Социологический подход к исследованию общественного мнения воинского коллектива
я2М О С К О В С К И Й В О Е Н Н Ы Й И Н С Т И Т У Т
я2Ф П С Р Ф
я2ДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД
кафедра педагогики и
психологии
я2Р Е Ф Е Р А Т
по предмету Основы
социологии
Тема: я1"Социологический подход к
исследованию общественного
я1мнения воинского
коллектива".
Исполнил: я1к-нт 120 УГ 1-го факультета А.Внуков.
Руководитель: я1преподаватель кафедры
я1педагогики и
психологии Арафалов.
Оценка:
М О С К В А - 1 9 9 7
год.
- 1 -
я2П Л А Н
I. В В Е Д Е Н И Е
II. Социологический подход
к исследованию общественного
мнения воинского коллектива.
1. Исторический взгляд на теорию изучения
общественного
мнения в Западной теоретической
социологии.
2. Предмет и сферы социологических
исследований.
3. Социология и другие общественные
науки.
4. Проблемы изучения общественного мнения
применительно к
воинскому коллективу.
5. Программа теоретика прикладного социологического исс-
ледования в области изучения
общественного мнения во-
инского коллектива: методология,
методы, методики.
6. Методы сбора данных в исследованиях
общественного мне-
ния воинского коллектива.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
IV. Список использованной литературы.
- 2 -
я2В В Е Д Е Н И Ея0
Социология общественного мнения воинского
коллектива, те-
ма
одновременно старая и новая. Старая
так, как в социологии,
ее
отрасли "военная социология"поднимаются вопросы: мотивации
военнослужащими,
их готовности выполнять приказ, наиболее важ-
ных для
них жизненных ценностей. Новая в связи с тем, что кар-
динально
изменились условия жизни и службы военнослужащих.
Наша страна переживает социальный
кризис. Происходит от-
ход от
старых форм социального бытия, что
приходит им на сме-
ну? Изменение политического режима,
демократизация и деклари-
рование
принципа первенства прав человека с одной стороны, а с
другой
распад общего смыслового пространства, деформация соци-
альной структуры
по уровню доходов,
сепаратизм, нарастание
асоциальных
явлений особенно в молодежной среде,
заставляют
нас о
многом задумываться. Словом, после
крушения СССР, в на-
шем
обществе произошли изменения, изменения
эти затронули и
армию.
Лучший способ понять какие процессы
происходят в воинских
коллективах, а следовательно и в целом в армии - это
изучение
общественного
мнения членов этих коллективов, как по
глобаль-
ным вопросам
(целостная структура военной службы),
так и по
конкретным
проблемам жизнедеятельности
воинских коллективов,
изучение проблем
стоящих перед военнослужащими и
членами их
семей, изучение
взаимодействия армии и
общества.Отражение
сложных
вопросов взаимодействия социальных процессов ,
идущих
- 3 -
в
обществе и в армейской среде.
Все это очень не простые проблемы, порой
прямо затрагива-
ющие
вопросы государственной безопасности,
прямо связанные с
основным
назначением армии - защищать территорию,
население и
образ
жизни. О важности социального и
социально-психологичес-
кого
знания, говорит и тот факт, что многие выпускники военных
заведений
США и других стран Запада прослушивают
курс лекций
"Психологическая война
и социально-психологические конфликты
низкой
интенсивности". Что говорит о том,
что имея определен-
ные
знания по вопросам социальных взаимодействий,
можно доби-
ваться
своих интересов и не прибегая к грубому вторжению, осо-
бенно это актуально для нас, ибо лучшего применения для этой
концепции, чем зоны горячих точек, так называемых
" локальных
конфликтов низкой интенсивности" в изобилии
имеющиеся у нас в
стране
просто нельзя найти. Именно актуальность подобного при-
менения социальных знаний и является с моей точки
зрения при-
чиной
интереса военных к социальному знанию.
В данной
работе я постарался в общих чертах осветить со-
циологический
подход к исследованию воинского коллектива, при-
сущие ему методы и способы получения и
интерпретации информа-
ции.
- 4 -
я2Социологический подход к исследованию
общественного
я2мнения воинского
коллектива.
я_1. Исторический взгляд на теорию изучения
общественного
я_мнения в Западной теоретической
социологии.
Теории общественного мнения - достаточно
широкая совокуп-
ность
концепций, взглядов философов,
политологов, социологов,
в
которых предпринимаются попытки рассмотреть природу, роль и
значение
в обществе оценочных суждений групп людей относитель-
но
проблем, событий и фактов действительности.
Активные разработки социологических и социально-психоло-
гических
подходов к общественному мнению начинаются со
второй
половины
ХIХ века. Особенно важную роль в этом
сыграла работа
Тарда
"Общественное мнение публики" .
В ней в частности ут-
верждается, что
общественное мнение порождается
"публикой".
Основой
уже возникновение последней, являются
чисто духовные
процессы общения.
Одновременно зарождается
политологическое
направление в
исследовании общественного мнения
(усилиями
главным
образом юристов). Это направление
развивается, как в
Западной
Европе, так и особенно в Северной Америке. Значитель-
ное
влияние на формирование теоретических представлений о при-
роде и
методах изучения общественного
мнения оказала работа
А.П.Лоуэппа "Общественное мнение и народное представительст-
во".В
центр своих теоретических исследований А.П.Лоуэпп поста-
вил
вопросы о границах компетентности общественного мнения при
- 5 -
принятии
решений, о соотношении мнений большинства и меньшинс-
тва, о
формах выражения общественного мнения Лоуэпп пришел к
заключению, что в процессе государственного
управления оно
имеет
ограниченную сферу влияний, что в
реальности существуют
проблемы
которые нельзя решить
непосредственным голосованием
или
аппиляцией к общественному мнению.
