рефераты

Рефераты

рефераты   Главная
рефераты   Краткое содержание
      произведений
рефераты   Архитектура
рефераты   Астрономия
рефераты   Банковское дело
      и кредитование
рефераты   Безопасность
      жизнедеятельности
рефераты   Биографии
рефераты   Биология
рефераты   Биржевое дело
рефераты   Бухгалтерия и аудит
рефераты   Военное дело
рефераты   География
рефераты   Геодезия
рефераты   Геология
рефераты   Гражданская оборона
рефераты   Животные
рефераты   Здоровье
рефераты   Земельное право
рефераты   Иностранные языки
      лингвистика
рефераты   Искусство
рефераты   Историческая личность
рефераты   История
рефераты   История отечественного
      государства и права
рефераты   История политичиских
      учений
рефераты   История техники
рефераты   Компьютерные сети
рефераты   Компьютеры ЭВМ
рефераты   Криминалистика и
      криминология
рефераты   Культурология
рефераты   Литература
рефераты   Литература языковедение
рефераты   Маркетинг товароведение
      реклама
рефераты   Математика
рефераты   Материаловедение
рефераты   Медицина
рефераты   Медицина здоровье отдых
рефераты   Менеджмент (теория
      управления и организации)
рефераты   Металлургия
рефераты   Москвоведение
рефераты   Музыка
рефераты   Наука и техника
рефераты   Нотариат
рефераты   Общениеэтика семья брак
рефераты   Педагогика
рефераты   Право
рефераты   Программирование
      базы данных
рефераты   Программное обеспечение
рефераты   Промышленность
      сельское хозяйство
рефераты   Психология
рефераты   Радиоэлектроника
      компьютеры
      и перифирийные устройства
рефераты   Реклама
рефераты   Религия
рефераты   Сексология
рефераты   Социология
рефераты   Теория государства и права
рефераты   Технология
рефераты   Физика
рефераты   Физкультура и спорт
рефераты   Философия
рефераты   Финансовое право
рефераты   Химия - рефераты
рефераты   Хозяйственное право
рефераты   Ценный бумаги
рефераты   Экологическое право
рефераты   Экология
рефераты   Экономика
рефераты   Экономика
      предпринимательство
рефераты   Юридическая психология

 
 
 

Социология религии


Содержание
1.
Что такое религия
.........................................................................2
2.
Особенности научного метода познания религии.
    Становление социологии религии
...............................................6
3.
Литература
...................................................................................14
Что такое религия.
     Основным вопросом для каждого человека
всегда был и остаётся вопрос о смысле жизни. Не все могут найти для себя
окончательный ответ, не все способны достаточно обосновать его. Но в каждом
нормальном человеке неистребима по­требность найти этот смысл и его разумное
оправдание.
     Современный человек окружен большим
количеством разнообразных вер и идеологий, но все они могут быть объединены
вокруг двух основных мировоззре­ний: религии и атеизма. Третье, часто
называемое агностицизмом, по существу не может претендовать на
мировоззренческий статус, поскольку в принципе отрицает за человеком
возможность познания таких мировоззренческих реалий, как бытие Бога, душа,
бессмертие личности, природа добра и зла, истина и др.
     Религию и атеизм целесообразно
рассматривать как теории бытия (или небы­тия) Бога, в которых применяются
соответствующие научные и иные критерии: на­личие подтверждающих факторов и
возможности экспериментальной проверки ос­новных положений теории. Система, не
отвечающая этим критериям, может рас­сматриваться только как гипотеза.
     В таком научном контексте религия и
атеизм предстают в следующем виде. Ре­лигия предлагает огромное количество
таких фактов, которые свидетельствуют о существовании мира сверхъестественного,
нематериального, существовании высшего Разума (Бога), души и др. Одновременно
религия предлагает и конкрет­ный практический путь познания этих духовных
реальностей, то есть предлагает путь проверки истинности своих утверждений.
     Атеизм же не располагает фактами,
подтверждающими небытие Бога и мира духовного. При бесконечности познания
мира  и вширь, и вглубь небытие Бога ни­когда
нельзя будет доказать хотя бы в силу того, что все познания человеческие в
любой момент времени являются лишь островком в океане непознанного. Поэтому
даже если бы Бог не было, это оставалась бы вечной тайной для человечества.
