"существует несколько разновидностей гражданина ... гражданином
по
преимуществу является тот, кто обладает совокупностью гражданских
прав".
тическая точка зрения, играющая
большую роль в
построениях
Аристотеля,
побуждает его сразу же заняться вопросом об отношении
добродетели
подлинного гражданина к добродетели хорошего
человека.
ывод
Аристотеля таков: эти добродетели тождественны
одном
государстве
и различны в другом. И здесь, таким образом, дает себя
знать
общая установка философа: решать теоретические вопросы
неоднозначно,
руководствуясь соображениями отвлеченного характера, а с
оглядкой
на сложность и
многообразие действительности,
частности
политической
реальности. Совершенно
явственно
идна
практическая
направленность
социально-политического
учения Аристотеля в тех его произведениях, где
представлена
классификация видов
государственного устройства; три
из
них
рассматриваются им как правильные,
три - как
неправильные, т.е.
как
извращение первых трех. Правильные
иды государственного
устройства,
по Аристотелю, - царская
ласть, аристократия, полития;
неправильные
- тирания, олигархия, демократия.
арская власть -
правление
одного, имеющего в виду общего
благо; тирания - правление
одного,
руководствующегося
собственной
ыгодой.
Аристократия -
правление
немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех
граждан;
олигархия
- правление немногих состоятельных граждан, думающих только
о
собственной выгоде. Полития - правление
большинства, отбираемого на
основании
определенного ценза и пекущегося об общем благе; демократия
правление
большинства, неимущих, в
интересах исключительно этого
большинства.
соответствии со своими
этическими взглядами Аристотель
правильных
идах государственного устройства усматривает проявление
надлежащей
добродетели, в неправильных - отсутствие добродетели.
- 5 -
"Политика" Аристотеля Нетрудно
убедиться, что за каждым употребленным у Аристотеля
политическим
термином кроется вполне конкретное содержание. Философ
стремиться
сделать свою схему гибкой,
способной
охватить все
многообразие
действительности.
Приводя в пример современные ему
государства
и оглядываясь на историю, он, во-первых, констатирует
существование
различных
разновидностей
нутри отдельных видов
государственного
устройства, во-вторых, отмечает, что
политический
строй
некоторых государств объединяет в себе признаки различных
государственных
устройств и что существуют промежуточные
формы между
царской
и тиранической властью - аристократия с уклоном в
олигархию,
полития,
близкая к демократии и др. Большое внимание
Аристотель
уделяет
опросу о государственных переворотах. Его
рассуждения о
причинах
и поводах переворотов в
государствах с разным устройством
богато
иллюстрируются
примерами их давнего и совсем недавнего
прошлого.
ой же особенностью отличается
изложение его взглядов на
способы
предотвращения переворотов и
сохранение тех или иных
идов
государственных
устройств. Подводя итоги
нашего рассуждения о "среднем" строе в рассуждении
Аристотеля,
можно сделать заключение: полития, "среднее"
государственное
устройство, опорой которого должны служить граждане
среднего
достатка, представляла для Аристотеля не только теоретический
интерес.
озлагая надежды на македонского царя, Аристотель считал, что
имеет
основания смотреть на свой условно образцовый
строй как на
будущее
греческих полисов. Две
последние книги "Политики" содержат изложение
проекта
наилучшего
государственного устройства, при котором
граждане ведут
счастливую
жизнь. Сочинение таких проектов не было новшеством во
ремена
Аристотеля: у философа были предшественники, теории которых
- 6 -
"Политика" Аристотеля
разбираются
о второй книги "Политики".
Как видно из слов Аристотеля,
а
также из хорошо
известных нам произведений Платона, сочинители
проектов,
не очень заботились
о практическом осуществлении своих
предложений.
Подобные проекты не удовлетворяли Аристотеля. Излагая
свое
учение об идеальном строе, он
исходит из того, что в этом учении
не
содержится ничего не осуществимого. Предпосылками
создания образцового, наилучшего
полиса, согласно
Аристотелю,
являются определенное количество
населения, определенные
размеры
территории, удобное положение относительно моря. Из числа
полноправных
граждан исключаются ремесленники и торговцы, так как
образ
жизни тех и других, утверждает
Аристотель, не способствует
развитию
добродетели, а счастливой жизнью может быть только жизнь в
соответствии
с добродетелью. Организация землевладения должна
обеспечить
гражданам пропитание и в то же время возможность дружески
предоставлять
свою собственность в пользование другим гражданам. Всему
гражданскому
населению следует участвовать в сисситиях,
т.е.
общественных
трапезах. Особое значение
придается в "Политике" брачным
законам,
которые должны быть направлены на то, чтобы рождалось
нормальное
физическом отношении молодое поколение. В последней книге
содержаться
подробные предписания, касающиеся воспитания будущих
граждан.
згляды Аристотеля по этим вопросам находятся в тесной связи
с его
идеалами общественного устройства. Идеальный
государственный строй,
описываемый в "Политике", в
целом
близок к тому, какой
предыдущем изложении назван
аристократическим.
огласно Аристотелю, полноправные
граждане ведут в
таком
полисе образ жизни, способствующий
развитию добродетели и,
следовательно,
обеспечивающий государству счастливую жизнь. Во времена
Аристотеля полис переживал тяжелый кризис, симптомами
- 7 -
"Политика" Аристотеля
которого
были ожесточенная социальная борьба внутри
греческих
городов-государств
и резкое разделение последних на
демократические и
олигархические,
- сам Аристотель констатирует тот факт,
что в большей
части
полисов наблюдается либо демократический, либо олигархический
строй.
Относя тот и другой к числу "неправильных" и в то же время видя

полисе высшую форму человеческого объединения, Аристотель должен был
искать
ыход из создавшегося положения. По его мнению, греческие
полисы,
неспособные установить у себя и в других полисах совершенный
образ
правления, могли надеяться выйти из тупика в котором они
оказались,
только благодаря помощи извне. Та же сила (македонский
царь),
которая окажется способной установить должные порядки в самой
лладе,
как полагал Аристотель, поможет грекам расселиться в бывших
ладениях
персидских царей, основать там
новые полисы с
безусловно
образцовым,
обладающим всеми желаемыми свойствами
государственным
устройством. Аристотель,
конечно, видел те огромные
политические изменения в
мире,
которые происходили в современную ему эпоху, но они интересовали
го
лишь в той мере, в какой они могли оказывать влияние на дальнейшую
судьбу
самой высокой, с его точки
зрения, политической организации -
греческого
полиса.

й 2011 ╨хЇхЁрЄ√