Эту идею развил У.Липман, который подверг резкой критике
миф
"о всеведущим и всемогущем гражданине". Ограниченность об-
щественного
мнения Липман видит в неспособности "среднего че-
ловека" осознать свои интересы в широком использовании
им ма-
териалов
прессы, информация которой недостаточно полна или ис-
кажена. В
данной связи Липман вводит понятие "стериотип" для
обозначения
упрощенных представлений, форм
выражения общест-
венного
мнения по поводу политических деятелей партии,
персо-
нажей,
рекламы, различных социальных, профессиональных и этни-
ческих групп.
Согласно Липману стериотипы
внутренне присущи
человеческому
общению и поэтому они являются
неотъемлемой
частью
"ходячего мнения" . В современный период наибольший ин-
терес
социологов в области общественного
мнения - поведение
граждан
в период избирательных компаний.
Обострение борьбы за власть между
партиями, вызывает не-
обходимость
знаний о том, какие механизмы лежат в основе оцен-
ки
кандидатов на выборах, их
избирательных программ и
т.д.
Возрастающее
внимание уделяется анализу "внешних факторов" оп-
ределяющих
мнение людей в отношении кандидатов
на выборах,
изучается
иерархия причин, влияющих на поведение людей во вре-
мя
избирательных компаний: отношение к
внутреним проблемам
страны,
давление со стороны малой группы, личные черты избира-
- 6 -
теля, политические традиции и т.д. Для объяснения изменения
отношения избирателей в ходе подготовки к выборам
выдвигаются
и
разрабатываются различные концепции поведения избирателей :
концепция "воронки" (суть ее заключается в
том , что по мере
приближения
к выборам мнения становятся более проанализирован-
ными, конкретными
и политизированными), концепция
известная
под
названием "Спираль умолчания" (которая фиксирует следующие
состояния: ожидание победы одной из партий постепенно
растут,
а
намерения голосовать за данную партию остаются
неизменными)
и т.д.
Таковы основные теории общественного
мнения преобладающие
в
Западной теоретической социологии. Нас они интересуют больше
для
того , чтобы показать эволюцию самого
термина "обществен-
ное
мнение", а также изменение
взглядов на его функции в сов-
ременном
обществе, чтобы опираясь на них
конкретизировать его
применительно
к нашей теме социологии общественного мнения во-
инского
коллектива.
я_2. Предмет и сферы социологических
исследований.
Обращаясь к такой теме как
"Социология общественного мне-
ния воинского коллектива", мы должны четко представлять себе
что
такое социология, что есть ее объект и
предмет исследова-
ния, в
чем специфика социологического знания,
где, в каких
точках
происходит его пересечение с
другими сферами знания.
Только четко представляя себе специфику
социологического зна-
ния, его возможности и методы исследования мы
можем надеяться
- 7 -
на получение и использование в своих целях
информации, адек-
ватной
истинному положению дел, что и является основой управле-
ния и
прогнозирования, необходимых в любой
сфере человеческой
деятельности.
Вообще говоря, предмет социологических исследований сос-
тавляют
явления и процессы возникновения совместных форм жизни
людей,
структуры разных форм человеческих общностей происходя-
щие в
них явления и процессы,
возникающие из взаимодействия
людей,
силы объединяющие и разрушающие эти общности, изменения
и
преобразования, происходящие в них.
Необходимо выделить ряд
специальных
разделов, занимающихся исследованием
определенных
сфер
общественной жизни, и некоторую область общих теорий.
Так в современной социологии выделяются
следующие разделы
называемые
иногда конкретной социологией:
- разделы исследующие социальные
институты, к которым от-
носятся
социология семьи, социология права,
социология воспи-
тания, социология политики, социология познания, идеологии,
науки и
религии, социология искусства, социология армии и вой-
ны,
социология промышленности и труда;
- разделы специально исследующие различные типы социаль-
ных
общностей, такие например, как исследование малых групп,
территориальных
общностей (таких как деревня, город), исследо-
вание
классов и социальных слоев,
профессиональных категорий,
каст.
- специализированные исследования социальных
процессов,
таких как явления и процессы социальной
дезорганизации (прес-
тупность, алкоголизм),явления и процессы массовой
концепции
(пресса,
радио, телевидение) и их влияние на формирование, так
- 8 -
называемой
массовой культуры, процессы миграции,
социальной
мобильности т.е.перемещение в географическом
пространстве и
переход
в другие общности и культуры, а также процессы перехо-
да из
одного слоя или класса в другой.
Кроме этих существует еще и ряд
специализированных разде-
лов
исследований. Все эти разделы
конкретной социологии, ис-
пользуя
ряд общих понятий, стремятся вскрыть
некоторые общие
процессы,
установить их закономерность , вскрыть и проанализи-
ровать
действие различных социальных структур. Отсюда возника-
ет
необходимость затронуть эти разделы, в
рамках которых про-
изводятся
эмпирические исследования и создаются обобщения об-
наруженных закономерностей в виде теорий "среднего
значения",
т.е.
теорий, объясняющих явления происходящие в этих отдельных
областях, и более общие теории объясняющие основные
явления и
процессы,
представляющие важность для всех областей обществен-
ной
жизни.
Построением таких теорий занимается
теоретическая социо-
логия
(общая социология).В общей социологии традиционно, с на-
чала
обособления нашей науки, развивали
две теории, имеющие
общее
значение, а именно: теорию социальных
структур и теорию
социального
развития, или более широко -
теорию изменений,
т.е.