     Второе и не менее важное для атеизма -
ответить на вопрос: что конкретно должен сделать человек, чтобы убедится в
небытии Бога? В атеистической теории этот вопрос остаётся без убедительного
ответа. Для верующего ответ очевиден: необходимо лично встать на религиозный
путь и тогда только можно будет полу­чить соответствующее знание.
     Таким образом, и религия, и атеизм вместе
в парадоксальном единстве призы­вают каждого ищущего истины человека к изучению
и опытной проверке того, что называется религией.
     Понятие о религии. Религия как явление,
присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее
до настоящего времени подавляю­щую часть населения земного шара, оказывается
тем не менее областью недос­тупной и по меньшей мере непонятной для очень
многих людей.
     Религия может быть рассмотрена  с двух сторон: с внешней, то есть как она
представляется постороннему наблюдателю, и с внутренней, которая открывается
верующему и живущему в соответствии с духовными и нравственными принци­пами
данной религии.
     С внешней стороны религия есть
мировоззрение, определяемое системой кон­кретных положений, без которых (или
хотя бы без одного из них) она теряет самое себя, вырождаясь в колдовство,
оккультизм, сатанизм и т.д. Все эти псевдорелиги­озные явления, хотя и содержат
в себе отдельные элементы религии, в действи­тельности представляют собой лишь
продукт её распада, деградации, извраще­ния. К общеобязательным же истинам,
например, христианской религии, относят исповедание личного, духовного,
совершенного надмирного Начала - Бога, яв­ляющегося источником (причиной) бытия
всего существующего, в том числе и че­ловека.
     Бог есть то изначальное Бытие и
одновременно Сознание, благодаря которым существует любое материальное и
духовное бытие и сознание во всём мире мно­гообразии их форм, познанных и не
познанных человеком. Бог есть реально суще­ствующий, неизменный личностный
Идеал добра, истины и правды и конечная цель духовных устремлений человека.
Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений, для которых
высший идеал реально не существует и явля­ется не более как теоретической
моделью, продуктом разума, его надежд и мечта­ний.
     Другим важнейшим элементом, присущим
религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с
Богом, к вечной с Ним жизни. Эта аксиома религиозного учения составляет
фактически самое его существо. От неё и сама религия получила своё название,
ибо латинское слово “религаре”, от кото­рого происходит слово “религия”,
означает “связывать”, “соединять”. Это соедине­ние человека с Богом
осуществляется через веру, под которой подразумевается не только убежденность в
существовании Бога, вечности и т.д., но и особый харак­тер всего строя жизни
верующего, соответствующий догматам и заповедям данной религии. Религия есть
то, что даёт человеку при соблюдении правил духовной жизни возможность единения
с источником жизни, истины и блага - Богом.
     Указанный элемент неотделим в религии от
её учения о том, что человек прин­ципиально отличается от всех других живых
существ, что человек принципиально отличается от всех других живых существ, что
он есть существо не просто биоло­гическое, а в первую очередь духовное и
обладает не только телом, но и, это главное, бессмертной душой, носительницей
личности, её ума, сердца, воли. От­сюда во всех религиях всегда содержится
более или менее развитое учение о за­гробном, посмертном существовании
человека. В христианском Откровении нахо­дим учение о всеобщем воскресении и
вечной жизни, благодаря которым земная человеческая жизнь и деятельность
приобретают новый смысл. Именно в решении вопроса о душе и вечности с
наибольшей очевидностью обнаруживается в каждом человеке его духовная
ориентация: избрать ли веру в вечную жизнь с вытекающей отсюда полнотой правды
и нравственной ответственности за все свои деяния, или остановится на вере в
окончательный и абсолютный закон смерти, перед которой одинаково бессмысленны
не только все идеалы и всё противоборство между доб­ром и злом, истиной и
ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь.
     Есть ещё целый ряд элементов,
характеризующих религию (учение о духовном мире, культе, аскезе и др.), все они
органически и логически связаны с указанными основными. Также важно отметить,
что любое учение, не содержащее основных истин, не является религиозным, хотя и
имеет в себе те или иные элементы культа или мистицизма. классический пример -
иудейское учение саддукеев,  которые от­рицают
душу и вечность при полном соблюдении культа ветхозаветной религии. Другой
пример - сатанизм, который не отрицает бытия Бога и мира мистического, но
который проповедует ненависть ко всякому добру,  правде,  красоте, истине,
исполнен непримиримой вражды к Богу. Очевидно, что ни то ни другое учение ре­лигией
не является.