как развития так и распада общностей. В последнее время к
этим
двум традиционно развиваемым теориям добавилось еще два
раздела:
теория социального поведения индивидов и теория пове-
дения
общностей. Теория социальных структур,
называемая еще и
теорией социальных
групп или теорией общностей, стремится
обобщить
результаты исследований различных типов и
форм сов-
местной
жизни людей и установить ее общие закономерности. Они
- 9 -
изучают
составные элементы групп и всякого рода общностей, ос-
нова их
строения - взаимное приспособление составляющих их
элементов
и сил, обуславливающих их функционирования. Они исс-
ледуют
явления внутренего единства групп,
силы, обуславливаю-
щие
единство, а также силы и факторы вызывающие их распад. Те-
ория изменений
обобщает результаты
исследований, явлений и
процессов
преобразований, происходящих в
различных группах и
общностях.
Здесь мы находим общие теории - развития
и социального
прогресса, а также теории, объясняющие регресс и
исчезновение
общностей,
в масштабах как микро, так и макро структур. Теория
структур, как и теория изменения дает разделам
конкретной со-
циологии
понятийный аппарат, общие направления и принципы исс-
ледования, гипотизы
и теоретические схемы. Но наряду
с ними
практика
и практическое применение социологии в различных об-
ластях общественной жизни заставили социологов развивать две
общие
теории , а именно теорию социального
поведения индивида
и
теорию поведения общностей, как
целого. В первом случае мы
имеем
дело с дисциплиной, развивавшейся на
стыке общей социо-
логии, социальной психологии и психологии. Речь
идет об уста-
новлении
общих зависимостей между социальными ситуациями и ре-
акциями
на них индивидов, об установлении
постоянных образцов
действий
индивидов в различных социальных
структурах, важных
для
прогнозирования их приспособления к этим ситуациям, выпол-
нение
задач, порученных им в различных ситуациях и т.д.
Теория поведения общности также развита
под натиском тре-
бований практики.
Речь идет об установлении общих закономер-
ностей
поведения толпы, больших масс людей, в
периоды внезап-
- 10 -
ных острых кризисов, общих закономерностей поведения общест-
венных
слоев, профессиональных категорий
и т.д.
Эта теория
важна
для предвидения поведения в области политики,
экономики
и
т.д., то есть является важным орудием
для рационального ру-
ководства
и манипулирования большими коллективами.
я_3. Социология и другие
общественные науки.
Уже это беглое перечисление разделов
социологии показыва-
ет, что
она должна поддерживать тесные контакты и сотрудничать
с
другими общественными науками.
Следовательно, для социолога
необходимо
знание общей психологии и, что особенно
важно, со-
циальной
психологии. В последние десятилетие социологи работа-
ющие в области исследования социального поведения
индивидов и
общностей,
извлекли некоторую пользу из исследований в области
психоанализа
и некоторых разделов психиатрии. Тесные
узы свя-
зывают
социологию с политикой и экономикой,
ибо эти области
имеют
много точек соприкосновения. Наконец для социолога важно
также
знание права и правоведения. Правда, социология развива-
лась как наука о спонтанно возникающих социальных
процессах и
о
спонтанно развивающихся силах, и
поэтому в среде социологов
всегда
существовало некоторое пренебрежение к праву,
и в свою
очередь
правоведы, уверовавшие в силу регулирующих нормативных
актов, склонны
были пренебрегать исследованиями
социологов.
Однако,
в настоящие время обе эти области сближаются, и социо-
логи и
правоведы пришли к выводу, что полное описание и объяс-
нение
происходящих социальных процессов требует
объединение
- 11 -
обеих
точек зрения.
Далее социология должна интересоваться результатами исс-
ледований
этнологов, этнографов, историков и в особенности ис-
ториков
культуры. Следовательно, неслучайно
творцы социологии
в ХIХ
веке сами были людьми с широким гуманитарным
и общест-
венным
образованием и не из чистой фантазии они широко очерчи-
вали
границы социологических исследований. Правда, позже соци-
ологи решительно отнекивались от такого "
империзма" стараясь
точнее
определить область своих исследований,
но это не озна-
чает, что те области, где различные общественные
науки встре-
чаются,
соприкасаются и взаимно дополняют друг друга, утратили
свое
значение. Как раз наоборот, как показывает история наук и
не
только общественных, именно в этих точках соприкосновения и
пересечения
возникают весьма интересные и плодотворные теории.
Что отличает социологию от других
общественных наук - это
характерные
только для нее поиски законов- явлений,
возникаю-
щих
между людьми, исследование структур, т.е. законов взаимно-
го
приспособления людей друг к другу в общностях, законов вза-
имного
приспособления составных элементов общности,
как цело-
го, поиски социальных сил, проявляющихся во всех
областях об-
щественной
жизни, объективных сил, действующих и в наших боль-
ших
общностях, возникающих спонтанно и
помимо всяких целенап-
равленных
и преднамеренных действий индивидов и институтов.
Главный предмет интересующий социолога -
это человеческие
общности, целостности, созданные взаимодействием
людей, стре-
мящихся к удовлетворению своих потребностей
независимо от то-
го, сознательно это взаимодействие или же оно
вытекает из со-
отношения социальных групп и сил, целостности, образованные
- 12 -
индивидами,
институтами, культурными образами и традициями.
я_4. Проблемы изучения общественного мнения
применительно к
я_воинскому коллективу.
Общественным мнением условимся считать
оценочные суждения
групп
людей, относительно проблем, событий и фактов действи-
тельности. Т.е.
говоря философским языком проблему отражения
объективного
мира в сознании индивида. Любая
совокупность лю-
дей находящихся в одной точке пространства
достаточное время,
представляет
собой социальную общность, в которой
действуют
законы движения социальной формы материи, независимо от воли
человека.