     Немаловажно отметить, что религия - это
не средство особой терапии человека от заболеваний физических, нервных,
психических и т.д. Её цель одна - исцелить его от нравственных и духовных
недугов (страстей), которые являются причинами всех бед человеческих.
     О внутренней стороне религии непричастный
к ней человек может сказать весьма немногое в силу того, что это была бы
попытка описать невыразимое в его духовном опыте. Если с внешней стороны каждая
религия предстаёт как система догматов, нравственных требований и определённых
священнодействий (культа), то изнутри для действительно, а не номинально
верующего она открывает духов­ный мир и Бога, и всю ту бесконечно многообразную
гамму переживаний, о кото­рых другому человеку (хотя бы прекрасно знающему
внешнюю сторону религии) просто ничего не известно и которому передать это
невозможно.
Особенности научного метода познания религии.
Становление социологии религии.
     Философский анализ религии складывается в
европейской куль­туре, начиная с XVII - XVIII века, он является господствующим
вплоть до середины XIX века. С се­редины XIX века наряду с теоло­гическим и
философским начинает формиро­ваться научный подход. Различие между научным и
философским подходом  в исследо­вании
религии заключается в предметной сфере и в методах исследова­ния. Пред­метной
сферой философии является исследование действительно­сти под углом зрения
решения мировоззренческих проблем. Поэтому философия де­лает акцент на изучении
мировоззренческой стороны религии. Для философов наиболее су­щественным
является то, как решается в религии проблема устрой­ства бытия, что первично:
ду­ховное или материальное начало, Бог создал этот мир, в том числе и человека,
или человек создал в своем сознании Бога. Тот или иной ответ на этот вопрос
служит основанием для решения конкрет­ных смысло­жизненных вопросов. Предметом
науки о религии не явля­ются проблемы устрой­ства бытия, ни предме­тов
религиозной веры - Бог, и все его атрибуты. Наука изу­чает религию как одну из
сторон общественной жизни, в ее связях 
и взаимодей­ствии с другими об­ластями этой жизни: каким путём
формируется религия, как те или иные религиозные сис­темы объясняют мир , какие
ценности, нормы и об­разцы поведения они форми­руют у людей, как действуют те
или иные религиоз­ные организации, каковы функ­ции религии в обществе и т.д.
     Различие между философией и наукой
проявляется не только в предметной сфере, но также и в методах исследования
религии. Философия не проводит эм­пирического исследования действительно­сти.
Она в большей мере решает свои проблемы умозрительно, руко­водствуясь
определенными установками, которые развиваются на основе цепи логических
размышлений. Наука же в своих иссле­до­ваниях религии опирается на эмпирический
материал, фактические данные, полу­ченные на основе непосредственных
исследований, миро­воззренческих представ­лений тех или иных народов, их
верований, обычаев, организации жизни и т.д.
     В научном религиоведении с самого начала
его формирования широко приме­няется исторический метод, предполагающий
изучение религиозных систем в про­цессе их возникновения, становления и
развития, а также учет взаимодействия в этом процессе как общих закономерностей
истории, так и своеобразных конкрет­ных обстоя­тельств. Исторический метод
может быть реализован в виде генети­че­ского подхода, когда исследователь
выводит все последующие стадии из началь­ной 
фазы. В ходе этой процедуры важное значение имеет отыскание всех проме­жуточных
стадий в цепи эволюции рели­гии. Активно используется в религиоведе­нии и
сравни­тельно-историческое исследование. В ходе этого исследования осу­ществляется
сопоставление различных этапов развития одной и той же религии в различные  моменты времени, разных религий, сущест­вующих
одновременно, но находящихся на разных этапах развития, проводится
реконструкция тенденций развития.
     Большое влияние на формирование научного
религиоведения оказало исполь­зование методов антропологии и этнографии
Э.Тейлором, Дж.Фрезером, Б.Малиновским, Л.Леви-Брюлем и др. Этот метод активно
используют также со­циологи Э.Дюркгейм и М.Вебер, психоаналитики З.Фрейд и
К.Юнг и др.
     Социология религии является составной
частью науки об обще­стве - социоло­гии. Социология как самостоятельная наука
формиру­ется, начиная с середины XIX века, в течении длительного времени.
Социологическое знание накапливалось в недрах философии. Вычлене­ние социологии
из недр философии связано именно с тем, что “отцы - основатели” социологии
О.Конт, М.Вебер, Э.Дрюкгейм поставили перед собой задачу решения общественных
проблем, в том числе и проблему ре­лигии, на основе использования научных
методов позна­ния действительности. Ос­нователь социологии французский
мыслитель О.Конт (1798-1857), решая вопрос о том, что лежит в основе соци­ального
порядка, неизбежно столкнулся с проблемой роли религии в обществе. Отвечая на
вопрос, О.Конт сформулировал закон о трех последовательных стадиях развития
человечества: теологической, метафизиче­ской и научной. Согласно О.Конту, на
первой, теологиче­ской стадии, человек объ­ясняет все явления на основе
религиозных представлений, оперирует понятием сверхъестественного. Вера в богов
или единого Бога обусловливает стабильность общественной системы. Этой стадии
соответствует длительный период истории, вершиной которого является Средневековье.
     На второй, метафизической стадии, человек
пробует отказаться от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить
при помощи абстрактных сущно­стей и причин. Ярким примером такого периода
является эпоха Просвещения. За­дача этой стадии - критиче­ская. Разрушая
религиозный представления, она подго­тавливает приход третьей стадии -
позитивной или научной. Конт считал неиз­беж­ным конфликт между религией и
позитивным знанием - наукой и предсказывал в недалёком будущем победу науки над
религией. Наука, по мнению Конта, при­звана заменить религию не только с точки
зрения формирования нового мировоз­зрения, но прежде всего в качестве связующей
силы, призванной объединить лю­дей и социальные институты, стать основой
стабильного порядка. Установлению соли­дарности и согласия между людьми, считал
Конт, призвана новая синтетиче­ская наука - социология.
     Рассмотрение   проблем религии О.Контом осуществляется в контексте реше­ния им
общих социологических проблем. Непосредст­венно научным исследова­нием религии
с социологических позиций занимались немецкие мыслители М.Вебер (1864-1920) и
французский мыслитель Э.Дюркгейм (1858-1917). Именно они являются основопо­ложниками
социологии религии как относительно само­стоятельной отрасли знания в рамках
религиоведении.
     М.Вебер рассматривал социологию как науку
о социальном пове­дении. Пове­дение, по Веберу, становится социальным, если оно
имеет смысл, субъективно, осмысленно соотносится с поведением других людей,
ориентированно на ожида­нии определённого их поведе­ния  в соответствии с этим сопровождается субъек­тивной
оценкой шанса на успех тех или иных своих действий.
В
соответствии с этой общей концепцией предмета социологии М.Вебер фор­мули­рует
специфику социологического подхода к исследо­ванию религии. С точки зре­ния
М.Вебера, социолог, в отличии от теолога и философа, не должен касаться
вопросов об источнике религии, также как и не должен устанавливать некую мета­физическую
сущность” религии. Социолога интересует не сущность религии, а ус­ловия ее  существования. Иначе говоря, для социолога
религии интересна лишь как особый тип мотивации социального поведения людей.
Таким образом,  социо­логия, по Веберу,
должна ограничи­ваться изучением мотивирующего воздействия религиозных идей и
представлений, выявление их влияния на общественную жизнь, не касались вопроса
об их истинности или ложности, источников их проис­хождения.
     Такая оценка предмета социологии религии
вытекает из вебе­ровской трактовки социальной функции религии. М.Вебер
рассматри­вал религию как социокультур­ный институт, который совмещает в себе
черты культурной системы, то есть опре­деляет сферу значений, символов и
ценностей индивида и общества и вместе с тем функцио­нирует в качестве
самостоятельного социального института.