Но в отличие от неживой материи человек наделен соз-
нанием и в следствии этого познает и оценивает
окружающий его
мир. Таким образом, мы сможем сформулировать проблему как, в
какой
мере, субъективные оценки человеком или социальной груп-
пой
своего положения влияют на структуру деятельности социаль-
ной
практики. И следовательно, и на социальные изменения.
Изучение общественного мнения позволяет
решить нам много-
уровневые
задачи. От задач глобального уровня, касающихся сме-
ны
социально-культурных моделей восприятия мира
человеком, и
как
следствия и изменения социальных форм бытия,
от выявления
оценки
людьми тех или иных процессов идущих в обществе, а сле-
довательно
и от прогнозирования взаимодействий различных соци-
альных
групп с этими процессами, их порой прямо
противополож-
ных
реакций, до сравнительно малозначительных процессов проис-
- 13 -
ходящих
внутри какой-либо одной социальной группы, никого кро-
ме ее
членов фактически не касающихся. Можно сказать, что изу-
чение
общественного мнения является основным методом получения
социологической
информации, но надо помнить , что сами по себе
ответы
людей на вопросы социологов ничего не значат,
социолог
должен
уметь их интерпретировать, иначе
ценность такого соци-
ального
знания равна нулю.
Изучение общественного мнения воинского
коллектива откры-
вает
перед нами широкие возможности. Прежде всего, мы получаем
возможность
многоуровнего подхода. Мы можем
рассматривать во-
инский
коллектив,как клеточку более значительного
социального
организма
- армии. И тогда наше исследование будет изучать то,
чем
формы социальных отношений данного воинского коллектива и
схожих по условию функционирования воинских
коллективов отли-
чаются
от других, к примеру, чем отличаются формы социальных
взаимодействий и
отражения окружающего мира
в Космических
войсках
и частях Железнодорожных войск, в Академии Генерально-
го
Штаба и обычном военном училище. Можно также выйти на более
глобальный
уровень и посмотреть как процессы протекающие в об-
ществе отражаются на воинском коллективе. Как в обществе и в
армии
изменяется понимание основных понятий отражающих отноше-
ние
человека к жизни таких как: свобода,
безопасность, благо-
получие, уверенность в завтрашнем дне, национальная
гордость,
патриотизм
и т.д. Т.е. представить воинский
коллектив не кле-
точкой
"армейского организма", а
клеточкой самого общества. А
можно заниматься и конкретной социологией, а именно исследо-
вать
воинский коллектив сам по себе, в отрыве
от процессов
происходящих
в обществе и в армии, зато выйдя на более высокий
- 14 -
уровень
конкретизации стоящих перед нами проблем реального со-
циального образования, касающихся его
жизнедеятельности, и
предложить
пути улучшения ситуации или
спрогнозировать его
развитие
в ближайшем будущем.
Теперь когда мы в общих чертах
определили познавательные
возможности исследования общественного
мнения, а также их
практическое
использование, мы можем пойти дальше.
Т.е. от
вопросов,
зачем изучают общественное мнение, что нам это дает,
перейти
к вопросу как изучают общественное мнение?
я_5. Программа теоретика прикладного
социологического
я_исследования в области изучения общественного
мнения
я_воинского коллектива: методология, методы, методики.
Прежде всего мы должны оговориться, что
социологию не ин-
тересуют
непосредственные ответы людей, на те
или иные вопро-
сы, в
этом смысле ее не интересует их личное мнение . Социоло-
гию
интересует анализ социальной реальности,
построение слож-
ных
систем вопросов, где чередуются вопросы
обращенные к соз-
нанию и
обычные вопросы, а также их последующая интерпретация,
сопровождающаяся
статистической обработкой данных, позволяющая
нам оттачивать
свой понятийный аппарат и лучше понимать суть
процессов
происходящих в обществе,а также их отражения в
соз-
нании
людей.
Всякое исследование начинается
с программы. Программа
исследования
- это изложение его теоретико -
методологических
предпосылок общей концепции в соответствии с основными
целями
- 15 -
предстоящей
работы и гипотез исследования с
указанием правил
процедуры, а
также логической последовательности операций их
проверки. Содержание и структура программы
социологического
исследования зависят
от его общей
направленности, т.е. от
главной
цели исследовательской деятельности. С этой точке зре-
ния
можно выделить два типа исследований:
- теоретико-прикладные исследования, цель
которых содейс-
твие
решению социальных проблем, путем разработки новых подхо-
дов к
их изучению, интерпретации к объяснению, более глубокому
и
всестороннему, чем раньше.
- прикладные социологические исследования,направленные
на
практическое решение
достаточно ясно очерченых
социальных
проблем, с тем чтобы предложить конкретные способы
действий в
определенные
сроки. Это исследование , иногда называется соци-
ально-инженерным.
Теоретические подходы, уже
разработанные в социологии,
реализуются
здесь в конкретном приложении к данной области об-
щественной
жизни и в данных видах деятельности людей и органи-
заций,
а непосредственным их результатом должна быть разработ-
ка
социального проекта, системы
мероприятий, уже внедрения в
практику.
Тщательно разработанные программы -
гарантия успеха всего
исследования. В идеальном случае программа
теоретико-приклад-
ного
исследования включает следующие элементы:
1. Методологический раздел:
- формулировки проблемы, определение объекта и предмета
исследования;
- определение цели и постановка задач
исследования;
- 16 -
- уточнение и интерпретация основных
понятий;
- предварительный системный анализ
объекта исследований;
- развертывание рабочих гипотез.
2. Процедурный раздел:
- принципиальный (стратегический) план
исследования;
- обоснование системы выборки единиц
наблюдения;
- набросок основных процедур сбора и
анализ исходных дан-
ных.
Исходным пунктом всякого исследования
является проблемная
ситуация.
При этом можно выделить две стороны проблемы: гносе-
ологическую
и предметную. В гносеологическом
смысле (т.е. с
точки зрения
познавательного процесса) проблемные ситуации -
это
"противоречие между знанием о
потребностях людей и
ка-
ких-то
результативных практических или теоретических действиях
и не
знанием путей, средств, методов, способов, приемов реали-
зации
этих необходимых действий.
Предметная сторона проблемы
социологического исследования
- это
социальные дезорганизации, противоречия или конфликт ин-
тересов
социальных групп, общностей,
институтов. С одной сто-
роны подобные состояния угрожают стабильному
функционированию
общественной
организации, но одновременно являются главным
фактором социальных изменений, развития ,
выражают действи-
тельную
сущность социальных субъектов.
Предметная и гносеологическая стороны
социальной проблемы
тесно
взаимосвязаны. В простейшем случае это недостаточная ос-
ведомленность
о реальной ситуации, в следствии чего невозможно
использовать,
уже имеющееся знания, для регулирования социаль-
ных
процессов. В других случаях это
обнаружение таких процес-
- 17 -
сов и
явлений, природа которых теоретически не конкретизирова-
на, и следовательно, нет и соответствующих алгоритмов для их
описания, прогнозирования и воздействия на них со
стороны об-
щества.
Социальные проблемы могут и вовсе не осознаваться, как
общественные
потребности так, как провоцирующие их
противоре-
чие не
достигли того уровня, на котором становятся очевидными.
На,конец,
будучи осознаны, они не обязательно становятся пред-
метом анализа
и целенаправленных действий‑ так как для этого
нужны
активная заинтересованность и готовность к
практическим
преобразованиям. Именно такая готовность и заинтересованность
образуют
основу "социального заказа" уже социологических исс-
ледований по выявлению и способам решения социальных
проблем.
Социальные
проблемы существенно роднятся по своей
масштабнос-
ти. Одни не выходят за рамки некоторого
коллектива, организа-
ции, другие затрагивают интересы целых
регионов, этно-нацио-
нальных общностей,
больших социальных групп и общественных
институтов. Наконец,
на высшем уровне , социальная
проблема
затрагивает
социальные интересы и потребности всего общества в
целом,
становиться социальной и даже глобальной.
Формулировка проблемы влечет
за собой выбор конкретного
объекта
исследования. Им может стать
социальный процесс или
область социальной действительности, или какие-то социальные
взаимоотношения,
содержащие конфликт, противоречие. Иными сло-
вами
объектом может быть все, что явно, или
не явно, содержит
социальные
противоречия и порождает проблемную ситуацию.
Объект социологического исследования - это то, на что
направлен
процесс познания. Помимо
объекта,выделяется также и
предмет
изучения, или те, наиболее
значительные, с практичес-
- 18 -
кой или
теоретической точки зрения свойства
стороны, особен-
ности объекта,
которые подлежат изучению.
Остальные стороны
или
особенности объектов остаются как бы вне поля зрения исс-
ледователя. Поскольку
объект - то, что содержит социальную
проблему, постольку предмет - это те свойства и
стороны , ко-
торые наиболее выпукло выражают несходство
интересов социаль-
ных
субъектов, личности и организаций, образуются как бы полю-
са
социального противоречия или конфликта.
Обычно предмет исследования содержит в
себе центральный
вопрос
проблемы, связанный с предположением о
возможности об-
наружить
в нем закономерность или центральную тенденцию. Пос-
тановка
в нем такого вопроса - источник выдвижения рабочих ги-
потез. И так, формулировка проблемы и отсюда -
выделение объ-
екта и
предмета исследования - первый шаг в
разработке прог-
раммы.
Цель исследования ориентирует на его конечный результат,
теоретико-познавательную
и практически-прикладную задачи, фор-
мулирует
вопросы, на которые должен быть получен ответ для ре-
ализации
цели исследования. Цели и задачи
исследования образу
ют взаимосвязанные цепочки, в которых
каждое звено служит
средством
удержания других звеньев. Если основная
цель форму-
лируется
как теоретико-прикладная , то при разработке програм-
мы
главное внимание уделяется изучению научной
литературы по
данному вопросу,
построению гипотетической общей концепции
предмета
исследования, четкой систематической
и эмпирической
интерпретации исходных понятий, выделению научной проблемы и
логическому
анализу рабочих гипотез. Конкретный
объект иссле-
дования определяется только после того,
как выполнена эта
- 19 -
предварительная
исследовательская работа на уровне теоретичес-
кого
поиска.
Иначе, логика управляет действиями
исследователя ,если он
ставит
перед собой непосредственно практическую цель. Он начи-
нает
работу над программой исходя из специфики
данного соци-
ального
объекта (т.е. с того, чем завершается
предварительный
теоретический
анализ в предыдущем случае) и
уяснения практи-
ческих
задач подлежащих решению. Только после этого он обраща-
ется к
литературе в поисках ответа на вопрос:
имеется ли "ти-
повое"
решение возникших задач, т.е.
специальная теория отно-
сящееся
к предмету? Если "типового"
решения нет, дальнейшая
работа развертывается по схеме
теоретико-прикладного исследо-
вания. Если же такое решение имеется,
гипотезы прикладного
исследования
строятся как различные варианты "прочтения" типо-
вых
решений применительно к конкретным условиям.
Очень важно
иметь в
виду, что любое исследование
ориентированное на реше-
ние
теоретических задач, можно продолжить
как прикладное. На
первом
этапе мы получаем некоторые типовое решение проблемы, а
затем
переводим его в конкретные условия.