     М.Вебер представляет религию как
первичную основу ценностей и в этом каче­стве она является  одним из важнейших способов при­дания
смысла  социальному действию, определяет
его значения и цели. Именно на основе религиозных уста­новок все происходящие в
жизни человека события квалифицируются им как смысложизненные или
бессмысленные. Религиозное истолкование мира является средством ориентации в
нем и регуляции поведения. Религия рисует определен­ную картину мира и в то же
время задает систему ценностей и норм, в соответст­вие с которыми одни действия
запрещаются, а другие разрешаются. Тем самым она создаёт моральные нормы
поведения человека.
     Особое внимание М.Вебер уделяет выявлению
влияния религиоз­ного фактора на действенное отношение индивида к окружающей дей­ствительности.
Одни ре­ли­гии стимулируют уход этого мира, созерца­тельно-мистическое к нему
отношение (например, буддизм), другие нацеливают на его завоевание и
преобразование (например, христи­анство в его протестантской разновидности).
М.Вебер настаи­вает на религиозной обусловленности не просто повседневного
поведения ве­рующих индивидов, но и их “хозяйственного” (экономического)  поведения. Одной из важнейших заслуг
М.Вебера в области социоло­гии является обоснование им влияния Реформации на
становлении и развитие капиталистического обществен­ных отношений. Протестант­ская
этика, по мнению М.Вебера, заложена в основы “духа капита­лизма”.
     В своих работах М.Вебер доказывал не
только влияние религи­озного фактора на становление тех или иных социальных
отношений, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа
религии. В “Хозяйственной этике мировых религий” он пишет: для каждой данной
религии можно выделить те слои, жизненное пове­дение которых было определяющим
на практическую этику соот­ветст­вующей религии. Например, в конфуцианстве -
это бюрократия, в индуизме - овладевание ведической образованностью брахмы, в
буд­дизме - монашество, в христианстве - городские ремесленники и т.д. Отвергая
обвинения в упрощенном социологизме, М.Вебер разъ­ясняет: мысль автора не
сводится к тому, что своеоб­разие религии является простой функцией социального
положения того слоя, ко­торый выступает в качестве её характерного носителя,
как бы его “идеологией” или отражением его материальных и духовных интере­сов.
Напротив, как ни глубоко в отдельных случаях экономическое и политическое
воздействие на религиозную этику, её основные черты восходят прежде всего к
религиозным источникам и пре­жде всего к содержанию благовествования и
обетования. Религия как социальный институт исследуется М.Вебером в контексте
изучения различных типов религиоз­ных организаций.
     Принципиально иной подход к задачам
исследования религии демонстрирует французский социолог Э.Дюркгейм. Специфика
исследо­вания религии в системе Э.Дюркгейма вытекает из общих принципов
получения социологического знания. По мнению Э.Дюркгейма, социо­логия
основывается на познании социальных фак­торов. Источник социальных факторов
находится не в мышлении и поведении от­дельных индивидов, а в обществе. Для
того, чтобы возник социальный факт, ука­зывал Э.Дюркгейм, необходимо, чтобы по
крайней мере несколько индивидов объ­единили свои действия и чтобы эта
комбинация поро­дила  новый результат. А
по­скольку этот синтез происходит вне сознания действующих индивидов (так как
об­разуется на основе взаимодействия множества сознаний), то это имеет своим не­премен­ным
следствием установления и закрепление для индивидуальных созна­ний каких-либо
образцов поведения, ценностей, норм и т.д., которые  существуют для данных индивидов объективно. Религия, как и все
другие общественные ин­ституты, представляет собой “социальный факт” и к её
анализу применима та же методология и те критерии оценки, как и во всяким
другим социальным фактам.
     Э.Дюркгейм рассматривает религию как
созданный человеком социальный ин­ститут, формирующийся естественным образом
как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения
определённых социальных потребно­сти. Источником религии, согласно Дюркгейму,
является сам социальный способ существования людей. В религии общество
обожествляет само себя. Смысл и предназначение религии состоит прежде всего в
том, чтобы культивировать соци­альное чувство, обеспечивать влияние коллектива
на индивида. Таким образом, для Э.Дюркгейма религиозными являются все коллек­тивные
представления и ве­рования, если они носят обязательный для всех членов
общества характер, и тем самым связывают индивида и общество, подчиняют его
последнему.