Поэтому, совершенно
справедливо
говорят, что нет ничего практичнее хорошей теории.
Но из
хорошего прикладного исследования далеко не всегда можно
сделать
теоретические выводы. Необходимо с
самого начала фак-
тические
данные описывать в соответствующих терминах,
соотне-
сенных с теоретическими посылками. Не так просто (а часто не
возможно)
перегруппировать собранные данные по иному отличному
от
исходного принципу. И именно поэтому исследователь накапли-
вает
эмпирический материал, исходя из четкой
целевой установ-
ки. И так, определение цели исследования
позволяет далее упо-
- 20 -
рядочить
процесс научного поиска в виде последовательности ре-
шения
основных, частных а также дополнительных задач. Основные
и
частные задачи логически связаны, частные вытекают из основ-
ных,
являются средствами главных вопросов исследования.
Обоснованность научных и практических
педположений (гипо-
тез)
проверяется путем сопоставления общих предпосылок с менее
общими,
и в конечном счете на основе непосредственного соотне-
сения с
описанием элементарных фактов.
Чтобы проделать этот
сложный
путь необходимо нащупать точки
соприкосновения поня-
тийного
аппарата исследования с реальными событиями , содержа-
ние
которых они отрицают. Поиск
эмпирических значений , поня-
тий называют
его эмпирической интерпретацией,
а определение
этого
понятия через указание правил фиксирования соответствую-
щих
эмпирических признаков - операционным определением.
Следующим этапом социологического исследования является
выдвижение
рабочих гипотез .
Гипотеза - главный методологической
инструмент организую-
щий весь процесс исследования и подчиняющий его
внутреней ло-
гике. В социологическом исследование гипотезы
- обоснованные
предубеждения
о структуре социальных объектов,
характере свя-
зей
между изученными социальными явлениями и о возможных под-
ходах к
решению социальных проблем. Исходные
посылки социоло-
гических
гипотез черпаются где-то на грани между
наблюдениями
реальных
событий и системой объяснений этих событий в понятиях
имеющейся
социологической теории и смежных наук.
Если значе-
ния, которыми
мы располагаем не позволяют объяснить данные
наблюдений,
возникают новые предположения, гипотезы. Рассуждая
подобным образом мы пытаемся создать более или менее
непроти-
- 21 -
воречивые
концепции для объяснения интересующих
нас явлений.
Если мы
располагаем специальной социологической теорией в дан-
ной
предметной области (военная социология, социология труда),
выдвижение
гипотез значительно облегчается. Важно, чтобы гипо-
тезы
были логически связаны в систему доказательств
выдвинну-
того
объяснения. В таком случае, подтверждение данной гипотезы
дает
дополнительные основания для принятия
в соответствии с
ней посылки.
Проверка следующей посылки,
гипотезы предложит
новые
подтверждения в пользу общей и т.д.
Понятно , что опро-
вержение первой рабочей гипотезы требует выдвижение
новых ги-
потез.
Следующим шагом является формирование
выборки. В подавля-
ющем
большинстве случаев, социолог
использует тот, или иной
способ выделения
из большой совокупности явлений
и объектов
изучения
некоторой их части, в надежде, что на этой выборочной
совокупности
могут быть выявлены свойства объекта исследования
в
целом. Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследо-
вания и
его гипотез. Чем конкретнее
сформулирована цель гипо-
тизы,тем
правильнее будет решен вопрос о
выборке . Основное
требование
предъявляемое в социологии к выборке- это ее репре-
зентативность.
Требование репрезентативности выборки означает,
что по
выделенным параметрам (критериям ),
состав обследуемых
должен
приближаться к соответствующим пропорциям в" генераль-
ной
совокупности". Между тем, строго
репрезентативную выборку
по всем
важным для проблематики исследования параметрам, обес-
печить
невозможно, и поэтому следует гарантировать репрезенти-
тацию
только по главному направлению анализа данных. Таким об-
разом,
мы рассмотрели основные методологические вопросы социо-
- 22 -
логического
исследования и переходим освещению конкретных
ме-
тодов
сбора данных.
я_6. Методы сбора данных в
исследованиях
я_общественного мнения воинского
коллектива.
Существует три принципиальных класса методов
сбора пер-
вичных
эмпирических данных: прямое наблюдение, анализ докумен-
тов и
опросы. Техника их применения однако, столь однообразна,
что
некоторые модификации приобрели статус самостоятельных ме-
тодов. Но
любые разновидности использования того или иного
класса
методов опираются на единое, общие
правило. Особое по-
ложение в
комплексе приемов сбора
первичных данных занимают
эксперементальные
медодики и психологические тесты . Те и дру-
гие, предлагают одновременно, регистрацию фактов
и четко ори-
ентированные
приемы их обработки.
Под наблюдением в социологии понимают прямую регистрацию
событий
очевидцем. В отличие от обыденного, научное наблюдение
отличается
тем, что оно на основе ясной исследовательской цели
и четко
сформулированных задач, планируется по
заранее обду-
манной процедуре,все данные наблюдения фиксируется
в протоко-
лах и
дневниках по определенной системе, информация полученная
путем наблюдения
должна подвергаться контролю на
обоснован-
ность и
устойчивость.
Классификация наблюдений производится по различным осно-
ваниям.
По степени сформулированности, выделяют неконтролируемые
- 23 -
(или не
стандартные, безструктурные) и
контролируемые (стан-
дартные, структурные) наблюдения. В первом,
исследователь
пользуется
лишь общим, принципиальным планом, во
втором , ре-
гистрирует
события по детально разработанной процедуре.
В за-
висимости
от положения наблюдателя
различают соучаствующее
(или включенное)
и простое наблюдение в первом исследователь
имитирует
вхождение в социальную среду,
адаптируется в ней и
анализирует
события, как бы "изнутри"
. В простом наблюдении
он
регистрирует события "со стороны". В обоих случаях наблюде-
ние может производиться открытым способом и
инкогнито, когда
наблюдающий
маскирует свои действия. Наконец одна из модифика-
ций включенного
наблюдения - так называемое
стимулирующие в
процессе
которого исследователь создает некоторую
эксперемен-
тальную обстановку
для того, чтобы лучше выявить состояния
объекта,в
обычной ситуации непросматриваемые . По условиям ор-
ганизации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в
естест-
венных
условиях) и лабораторные(в экспериментальной ситуации).
Процедура любого наблюдения складывается из ответов на
вопро-
сы: Что
наблюдать?, Как наблюдать?, Как вести записи?
Исследования документальных источников
тоже может дать
информацию
необходимую социологу в его исследовании. Причем
документальной в социологии называют информацию
фиксированную
в
печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, фото или
кинопленке.
В этом смысле значение термина отличается от обще-
употребляемого
(обычно, документом мы называем лишь
официаль-
ные
материалы).
Однако основным методом изучения
общественного мнения в
социологии остаются
опросы и интервью . Опрос -
незаменимый
- 24 -
прием
получения информации о
субъективном мире людей,
их
склонностях,
мотивах деятельности, мнениях. Говорят, что о на-
мерениях
человека лучше всего можно судить по поступкам, а не
по словам,
и вместе с тем это лишь часть
правды. Другая ее
часть
скрыта в субъективных состояниях человека, которые могут
и не
найти выражения в его поведении
в данной ситуации, но
проявляются
в иных условиях и в других
ситуациях. Только по
совокупности действий
человека можно судить об
устойчивости
мотивов
и побуждений ,которыми он руководствуется.
Опрос поз-
воляет мыслено моделировать любые нужные
экспериментатору си-
туации
для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, моти-
вов и
других субъективных состояний отдельных лиц и общностей.
Опрос
привлекает исследователей еще и потому,
что он кажется
почти
универсальным методом. Будучи несомненно лучшим источни-
ком
знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соб-
людении
надлежащих предосторожностей позволяет получить не ме-
нее
надежную, чем в наблюдении или по
документам информацию о
событиях
прошлого или настоящего,о продуктах деятельности, ко-
роче -
о чем угодно. Спрашивать можно обо
всем, даже о том,
чего
самому не увидеть, не прочитать не удастся. Искусство ис-
пользования
этого метода состоит в том, чтобы знать,
о чем
именно спрашивать,
как спрашивать, какие задавать
вопросы и
наконец, как убедиться в том, что можно верить
полученным от-
ветам, добавив несколько других условий
как-то: кого спраши-
вать, где вести беседу, как обработать данные и
нельзя ли уз-
нать
все эти вещи, не прибегая к опросу, мы
получим более или
менее
полное представление о возможностях этого метода.
Существуют два больших класса опросных
методов: интервью
- 25 -
и
анкетные опросы.
Интервью - проводимая по определенному плану беседа,
предполагающая
прямой контакт интервьюера с репортером, причем
запись
ответов последнего производится либо интервьюером, либо
механически.
Имеется множество разновидностей
интервью. По содержанию
беседы
различают так называемые документальные интервью (изу-
чение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений,
цель
которых - выявление оценок, взглядов, суждений. Особо вы-
деляются
интервью со специалистами - экспертами,
причем орга-
низация
и процедура интервью с экспертами существенно
отлича-
ется от
обычной системы опроса. По технике
проведения сущест-
венно
разнятся свободные, нестандартизированные и формалезиро-
ванные
( а также полустандартизированные) интервью.
Свободные интервью - это длительные
беседы (несколько ча-
сов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе
("путеводитель
интервью"). Такие интервью
уместны на стадии
разведки
в формулетивном плане исследования.
Стандартизированное интервью
предполагает, как и формале-
зованное
наблюдение, так и детальную разработку
всей процеду-
ры, включая общий план беседы,
последовательность и конструк-
цию вопросов,
варианты возможных ответов. В зависимости от
особенностей
процедуры, интервью может быть интенсивным ("кли-
ническим",
т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и сфокусиро-
ванными
на выявлении относительно узкого круга реакций опраши-
ваемого.
Цель клинического интервью - получить
сведения о внутрен-
них
побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого, а фокуси-
- 26 -
рованного
- извлечь информацию о реакциях субъекта,
на задан-
ное
воздействие. С его помощью изучают
например, в какой мере
человек
реагирует на отдельные компоненты информации. Причем
текст информации предварительно обрабатывается
контакт-анали-
зом. В фокусированном интервью стремятся определить
какие
именно смысловые
единицы анализа текста оказались в центре
внимания
опрашиваемых, какие на периферии, и что
вовсе не ос-
талось в
памяти. Так называемые
направленные интервью носят
"терапевтический"
характер. Инициатива течения беседы
принад-
лежит
здесь самому респонденту.
Наконец по способу организации можно
указать на групповые
и индивидуальные интервью. Первые применяются относительно
редко,
это планируемая беседа в процессе которой исследователь
стремится вызвать дискуссию в группе. Сравнительно недавно в
нашей
практике начали пользоваться популярностью техники ква-
зиинтервью в
"фокус-группах".
Опрос по анкете предполагает
жестко
фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, яс-
ное
указание способов ответа, причем они
регистрируются опра-
шиваемыми
либо наедине с самим собой (заочный опрос),
либо в
присутствии
анкетера ( прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют прежде
всего по содержанию
и
конструкции задаваемых вопросов.