     Э.Дюркгейм считает, что религия связана с
функционированием в социальном взаимодействии священных объектов. Это придаёт
кол­лективным верованиям и представлениям обязательный характер, позволяет
обязательным образом воз­действовать на индивидов и общество. Различие в
социальной жизни двух раз­личных областей - мирской и священной является, по
Дюркгейму, главным призна­ком религии. Мирская область - это сфера повседневной
жизни, с част­ными инте­ресами  и
обычными занятиями. Священное - это отдельная область, которая со­стоит из
особых предметов, верований и обрядов. Священное наделено особым моральным
авторитетом и властью. Оно - предмет почитания и поклонения, ис­точ­ник запрета
и принуждения.
     В религиозных системах представления о
священном облекаются в мифологи­ческую форму и выливаются в культовые действия.
Э.Дюркгейм в религии прида­вал решающее значение не верованиям и догматическим
формулам, а ритуалам и обрядам, то есть культовым действиям. По его мнению,
сущность культовых дей­ствий состоит в том, что через них социальная общность
открывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечивает возвращение в
обычный мир.
     Культовые действия всегда совершаются
коллективно. И принимая во внима­ние этот факт, Э.Дюркгейм предлагает такое
истолкование религиозного фено­мена: священное - это почитание в качестве
святого главной социальной ценности данного общества - самого этого сообщества.
А совершение культового действия это акт, через который данная социальная
общность каждый раз утверждает себя в качестве данной общности, иначе говоря
осознаёт самотождественность. В со­ответствии с таким подходом Э.Дюркгейм даёт
следующее определение религии. “Религия представляет собой целостную систему
верований и обрядов, относя­щихся к священным вещам, то есть к вещам особым,
запретным, это система таких верований и обрядов, которые объединяют в единую
моральную общину, назы­ваемую церковью, всех тех, кто признаёт эти верования и
обряды”.
     Э.Дюркгейм даёт расширенную трактовку
религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное. “Священные объекты”
он трактует как символы обще­ственного единства. У австралийских туземцев в
качестве такого символа высту­пает тотем - животное или растение, которое
рассматривается той или иной соци­альной общностью как общий предок -
покровитель и связь с которым отличает данную общность от другой. Для христиан
таким символом выступает Иисус Хри­стос. В современном обществе появились новые
мифы и символы, связанные с научным объяснением мира.
     Исходя из этой предпосылки, Э.Дюркгейм
выдвигает требование кон­кретно-исторического подхода к оценке её роли и
влияния: “Вначале, пишет он, - все, что социально, религиозно - оба символа
синонимы. Потом мало-помалу функции политические, экономические и научные
освобождаются от религиозных и получают все более ярко выраженный светский
характер”. Таким образом, Э.Дюркгейм признаёт наличие непрерывного процесса
освобождения всех сфер общественной жизни от влияния религии. Однако развитие
этого процесса не оз­начает конца религиозности. Религия, по его мнению, будет
существовать вечно. Не может существовать общество, которое не испытало бы
потребности регулярно оживлять и подкреплять коллективные чувства и идеи,
утверждающие его един­ство и индивидуальность. Э.Дюркгейм верил в то, что в
результате данного про­цесса на смену религии существ и богов придет “религия
человечности”.
Используемая литература
1.
Религии мира.
    Под редакцией члена-кор. РАН Я.Н.Щапова
    Москва: “Просвещение”, 1994
2.
Социология.
    Осипов Г.В., Коваленко Ю.П., Щипанов Н.И.,
Яновский Р.Г.
    Москва: из-во “Мысль”, 1990
3.
Общественно-политический и научный журнал “Россия”
    номер 1-2, 1994
4.
Общественно-политический и научный журнал “Россия”
    номер 3, 1994
Социология Социальные представления зафиксированные в обрядах. Реферат по социологии на тему Социальная мысль средневековья. Религия как социальный институт понятие сущность функ. Я Н Щапов Москва Просвещение г религии мира онлайн. Религиоведение реферат на тему Социология религии. Реферат по социологии на тему общество и религия. Реферат по социологии на тему Социология религии. Реферат по социологии на тему религия и ее роль. Религия в жизни индивида Реферат по социологии. Типы определений религии заключение реферат. Реферат о конт проблемы социологии религии. Реферат на тему Философский анализ религии. Социология православной религии по Осипову. Реферат по социологии на тему вера в Бога. Реферат социологический подход в религии.

© 2011 Рефераты