Различают открытые опросы, когда
респонденты высказывают-
ся в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты
ответов
заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют
обе
процедуры. Зондажный или экспресс-опрос применяется в обс-
ледованиях
общественного мнения и содержит
всего 3-4 пункта
основной
информации, плюс несколько пунктов связанных с демог-
- 27 -
рафическими
и социальными характеристиками опрашиваемых.
Групповое анкетирование отличается от
индивидуального. В
первом
случае анкетируются сразу 30-40 человек:
анкетер соби-
рает
опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения
анкет. Во втором - он обращается индивидуально к
каждому рес-
понденту.
При проведении опросов не надо забывать,
что с их помощью
выявляются субъективные мнения и оценки, которые
подвержены
колебаниям,воздействиям
условий опроса и других обстоятельств.
Чтобы
манипулировать искажение данных связанных с этими факто-
рами, любую разновидность опросных методов
следует практико-
вать в
сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос
на долгое время
так как
к концу опроса могут изменится внешние обстоятельства,
а информация о его поведении может
передаваться опрашиваемыми
друг
другу с какими-то комментариями и эти
суждения станут
влиять на
характер ответов тех, кто позже попадет в состав
респондентов.
Таковы в общих чертах
способы исследования общественного
мнения
воинского коллектива (да и не только его). Способы эти,
а также
количество полученного знания, его
плюсы и минусы не-
посредственно
связаны с самой сутью социологического подхода к
исследованию
общественного мнения, но было бы не верным забыть
о том,
что большинство современных исследований в области нау-
ки, это
исследования на стыке двух и более наук. В нашем же
случае
мы можем заметить, что социология сама
по себе наука
пересекающаяся со
многими отраслями гуманитарного и даже ес-
тественного
знания( математика, кибернетика и т.д.). К тому же
объекты ее исследований столь многомерные
явления, для более
- 28 -
полного
понимания которых требуется сочетание подходов. Это и
послужило
причиной моего интереса к социально-психологическому
аспекту
рассмотрения воинского коллектива,
представление его
как весьма специфичной общности основными
особенностями кото-
рой
является то, что это формальные группы, с жесткой иерархи-
ческой
структурой, и жесткой регламентацией
поведения, часть
пребывающая
в экстримальных условиях существования, что прида-
ет социально-психологическому подходу ряд новых возможностей
по
сравнению с социологическим. Но к сожалению, это выходит за
рамки
темы данной работы.
- 29 -
я2ЗАКЛЮЧЕНИЕ.я0
Изучение общественного мнения воинского
коллектива крайне
сложная
задача стоящая перед нашей военной социологией. Связа-
но это
какя2 я0со сменой общей, парадично
господствующей в теоре-
тической
социальной мысли, а также со специфическими проблема-
ми военной
социологии, связанными с
реформированием армии и
идущими
в связи с этим социальными процессами, как в самих во-
оруженных
силах, так и вне их. Ряд из этих процессов, к приме-
ру, рост преступности вызывает обоснованную тревогу. Перед
отечественной
социологией стоит ряд непростых проблем,
предс-
тоит
большая, как теоретическая так и конкретная
работа по
проведению прикладных
исследований. Базой для этой
работы в
каждой
воинской части является достоверное
знание социальных
процессов
происходящих в ней. Глубокое выяснение и организация
работы
по управлению этими социальными процессами -
первосте-
пенные задачи командиров, штабов, органов по
воспитательной
работе
с личным составом, армейской и флотской общественности,
а также
специализированных военных социологических организа-
ций.
- 30 -
я2Список использованной
литературы.
1. Элизабет Ноэль "Массовые
опросы." М-1993г.
2. Ян Щепальский "Элементарные
понятия социологии."
3. "Современная Западная
социология." М-1969г.
4. "Основы прикладной
социологии." М-1995г.
5. Г.М. Андреева "Социальная
психология." М-1996г.
6. Нейл Смелзер "Социология."
М-1995г.
7. В.А. Ядов "Социологическое исследование: методология,
программы, методы." М-1995г.
8. Фролов "Социология."
М-1995г.
9. Донцов А.И. "Психология
коллектива." М-1984г.
10. Ковалев В.Н.
"Социологический
воинский колектив."
М-1987г.
11. Видичев А.Р. "Защита отечества -
человеческий фактор."
М-1973
12. А.Н. Енсуков "История
социологии." Минск-1993г.
13. Раймон Арон "Этапы развития
социологической мысли."
М-1993г.
14. В.С. Барулин "Социальная
философия."IIт. М-1993г.
15. А.А. Какошин "Армия и
политика." М-1995г.
16. А.Л.
Свенцинкий "Социальная
психология управления."
ЛГУ-1995г.
17. Грушин "Общественное мнемие
..."
Контрольная работа Документальное сопровождение социологического исследования социология. Контрольная по социологии Документальное сопровождение социологического исследования. Контрольная по социологии средства и механизмы манипулирования общественным мнением. Социологическое исследование на тему ваше отношение к молодежным субкультурам. Социологическое исследование как способ изучения общественного мнения. Социологические подходы к исследованию социального управления реферат. Готовая анкета для социологического исследования на тему самоубийства. Документальное сопровождение социологического исследования реферат. Зондажный опрос экспресс опрос применяется только при проведении. Воинский колектив и взаимоотношения в нем Москва Россия Москве. Документальное сопровождение социологического исследования. Социологическое изучение общественного мнения социология. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К исследованию систем управления. Акета существует ли социальная работа в воинских частях. Список тем рефератов по социологии общественного мнения.